Сегодня мы рассмотрим: Настоящие ценители музыки знают, что для качественного...
По приоритетности за унарными операторами следуют арифметические операторы. Эта группа включает в себя четыре наиболее распространённых оператора: сложение, вычитание, умножение, деление. И не только их. Существует также оператор деления по модулю, который обозначается знаком %. Арифметические операторы разделены на две группы. В первой, более приоритетной, группе находятся *, /, %. Во второй, соответственно, + и -.
Умножение и деление (* и /)
Операторы * и / выполняют умножение и деление над всеми примитивными числовыми типами и char. При делении на ноль возникает ArithmeticException .
Вы, наверное, недоумеваете, зачем я вам рассказываю про умножение и деление известное вам с первого класса. Однако, в программировании мы имеем дело с некоторыми ограничениями, связанными с представлением чисел в компьютере. Эти ограничения накладываются на все числовые форматы, от byte до double . Но наиболее заметны они для целочисленного типа int .
Если вы умножаете или делите два числа, результат вычисляется посредством целочисленной арифметики и сохраняется либо в int , либо в long . Если числа очень большие, то результат будет больше максимального числа, которое можно представить в этих числах. А значит, результат не сможет правильно закодироваться компьютером и не будет иметь смысла. Например, тип byte используется для представления чисел в диапазоне от -128 до 127. Если мы умножим 64 и 4, то результат 256, имеющий в двоичной записи 100000000 девять символов, будет закодирован, как 0, потому что byte использует лишь 8 символов.
Рассмотрим деление. Если вы делите в целочисленной арифметике, результат должен быть обязательно целочисленным. И значит, дробная часть будет потеряна. Например, 7/4 даёт нам 1.75, но в целочисленной арифметике это будет 1.
Таким образом, если вы имеете дело со сложными выражениями, вы можете выбирать последовательность умножений и делений. Но имейте в виду, что умножение может привести к переполнению , а деление - к потере точности . Народная мудрость считает, что выполнение сначала умножений, а потом делений в большинстве случаев выдаёт правильный результат. Рассмотрим пример:
1. int a = 12345, b = 234567, c, d;
2. long e, f;
3.
4. c = a * b / b; // должно равняться а=12345
5. d = a / b * b; // тоже должно равняться а=12345
6. System.out.println(“a is “ + a +
7. “\nb is “ + b +
8. “\nc is “ + c +
9. “\nd is “ + d);
10.
11. e = (long)a * b / b;
12. f = (long)a / b * b;
13. System.out.println(
14. “\ne is “ + e +
15. “\nf is “ + f);
Результат работы данного фрагмента выдаст следующее:
A is 12345
b is 234567
c is -5965
d is 0
e is 12345
f is 0
Пусть вас не смущают числовые значения данного примера. Важно то, что при выполнении умножения первым мы получили переполнение (c is -5965 ), когда закодировали его в тип int . Однако мы можем получить правильный результат, если закондируем его в более длинный тип, как, например, long . В обоих случаях применение первым деления будет катастрофическим для результата, независимо от длины его типа.
Деление по модулю %
Результат деления по модулю - остаток от деления. Например, 7/4 равно 1 с остатком 3. Поэтому 7%4 = 3. Обычно операнды имеют целочисленный тип, но иногда оператор применяется и к числам с плавающей точкой. Также следует знать некоторые особенности данного оператора, когда операнды отрицательные.
При негативных или дробных операндах правило такое: вычитайте правый операнд из левого до тех пор, пока последний не станет меньше первого. Примеры:
17%5 = ? 17-5=12>5; 12-5=7>5; 7-5=2<5. Значит 17%5 = 2
21%7? 21-7=14>7; 14-7=7=7; 7-7=0<7. Значит 21%7 = 0
7.6%2.9? 7.6-2.9=4.7>2.9; 4.7-2.9=1.8<2.9. Значит 7.6%2.9=1.8
Заметьте: знак результата (положительный или отрицательный) целиком и полностью определён знаком левого операнда, то есть делимого.
Когда деление по модулю производится над дробными числами, то суть этой операции состоит в том, чтобы вычесть делитель несколько раз. Результат может быть также дробным числом.
Простое правило для отрицательных операндов такое: отбросьте знак минуса от операндов, произведите деление по модулю с положительными операндами, а затем поставьте перед результатом минус, если левый операнд (делимое) был отрицательным.
Деление по модулю, как и нормальное деление, может выбросить исключение ArithmeticException , если делитель (правый операнд) ровняется нулю.
Разберемся с одним из подходов к вводу данных из стандартного потока через класс java.util.Scanner . Сделаем это на примере простой задачи с очень полезного сайта e-olimp.com
Задача
Введите из стандартного потока одно число. В предположении, что это положительное двузначное целое число выведите в стандартный поток вывода каждую его цифру отдельно (через пробел). Порядок цифр менять не следует.
Тесты
Никаких специфических случаев в алгоритме не предполагается. Делаем три теста — самое маленькое число допустимого диапазона, самое большое и какое-нибудь значение из середины диапазона.
Вход | Выход |
10 | 1 0 |
99 | 9 9 |
54 | 5 4 |
Решение
Воспользуемся классом java.util.Scanner, чтобы ввести данные в формате целого числа. И вычислим обе его цифры.
Вывод цифр двухзначного целого числа
Java
class Main{ public static void main (String args) throws java.lang.Exception { java.util.Scanner i = new java.util.Scanner(System.in); int n = i.nextInt(); System.out.println(n / 10 + " " + n % 10); } }
class Main { public static void main (String args ) throws java . lang . Exception { java . util . Scanner i = new java . util . Scanner (System . in ) ; int n = i . nextInt () ; System . out . println (n / 10 + " " + n % 10 ) ; |
Пояснения
- Описываем переменную i типа java.util.Scanner и тут же присваиваем ей значение нового объекта этого класса. Конструктор изготавливает объект Scanner ‘а из стандартного потока ввода. Т.е. i становится надстройкой над стандартным потоком ввода. Это позволяет нам прочесть целое число, а не просто читать методом read () по одному байту.
- С помощью метода nextInt () читаем последовательность цифр и преобразуем её в целое число. Число запоминаем в переменной n.
- n / 10 — число десятков в числе. Десятков будет в десять раз меньше чем само число. Выполняется целочисленное деление — деление нацело.
- n % 10 — вычисляем остаток от деления на десять — число единиц — самая правая цифра числа.
- n / 10 + » » + n % 10 — вставляем между двумя целыми строку из одного пробела. В этом случае числа также преобразуются в строковое представление и все три строки сливаются — называется конкатенация строк. Так работает со строковыми данными операция «+».
Ускоряем ввод/вывод
При всем удобстве указанного подхода он довольно медленный и иногда задачи не заходят по времени. Значительно ускорить работу можно использовав StreamTokenizer и PrintWriter.
Это увеличит объем кода, но сэкономит время.
Ускорение ввода/вывода
Java
import java.io.*; import java.util.*; class Main { static StreamTokenizer in = new StreamTokenizer(new BufferedReader(new InputStreamReader(System.in))); static PrintWriter out = new PrintWriter(System.out); static int nextInt() throws IOException { in.nextToken(); return (int)in.nval; } public static void main(String args) throws java.lang.Exception { int n = nextInt(); out.println(n / 10 + " " + n % 10); out.flush(); } }
import java . io . * ; import java . util . * ; class Main { static StreamTokenizer in = new StreamTokenizer (new BufferedReader (new InputStreamReader (System . in ) ) ) ; static PrintWriter out = new PrintWriter (System . out ) ; static int nextInt () throws IOException { |
Последнее обновление: 30.10.2018
Большинство операций в Java аналогичны тем, которые применяются в других си-подобных языках. Есть унарные операции (выполняются над одним операндом), бинарные - над двумя операндами, а также тернарные - выполняются над тремя операндами. Операндом является переменная или значение (например, число), участвующее в операции. Рассмотрим все виды операций.
В арифметических операциях участвуют числами. В Java есть бинарные арифметические операции (производятся над двумя операндами) и унарные (выполняются над одним операндом). К бинарным операциям относят следующие:
операция сложения двух чисел:
Int a = 10; int b = 7; int c = a + b; // 17 int d = 4 + b; // 11
операция вычитания двух чисел:
Int a = 10; int b = 7; int c = a - b; // 3 int d = 4 - a; // -6
операция умножения двух чисел
Int a = 10; int b = 7; int c = a * b; // 70 int d = b * 5; // 35
операция деления двух чисел:
Int a = 20; int b = 5; int c = a / b; // 4 double d = 22.5 / 4.5; // 5.0
При делении стоит учитывать, так как если в операции участвуют два целых числа, то результат деления будет округляться до целого числа, даже если результат присваивается переменной float или double:
Double k = 10 / 4; // 2 System.out.println(k);
Чтобы результат представлял числос плавающей точкой, один из операндов также должен представлять число с плавающей точкой:
Double k = 10.0 / 4; // 2.5 System.out.println(k);
получение остатка от деления двух чисел:
Int a = 33; int b = 5; int c = a % b; // 3 int d = 22 % 4; // 2 (22 - 4*5 = 2)
Также есть две унарные арифметические операции, которые производятся над одним числом: ++ (инкремент) и -- (декремент). Каждая из операций имеет две разновидности: префиксная и постфиксная:
++ (префиксный инкремент)
Предполагает увеличение переменной на единицу, например, z=++y (вначале значение переменной y увеличивается на 1, а затем ее значение присваивается переменной z)
Int a = 8; int b = ++a; System.out.println(a); // 9 System.out.println(b); // 9
++ (постфиксный инкремент)
Также представляет увеличение переменной на единицу, например, z=y++ (вначале значение переменной y присваивается переменной z, а потом значение переменной y увеличивается на 1)
Int a = 8; int b = a++; System.out.println(a); // 9 System.out.println(b); // 8
-- (префиксный декремент)
уменьшение переменной на единицу, например, z=--y (вначале значение переменной y уменьшается на 1, а потом ее значение присваивается переменной z)
Int a = 8; int b = --a; System.out.println(a); // 7 System.out.println(b); // 7
-- (постфиксный декремент)
z=y-- (сначала значение переменной y присваивается переменной z, а затем значение переменной y уменьшается на 1)
Int a = 8; int b = a--; System.out.println(a); // 7 System.out.println(b); // 8
Приоритет арифметических операций
Одни операции имеют больший приоритет чем другие и поэтому выполняются вначале. Операции в порядке уменьшения приоритета:
++ (инкремент), -- (декремент)
* (умножение), / (деление), % (остаток от деления)
+ (сложение), - (вычитание)
Приоритет операций следует учитывать при выполнении набора арифметических выражений:
Int a = 8; int b = 7; int c = a + 5 * ++b; System.out.println(c); // 48
Вначале будет выполняться операция инкремента ++b , которая имеет больший приоритет - она увеличит значение переменной b и возвратит его в качестве результата. Затем выполняется умножение 5 * ++b , и только в последнюю очередь выполняется сложение a + 5 * ++b
Скобки позволяют переопределить порядок вычислений:
Int a = 8; int b = 7; int c = (a + 5) * ++b; System.out.println(c); // 104
Несмотря на то, что операция сложения имеет меньший приоритет, но вначале будет выполняться именно сложение, а не умножение, так как операция сложения заключена в скобки.
Ассоциативность операций
Кроме приоритета операции отличаются таким понятием как ассоциативность . Когда операции имеют один и тот же приоритет, порядок вычисления определяется ассоциативностью операторов. В зависимости от ассоциативности есть два типа операторов:
Левоассоциативные операторы, которые выполняются слева направо
Правоассоциативные операторы, которые выполняются справа налево
Так, некоторые операции, например, операции умножения и деления, имеют один и тот же приоритет. Какой же тогда будет результат в выражении:
Int x = 10 / 5 * 2;
Стоит нам трактовать это выражение как (10 / 5) * 2 или как 10 / (5 * 2) ? Ведь в зависимости от трактовки мы получим разные результаты.
Поскольку все арифметические операторы (кроме префиксного инкремента и декремента) являются левоассоциативными, то есть выполняются слева направо. Поэтому выражение 10 / 5 * 2 необходимо трактовать как (10 / 5) * 2 , то есть результатом будет 4.
Операции с числами с плавающей точкой
Следует отметить, что числа с плавающей точкой не подходят для финансовых и других вычислений, где ошибки при округлении могут быть критичными. Например:
Double d = 2.0 - 1.1; System.out.println(d);
В данном случае переменная d будет равна не 0.9, как можно было бы изначально предположить, а 0.8999999999999999. Подобные ошибки точности возникают из-за того, что на низком уровне для представления чисел с плавающей точкой применяется двоичная система, однако для числа 0.1 не существует двоичного представления, также как и для других дробных значений. Поэтому если в таких случаях обычно применяется класс BigDecimal, который позволяет обойти подобные сиуации.
Большинство операций над примитивными типами выполняется не с помощью методов, а с помощью специальных символов, называемых знаком операции .
Операция присваивания
Присвоение переменной значения константы, другой переменной или выражения (переменных и/или констант, разделенных знаками операций), называется операцией присваивания и обозначается знаком "= ", например: x = 3 ; y = x; z = x; В Java допустимо многократное использование операции присваивания в одном выражении, например: x1 = x2 = x3 = 0 ; Эта операция выполняется справа налево, т.е. сначала переменной x3 присваивается значение 0 , затем переменной x2 присваивается значение переменной x3 (0), и, наконец, переменной x1 присваивается значение переменной x2 (0). Знаки операций, аргументами которых являются числа, разделяются на две категории: унарные (unary) знаки операций с одним аргументом и бинарные (binary) с двумя аргументами.Унарные операции
В Java определены следующие унарные операции:- унарный минус " - " – меняет знак числа или выражения на противоположный;
- унарный плюс " + " – не выполняет никаких действий над числом или выражением;
- побитовое дополнение " ~ " (только для целых) – инвертирует все биты поля числа (меняет 0 на 1 и 1 на 0);
- инкремент " ++ " (только для целых) – увеличивает значение переменной на 1;
- декремент " -- " (только для целых) – уменьшает значение переменной на 1.
Арифметические бинарные операции
В Java определены следующие арифметические бинарные операции :- сложение " + ";
- вычитание " - ";
- умножение " * ";
- деление " / ";
- вычисление остатка от деления целых чисел " % " (возвращает остаток от деления первого числа на второе, причем результат будет иметь тот же знак, что и делимое), например, результат операции 5%3 будет равен 2 , а результат операции (-7)%(-4) будет равен -3 . В Java операция может использоваться и для вещественных переменных (типа float или double).
Побитовые операции
- Побитовые операции рассматривают исходные числовые значения как поля битов и выполняют над ними следующие действия:
- установка бита в i -ой позиции поля результата в 1 , если оба бита в i -ых позициях операндов равны 1 , или в 0 в противном случае – побитовое И (" & ");
- установка бита в i -ой позиции поля результата в 1 , если хотя бы один бит в i -ых позициях операндов равен 1 , или в 0 в противном случае – побитовое ИЛИ (" | ");
- установка бита в i -ой позиции поля результата в 1 , если биты в i -ых позициях операндов не равны друг другу, или в 0 в противном случае – побитовое исключающее ИЛИ (" ^ ");
- сдвиг влево битов поля первого операнда на количество битов, определяемое вторым операндом (бит знака числа при этом не меняется) – побитовый сдвиг влево с учетом знака " << ";
- сдвиг вправо битов поля первого операнда на количество битов, определяемое вторым операндом (бит знака числа при этом не меняется) – побитовый сдвиг вправо с учетом знака " >> ";
- сдвиг вправо битов поля первого операнда на количество битов, определяемое вторым операндом (бит знака числа при этом также сдвигается) – побитовый сдвиг вправо без учета знака " >>> ".
Побитовое И
int x = 112 ; int y = 94 ; int z; z = x & y; // z=80: 00000000 00000000 00000000 01010000Побитовое ИЛИ
int x = 112 ; // x: 00000000 00000000 00000000 01110000 int y = 94 ; // y: 00000000 00000000 00000000 01011110 int z; z = x | y; // z = 126: 00000000 00000000 00000000 01111110Побитовое исключающее ИЛИ
int x = 112 ; // x: 00000000 00000000 00000000 01110000 int y = 94 ; // y: 00000000 00000000 00000000 01011110 int z; z = x ^ y; // z = 46: 00000000 00000000 00000000 00101110Сдвиг влево с учетом знака
int x = 31 , z; // x: 00000000 00000000 00000000 00011111 z = x << 2 ; // z = 124: 00000000 00000000 00000000 01111100Сдвиг вправо с учетом знака
int x = - 17 , z; z = x >> 2 ; // z = -5: 11111111 11111111 11111111 11111011Сдвиг вправо без учета знака
int x = - 17 , z; // x: 11111111 11111111 11111111 11101111 z = x >>> 2 ; // z = 1073741819 // z: 00111111 11111111 11111111 11111011
Комбинированные операции
В Java для бинарных арифметических операций можно использовать комбинированные (составные) знаки операций: идентификатор операция = выражение Это эквивалентно следующей операции: идентификатор = идентификатор операция выражение Примеры:- Выражение x += b означает x = x + b .
- Выражение x -= b означает x = x - b .
- Выражение x *= b означает x = x * b .
- Выражение x /= b означает x = x / b .
- Выражение x %= b означает x = x % b .
- Выражение x &= b означает x = x & b .
- Выражение x |= b означает x = x | b .
- Выражение x ^= b означает x = x ^ b .
- Выражение x <<= b означает x = x << b .
- Выражение x >>= b означает x = x >> b .
- Выражение x >>>= b означает x = x >>> b .
Операции сравнения
В Java определены следующие операции сравнения:- " == " (равно), " != " (не равно),
- " > " (больше), " >= " (больше или равно),
- " < " (меньше) " <= " (меньше или равно)
Булевские операции
Булевские операции выполняются над булевскими переменными и их результатом также является значение типа boolean . В Java определены следующие булевские операции:- отрицание "!" – замена false на true , или наоборот;
- операция И "&" – результат равен true , только, если оба операнда равны true , иначе результат – false ;
- операция ИЛИ " | " – результат равен true , только, если хотя бы один из операндов равен true , иначе результат – false .
- операция исключающее ИЛИ " ^ " – результат равен true , только, если операнды не равны друг другу, иначе результат – false .
Условная операция
Условная операция записывается в форме выражение-1?выражение-2:выражение-3 . При этом сначала вычисляется выражение выражение-1 , которое должно дать булевское значение, а затем, если выражение-1 имеет значение true , вычисляется и возвращается выражение-2 как результат выполнения операции, либо (если выражение-1 имеет значение false), вычисляется и, как результат выполнения операции, возвращается выражение-3 . Пример условной операции: x= n> 1 ? 0 : 1 ; Переменной x будет присвоено значение 0 , если n>1 (выражение n>1 имеет значение true) или 1 , если n≤1 (выражение n>1 имеет значение false).Старшинство операций
Операции в выражениях выполняются слева направо, однако, в соответствии со своим приоритетом. Так операции умножения в выражении y = x + z* 5 ; будет выполнена раньше, чем операция сложения, поскольку приоритет операции умножения выше, чем приоритет операции сложения. Приоритеты операций (в порядке уменьшения приоритета) в Java приведены в табл. 1.Круглые скобки повышают старшинство операций, которые находятся внутри них. Так, если в приведенное выше выражение вставить скобки: y = (x + z) * 5 ; то сначала будет выполнена операция сложения, а затем операция умножения. Иногда скобки используют просто для того, чтобы сделать выражение более читаемым, например: (x > 1 ) && (x <= 5 ) ;