Бесплатное приложение для Windows, а также мобильных устройств, предназначенное...
Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы .
В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы .
Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.
Существуют разные подходы к понятию «информационные ресурсы».
Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», гласит:
Информационные ресурсы
- отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире.
На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.
Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие:
Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.
Сжигается топливо, расходуются финансы и т. п., а информационный ресурс остается «неуничтожаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.
Национальные информационные ресурсы
Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:
- отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т. п., к чему относится информация);
- форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.).
Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение.
Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т. д.
Один из способов классификации национальных информационных ресурсов:
Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках . Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую основу.
Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объёмы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.
Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации . Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т. д.
Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.
Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации - без этого не может жить ни одно государство.
Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества.
Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т. д.
Отметим, что само это понятие сформировалось не так давно, примерно четверть века назад, в ответ на растущую зависимость развитых стран от объёмов информации, уровня развития средств её передачи и обработки.
Рынок информационных ресурсов и услуг
Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг.В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка.
- информация бытового характера о доступе к материальным товарам и услугам, их стоимости;
- информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);
- информационные технологии, компьютерные программы;
- базы данных, информационные системы и многое другое.
Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели).
Обрати внимание!
Поставщики - это, как правило, производители информации или её собственники.
Ими бывают:
- центры, в которых создаются и хранятся базы данных;
- службы связи и телекоммуникации;
- бытовые службы;
- специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);
- неспециализированные фирмы, выпускающие материальные товары и в, качестве дополнительной продукции, информацию о них;
- консалтинговые (консультационные) фирмы;
- биржи;
- частные лица и пр.
Обрати внимание!
Потребители информации - это мы все, частные лица, а также предприятия, которые сегодня без информации не смогли бы функционировать, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т. д.
Информационные услуги - особый вид товара на информационном рынке.
Уровень развития сферы информационных услуг во многом определяет степень приближенности к информационному обществу.
Рынок информационных ресурсов и услуг в своём развитии прошёл несколько стадий. Его активное формирование совпало во времени с появлением первых ЭВМ, т. е. с началом \(50-х\) годов \(XX\) века.
Это совпадение явилось, в значительной мере, случайным, так как первые ЭВМ ещё не создавали информационной инфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привёл к созданию первых профессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой учёных и специалистов.
По-настоящему рынок информационных ресурсов и услуг расцвёл после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем.
Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности.
Процесс этот принял массовый характер в \(80\)-х годах ушедшего века.
К этому времени появились первые признаки глобализации данного рынка, начался международный обмен на нём ресурсами и услугами.
Ведущими странами на рынке информационных ресурсов и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы.
В России в настоящее время (данные \(2014\) г.) имеется вполне сформировавшийся информационный рынок (хотя по объёму предлагаемых услуг он пока уступает аналогичным рынкам экономически высокоразвитых стран).
Важнейшими компонентами отечественного рынка информационных услуг являются данные об информационном оборудовании, компьютерах, компьютерных сетях и соответствующих технологиях. Немалую часть предлагаемых товаров составляют справочные системы разного назначения.
Существуют специальные службы обработки информации по заказу клиентов, службы продажи билетов и т. д. Немало на этом рынке и финансовой, статистической информации, информации по образовательным услугам, организации досуга и др.
Постепенно в российском обществе начинает формироваться понимание простой истины: если информация - товар, то за неё надо платить. В противном случае разрушается сама основа рынка. Например, рынок программного обеспечения в нашей стране мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происходило массового «пиратского» копирования программ.
Источники:
И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер Информатика и ИКТ.10-11 классы. М: 2012, 213 c.
Пояснительная записка…..…………………………………………………………............. | |
Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ………………. | |
Практическое занятие №1. Информационные ресурсы общества……………................. | |
Практическое занятие №2. Правовые нормы информационной деятельности………… | |
Практическое занятие №3. Дискретное представление различных видов информации. | |
Практическое занятие №4. Представление информации в двоичной системе счисления………………………………………………………………………………......... | |
Практическое занятие №5. Логические основы компьютера……………………............. | |
Практическое занятие №6. Программный принцип работы компьютера………............. | |
Практическое занятие №7. Работа с архивом данных……………………………............. | |
Практическое занятие №8 Поисковые системы и поиск информации………………….. | |
Практическое занятие №9 Модем. Единицы измерения скорости передачи данных……………………………………………………………………………………….. | |
Практическое занятие №10 Работа с автоматизированными системами управления (АСУ)……………………………………………………………………………………….... | |
Практическое занятие №11 Операционная система. Графический интерфейс пользователя…………………………………………………………………………………. | |
Практическое занятие №12 Компьютерные сети. Сервер. Сетевые операционные системы………………………………………………………………………………………. | |
Практическое занятие №13 Разграничение прав доступа в сети………………………… | |
Практическое занятие №14. Требования к рабочему месту ……………………………... | |
Практическое занятие №15. Создание и редактирование текстового документа, компьютерных публикаций………………………………………………………………… | |
Практическое занятие №16. Программы – переводчики. Гипертекстовое представление информации………………………………………………………………... | |
Практическое занятие №17. Возможности динамических (электронных) таблиц……... | |
Практическое занятие №18. Создание таблиц, форм, запросов баз данных……............. | |
Практическое занятие №19. Работа с электронным каталогом………………………….. | |
Практическое занятие №20. Создание и редактирование презентаций…………………. | |
Практическое занятие №21. Использование презентационного оборудования………… | |
Практическое занятие №22. Демонстрация систем автоматизированного проектирования……………………………………………………………………………… | |
Практическое занятие №23. Браузер. Работа с Интернет-ресурсами………………….... | |
Практическое занятие №24. Редактирование сайта………………………………............. | |
Практическое занятие №25. Использование возможностей сетевого ПО………………. | |
Информационное обеспечение методических рекомендаций…………………………… |
Пояснительная записка
Дисциплина «Информатика и ИКТ» ставит задачи формирования у студентов научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, овладения умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, развития познавательных интересов путем освоения и использования методов информатики, воспитания ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
В соответствии с учебным планом на изучение общеобразовательной дисциплины Информатика и ИКТ отводится 150 часов, из них на проведение практических занятий – 50 часов по специальности СПО 260807.01 «Повар, кондитер».
Ценность практической работы состоит в том, что она вооружает студентов не только необходимыми в жизни знаниями в области информационных технологий, но и полезными умениями и навыками, необходимыми в современном информационном мире.
Преподавателем разработано 25 практических работ. Каждая работа содержит, теоретические сведения, цели, материальное обеспечение, порядок выполнения работы.
В результате выполнения практических работ обучающиеся раскрывают свои знания, умения и навыки в работе с текстовым и табличным редактором, программой для создания базы данных, презентаций, с автоматизированными программами управления, сетевым программным обеспечением и т.д.
Как показывает практика, использование практикума является эффективным средством формирования не только интеллектуальных способностей, но и развитию познавательной активности обучающихся, что в свою очередь является одним из показателей социально-профессиональной мобильности обучающихся.
При выполнении каждой практической работы, студенту необходимо сделать отчет о проделанной работе, который должен содержать:
1. Название работы.
2. Цель работы.
3. Задание и его решение.
4. Вывод о проделанной работе.
Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ
В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по данной специальности, студент должен
знать:
Единицы измерения информации;
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
Использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
уметь:
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
Распознавать информационные процессы в различных системах;
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Практическое занятие №1
Задание №1
1. Загрузите Интернет.
2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».
3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.
4. Охарактеризуйте любые три из найденных образовательных ресурсов.
Название | Характеристика |
Федеральные образовательные ресурсы | Раздел содержит перечень сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, перечень федеральных информационно-образовательных порталов, а также описания новейших систем доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, создаваемых на государсвенном уровне в рамках Федеральной целевой программы развития образования. |
Региональные образовательные ресурсы | Раздел содержит перечень сайтов региональных органов управления образованием и региональных информационно-образовательных порталов. В разделе представлены проекты «Образование» и «Информатизация системы образования», реализуемые в регионах Российской Федерации. Изучение ресурсов раздела позволяет получить общее представление об особенностях функционирования и перспективах развития системы образования в российских регионах. |
Ресурсы по предметам образовательной программы | Раздел представляет перечень ресурсов по основным предметам образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Ресурсы классифицированы по подразделам, строго соответствующим 13 основным дисциплинам общего образования. Ресурсы, включенные в раздел, содержат учебный и справочный материал, использовать который могут как педагоги, так и учащиеся. Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы, содержащиеся в ресурсах раздела, помогут учителям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия, а ученикам - выполнить домашние задания, исследовательские проекты или другие виды самостоятельных работ. Раздел предназначен для учителей, методистов и учащихся образовательных учреждений. |
Задание №2
С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:
Вопрос | Ответ |
1) укажите время утверждения григорианского календаря | 31 января 1918 |
2) каков диаметр пылинки | 0,001 м |
3) укажите смертельный уровень звука | 180 децибел. |
4) какова температура кипения железа | 2862 °C |
5) какова температура плавления йода | 113.7 (°C) |
6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца | 108 тыс. км в час |
7) какова масса Земли | 5.97×10²⁴ кг |
8) какая гора в Австралии является самой высокой | Косцюшко |
9) дайте характеристику народа кампа | Кампа - один из народов Перу, проживающий в бассейнах рек Укаяли, Апуримак, Пачитеа. Альтернативное название - ашанинка или ашенинка. Численность в Перу составляет 50 тысяч человек. Отдельные представители живут также в Бразилии. Численность 120 тысяч человек. Традиционная социальная организация - община из нескольких родственных парных семей.. |
10) укажите годы правления Ивана III | 1462 - 1505 |
11) укажите годы правления Екатерины II | с 1762 по 1796 год |
12) укажите годы правления Ивана IV | 1533-1584 год |
13) укажите годы правления Хрущева Н.С. | с 1958 по 1964 гг |
14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед | 1817 года |
Задание №3. Ответьте на вопросы:
1. Что Вы понимаете под информационными ресурсами? | Информационные ресурсы - это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство |
2. Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов. | 1. содержание; 2. охват; 3. время; 4. источник; 5. качество; 6. соответствие потребностям; 7. способ фиксации; 8. язык; 9. Стоимость |
3. Что понимают под образовательными информационными ресурсами? | Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др |
4. Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам? | В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание |
Задание №4. Сделайте вывод о проделанной практической работе:
Практическое занятие № 2
Правовое регулирование
Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты. Право собственности состоит из трех важных компонентов: права распоряжения, права владения и права пользования.
♦ Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена.
♦ Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять.
♦ Право пользования предоставляет субъекту-владельцу информации право ее использования только в своих интересах.
Таким образом, любой субъект-пользователь обязан приобрести эти права, прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом. Это право должно регулироваться и охраняться государственной инфраструктурой и соответствующими законами. Как и для любого объекта собственности, такая инфраструктура состоит из цепочки:
законодательная власть (законы) -> судебная власть (суд) -> -» исполнительная власть (наказание).
Любой закон о праве собственности должен регулировать отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем. Такие законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем. Защита информационной собственности проявляется в том, что имеется правовой механизм защиты информации от разглашения, утечки, несанкционированного доступа и обработки, в частности копирования, модификации и уничтожения.
В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких как: «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных схем» и т. д.
Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью частично удается решить вопросы правового урегулирования ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей и уничтожением «персональной» информации.
Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:
v общие положения;
v информационные ресурсы;
v пользование информационными ресурсами;
v информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения;
v защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяется комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, определяются правовые положения по их использованию. Информационные ресурсы предлагается рассматривать в двух аспектах:
♦ как материальный продукт, который можно покупать и продавать;
♦ как интеллектуальный продукт, на который распространяются право интеллектуальной собственности и авторское право.
Чрезвычайно важно и актуально принятие таких правовых актов, которые смогли бы обеспечить:
Охрану прав производителей и потребителей информационных продуктов и услуг;
Защиту населения от вредного влияния отдельных видов информационных продуктов;
Правовую основу функционирования и применения информационных систем, Интернета, телекоммуникационных технологий.
Методы защиты информации
При разработке методов защиты информации в информационной среде следует учесть следующие важные факторы и условия:
Ø расширение областей использования компьютеров и увеличение темпа роста компьютерного парка (то есть проблема защиты информации должна решаться на уровне технических средств);
Ø высокая степень концентрации информации в центрах ее обработки и, как следствие, появление централизованных баз данных, предназначенных для коллективного пользования;
Ø расширение доступа пользователя к мировым информационным ресурсам (современные системы обработки данных могут обслуживать неограниченное число абонентов, удаленных на сотни и тысячи километров);
Ø усложнение программного обеспечения вычислительного процесса на компьютере, так как современные компьютеры могут работать:
В мультипрограммном режиме, когда одновременно решается несколько задач;
В мультипроцессорном режиме, когда одна задача решается несколькими параллельно работающими процессорами;
В режиме разделения времени, когда один и тот же компьютер может одновременно обслуживать большое количество абонентов.
К традиционным методам защиты от преднамеренных информационных угроз относятся: ограничение доступа к информации, шифрование (криптография) информации, контроль доступа к аппаратуре, законодательные меры. Рассмотрим эти методы.
Ограничение доступа к информации осуществляется на двух уровнях:
На уровне среды обитания человека, то есть путем создания искусственной преграды вокруг объекта защиты: выдачи допущенным лицам специальных пропусков, установки охранной сигнализации или системы видеонаблюдения;
На уровне защиты компьютерных систем, например, с помощью разделения информации, циркулирующей в компьютерной системе, на части и организации доступа к ней лиц в соответствии с их функциональными обязанностями. При защите на программном уровне каждый пользователь имеет пароль, позволяющий ему иметь доступ только к той информации, к которой он допущен.
Шифрование (криптография) информации заключается в преобразовании (кодировании) слов, букв, слогов, цифр с помощью специальных алгоритмов. Для ознакомления с шифрованной информацией нужен обратный процесс - декодирование. Шифрование обеспечивает существенное повышение безопасности передачи данных в сети, а также данных, хранящихся на удаленных устройствах.
Контроль доступа к аппаратуре означает, что вся аппаратура закрыта и в местах доступа к ней установлены датчики, которые срабатывают при вскрытии аппаратуры. Подобные меры позволяют избежать, например, подключения посторонних устройств, изменения режимов работы компьютерной системы, загрузки посторонних программ и т. п.
Законодательные меры заключаются в исполнении существующих в стране законов, постановлений, инструкций, регулирующих юридическую ответственность должностных лиц - пользователей и обслуживающего персонала за утечку, потерю или модификацию доверенной им информации.
При выборе методов защиты информации для конкретной компьютерной сети необходим тщательный анализ всех возможных способов несанкционированного доступа к информации. По результатам анализа проводится планирование мер, обеспечивающих необходимую защиту, то есть осуществляется разработка политики безопасности.
Политика безопасности - это совокупность технических, программных и организационных мер, направленных на защиту информации в компьютерной сети.
Рассмотрим некоторые методы защиты компьютерных систем от преднамеренных информационных угроз.
Защита от хищения информации обычно осуществляется с помощью специальных программных средств. Несанкционированное копирование и распространение программ и ценной компьютерной информации является кражей интеллектуальной собственности. Защищаемые программы подвергаются предварительной обработке, приводящей исполняемый код программы в состояние, препятствующее его выполнению на «чужих» компьютерах (шифрование файлов, вставка парольной защиты, проверка компьютера по его уникальным характеристикам и т. п.). Другой пример защиты: для предотвращения несанкционированного доступа к информации в локальной сети вводят систему разграничения доступа как на аппаратном, так и на программном уровнях. В качестве аппаратного средства разграничения доступа может использоваться электронный ключ, подключаемый, например, в разъем принтера.
Для защиты от компьютерных вирусов применяются «иммуностойкие» программные средства (программы-анализаторы), предусматривающие разграничение доступа, самоконтроль и самовосстановление. Антивирусные средства являются самыми распространенными средствами защиты информации.
В качестве физической защиты компьютерных систем используется специальная аппаратура, позволяющая выявить устройства промышленного шпионажа, исключить запись или ретрансляцию излучений компьютера, а также речевых и других несущих информацию сигналов. Это позволяет предотвратить утечку информативных электромагнитных сигналов за пределы охраняемой территории. Наиболее эффективным средством защиты информации в каналах связи является применение специальных протоколов и криптографии (шифрования).
Для защиты информации от случайных информационных угроз, например, в компьютерных системах, применяются средства повышения надежности аппаратуры:
Ø повышение надежности работы электронных и механических узлов и элементов;
Ø структурная избыточность - дублирование или утроение элементов, устройств, подсистем;
Ø функциональный контроль с диагностикой отказов, то есть обнаружение сбоев, неисправностей и программных ошибок и исключение их влияния на процесс обработки информации, а также указание места отказавшего элемента.
С каждым годом количество угроз информационной безопасности компьютерных систем и способов их реализации постоянно увеличивается. Основными причинами здесь являются недостатки современных информационных технологий и постоянно возрастающая сложность аппаратной части. На преодоление этих причин направлены усилия многочисленных разработчиков программных и аппаратных методов защиты информации в компьютерных системах.
http://infdeyatchel.narod.ru/_private/metodik/urok/prav_norm.swf
2. Ответьте на следующие вопросы:
1. Кто следит за порядком в сети? админ
2. Какие есть требования к защите информации?
эти требования относятся документам
3. Какими правами обладает пользователь?
Антивирусную защиту, ограничение программной среды
4. Как владелец может защитить?
5. Что такое информационное право?
6. Какие есть акты федерального законодательства?
7. Какие есть способы защиты информации?
8. Какие есть наказания за информационные правонарушения?
9. Какие есть самые грубые нарушения в сфере информационной безопасности?
3. Сделать вывод о проделанной практической работе:
Наиболее популярные растровые форматы:
Bit MaP image (BMP)– универсальный формат растровых графических файлов, используется в операционной системе Windows. Этот формат поддерживается многими графическими редакторами, в том числе редактором Paint. Рекомендуется для хранения и обмена данными с другими приложениями.
Tagged Image File Format (TIFF)– формат растровых графических файлов, поддерживается всеми основными графическими редакторами и компьютерными платформами. Включает в себя алгоритм сжатия без потерь информации. Используется для обмена документами между различными программами. Рекомендуется для использования при работе с издательскими системами.
Graphics Interchange Format (GIF)– формат растровых графических файлов, поддерживается приложениями для различных операционных систем. Включает алгоритм сжатия без потерь информации, позволяющий уменьшить объем файла в несколько раз. Рекомендуется для хранения изображений, создаваемых программным путем (диаграмм, графиков и так далее) и рисунков (типа аппликации) с ограниченным количеством цветов (до 256). Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.
Portable Network Graphic (PNG)– формат растровых графических файлов, аналогичный формату GIF. Рекомендуется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.
Joint Photographic Expert Group (JPEG)– формат растровых графических файлов, который реализует эффективный алгоритм сжатия (метод JPEG) для отсканированных фотографий и иллюстраций. Алгоритм сжатия позволяет уменьшить объем файла в десятки раз, однако приводит к необратимой потере части информации. Поддерживается приложениями для различных операционных систем. Используется для размещения графических изображений на Web-страницах в Интернете.
Двоичное кодирование звука
Использование компьютера для обработки звука началось позднее, нежели чисел, текстов и графики.
Звук – волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.
Звуковые сигналы в окружающем нас мире необычайно разнообразны. Сложные непрерывные сигналы можно с достаточной точностью представлять в виде суммы некоторого числа простейших синусоидальных колебаний.
Причем каждое слагаемое, то есть каждая синусоида, может быть точно задана некоторым набором числовых параметров – амплитуды, фазы и частоты, которые можно рассматривать как код звука в некоторый момент времени.
В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация– непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки и для каждого такого участка устанавливается определенная величина амплитуды.
Таким образом непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени заменяется на дискретную последовательность уровней громкости.
Каждому уровню громкости присваивается его код. Чем большее количество уровней громкости будет выделено в процессе кодирования, тем большее количество информации будет нести значение каждого уровня и тем более качественным будет звучание.
Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации.
Частота дискретизации – количество измерений уровня сигнала в единицу времени.
Количество уровней громкости определяет глубину кодирования. Современные звуковые карты обеспечивают 16-битную глубину кодирования звука. При этом количество уровней громкости равно N = 2 16 = 65536.
Практическое занятие № 4
Практическое занятие №5
С х е м а И
Схема И реализует конъюнкцию двух или более логических значений. Условное обозначение на структурных схемах схемы И с двумя входами
Таблица истинности схемы И
x | y | x . y |
Единица на выходе схемы И будет тогда и только тогда, когда на всех входах будут единицы. Когда хотя бы на одном входе будет ноль, на выходе также будет ноль.
Связь между выходом z этой схемы и входами x и y описывается соотношением: z = x . y (читается как "x и y" ). Операция конъюнкции на структурных схемах обозначается знаком "&" (читается как "амперсэнд" ), являющимся сокращенной записью английского слова and.
С х е м а ИЛИ
Схема ИЛИ реализует дизъюнкцию двух или более логических значений. Когда хотя бы на одном входе схемы ИЛИ будет единица, на её выходе также будет единица.
Условное обозначение на структурных схемах схемы ИЛИ с двумя входами. Знак "1" на схеме - от устаревшего обозначения дизъюнкции как ">=1" (т.е. значение дизъюнкции равно единице, если сумма значений операндов больше или равна 1). Связь между выходом z этой схемы и входами x и y описывается соотношением: z = x v y (читается как "x или y").
Таблица истинности схемы ИЛИ
С х е м а И-НЕ
Схема И-НЕ состоит из элемента И и инвертора и осуществляет отрицание результата схемы И. Связь между выходом z и входами x и y схемы записывают следующим образом: , где читается как "инверсия x и y". Условное обозначение на структурных схемах схемы И-НЕ с двумя входами
Таблица истинности схемы И-НЕ
x | y | |
Задание №1. Установите, какие из следующих предложений являются логическими высказываниями, а какие - нет (объясните почему):
а) "Солнце есть спутник Земли "; +
б) "2+3 ?4 "; -
в) "сегодня отличная погода "; +
г) "в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 3 432 536 слов "; +
д) "Санкт-Петербург расположен на Неве "; +
е) "музыка Баха слишком сложна "; -
ж) "первая космическая скорость равна 7.8 км/сек "; +
з) "железо - металл "; +
и) "если один угол в треугольнике прямой, то треугольник будет тупоугольным ";
к) "если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей, то он прямоугольный ".
Задание №2. Зарисуйте схемы для данных формул
Задание № 3. Запишите логические формулы для данных схем
а)
б)
в)
г)
Задание № 4. Сделайте вывод о проделанной работе
Практическое занятие №6
Линейные алгоритмы
Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором блоки выполняются последовательно сверху вниз от начала до конца.
На рисунке приведен пример блок-схемы алгоритма вычисления периметра Р и площади S квадрата со стороной длины A.
Разветвляющиеся алгоритмы
Разветвляющийся алгоритм это алгоритм , в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Циклические алгоритмы
Часто при решении задач приходится повторять выполнение операций по одним и тем же зависимостям при различных значениях входящих в них переменных и производить многократный проход по одним и тем же участкам алгоритма. Такие участки называются циклами . Алгоритмы, содержащие циклы, называется циклическими . Использование циклов существенно сокращает объем алгоритма.
Различают циклы с наперед известным и наперед неизвестным количеством проходов.
Сначала производится вход в цикл. После этого начинается его выполнение.
Структура цикла
Структура заголовка цикла
Внутри заголовка счетчику первоначально присваивается значение i = j. Затем выполняется блоки, образующие тело цикла. Обработка блоков внутри цикла производится по часовой стрелке. В результате после первого выполнения тела цикла управление вновь передается заголовку. Здесь к текущему значению счетчика добавится шаг. Теперь, если новое значение счетчика не вышло за свои пределы (т. е. не стало больше своего конечного значения при положительном шаге или меньше конечного значения – при отрицательном шаге), то снова выполняется тело цикла, вновь после возврата к заголовку к счетчику добавляется шаг. Так цикл будет выполняться до тех пор, пока значение счетчика однажды не выйдет за предписанный предел. Как только такой предел будет преодолен, произойдет выход из цикла и управление будет передано блоку, который следует сразу за циклом.
Вернемся к блок-схеме рис. Заголовок ее цикла представлен блоком 4. Роль счетчика цикла играет переменная i, которая должна в цикле изменяться от 1 до N. Поскольку шаг явно не указан, то по умолчанию он подразумевается равным 1. Тело цикла образуют блоки 5 и 6.
Сразу после входа в цикл переменн
Практическая работа
Тема: Работа с каталогами информационных образовательных ресурсов.
Цель: научиться пользоваться каталогами информационных образовательных ресурсов, искать нужную информацию с их помощью.
Теоретические сведения к практической работе
Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».
«Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме», – такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.
Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.
ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.
ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.
Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Что же касается информационных ресурсов , то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
тематика хранящейся в них информации;
форма собственности– государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
доступность информации– открытая, закрытая, конфиденциальная;
принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической;
источник информации– официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
назначение и характер использования информации – массовое региональное, ведомственное;
форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
вид носителя информации – бумажный, электронный.
Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Классификацию субъектов информационной деятельности произведем следующим образом:
субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);
субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).
К образовательным электронным ресурсам можно отнести:
учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),
системы тестирования (тесты– электронная проверка знаний),
электронные полнотекстовые библиотеки;
электронные периодические издания сферы образования;
электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
электронные архивы выпусков.
Задание №1
Загрузите Интернет.
В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».
Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.
Охарактеризуйте любые три.
Название
Характеристика
Задание №2
С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:
Вопрос
Ответ
1) укажите время утверждения григорианского календаря
2) каков диаметр пылинки
3) укажите смертельный уровень звука
4) какова температура кипения железа
5) какова температура плавления йода
6) укажите скорость обращения Земли вокруг Солнца
7) какова масса Земли
8) какая гора в Австралии является самой высокой
9) дайте характеристику народа кампа
10) укажите годы правления Ивана III
11) укажите годы правления Екатерины II
12) укажите годы правления Ивана IV
13) укажите годы правления Хрущева Н.С.
14) в каком году был изобретен первый деревянный велосипед
Задание №3. Ответьте на вопросы:
Что Вы понимаете под информационными ресурсами?
Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов.
Что понимают под образовательными информационными ресурсами?
Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам?
Задание №4. Сделайте вывод о проделанной работе:
Информационные ресурсы (ИР) – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.
В настоящее время используется узкое и широкое понимание ИР: в узком понимании имеют в виду только сетевые ИР, доступные через компьютерные средства связи, а в широком – любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для сохранения и распространения. Для информационных работников профессионально значимо широкое понимание.
Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и других информационных системах) .
Под информационными массивами понимают обычно упорядоченное множество элементов (документов и/или данных), к которым возможен индивидуальный доступ. В настоящее время чисто количественно информационные массивы составляют подавляющую часть информационных ресурсов. Наиболее яркими представителями этих массивов являются обычные базы данных, библиотечные или архивные фонды.
Существует множество признаков для описания, т.е. многоаспектной классификации информационных массивов, каждый из которых представляется существенным с определенной точки зрения. Базовым набором признаков можно считать следующий:
источник ИР : например, официальная информация, опубликованная, статистическая отчетность, результаты измерений, испытаний и проч.;
принадлежность ИР к определенной организационной или информационной системе: например, ресурсы архивные, библиотечные, МВД, МЧС, НТИ и др.;
форма собственности : государственная (федеральная, субъекта федерации), муниципальная; собственность общественных организаций; акционерная, частная, а также указание на владельца;
характер использования ИР (назначение ): например, ИР массовые, межведомственные, региональные, внутрифирменные, личные и др.;
объем информационного массива (выраженный в сопоставимых единицах измерения);
открытость информации : открытая, секретная, конфиденциальная;
форма представления информации : текстовая, графическая, мультимедийная и др.;
носитель ИР : электронный, бумажный и др.
способ распространения информации : сети (глобальные, локальные), издания и др.;
естественный язык , на котором представлена информация.
Кроме того, важнейшими характеристиками ИР являются такие трудно формализуемые параметры, как полнота, достоверность, актуальность и значимость содержащейся в них информации.
Состав ИР может быть охарактеризован как:
полнотекстовые базы данных;
библиографическая продукция;
фактографические базы данных;
справочно-библиографический (справочно-поисковый) аппарат библиотек, информационных центров и архивов, в том числе каталоги и библиографические картотеки (базы данных);
обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы, рейтинги и т.д.);
услуги, предлагаемые на информационном рынке;
компьютерные сети связи;
программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;
учреждения (редакции, издательства, библиотеки, информационные центры, книготорговые учреждения и т.д.), обеспечивающие создание информационной продукции, накопление и использование ИР.
Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.
Государственные ресурсы делятся на следующие группы:
федеральные ресурсы;
информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;
информационные ресурсы субъектов РФ.
Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.
Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:
1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;
2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.
Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.
К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:
библиотечная сеть Российской Федерации;
архивный фонд Российской Федерации;
государственная система статистики;
государственная система научно-технической информации.
Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек.
Архивный фонд РФ находится в ведении Федеральной архивной службы. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов.
На федеральном уровне осуществляется интеграция информационных ресурсов всей системы органов государственной статистики. Головной организацией по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче статистической информации является Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата, важнейшей задачей которого является подготовка публикаций в области статистики и информирование широких слоев общества.
В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.