Чем отличается моно звук от стерео. Разница между моно и стерео

Инструмент 13.06.2019
Инструмент
"Сейчас любой владелец домашней студии пользуется не менее качественным и сложным оборудованием, чем то, что применяется на профессиональных студиях"

Константин Лакин

"На мой взгляд, студия базируется на трех равноценных факторах. Это - люди, помещение и аппаратура. Причем, если баланс между этими составляющими нарушается, то студия начинает работать неэффективно"

Р.Петелин, Ю.Петелин

"Музыкант должен владеть научно-техническими терминами, понимать сущность операций со звуковыми данными и алгоритмов обработки музыкального материала, смоделированных в программах"

Марк Нельсон

"Персональные компьютеры произвели революцию в мире звукозаписи, позволив заниматься сочинением, исполнением, записью и распространением своих композиций, не выходя из дому"

Сергей Матяш

"Домашняя звукозапись сама по себе очень увлекательна, ведь очень многие музыканты не стремятся сделать музыку своей работой, а просто тратят несколько часов в день на собственное творчество и получают от этого громадное удовольствие."

Владимир Новгородский

"Поверьте, что и в домашних условиях, при современной технике, можно добиться прекрасного результата. Примером тому может послужить первый альбом группы "Ase Of Bace", записанный в домашней студии."

Моно и стерео запись звука

Примерно до середины шестидесятых годов звук записывался на магнитофон при помощи одного микрофона, а воспроизводился с помощью одной колонки. Такой метод записи и воспроизведения - монофонический или моно - был хорош всем, кроме одного: в фонограмме отсутствовало привычное для нас пространственное звучание. Это создавало определенный дискомфорт при прослушивании, ведь наш слух имеет пространственную избирательность, то есть мы можем сосредоточиться на каком-то конкретном звуке. Когда же прослушивается монофонограмма, нам гораздо труднее выделить детали - они просто маскируются за наиболее громкими звуками. Поэтому сейчас стандартом является стереозапись и стереовоспроизведение фонограмм. В самом простом случае запись производится с двух широко расставленных микрофонов на два независимых канала магнитофона. То есть как бы имитируется процесс восприятия звука нашим слуховым аппаратом. При воспроизведении этой фонограммы через две широко расставленные колонки пространственная картина восстанавливается, при этом мы получаем гораздо лучшую детализацию. Наш слух получает более привычную звуковую картину, чем при монозаписи. Передаваемая в стереофонограмме пространственная «картинка» называется стереопанорамой. В панораме можно четко выделить три положения: левое, правое и центр. Звук, находящийся в центре, будет одинаково громко воспроизводиться из двух колонок. Звуки, находящиеся в левом и правом крайних положениях, будут слышны только в одной из колонок. Все остальные положения в панораме будут воспроизводиться соответственно.

Последнее время набирает обороты новая система пространственного представления звука, которая называется 3D Sound (трехмерный звук) или Surround sound (окружающий звук). Для воспроизведения трехмерного звука используется система, состоящая из четырех колонок (две фронтальные и две тыловые), которая имитирует реальное поле слуха человека. Однако для музыки она довольно бессмысленна, так как в реальных условиях музыка звучит со сцены. Для передачи ее пространственного звучания достаточно стереовоспроизведения. Единственное разумное применение тылового канала в музыкальных записях - это размещение там аплодисментов и реверберации зала. Зато уже не вызывает никакого сомнения, что такая система воспроизведения звука будет очень полезна для сопровождения кинофильмов и компьютерных игр, где ее потенциал может быть раскрыт полностью. Обычно фонограммы, которые предназначены для систем объемного звука, специальным образом закодированы (сейчас обычно кодируются звуковые дорожки фильмов). То есть вы можете их спокойно слушать на обычных стерео или моноаппаратах - никаких признаков объемного звука вы не услышите.

Для раскодирования фонограммы вам нужно приобрести специальное устройство - декодер. Только с его помощью вы получите искомое звучание. Но такие системы достаточно дороги. В более дешевых звуковых устройствах, в том числе и звуковых картах, применяется другая система объемного звучания, которая обрабатывает обычные стереофонограммы, разделяя сигнал на две части. Первая часть его поступает во фронтальные колонки без изменений, а вторая часть задерживается на небольшое время и направляется в тыловые каналы. Настоящего объемного звука с помощью таких систем вы не получите - это не больше чем его имитация.

Мы все слышали термин стерео, но что это такое? Что позволяет слушать музыку в стерео, объединяя два канала вместе и создавая звуковую сцену. Однако, когда у вас есть только один динамик, вы будете слушать в моно.

Что такое стерео?

Стерефонический звук, также известный как «стерео звук», является термином для создания звука. В случае стерео, это относится к двум направлениям, которые обычно называются «правыми» и «левыми».

Стерео означает, что вместо всего звука со всех треков в записи, воспроизводимой одновременно из одного источника, источник делится на два сигнала. Во время записи дорожки могут быть отрегулированы так, чтобы определенные треки воспроизводились только из одного или из двух источников, или обоих, или в любой комбинации источников, включая воспроизведение одного и того же трека на разных уровнях громкости через каждый канал («источник»). Основной целью стерео-записи является создание высокой точности, реалистичной звуковой сцены, которую нужно прослушивать с помощью .

Разница заключается в количестве используемых каналов (сигналов). Моно использует один, стерео использует более одного.

В монофоническом звуке используется один единственный канал. Его можно воспроизвести через несколько динамиков, но все динамики все еще воспроизводят одну и ту же копию сигнала.

В стереофоническом звуке используются больше каналов (обычно два). Вы можете использовать два разных канала и сделать один канал одним динамиком (акустикой), а второй канал — вторым громкоговорителем (который является наиболее распространенной стереофонической настройкой). Это для создания направленности, перспективы, пространства, сцены.

Ниже приведен пример использования двух колонок.

Моно

Стерео

С технической точки зрения, истинное стерео означает звукозапись и воспроизведение звука, которое использует стереографическую проекцию для кодирования относительных положений объектов и записанных событий- .

В общей стереофонической настройке двух каналов: влево и вправо, один канал отправляется на левый громкоговоритель, а другой канал отправляется в правый громкоговоритель. Теперь, контролируя, на какой канал вы посылаете сигнал, вы можете управлять положением звука. Вы услышите звуки, исходящие из разных направлений, в зависимости от того, на какой громкоговоритель вы посылаете сигнал, или в какой пропорции (вы можете отправить чуть больше на правую акустику, и звук будет расположен чуть правее). Звуки с равными пропорциями на обоих громкоговорителях будут поступать из центра.

Другими словами, стерео открывает уникальную возможность воспроизведения со звуковой локализацией.

Хотя мы используем термин «стерео» для обозначения многих вещей (например, стерео-картинка), на самом деле стерео относится к способу создания и прослушивания музыки. Для стереофонических сигналов требуется 2 динамика или 2 шт. акустики или наушники, чтобы воспроизводить их правильно, а для сигналов моно нужен только один динамик.

Когда было изобретено стерео?

Стерео было изобретено в 1930-х годах, но не получило широкого распространения аж до 1960-х годов. До этого все слушали в моно (один). Стерео — это действительно простой термин, но на самом деле он скрывает довольно много технического материала, чтобы оно работало .

Как сделать стерео звук?

По сути, стерео запись позволяет вам создавать 3D-виртуальную звуковую сцену в вашей комнате с двумя динамиками. Под 3D я имею в виду, хорошие колонки + не дешевая техника, на которых вы можете слышать певцов, или звуковые инструменты, расположенные вокруг динамиков, горизонтально и вертикально, и даже спереди или сзади.

Впрочем, большинство современных дешевых акустических систем просто представляют плоскую звуковую сцену (инструменты и вокал расположены горизонтально между динамиками), и это считается нормально, но если у вас есть хорошая акустика + хороший источник (внешний ЦАП) + хороший усилитель вы получаете превосходного качества звуковую сцену, вы начнете слышать полную 3D сцену.

Если есть только один динамик, то стереосигналы могут быть легко преобразованы в моно, чтобы воспроизводить их идеально, но без каких-либо особых аспектов позиционирования. И наоборот, если вы поместите монофонический сигнал в 2 динамика, то вы не получите стереосигнал, а только монофонический сигнал, но в два раза !

Эта трехмерная звуковая сцена выполняется в процессе записи, когда записывают музыку с информацией о уровне и фазе, а также записывая или добавляя реверберацию, чтобы дать ощущение глубины. Результаты сильно отличаются, но оркестровая работа регулярно записывается в стерео, с большим реализмом.

Всё сделано в стерео?

Люди слушают моно в основном. Это связано с тем, что нам сложно слушать набор стереодинамиков, акустики на ходу — стерео работает только если вы сидите и слушаете акустику или динамики с каждой стороны. Таким образом, большая часть музыки, которая играет в отелях, супермаркетах, телефонах, док-станциях, телевизорах, радио и т. д., преобразуется в/или фактически играет в моно.

Можете ли вы получить стереозвук из одного динамика?

На самом деле, нет. Есть довольно много динамиков в одной акустике, слушая которые вы думаете, что вы слушаете стерео, и могут действительно иметь в себе 2, 3, 4 динамика, но это не делает её стереосистемой! Как правило, хорошее моно звучит лучше, чем плохое стерео.

Чтобы создать стерео звуковую сцену, вам нужно услышать разные сигналы в каждом из двух ушей. Для этого вам требуется смесь прямого звука от динамика, и амплитуда, когерентный отраженный звук от стен комнаты, полов, потолка и т. д. Это может произойти только в том случае, если расстояние между громкоговорителями составляет, то же расстояние, что и динамики, акустика. Поэтому, если вы находитесь на некотором расстоянии, то и динамики (акустика) должны быть примерно на некотором расстоянии друг от друга. Компьютерные колонки к примеру, должны быть примерно на 50-60 см друг от друга и так .

Bluetooth стерео

Недавно чипы Bluetooth позволили производителям предложить стерео Bluetooth (CSR True Stereo) . Теперь их устанавливают не только на наушниках.

Bluetooth стерео хорошо работает для случайного прослушивания или для новичков, и не соответствует качественным звуковым стандартам Hi-Fi. Это связано с тем, что Bluetooth не может отправлять данные на два динамика одновременно, поэтому он отправляет данные одному громкоговорителю, которые затем повторно передает его на другой. Сетевой эффект заключается в том, что между звуком, идущим слева и справа, происходит задержка. Несмотря на небольшую задержку, эта задержка может повредить звуковой сцене, поэтому вы не получите .

Поскольку у нас есть два уха, на противоположных сторонах нашей головы, мы слышим звук из двух направлений. Чтобы записать этот стереозвук, используются два микрофона (по крайней мере). Ф актически, лучшая теоретическая позиция для этих двух микрофонов находится на расстоянии 180 градусов друг от друга — точно так же, как наши уши.

В ситуации, когда, скажем, играет группа, звук будет поступать из разных направлений, поэтому можно использовать несколько микрофонов, а положение в микшировании — панорамирование можно перемещать с помощью записывающего стола. Когда вы слушаете что-то в стерео с наушниками, вы можете себе представить, где играет пианист, внутри вашей головы.

С моно, нет ничего сложного. Звук в каждом ухе идентичен. Его можно записать всего одним микрофоном.

Идея возникла, когда кто-то прослушал записи, которые были сделаны с микрофоном в разных местах, и он понял, что два микрофона будут «слышать» два разных микса.

Лучший способ проверить, является ли запись стереофоническим, — это слышать аплодисменты. Это очень очевидно, моно или стерео.

Окружающий звук в кино продолжает эту идею. В основном он использует задержку, чтобы заставить звук появляться издалека, но он достигнут с использованием 7 различных положений для микрофонов и более, которые усиливаются с 7 различными усилителями и динамиками, установленными по комнате.

Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в

Начнем с того, что особенностью человеческого слуха является то, что он позволяет различать пространственное расположение источника звука. Даже закрыв глаза, человек может довольно точно определить, с какого места исходит звук.

При моно записи звуки записываются при помощи одного микрофона и воспроизводятся из одного источника. При этом информация о пространственном расположении источников звука теряется. Слушатель воспринимает всю воспроизводимую звуковую картину исходящей из одной точки.

В системе стерео звук записывается при помощи двух микрофонов, причем сигналы записываются отдельно друг от друга, и в совокупности несут информацию о пространственном расположении и перемещении записываемых источников звука. При записи в студии, чаще всего, каждый источник звука записывается отдельно. Затем все записанные каналы сводятся звукооператором в два канала. При этом задается необходимое их пространственное расположение. При воспроизведении стереосигнал подается на две разнесенные в пространстве звуковые колонки, причем каждая воспроизводит свой канал. Слушатель, находясь в определенной зоне перед колонками, воспринимает слитную звуковую картину, в которой различные ее составляющие распределены в пространстве между колонками.

Одним из недостатков стереозвучания является то, что слушатель как бы воспринимает звуковую картину извне, находясь перед ней, а не внутри нее, так как звуки приходящие с тыльной стороны отсутствуют. Так же было замечено, что стереоэффект проявляется в полной мере лишь в ограниченной зоне прослушивания. Эти недостатки попытались преодолеть в популярных в 70-е годы четырехканальных системах записи и воспроизведения звука, получивших название квадрофонических . Расположившись посередине между двумя фронтальными и двумя тыловыми колонками, слушатель находился в центре звуковой картины и получал звуковую информацию со всех сторон. К сожалению, из-за своей громоздкости и сравнительно высокой цены, эти системы не получили широкого распространения, хотя опыт их создания был использован при создании многоканальных систем домашнего кинотеатра.

Стереозвучание давно стало привычной принадлежностью высококачественной бытовой аппаратуры для записи и воспроизведения звука. До недавнего времени телевизор оставался досадным исключением. Разработанные в 50-60-е годы телевизионные стандарты не предполагали наличия стереозвука. Лишь в конце 70-х годов стерео начало завоевывать телевидение. С начала 80-х годов в Японии и Германии начинают вести регулярное телевещание со стереозвуком. В германской системе для передачи сигнала второго канала используется дополнительный радиопередатчик, работающий на отличной от первого частоте. В системе принятой в Японии через один передатчик транслируется комплексный, содержащий информацию обеих каналов, сигнал. В обеих системах звук передается в аналоговой форме.

В1986 году специалистами английской телерадиокорпорации ВВС была разработана цифровая система телевизионного стереовещания NICAM , существенно более качественная, чем аналоговые системы. Первоначально NICAM предполагалось использовать главным образом в спутниковой системе ТВ улучшенного качества D2-MAC . Но затем, в 90-е годы, NICAM начали широко использовать и в наземных системах эфирного телевидения.

Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня мы с вами рассмотрим не самый распространенный вопрос, но все же важный, особенно для меломанов. Итак, как же сделать из стерео звука - моно и на оборот из моно - стерео.

Недавно и я столкнулся с такой проблемой, когда скачал альбом из 30 композиций. Затем я залил их в MP3 плеер и когда нажал кнопку «Play», то был неприятно удивлен. Аудио постоянно «качалось» то в левый наушник, то в правый. Это слишком сильно раздражало. Не знаю, толи во время записи звуковых файлов произошла ошибка, толи какая-то другая причина. В общем, это уже не важно.

Первым делом я решил, что необходимо найти программу, которая сможет преобразовать стерео в моно. Но кроме этого, она еще должна это сделать сразу со всеми 30 треками, чтобы сохранить моё драгоценное время. А самое главное - она должна быть бесплатной.

Во время поиска такой универсальной программы я очень часто наталкивался на редактор звуковых дорожек - Audacity. Конечно же, при помощи Audacity можно сделать из стерео звука - моно, но для этого придется конвертировать каждый трек отдельно. Поэтому Audacity я сразу сказал нет.

И вот, после 30 минут безрезультатных поисков мне удалось все же найти желаемую программу - MP3 Quality Modifier. Она находится в свободном доступе (можно скачать бесплатно) и работает с аудио-файлами в пакетном режиме. Кстати, чтобы вы долго не искали где можно скачать эту программу, я решил выложить её вам. Качаем и пользуемся на здоровье.

Скачать бесплатно программу MP 3 Quality Modifier

(cкачиваний: 2828)

Первое, что мне понравилось в этой программе - русский интерфейс. Это очень удобно и значительно сократило время для изучения функционала. Также она не требует установки, то есть portable (запускается через exe файл и без проблем запускается на любом компьютере). Из-за этого я её перенес на и установил у себя на рабочем ноутбуке - вдруг понадобиться.

Теперь давайте перейдем непосредственно к рассмотрению принципа преобразования стерео звука в моно и наоборот (из моно в стерео).

Для начала разархивируйте скаченный архив в подходящее место на вашем жестком диске и запустите файл MP3QualityModifier.exe


Откроется непосредственно сама программа. Затем вам необходимо перенесите в неё папку с MP3 файлами или отдельными треками. Это можно сделать при помощи обычного перетаскивания мышью или используя кнопки «Добавление файлов » и «Добавление папки ».

Далее в разделе «Режим » (находится в самом низу программы) из выпадающего меню выберите «Мо n о ». Если же вы хотите преобразовать моно звук в стерео, то нужно выбрать из списка соответственно «Stereo ».


Теперь, если нужно, измените скорость (битрейк), частоту дискретизации и путь к папке, в которой будут сохраняться преобразованные аудио-файлы. Советую вам установить параметр качества звука такими, которые были указаны по умолчанию к трекам.

Также стоит обратить внимание на то, что например значение битрейка на разных треках может быть разным, а установить вам нужно одно для всех. В данном случае советую ставить максимальное значение из всех.

По окончанию всех настроек, чтобы начать процесс преобразования стерео звука в моно (или на оборот) нажмите кнопку «Образовать ».


Появится окно с таймлайном. Дождитесь окончания процесса конвертации.

Потом появится новое окошко, результирующее. Нажмите кнопку «ОК ».


На этому все. Наслаждайтесь получившимися треками.

Человеческое стремление к объемам проявилось задолго до появления видеоэффектов 3D — в звуковой сфере. На заре звукозаписи, когда не было не только цифровой аппаратуры, но и даже магнитных лент, работа со стереозвуком уже была реальностью. Правда, до середины прошлого века она имела вид экспериментов, и широкое распространение стереосистемы начали получать только к шестидесятым годам. Сегодня стереозвук для абсолютного большинства потребителей представляется естественным благом, а монозвучание аудиотехники — редкостью и игрушкой для профессионалов.

Определение

Моно , или монофония, представляет собой одноканальную запись звука (и, соответственно, его воспроизведение).

Стерео , или стереофония — двухканальная (и более) запись и трансляция звука.

Сравнение

Чем отличается моно от стерео для обычного потребителя, пользователя аудиотехники или слушателя? В первую очередь пространственным отношением. Моно не дает возможности определить пространственное положение источника звука, стерео это позволяет. Все дело в особенности устройства человеческого слуха: уши наши, хоть и расположены на небольшом расстоянии друг от друга, звук воспринимают не одновременно. Если источник звука находится справа, то сначала его услышит правое ухо, а потом левое, причем для левого частота будет иной. Мозг полученную информацию обрабатывает, и мы можем определить на слух, откуда поступил сигнал.

Звук моно записывается в одну аудиодорожку и воспроизводится одним динамиком. При этом на восприятие его не влияет пространственное положение слушателя относительно источника звука. В принципе, подключить можно и множество колонок, однако в этом случае каждая будет транслировать звук абсолютно одинаково. Стереозвук записывается при помощи двух микрофонов в две и более дорожки, и разделение по каналам происходит на уровне частот, инструментов, голоса, шумовых и звуковых эффектов. К примеру, при прослушивании монозаписи интервью звук проезжающего мимо автомобиля будет воспринят наряду с голосом опрашиваемого, а в случае стереозаписи — как фон далекий или близкий. Для воспроизведения стереозвука требуется наличие как минимум пары колонок, а для достижения оптимального эффекта слушатель должен располагаться примерно по центру от обоих источников звука. Потому стереоколонки устанавливаются по обе стороны от монитора или телевизора.

К слову, трехмерность и объемность стереозвука — своего рода фикция. Две колонки на столе или наушники объемности звучанию не придают, так как служат источниками звука, четко определяемыми мозгом как “справа” и “слева”. Если число источников увеличить (знаменитый “суперсурраунд” — звук вокруг), то это будет означать всего лишь большее количество точек воспроизведения. Для получения трехмерного эффекта и получения реальной звуковой картины, к примеру, при просмотре фильма, звук должен разноситься еще и по вертикали.

Моносистемы на сегодняшний день стали редкостью, тогда как стерео в разных вариантах исполнения полностью захватило аудиорынок. Однако для профессионалов, работающих со звуком, нет и не может быть предпочтений: одноканальные записи используются в работе наравне с многоканальными. Считается, что моно объективнее в отношении источника звука, а стерео — в отношении звуковой картины.

Выводы сайт

  1. Моно — одноканальная запись звука, стерео – двухканальная.
  2. Для воспроизведения монозвука достаточно единственного динамика, стерео — как минимум двух.
  3. Стерео позволяет определять пространственное положение источника звука.
  4. Стерео дает звуковую картину, приближенную к реальной.


Рекомендуем почитать

Наверх