«Работа с разными источниками информации на уроках в начальной школе. Мастер-класс Работа с информацией.doc - Мастер-класс «Приёмы работы с информацией в начальной школе

Электроника 22.06.2019
Электроника

Мурманск 2014

Введение
Глава 1. Технология поиска информации
1.1. Основные понятия, виды и методы поиска информации
1.2. Информационно-поисковые системы
1.3. Умение осуществлять поиск необходимой информации как универсальное учебное действие в начальной школе
Глава 2. Обучение младших школьников поиску информации на занятиях по информатике
2.1. Эмпирическое исследование по проблеме формирования у обучающихся 1 класса навыков поиска информации
2.2. Задания на формирование навыков поиска информации на занятиях по информатике в 1 классе
2.3. Организация поиска информации в сети Интернет в начальной школе
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Введение

Информационная культура сегодня требует от современного человека новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационной среде. Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе.

Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных, так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог .

Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обращается внимание на то, что выпускник начальной школы должен уметь осуществлять поиск информации, систематизировать, сопоставлять и преобразовывать ее.

Таким образом, формирование учебно-информационных умений, то есть умений добывать информацию из различных источников является важнейшим условием соответствия образовательного процесса современным требованиям. Приобретение данных умений учащимися способствует формированию целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и всестороннему развитию личности.

Большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получить информацию из книг и учебников [ 15]. Поэтому возникает необходимость формирования у младших школьников навыков поиска информации для выполнения учебных заданий. Своевременная работа по формированию у обучающихся данных навыков позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД.

Этим и определяется актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.

Объектом работы является процесс формирования навыков поиска информации для выполнения учебных заданий.

Предмет - формирование навыков поиска информации на занятиях по информатике в начальной школе.

Цель работы: определить возможности формирования навыков поиска информации на занятиях по информатике в начальной школе.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Изучить научно-методическую, психолого-педагогическую и научно-популярную литературу по теме работы;

Охарактеризовать умение осуществлять поиск необходимой информации как одно из общеучебных универсальных действий;

Исследовать уровень сформированности у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Подобрать задания на формирование навыка поиска необходимой информации для обучающихся 1 класса.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования: анализ научно-методической литературы по теме работы, ознакомление с учебной документацией, тестирование, качественная и количественная обработка результатов исследования.

Исследование проводилось на базе МБОУ г. Мурманска гимназия №5 в 1А классе.

Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.


Глава 1. Технология поиска информации

1.1.Основные понятия, виды и методы поиска информации

Конец XX - начало XXI века, характеризуется огромными массивами постоянно растущей разнообразной информации, доступной и представляющей интерес для самых широких слоев социума. Поиск информации или информационный поиск представляет один из основных информационных процессов. Человечество издревле занималось им. Цели, возможности и характер поиска всегда зависели от наличия информации, ее важности и доступности, а также средств организации поиска. Интернет-технологии и программно-технические средства, доступные большинству людей, позволяют осуществлять данный процесс в любое время, практически в любом месте по любым запросам.

Поиск – это процесс, в ходе которого в той или иной последовательности производится соотнесение отыскиваемого с каждым объектом, хранящимся в массиве. Цель любого поиска заключается в потребности, необходимости или желании находить различные виды информации, способствующие получению лицом, осуществляющим поиск, нужных ему сведений, знаний для повышения собственного профессионального, культурного и любого иного уровня; создания новой информации и формирования новых знаний; принятия управленческих решений .

Термин "информационный поиск" (англ. "information retrieval") ввёл американский математик К. Муэрс. Он заметил, что побудительной причиной такого поиска является информационная потребность, выраженная в форме информационного запроса. К объектам информационного поиска К. Муэрс отнес документы, сведения об их наличии и (или) местонахождении, фактографическую информацию .

Решать проблемы фактографического поиска первыми стали представители библиотек. Они разработали средства информационного поиска, получившие название "справочно-поисковый аппарат" (каталоги, библиографические указатели и др.). В профессиональной отечественной печати данный термин используется с 1970-х годов. Библиотекари определяют "информационный поиск" как нахождение в информационном массиве документов, соответствующих информационному запросу пользователей [.18.].

С точки зрения использования компьютерной техники "информационный поиск" - совокупность логических и технических операций, имеющих конечной целью нахождение документов, сведений о них, фактов, данных, релевантных запросу потребителя [..17].

"Релевантность" - устанавливаемое при информационном поиске соответствие содержания документа информационному запросу или поискового образа документа поисковому предписанию .

Информационный поиск вызван потребностью удовлетворения информационных запросов пользователей, ожидающих с помощью поисковых систем оперативно получить необходимые им данные или сведения. Он является методом нацеленного поиска и извлечения релевантных документов или фактов из различных источников информации, например, банков данных или запоминающих устройств. В качестве таковых выступают живые и неживые объекты, представляющие различные источники и носители информации.

Системы, обеспечивающие реализацию подобного поиска информации, называются поисковыми системами (ПС). В традиционных технологиях ПС представляют картотеки и каталоги, адресные и иные справочники, указатели, энциклопедии, справочный аппарат к изданиям и другие материалы.

В 1945 годы американский ученый и инженер В. Буш в статье "Возможный механизм нашего мышления" впервые широко поставил вопрос о необходимости механизации информационного поиска. Начиная с 1960 годов, появляются автоматизированные поисковые системы, работающие с информацией [..]. С этого периода ведутся интенсивные работы в области формирования и реализации принципов и методов информационного поиска.

"Поисковые системы" осуществляют поиск среди документов базы или иных массивов машиночитаемых данных, содержащих заданные слова.

Электронные ПС с помощью обычных или интеллектуальных терминалов (ПЭВМ) дают возможность пользователям производить поисковые запросы при помощи формальных и описывающих содержание элементов и с применением специальных логических операторов; осуществляют поиск среди документов базы или иных массивов машиночитаемых данных, содержащих заданные слова. Поисковые системы позволяют осуществлять только поисковые процедуры и связанные с ними процессы.

В общем случае поиск информации состоит из четырех этапов :

Определение (уточнение) информационной потребности и формулировка информационного запроса;

Определение совокупности возможных держателей информационных массивов (источников);

Извлечение информации из выявленных информационных массивов;

Ознакомление с полученной информацией и оценка результатов поиска.

Существуют следующие виды поиска: полнотекстовый поиск, поиск по метаданным, поиск изображений .

Полнотекстовый поиск – поиск по всему содержимому документа. Пример полнотекстового поиска – любой интернет-поисковик. Как правило, полнотекстовый поиск для ускорения поиска использует предварительно построенные индексы. Наиболее распространенной технологией для индексов полнотекстового поиска являются инвертированные индексы.

Поиск по метаданным – это поиск по неким атрибутам документа, поддерживаемым системой, например, название документа, дата создания, размер, автор. Пример поиска по реквизитам – диалог поиска в файловой системе.

Поиск изображений – поиск по содержанию изображения. Поисковая система распознает содержание фотографии (загружена пользователем или добавлен URL изображения). В результатах поиска пользователь получает похожие изображения.

Выделяют разнообразные методы поиска информации .

Адресный поиск - процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным в запросе.

Для осуществления нужны следующие условия:

1.Наличие у документа точного адреса.

2.Обеспечение строгого порядка расположения документов в запоминающем устройстве или в хранилище системы.

Семантический поиск - процесс поиска документов по их содержанию.

Условия поиска:

· составление поискового описания, в котором указывается дополнительное условие поиска.

Различие между адресным и семантическим поисками состоит в том, что при адресном поиске документ рассматривается как объект с точки зрения формы, а при семантическом поиске – с точки зрения содержания. При семантическом поиске находится множество документов без указания адресов.

Документальный поиск – процесс поиска в хранилище информационно-поисковой системы первичных документов или в базе данных вторичных документов, соответствующих запросу пользователя.

Существует два вида документального поиска:

1. Библиотечный, направленный на нахождение первичных документов.

2. Библиографический, направленный на нахождение сведений о документах, представленных в виде библиографических записей.

Фактографический поиск – процесс поиска фактов, соответствующих информационному запросу. К фактографическим данным относятся сведения, извлеченные из документов, как первичных, так и вторичных и получаемые непосредственно из источников их возникновения.

Различают два вида:

1. Документально-фактографический, заключается в поиске в документах фрагментов текста, содержащих факты.

2. Фактологический (описание фактов), предполагающий создание новых фактографических описаний в процессе поиска путем логической переработки найденной фактографической информации.

1.2. Информационно-поисковые системы

Поисковые системы с большим набором функций и возможностей обычно входят в состав систем управления базами данных и именуются информационно-поисковыми системами (ИПС). Они также создаются и используются для эффективного нахождения пользователями необходимых им данных, в том числе в Интернете.

Терминологически "информационно-поисковая система" (англ. "information retrieval system", IRS) представляет систему, предназначенную для поиска и хранения информации; пакет программного обеспечения, реализующий процессы создания, актуализации, хранения и поиска в информационных базах и банках данных .

Функционирование современных ИПС основано на двух предположениях :

1) документы, необходимые пользователю, объединены наличием некоторого признака или комбинации признаков;

2) пользователь способен указать этот признак.

Оба эти предположения на практике не выполняются, и можно говорить только о вероятности их выполнения . Поэтому, процесс поиска информации обычно представляет собой последовательность шагов, приводящих при посредстве системы к некоторому результату, и позволяющих оценить его полноту. При этом поведение пользователя, как организующее начало управления процессом поиска, мотивируется не только информационной потребностью, но и разнообразием стратегий, технологий и средств, предоставляемых системой.

Пользователь обычно не имеет исчерпывающих знаний об информационном содержании ресурса, в котором проводит поиск. Оценить адекватность выражения запроса, как и полноту получаемого результата, он может, отыскав дополнительные сведения, или так организовав процесс, чтобы часть результатов поиска могла использоваться для подтверждения или отрицания адекватности другой части.

ИПС делятся на: традиционные (ручные, механические, электромеханические) и автоматизированные (электронные) .

Автоматизированные ИПС (АИПС), используют компьютерные программно-технические средства и технологии и предназначаются для нахождения и выдачи пользователям информации по заданным критериям.

Определяющими для понимания методов автоматизации поиска являются два следующих фактора:

1) сравниваются не сами объекты, а описания - так называемые "поисковые образы";

2) сам процесс является сложным и обычно реализуется последовательностью операций.

Данные в АИПС вводятся на основе специально разрабатываемых форматов ввода. Все сведения об одном объекте в ИПС представляются в виде систематизированных данных, образующих одну строку таблицы и называются записью. При этом если ИПС представляет электронный каталог библиотеки, то любое библиографическое описание (БО) документа в нем - это одна запись, состоящая из полей, равных количеству элементов БО. Совокупность записей образует базу данных, которая, как правило, хранится в одном файле. Совокупность баз данных, объединенных одной СУБД, образует банк данных.

Поскольку АИПС - инструмент, используемый человеком при поиске, эффективность ее использования зависит от того, насколько хорошо человек знает природу операционных объектов и свойства инструмента, посредством которого он работает с этими объектами.

По используемым поисковым технологиям информационные системы можно разбить на 4 категории:

1. Тематические каталоги;

2. Специализированные каталоги (онлайновые справочники);

3. Поисковые машины (полнотекстовый поиск);

4. Средства метапоиска.

В Интернете ИПС размещается на одном или нескольких серверах. В ИПС собирается, индексируется и регистрируется информация о документах, имеющихся в обслуживаемой системой группе веб-серверов. В документах индексируются все значащие слова или только слова из заголовков.

Тематические каталоги предусматривают обработку документов и отнесение их к одной из нескольких категорий, перечень которых заранее задан. Фактически это индексирование на основе классификации. Индексирование может проводиться автоматически или вручную с помощью специалистов, просматривающих популярные веб-узлы и составляющих краткое описание документов-резюме.

Специализированные каталоги или справочники создаются по отдельным отраслям и темам, по новостям, по городам, по адресам электронной почты и так далее.

Поисковые машины (самое развитое средство поиска в Интернете) реализуют технологию полнотекстового поиска. Индексируются тексты, расположенные на опрашиваемых серверах. Индекс может содержать информацию о нескольких миллионах документов.

При использовании средств метапоиска запрос осуществляется одновременно несколькими поисковыми системами. Результат поиска объединяется в общий, упорядоченный по степени релевантности список. Каждая система обрабатывает только часть узлов сети, что позволяет расширить базу поиска.

С точки зрения ИПС, результат поиска в ней есть совокупность (подмножество) найденных документов или ссылок на них. Обычно он представляется пользователю в виде списка. То есть простейшей выходной формой в данном случае будет список ссылок в виде полных или частичных БО, найденных информационных ресурсов. Такой список может быть тут же распечатан или послан на какой-либо адрес электронной почты, если такая возможность предоставляется ИПС и пользователь подключен к Интернету.

Для получения информации в среде Интернета создаются специальные поисковые системы. Как правило, они общедоступны и обслуживают пользователей в любой точке планеты, где имеется возможность работы с Интернетом. Непосредственно для поиска используются поисковые машины, число которых в мире исчисляется несколькими сотнями. Они ориентируются на определенные типы запросов или их сочетание (библиографический, адресный, фактографический, тематический и др.). Кроме того, бывают полнотекстовые, смешанные и другие поисковые машины.

Для проведения поиска в Интернете (в WWW) функционирует множество сайтов и поисковых систем, поэтому необходимо не только ориентироваться в таких системах, но и уметь осуществлять в них эффективный поиск, то есть использовать соответствующие технологии.

"Технология поиска (англ. "Search Technology") означает совокупность правил и процедур, в результате выполнения которых пользователь получает ИР. При поиске в Интернете рекомендуется обращать внимание на две составляющие: полноту (ничего не потеряно) и точность (не найдено ничего лишнего).

Поисковые системы характеризуются также временем выполнения поиска, интерфейсом, предоставляемым пользователю и видом отображаемых результатов. При выборе поисковых систем обращают внимание на такие их параметры, как охват и глубина. Под охватом понимается объём базы поисковой машины, измеряемый тремя показателями: общим объёмом проиндексированной информации, количеством уникальных серверов и количеством уникальных документов. Под глубиной понимается - существует ли ограничение на количество страниц или на глубину вложенности директорий на одном сервере.

Каждая поисковая машина имеет свои алгоритмы сортировки результатов поиска. Чем ближе к началу списка, полученного в результате проведения поиска, оказывается нужный документ, тем выше релевантность и лучше работает поисковая машина.

Поисковые машины используют общие принципы работы, ориентированные на выполнение двух основных функций. Первая функция реализуется программой-роботом, автоматически просматривающей различные сервера в Интернете. Находя новые или изменившиеся документы, она осуществляет их индексацию и передаёт на базовый компьютер поисковой машины.

"Робот" - автоматизированный браузер, загружающий веб-страницу, изучающий её и, при необходимости, переходящий к одной из её гиперсвязей. Когда ему попадается страница, не содержащая связей, робот возвращается на одну-две ступени назад и переходит по адресу, указанному в одной из обнаруженных ранее связей. Запущенный робот проходит огромные расстояния в среде Интернета (киберпространстве), ориентируясь на развитие веб-сети и изменяя в соответствии с этим свои маршруты.

Индексирующие роботы обрабатывают лишь HTML-файлы, игнорируя изображения и другие мультимедийные файлы. Они могут: обнаруживать связи с уже несуществующими страницами; устанавливать связь с наиболее популярными узлами, подсчитывая количество ссылок на них в других веб-страницах; регистрировать веб-страницы для оценки роста системы и др. Чаще всего роботы просматривают сервера самостоятельно, находя новые внешние ссылки в уже обследованных документах.

Вторая функция заключается в обработке выявленных документов. При этом учитывается все содержание страниц (не только полный текст, но и наличие иллюстраций, аудио и видео файлов, Java-приложений). Индексации подвергаются все слова в документе, что дает возможность использовать поисковые системы для детального поиска по самой узкой тематике. Образуемые гигантские индексные файлы, хранящие информацию о том, какое слово, сколько раз, в каком документе и на каком сервере употребляется, составляют базу данных, к которой собственно и обращаются пользователи, вводя в поисковую строку сочетания ключевых слов (запрос).

Выдача результатов осуществляется с помощью специальной подсистемы, производящей интеллектуальное ранжирование результатов. В своих расчетах она опирается на местоположение термина, частоту его повторения в тексте, процентное соотношение данного термина с остальным текстом на данной странице и другие параметры, характеризующие возможности конкретной поисковой машины.

Эффективный доступ к информации в Интернете обеспечивают такие зарубежные поисковые системы, как AltaVista, Lycos, Yahoo, Google, OpenText, Wais и др.

К отечественным поисковым машинам относятся: Апорт, Rambler, Яндекс и др.

Все эти поисковые машины позволяют по ключевым словам, тематическим рубрикам и даже отдельным буквам оперативно находить в сети, например, все или почти все тексты, где эти слова присутствуют. При этом пользователю сообщаются адреса сайтов, где найденные ИР постоянно присутствуют. Однако ни одна из них не имеет подавляющих преимуществ перед другими. Для проведения надежного поиска по сложным запросам специалисты рекомендуют использовать последовательно или параллельно (одновременно) различные ИПС.

Полнотекстовая поисковая машина индексирует все слова видимого пользователю текста. Наличие морфологии дает возможность находить искомые слова во всех склонениях или спряжениях. Кроме этого, в языке HTML существуют тэги, которые также могут обрабатываться поисковой машиной (заголовки, ссылки, подписи к картинкам и т.д.). Некоторые машины умеют искать словосочетания или слова на заданном расстоянии, что часто бывает важно для получения разумного результата.

Несмотря на общие принципы построения, поисковые системы отличаются тематикой, ее объемом, классификацией и интерфейсами.

Полноту и точность ответа пользователь получает в зависимости от точности сформулированного им запроса. В результате поиска ему обычно предоставляется гораздо больше информации, чем ему необходимо, часть которой может вообще не иметь отношение к сформированному запросу.

Простые запросы в виде отдельных достаточно распространенных терминов приводят к извлечению тысяч (сотен тысяч) документов, абсолютное большинство которых пользователю не требуется (информационный шум).

Важным аспектом также является возможность таких систем поддерживать многоязычность, то есть способность обрабатывать запросы на различных языках. Пользователям предлагаются двуязычные словари, электронный переводчик и др. Кроме того, появились системы, осуществляющие мгновенный перевод информационных ресурсов, найденных пользователем в Интернет и копируемых на его компьютер.

Актуальным является использование машиночитаемых тезаурусов. Электронный тезаурус - словарь, предназначенный для анализа текста и информационного поиска, включающий широкий набор семантических отношений между составляющими его терминами.

Создаются системы, позволяющие эффективно вести поиск в полнотекстовых БД. Они базируются на использовании технологий синтаксического и морфологического анализа текста (разбивка на элементы, распознаваемые программой) и оперативной обработки текстов на естественных языках.

При организации одинакового запроса на разных поисковых машинах возможно получение различных по содержанию и широте охвата материалов. Искусство построения запроса требует знаний особенностей каждой конкретной поисковой системы и наличия опыта работы с Интернетом вообще.

Используются метапоисковые системы, обеспечивающие в результате поиска получение суммарных данных с десятка поисковых систем, но при этом объем информации может быть весьма значительным. Частично данная проблема решается предоставлением ими общего списка, вначале которого будут данные, наиболее релевантные запросу. Другим способом удовлетворения потребностей пользователей явилось создание тематически узконаправленных поисковых систем на веб-сайтах - порталов.

Важность проблемы информационного поиска в Интернете породила целую отрасль, задача которой заключается в том, чтобы помочь пользователю в его навигации в киберпространстве. Составляют эту отрасль специальные поисковые инструменты. Условно их можно разделить на поисковые средства справочного типа или просто справочники и поисковые системы в чистом виде.

1.3. Умение осуществлять поиск необходимой информации как универсальное учебное действие в начальной школе

Примерная основная образовательная программа начального общего образования содержит программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.

К познавательным универсальным учебным действиям относится умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета. Также выпускник начальной школы получит возможность научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

По программе формирования ИКТ-компетентности обучающихся в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. К этим навыкам относится поиск информации в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составление списка используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); грамотное формулирование запросов при поиске в Интернете и базах данных, оценивание, интерпретирование и сохранение найденной информации. Обучающийся научится критически относиться к информации и к выбору источника информации.

В программе Горячева А.В. «Информатика и ИКТ» для четырехлетней начальной школы для образовательной системы «Школа 2100» рассматривается модуль «Поиск информации» при изучении технологического компонента.

В результате изучения данного модуля, обучающиеся должны научиться

· искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;

· искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.

При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать ее, например, при создании печатных или электронных публикаций.

В модуле «Поиск информации» рассматриваются следующие темы:

Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD или DVD, сеть Интернет, постоянная память компьютера.

Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем.

Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет.

Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска.

Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.

На изучение данного модуля выделяется 6-8 часов.

В образовательных системах «Перспектива» и «Школа России» преподавание информатики ведется по программе Рудченко Т.А., Семенова А.Л. «Информатика. 1-4 классы (3-4 классы)».

Данная программа по информатике нацелена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией.

Изучение информатики в начальной школе по программе Т.А. Рудченко, А.Л. Семенова дает возможность обучающимся овладеть практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач, одной из которых является использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых) и энциклопедий.

Тема «Словарь» изучается во 2 классе. В ходе изучения данной темы обучающиеся научатся искать информацию в словарях, искать в учебном словаре определенное слово, слово по описанию, слова на некоторую букву.

В 4 классе в ходе выполнения проекта «Мой доклад» обучающиеся знакомятся с поиском информации в Интернете.

В рассмотренных программах недостаточно отражена работа по формированию навыка поиска необходимой информации. Вся работа сводится к поиску информации в интернете и на компьютере, поэтому учителю необходимо самостоятельно разрабатывать систему заданий направленных на формирования навыков поиска информации.


Глава 2. Обучение младших школьников поиску информации на занятиях по информатике

2.1. Эмпирическое исследование по проблеме формирования у младших школьников навыков поиска информации

Введение ФГОС начального общего образования предусматривает формирование умения учиться, работать с информацией. Сегодня важно научить младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал.

Таким образом, формирование у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации является важнейшей задачей современной начальной школы. Уровень сформированности данного умения оказывает влияние на приобретение знаний по всем школьным дисциплинам.

В ходе преддипломной практики в МБОУ г. Мурманска гимназии № 5 нами было проведено исследование в несколько этапов с целью формирования у обучающихся 1 класса навыков поиска необходимой информации. В исследовании принимали участие 10 человек.

На I этапе (констатирующем) мы провели тестирование обучающихся. Первоклассникам были предложены следующие задания:

2. Найти толкования слов в словаре С.И. Ожегова.

3. Найти ответы на предложенные вопросы в статье журнала.

4. Ознакомиться с содержанием книги и найти в ней заданные произведения.

В бланке ответов фиксировалось время, которое обучающийся затратил на его поиск. Если обучающийся не справлялся с заданием в течение одной минуты, то задание выполнялось вместе с ним, а к результату прибавлялось 60 секунд.

В ходе тестирования были получены следующие результаты:

На II этапе (формирующем) нами были проведены занятия по информатике, на которых использовались методы и приемы поиска информации:

1) «В стране информации». Знакомство с понятием информации, видами информации, информационными процессами, в том числе процессом поиска информации.

2) «Поиск в стране книг». Поиск нужной книги в библиотеке, поиск информации в содержании книги и в содержании произведения.

3) «Поиск любимой книги». Практическое занятие в школьной библиотеке, работа с каталогом.

4) «Поиск в стране журналов и газет». Поиск информации в статьях журналов и газет.

5) «Поиск в стране словарей». Работа со словарем.

На каждом занятии обучающиеся выполняли упражнения, формирующие навыки поиска.

На III этапе (контрольном) было проведено повторное тестирование с целью проверки сформированности у обучающихся 1-го класса навыков поиска информации. В результате нами были получены следующие данные:

Нами была проведена статистическая обработка данных с использованием G-критерия знаков. Данный критерий предназначен для выявления сдвига в уровне исследуемого признака, измеренного на двух зависимых выборках или на одной и той же (два замера).

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19

Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника / Фатеева Т.С. / Москва

В статье исследованы особенности работы с информацией в начальной школе. Умение работать с информацией рассматривается как универсальное учебное действие. Дан анализ программы «Чтение. Работа с текстом», представленной в «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения». Приведены примеры заданий, иллюстрирующих процесс формирования умения работать с информацией.

Ключевые слова:

Информация, информационная грамотность, работа с информацией, поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

Фатеева Т.С.

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако довольно часто можно встретить ребенка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную, интересующую его информацию. Как правило, обилие информации вводит в заблуждение не только детей, но и взрослого человека.

Современная информационная грамотность, информационная культура выступают особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражают характер и уровень практической деятельности людей. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности (культуры) лич­ности . Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать . И именно в начальной школе происходят активизация разви­тия познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а следовательно, и формирование информационной грамотности (умения работать с информацией), должны на­чинаться в период обучения ребенка в 1-4 классах, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов инфор­мационной грамотности (культуры) в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других .

Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования . В Примерных образовательных программах начального образования рассматривается процесс формирования информационной грамотности. Согласно этому документу,совокупность умений работать с информацией формируется как в урочное время, так и во внеурочное.

Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов (при работе над проектами), а именно: заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках; в которых ученик:

А) должен сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений;

б) должен выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;

в) имеет дело с двумя или более способами организации информации;

г) должен представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах; предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации.
В Примерных программах представлены две программы, предполагающие работу с информацией: «Чтение. Работа с текстом », «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

Рассмотрим первую программу, предполагающую 3 уровня работы с текстом:

Поиск информации и понимание прочитанного;

Преобразование и интерпретация информации;

- оценка информации.

Все данные умения, на наш взгляд, можно трактовать как относящиеся к информационной грамотности и применимые не только к текстовой информации, но и к информации представленной в любом другом виде.

Рассмотрим формирование этого умения на примере математики.

Под поиском и пониманием прочитанного в Примерной программе мыслится умение находить в тексте факты, заданные в явном виде, определять главную мысль, тему текста, делить его на части, сравнивать объекты; упорядочивать информацию, представленную в неявном виде; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с его целью; ориентироваться в словарях и справочниках. Также школьники могут научиться использовать формальные элементы текста для поиска нужной информации, работать с несколькими источниками информации, а также сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Мы считаем, что в данном случае идет речь о первом этапе становления умения работать с информацией, столь актуального в современности. Можно сопоставить этот блок с мотивационными действиями. При выполнении любого задания обучающиеся ставят цель, определяют мотив, принимают учебную задачу, отбирают и «читают» полученную информацию. В случае же непонимания цели, неумения прочесть задание, ученик его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками, что приводит к невниманию и нежеланию понимать представленную информацию в жизненных ситуациях. Поэтому необходимо включать в задания, особенно с использованием нетекстовой формы представления информации (диаграмм, таблиц, схем) вопросы на понимание, на осознание цели (даже при отсутствии таковых в учебной книге). Например, до выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:

как называется таблица; почему;

какую информацию из нее можно извлечь;

зачем нам таблица в задании;

какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;

назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки);

какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.

Если работать с текстовой информацией (в данном случае нет ограничения: математический, лингвистический или художественный текст на уроке чтения), также необходимы вопросы на понимание:

О чем текст, выдели основную мысль;

назови или найди заголовок, объясни;

выдели основные понятия;

найди вопрос, найди данные (если речь идет о задаче);

спроси, что непонятно и др.

Зачастую, эти вопросы опускаются многими авторами учебников, учителями, так как не считаются необходимыми. Однако в случае невнимания к данным действиям не формируется правильный, на наш взгляд, подход к «чтению информации», позволяющий: 1)отметить особенность формы представления (для этого умение отрабатывается на информации, представленной в разных формах), 2)прочитать информацию, 3) выделить основное, 4) понять, 5) спросить (или выяснить), что непонятно.

Дети быстрее и правильнее выполняют такие задания «на чтение информации», как: сколько конфет было у Маши (по задаче), сколько стоит билет в кино в субботу, сколько стоят детские билеты в разные дни недели (по таблице), если систематически (на первых этапах) проводить задания на понимание устройства и цели. В силу того что подобные задания есть не во всех учебниках, вся «ответственность» за сформированность умения считывать информацию ложится на учителя.

Рассмотрим второй блок информационных умений в Примерной программе. Под преобразованием и интерпретацией информации понимается умение пересказывать текст; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи; формулировать несложные выводы; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Школьники могут научиться делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

На наш взгляд, этот блок можно условно назвать процессуальными действиями. Довольно часто приходится преобразовывать информацию (из текста в таблицу, из таблицы в текст, комментировать диаграммы и другие); осуществлять пересказ полученной информации; реже, но встречаются действия по заполнению таблиц; дополнения данных текста и другие. Следовательно, формирование процессуальных действий также ценно для школьников. Такие задания, как правило, имеют следующее содержание: дополни, заполни, перескажи, ответь на вопрос, найди закономерность. В учебниках практически не встречаются задания на преобразование информации из одной формы в другую (например, из текста в таблицу и наоборот), на сопоставление и обобщение информации в разных частях текста. Именно поэтому они сложно даются детям. Часто встречаются следующие задания на интерпретацию информации: заполни таблицу, найди закономерности в таблице, реши задачу с использованием таблицы; о чем говорится в первом абзаце, как можно назвать первую часть и др. Реже или совсем не встречаются задания: опиши словесно таблицу, опиши словесно диаграмму, представь в виде диаграммы данные из таблицы, представь данные текста в таблице, найди в тексте всю информацию о…, что говорится о … В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа: заполни, дополни, а именно с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи. Следовательно, необходимо уделять внимание заданиям на преобразование и обобщение.

Не стоит забывать, что в осуществлении любых действий важна поэтапность. Так, в случае несформированности одного действия при работе с информацией, неполноценно будет протекать и другое: качественная работа по овладению мотивационными действиями облегчит формирование процессуальных действий, а в дальнейшем – и оценочных.

Третий блок, рассмотренный в Примерной программе – оценочный . Под оценкой информации понимается умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; подвергать сомнению достоверность прочитанного; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Школьники могут научиться сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; · в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Контрольно-оценочные действия, в нашем понимании, – наиболее сложны для овладения ими младшими школьниками, и наиболее редки в учебных заданиях (используются, как правило, только на уроках литературного чтения), так как требуют либо сопоставления, либо высказывания личного отношения. Однако именно самостоятельность, умение аргументировать, доказать являются ценными умениями для школьников в рамках действующего в современном образовании системно-деятельностного подхода к обучению. Школьникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Эти умения – залог успешного восприятия информации вне школы, в жизни.

Примерами подобных заданий могут служить определение истинности неравенств, представление результатов оценки в таблице, решение задачи с нестандартной формулировкой (к примеру, хватит ли денег на ту или иную покупку) – здесь необходимо не только выбрать способ решения, но и оценить платежеспособность.

Крайне редки в математике задания на высказывание своего мнения, отношения. Например, какое высказывание верно: докажи текстом, почему ты так считаешь, определи истинность высказываний (причем, обязательно наличие истинных, ложных и непонятных высказываний). Иными словами, ребенок должен сделать выбор из трех возможных вариантов ответа: истина, ложь, не знаю (в том случае, когда нет или не хватает информации). Также довольно редки вопросы «почему?» после заданий (предполагает аргументацию своего ответа), а также «в какой форме лучше представить данную информацию (таблица, текст, диаграмма)?» и другие. Данные задания сложны, однако именно аргументация своего выбора, доказательность ответов, оценка информации помогут детям сформировать свою жизненную позицию.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, вариативных форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. Причем необходимо формировать такие умения, как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации . Каждое из умений должно быть проработано, иначе невозможно сформировать следующее умение. При этом велика роль учителя, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения.

Список литературы:

1. Колмогорова Л.С, Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. - Барнаул, БГПУ, 1999.-120с.

2. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте об­щей теории культуры личности // Педагогическая информатика, 2000. -№ 2.- С. 53-68.

3. Петухова Т.П., Ващук И.Н. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности: Монография. - Ниж­ний Новгород: ВГИПУ, 2007. - 192с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2010

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост.Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этапе обучения в начальной школе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что в «результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией».

Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое на уроках по всем предметам начиная с первого класса. Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю предстоит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности в большей степени на предметном материале.

Учить работать с информацией я начинаю уже с первых дней в первом классе.

Рассмотрим и выполним несколько видов задач при работе с информацией.

I. Задачи на поиск, получение, селекцию, фиксацию информации.

1. Какие птицы спрятались на дереве?

кряваяк
карудодкар
тетеревжужужу
туктукдятелтуктук
капсиницакап
кукуласточкакуку
жстриж
и
в
орёл
л
г
а

На дереве спрятались названия птиц. Найди их.

Найденные на дереве названия птиц выдели цветом.

Сколько птиц спряталось на дереве? Напиши .__________________

Нарисуй своё дерево. Спрячь на нём названия животных.

Попроси соседа по парте найти названия загаданных тобой животных.

- Как вы видите, одно простое задание решает много важных задач: и внимание, и работа над техникой чтения, и повторение тем по окружающему миру, и математика, и логическое мышление, пополнение словарного запаса, коммуникативные навыки.

2. Условные знаки в быту

Рассмотри знаки.

Расскажи . Видел ли ты эти знаки на ярлычке одежды?

Подумай. Для чего нужны символы на ярлычках одежды?

Подумай. Какие из этих знаков запрещают что-то делать? Отметь их красным карандашом. Как ты догадался?

Расскажи. Что обозначает каждый из этих значков?

Рассмотри ярлычки своей одежды. Какие условные обозначения есть на ярлычках твоей одежды?

Ярлычок – это маленький листок с информацией об одежде с указание рекомендацией по уходу за ней.

II. Задачи на преобразование, интерпретацию и применение информации.

1. Шифровка

Рассмотри таблицу.

Расшифруй слово, используя ключ к разгадке.

6 ☺, 1☺, 7 ☺, 2 ☼, 3 ☼, 1☺.

Запиши слово, которое у тебя получилось. _________________

Запиши. Из скольких цветов состоит радуга? _______________

Какие слова по порядку нужно вспомнить, чтобы не ошибиться в написании цветов радуги?

Нарисуй радугу.

Найди в таблице 7 букв, на которые начинаются названия цветов радуги.

Зашифруй эти буквы в виде цифрового кода.

_______________________________________

Рассмотри таблицу.

Зашифруй несколько слов, используя ключ к разгадке.

Попроси своего соседа по парте расшифровать слова.

2. Какие буквы чаще встречаются в тексте?

Подумай. Какие буквы чаще встречаются в тексте: гласные или согласные?

Прочитай высказывания. Отметь знаком высказывание, с которым ты согласен.

Чаще встречаются гласные.

Чаще встречаются согласные.

Проведи проверку.

Прочитай стихотворение А.Барто «Слон»:

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.

Посчитай в стихотворении все гласные буквы и все согласные и запиши результат в таблицу.

Подтвердилось ли твоё предположение? Напиши._________________________

Сделай вывод.

В стихотворном тексте чаще встречаются ________________________________

3. Информационные знаки

Вспомни. Где пешеходы должны переходить улицу?

Подумай. Запрещающие или информирующие эти знаки?

Объясни. Почему ты так решил?

Рассмотри знаки.

Сравни. Чем похожи эти знаки? Чем они различаются? Расскажи.

Под каждым знаком напиши название пешеходного перехода, который этот знак обозначает.

Докажи. Почему опасно путать эти знаки?

4. Неизвестный гриб

Саша и Маша нашли в лесу незнакомый гриб и принесли его домой.

Подумай. Какую книгу должны взять дети, чтобы узнать название гриба?

Отметь нужную книгузнаком

□ Орфографический словарь.
□ Толковый словарь.
□ Энциклопедия о животных.
□ Атлас – определитель.
□ Атлас карт.
□ Кулинарная книга.

Подумай. По какому признаку ты будешь искать нужную информацию в орфографическом словаре?

Отметь знаком этот признак.

□ Внешний вид.
□ Место нахождения.
□ Название по алфавиту.
□ Название по способу приготовления блюд.

6. Перевёртыши.

Прочитай правила игры.

Перевёртыши – это забавная игра. Игроку даётся фраза. Он должен к каждому слову фразы подобрать слово с противоположным значением. В итоге игры получится известная пословица или поговорка.

Например. Большой пальме жарко летом.

ЩЕЛЧОК

Подбираем слова с противоположным значением.

Большая – маленькая.
Пальма – сосна, ель, ёлка, ёлочка.
Жарко – холодно.
Зимой – летом.

Получилась фраза: Маленькой ёлочке холодно зимой.

В данном сообщении я попыталась представить различные задачи в виде вопросов, игр, других нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие информационных учебных действий. Главным критерием для выбора перечисленных задач является их доступность для детей младшего возраста.

Учебная деятельность является ведущей у детей начальной школы. Из всех школьников только дети этого возраста наиболее мотивированы на учёбу. Задача учителя – не упустить этот период, а максимально использовать его для формирования у детей умения учиться.

Задача начальной школы – развить интеллект ребёнка до уровня понимания причинно-следственных связей. Именно в начальной школе интеллект ребёнка развивается так интенсивно, как ни в какое другое время.

Развитие младшего школьника – очень сложный психологический процесс. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из которых останутся неизменными на протяжении всей жизни человека.

Мастер­класс
«Приёмы работы с информацией в начальной школе»
(по мотивам истории Лилиан Оппенгеймер о капитане)
Цель: демонстрация приёмов работы с различными видами информации в
начальной школе.
Участники мастер­класса: педагоги начального и среднего звена.
Оборудование: листы бумаги формата А4, ножницы, цветные карандаши,
раздаточный материал.
По подсчётам учёных, на каждого жителя нашей планеты
ежедневно обрушивается поток информации, равный по своим
масштабам 174 газетам.
Чтобы не затеряться в этом потоке информации, необходимо
иметь навыки работы с информацией, основы которых (по ФГОС НОО)
должны быть заложены уже в начальных классах. Так в требованиях
Стандарта прописано: в результате изучения всех, без исключения,
предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки
работы с информацией.
Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и
фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять,
анализировать и обобщать информацию,
интерпретировать и
преобразовывать её. Овладеют элементарными навыками чтения
информации,
представленной в наглядно­символической форме,
приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы,
диаграммы, схемы. слайд
Сегодня я предлагаю вам послушать сказку. (по мотивам истории Лилиан
Оппенгеймер о капитане)
Одновременно покажу работу с информацией в начальной школе.
Обыграть эту сказку помогут модели – заместители. Их мы будем
изготавливать в технике оригами.
слайд
Давным­давно на берегу моря Информации жил маленький мальчик. Он
очень любил смотреть на море, значит, он получал зрительную информацию,
любил слушать шум волн – получал звуковую информацию, вдыхать запах –
обонятельную информацию, но больше всего он любил купаться в этом море и
читать книги. Можете ли вы ответить на вопрос: какие книги он любил
читать? слайд
Воспользуйтесь подсказкой ­ схемой моделирования обложки и
ответьте на поставленный вопрос. (Приложение 1).

Данный метод моделирования слайд
Моделирование – это введение системы заместителей (условных
обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и
моделей обложек книг. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из
бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической
деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более
наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность
включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование
специальных читательских умений.
Моделирование на уроках
формируют умение сотрудничать,
литературного чтения
самостоятельно добывать информацию,
повышать интерес к
читательской деятельности.

Продолжаем сказку.
Но мальчик никак не мог решить, кем станет, когда вырастет.
Однажды гуляя по берегу моря, мальчик размечтался, кем ему стать. Он
мечтал о новых знаниях, новых открытиях. Но ведь всё ближайшее побережье
он уже изучил. Где же добывать новую информацию? Вдали у самого
горизонта виднелся белый корабль. Слайд
Для складывания нужно взять большой лист бумаги прямоугольной
формы.
слайд
«Стану я капитаном!» – решил малыш. Это так прекрасно стоять на
верхней палубе и отдавать чёткие команды. Можно покорить моря и океаны
новых знаний. Делаем шапку капитана.

Но чтобы стать капитаном одной шапки недостаточно. слайд
Упражнение «Азбука Морзе» (Приложение 2).
Перед вами закодированная информация. Ваша задача её декодировать,
т.е. расшифровать.
Данные упражнения представлены в предмете Информатика, но я
использую их на других предметах. Как вы считаете, на каких этапах
урока эти упражнения использовать более уместно?
Эти упражнения кодирования (перевода текста в рисунок)
и
декодирования информации позволяют учиться преобразовывать один вид

информации в другой. Это важно при чтении и составлении графиков,
таблиц, диаграмм и даже чтении этикеток.
Но внезапно герою пришла мысль, что быть капитаном не так уж
хорошо. На палубе может быть слишком холодно, от сильной качки может
закружиться голова. «Нет, пожалуй, я не буду капитаном», – решил мальчик.
(уголок отворачиваем вверх – каска пожарника) слайд

А не стать ли мне пожарником? Я буду смелым и решительным. Я стану
спасать женщин и детей. Обо мне будут писать газеты.
Но пожарному часто приходиться спешить на пожар. Нужно хорошо
ориентироваться на улицах города. Упражнение «Работа с картой»
Перед вами карта города. Найдите пожарное депо, в котором раздался
звонок. Ваша задача добраться до места возгорания. Двигаться нужно по
моему маршруту (озвучиваю маршрут).
Это упражнение для того, чтобы учить работать с несколькими видами
информации (текстовой, графической, звуковой), используя при этом
различные виды чтения – ознакомительное, поисковое.
Но тут его мечты растаяли как дым. На пожаре – то слишком жарко, да
и лестницы такие высокие. Ну нет, пожарником я не буду. Пожалуй, лучше
всего быть полицейским. слайд
(отворачиваю второй уголок вверх)

Но полицейским часто приходится составлять фоторобот
подозреваемого, а это тоже работа с информацией. Упражнение «Фоторобот».
Всем участникам предлагается текст, который нужно прочитать один
раз, затем карточку перевернуть. Затем необходимо нарисовать портрет
героя, описанного в тексте, передавая все мельчайшие детали. слайд
Пример текста: Пеппи – маленькая рыжая веснушчатая девочка с
косичками. Одну ногу Пеппи украшает чёрный чулок, а другую –
коричневый. Высокая, стройная в коротеньком платье. На синее платье
она нашила чёрный клочок.

Это упражнение учит осмысленно работать с текстом.
Какие ещё варианты работы с данным упражнением вы могли бы
предложить? (составить текст по готовому рисунку – описать словесно;
одна группа читает текст, а затем рисует, другая группа, наоборот,
затем результаты соотносятся; …)
«А вдруг меня подстрелят в перестрелке», ­ продолжал размышлять
наш герой. Нет полицейским быть не хочу. Шапка превращается в
кораблик.

Пока мальчик размышлял … Прочитайте деформированный текст и
продолжите мою фразу. Упражнение «Деформированный текст».
По небу неслись чёрные облака, море кипело.

В своей практике я использую различные деформированные тексты:
тексты с пропущенными гласными,
с нарушением структуры
предложений, без деления на слова, с вставками лишних слов, с
неправильной разбивкой на слова, текст с исключениями (Приложение 4).
Мы возвращаемся к нашей истории. Что же произошло? (ураган)
Лодка приблизилась к берегу. Сильные волны качали её из стороны в
сторону. Вдруг лодка наткнулась на подводный камень и потеряла корму
(срезаем уголок).
Но сильное судно мужественно держалось на воде. Огромная волна
накрыла его целиком, и он потерял нос (срезаем второй уголок).
Чудом судно держалась на воде. Но молния завершила дело, ударив в
верхнюю палубу. Корабль пошёл ко дну (срезаем верх).

Испугавшись, мальчик побежал за помощью к береговой охране. А когда
вернулся, на воде не было и следа от корабля. Только волна вдруг выбросила
что­то на берег.
Что это? (разворачиваем модель)
На чью одежду это похоже? (тельняшка, халат медицинский, пиджак
делового человека, …)
Добавьте к данной модели графическую информацию (дорисуйте), так
чтобы можно было легко определить профессиональную сферу этой одежды.
Расскажите о своём выборе, использую текст­ план (Приложение 5).
Рефлексия участников мастер­класса с помощью вопросов:
­ Какие продемонстрированные приёмы вы можете использовать в
своей деятельности?
­ Где чаще всего вы могли бы воспользоваться подобным
материалом – в урочной или внеурочной деятельности?
­ Покажите своё отношение с помощью движения – отклика
(Приложение 6).

Начиная преподавание информатики с начальной школы (2 класс) учитель знакомит своих учеников с элементарными понятиями и терминами на доступном для них языке.
В обучении информатике параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  1. Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником, лекция);
  2. Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  3. Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
  4. Проблемное обучение;
  5. Метод проектов;
  6. Ролевой метод.

В начальных классах наиболее часто применяются такие методы как словесные, наглядные. Например, на уроках по введению понятия «информация» дети на известных для них примерах узнают, что может быть источником и приёмником информации, что можно делать с информацией, что в зависимости от решаемой задачи необходимо производить отбор полезной (нужной) информации. Понятие «информация» - определяющее для предмета. Усвоив его, школьникам легче дается следующие понятия «обработка и кодирование информации», причём сначала они сами учатся обрабатывать информацию и знакомятся со всевозможными условностями, с помощью которых можно информацию сделать доступной не для всех.

На уроках по кодированию информации дети уже в начальной школе узнают основу довольно сложной системы устройства памяти и работы компьютера, что в последующих классах им должно помочь усваивать материал быстрее, т.к. будет продолжение темы на более высоком уровне, а у них уже есть начальный объем знаний по этой теме. Затем встает необходимость знакомства с фундаментальными знаниями о компьютере, причем именно теоретическими. Дети должны четко представлять, что входит в минимальный состав аппаратной реализации компьютера, назначение основных устройств. Только после этих уроков школьники, особенно у кого вообще не было возможности реально познакомиться с ПК вне занятий, будут работать за компьютером с большим пониманием происходящего и главное со смыслом, а не чисто механически, выполняя указания преподавателя.

Причем хочу отметить, что на сегодняшний момент у кого дома есть ПК, отношение к этой технике в домашнем интерьере большей части как к игрушке, особенно у детей, и редко кто из родителей с детства воспитывает другое, более серьезное отношение к этой технике. Поэтому ранее знакомство ведет к раннему формированию как информационно-технологического мировоззрения, так и более высоким навыкам работы на ПК.

Как же донести учебный материал до учащихся? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет?

Во-первых, в начале каждой новой темы показывать её связь с предыдущими занятиями, использовать простой и ясный язык, делая логические переходы от одной посылки к другой и используя знакомую лексику, при вводе же новых терминов – делать это четко, но только там, где это необходимо.

Во-вторых, по возможности включать в уроки, заранее подготовленные компьютерные презентации с последовательностью излагаемых положений или технологией работы с изучаемым программным средством.

В-третьих, при работе за компьютером у каждого школьника формируется индивидуальный темп выполнения задания, но необходим контроль темпа практических работ и оказание помощи нуждающемуся в ней ученику. В-четвертых, в каждый момент своей работы учащиеся должны знать, чем именно они занимаются и к чему им надо стремиться, тогда ученики трудятся с большой охотой и желанием над отработкой даже самых рутинных навыков, если заранее знают результат, к которому надо стремиться.

Тема урока: «Устройство компьютера. Оперативная память»

Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала с элементами урока-практикума)

Логика построения урока:

  1. Организация и мотивация учащихся к деятельности на уроке
  2. Актуализация субъектного опыта учащихся, ценностных, личностных смыслов
  3. Организация восприятия нового материала на основе наглядного материала
  4. Организация осмысления
  5. Первичная проверка понимания нового материала
  6. Синтез: организация первичного закрепления и самостоятельный анализ учебной информации
  7. Применение полученных знаний в практикуме
  8. Рефлексия
  9. Практикум

Триединая дидактическая цель :

а) познавательный аспект: обеспечить усвоение учащимися особенностей построения компьютера, визуального восприятия материала урока; принципа работы оперативной памяти и порядка следования устройств, входящих в состав аппаратной реализации ПК.
б) развивающий аспект: обеспечить развитие дивергентного мышления.
в) воспитательный аспект: обеспечить развитие ценностно-смысловой культуры учащихся.

Цель

Слайд № 1.

  1. Повторить устройства, входящие в состав аппаратной реализации ПК.
  2. Познакомить детей с назначением и принципом работы оперативной памяти.
  3. Учить определять истинность высказываний.

Оборудование :

  1. Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова Учебник – тетрадь «Информатика. 2 класс». 1 часть.
  2. Компьютеры для учащихся и проектор на рабочем месте учителя.
  3. Компьютерные программы к учебнику «Информатика. 2 класс».

Слайд № 2

Повторение.

Учитель: Компьютер состоит из отдельных устройств.

Ученик: Это клавиатура. Служит для ввода в память ПК текста и др. символов.

Слайд № 3

Ученик: Это «мышь». Служит для ввода, но с указанием места ввода на экране монитора.

Слайд № 4

Ученик: Это монитор. Служит для вывода из памяти ПК на экран текстов и рисунков и др. информации.

Слайд № 5

Ученик: Это принтер. Необходим для вывода информации из оперативной памяти компьютера на бумагу.

Слайд № 6

Учитель: Это системный блок, где находятся такие составляющие компьютера, как известные вам с предыдущего занятия - системная плата и процессор, многое другое, с чем познакомимся немного позже.

Слайд № 7

Учитель: Таким образом, вы назвали ряд устройств, из которых аппаратно реализуется ПК.

Учитель: Назовите, что изображено на слайде №7?

Ученик: Системная плата.

Учитель: Какова её функция, для чего она предназначена?

Ученик: Системная плата объединяет все устройства, подключенные к ПК в единое целое.

Учитель: Давайте проверим правильность ваших рассуждений.

ЩЕЛЧОК «МЫШЬЮ».

Учитель : Молодцы, правильно.

Слайд № 8

Учитель: На предыдущем уроке вы узнали, что такое процессор и системная плата. О системной плате мы уже говорили. Давайте вспомним для чего нужен процессор, что он выполняет в ПК.

Ученик: Процессор обрабатывает информацию.

Учитель : Мы с вами повторили пройденный материал, а сейчас приступим к знакомству с новым.

Новая тема.

Учитель: Мы продолжаем с вами работу над высказываниями, учимся определять их истинность.

Учитель: Какие высказывания называют истинными?

Ученик: Высказывания, в которых содержится истина.

Учитель: Приведите примеры истинных высказываний.

Учитель: Задача сегодняшнего урока при работе с высказываниями – научиться определять истинность высказываний с оборотом «Если, . . . то»

Слайд № 9

Учитель: Откройте ваши тетради на с.43. Читаем 1-ое высказывание. Это высказывание истинное или нет?

Ученик: Истинное.

Учитель: Верно. Значит какую букву вы впишите в квадратик? /Букву И/

Учитель: Проверим правильность нашего решения и в этом нам поможет наш экран.

ЩЕЛЧОК «МЫШЬЮ».

Учитель: Как видите, мы сделали всё правильно. Идём дальше. Внимательно читаем следующее высказывание.

После каждого прочтения и вписывания соответствующей буквы.

ЩЕЛЧОК «МЫШЬЮ» (До последнего высказывания на текущем слайде ).

Учитель: А теперь продолжим наше путешествие по Компьютерной Долине, где собирают компьютеры, где много интересного мы узнаем и многому научимся.

Слайд № 10

Учитель: Переверните страницу вашей тетради. Здесь вы встретились с героями. Продолжая сборку компьютера робот хочет добавить следующий его элемент, который называется Оперативной памятью (далее ОП) и у ребят возник вопрос: а зачем нужна Оперативная память?

Слайд № 11

Учитель: А вы знаете зачем? Нет? Давайте попробуем в этом разобраться.

Слайд № 12

Учитель: Во-первых, в ОП хранится информация.

Учитель: А теперь внимание важная информация для запоминания !

Слайд № 13

Учитель: Информация хранится в ОП в её ячейках. Из ОП процессор берёт информацию и обрабатывает её.

Учитель: Как же выглядит элемент называемый оперативной памятью?

Учитель: Что содержит оперативная память (ОП) в своём составе?

Слайд № 14

Учитель: На этом слайде вы видите схематично – как выглядит элемент оперативной памяти и что включает в свой состав ячейки памяти, которых чем больше, тем больше информации можно поместить в ОП.

Учитель: Рассмотрим ячейку оперативной памяти.

Слайд № 15

Учитель: Как вы видите на слайде – ячейка памяти состоит из восьми переключателей, которые изображены знакомыми вам лампочками, так как принцип их работы напоминает работу лампочки («включено», «выключено»). Состоянию «включено» соответствует для переключателя хранение «1», «выключено» для переключателя хранение «0».

ЩЕЛЧОК «МЫШЬЮ».

Учитель: Внимание правило : в одну ячейку памяти можно записать двоичный код одного символа .

Учитель: В соответствии с этим правилом выполним задание на с.44 под буквой а.

Учитель: Как ответим на поставленный вопрос: сколько ячеек памяти занимает слово МАК?

Ученик: Слово МАК занимает 3 ячейки, так как в этом слове 3 символа.

Слайд № 16

Учитель: Выяснив про ОП, её компоненты. Наша дальнейшая с вами задача познакомиться, как к системной плате подсоединить элементы ОП. На этом слайде вы видите, как уже установлен процессор и где находятся разъемы для установки элементов ОП.

Учитель: Давайте посетим с вами бюро по сборке компьютеров, и в этом нам поможет виртуальная лаборатория. Здесь, в лаборатории, мы повторим, как подключается процессор к системной плате; увидим принцип подключения к разъемам системной платы элементов ОП.

Слайд № 17

Закрепление изученного.

Учитель: А теперь, задание для выполнения на странице 45 ваших тетрадей, под буквой с) .

Слайд № 18

Учитель: Что изображено на странице и на слайде?

Ученик: Системная плата, с подключенным процессором.

Учитель: Что ещё есть, как называются эти элементы?

Ученик: Элементы ОП.

Учитель: Сколько их? /4 штуки/

Учитель: Сколько разъёмов вы видите на системной плате? /3 разъема/

Учитель: Значит один элемент ОП – лишний? /Да/ Будем его соединять с разъемом на системной плате? /Нет/

Слайд № 19

Учитель: Проводим в тетрадях линии, соединяющие элементы ОП с разъёмами на системной плате, тем самым, имитируя подключение элементов ОП к системной плате.

Учитель: Проверим правильность выполнения вами этого задания.

Слайд № 20

Учитель: С каким составляющим системной платы вы сегодня познакомились?

Ученик: С элементами оперативной памяти.

Учитель: Для чего служит ОП?

Ученик: ОП служит для хранения информации.

Учитель: Что за устройство забирает информацию из ОП для её обработки?

Ученик: Процессор.

Практическая часть.

Слайд № 21

Учитель: На этом теоретическая часть нашего урока закончена, переходим к практической части урока. Внимательно смотрим на нашу доску и слушаем, как вы будете работать за компьютером.

ЩЕЛЧОК «МЫШЬЮ».

Просмотр учащимися режима работыв окне программы «Сборка компьютера «Малыш»

Учитель : Первая группа учащихся идет работать за компьютеры, а вторая группа – выполняет задание в тетрадях на стр.46 №53. Прочитайте внимательно задание под буквой (а) и выполните его, руководствуясь теми сведениями, которые вы получили из предыдущего задания.

Учитель: Первая группа после завершения задания за компьютерами меняется со второй, которая садится работать с той же программой. Первая группа садится и выполняет задание в тетрадях на стр. 46 №53 под буквой (а) .



Рекомендуем почитать

Наверх