Delphi работа с реестром из сервиса. Основы работы с реестром Delphi

Электроника 21.10.2019
Электроника

Эффективность дистанционного обучения существенно зависит от используемой в нем технологии. Возможности и характеристики технологии дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную эффективность взаимодействия обучаемого и преподавателя в рамках системы. Сложное в использовании программное обеспечения не только затрудняет восприятие учебного материала, но и вызывает определенное неприятие использования информационных технологий в обучении.

Успешное внедрение дистанционного обучения основывается на правильном выборе программного обеспечения.

Во всем многообразии средств организации дистанционного обучения можно выделить следующие группы:

авторские программы (Authoring Packages ) - представляют собой чаще всего некоторые локальные разработки, направленные на изучение отдельных предметов или разделов дисциплин. Преподаватель здесь разрабатывает и создает учебные материалы. Как правило, подобные продукты разработаны для создания уроков с немедленной обратной связью с обучаемым, а не для хранения информации об учебном процессе за длительное время. Такие разработки, с одной стороны, являются незаменимым средством для активизации учебного материала во время аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов; с другой стороны, отсутствие обратной связи студентов и преподавателя сильно снижает эффективность их использования;

системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS ) - предназначены для контроля большого числа обучаемых. Некоторые из них ориентированы на использование в учебных заведениях, другие - на корпоративное обучение. Их общей особенностью является то, что они позволяют следить за обучением пользователей, хранить их характеристики, подчитывать количество заходов на определенные разделы сайта, а также определять время, потраченное обучаемым на прохождение определенной части курса. Эти системы позволяют пользователям регистрироваться для прохождения курса. Зарегистрированным пользователям автоматически высылаются различного рода информация о текущих событиях и необходимой отчетности. Обучаемые могут быть организованы в группы. Кроме того здесь присутствует возможность проверки знаний и онлайн общения;

системы управления содержимым (контентом) (Content Management Systems - CMS ) - предоставляет возможности размещения электронных учебных материалов в различных форматах и совместного процесса создания, редактирования и управления содержимым. Обычно такая система включает в себя интерфейс с базой данных с возможностью поиска по ключевым словам. Системы управления контентом особенно эффективны в тех случаях, когда над созданием курсов работает большое число преподавателей, которым необходимо использовать одни и те же фрагменты учебных материалах в различных курсах;

системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS ) - сочетают в себе возможности двух предыдущих систем управления и становятся в настоящее время перспективными в плане организации дистанционного обучения. Сочетание управления большим потоком обучаемым, возможностей быстрой разработки курсов и наличие дополнительных модулей позволяет системам управления обучением и учебным контентом решать задачи организации обучения в крупных образовательных структурах .

Системы управления обучением характеризуются высоким уровнем интерактивности и позволяют участвовать в процессе обучения людям, находящимся в разных странах и имеющим выход в интернет. С их помощью процесс обучения можно осуществлять в режиме реального времени.

Существует ряд систем LMS, осуществляющие обучение посредством сети Интернет. Рассмотрим основные программные платформы для организации дистанционного обучения :

1) ILIAS - свободная платформа обучения, позволяющая создавать методические и учебные материалы для дистанционного обучения, а также организовывать связи и выстраивать взаимодействие между учителями и учащимися, осуществлять тестирование и оценку знаний последних. ILIAS поддерживает русский язык. К сожалению, данная система не отличается быстротой вхождения, то есть система еще не столь интуитивно понятна. Она обладает красивым интерфейсом, поддерживает большое количество возможностей, но разобраться в ней сходу не так-то просто как учащемуся, так и преподавателю. Пользователю для работы необходимо учиться работать с ней, либо дорабатывать ее (адаптировать и упрощать) под собственные нужды .

Рис. 1. Демонстрационный режим ILIAS

2) ATutor - свободная платформа обучения, аналогичная системеILIAS от канадских разработчиков. Интерфейс системы несложный и вполне понятный. Система поддерживает русский язык, что является плюсом. Однако это не относится к документации . Стартовая страница LMS ATutor представлена на Рис. 2;


Рис. 2. Стартовая страница LMS ATutor

3) OpenELMS - это совместный проект, деятельность которого направлена на организацию и внедрение системы дистанционного обучения для использования в коммерческих и образовательных организациях. Данная платформа представляет собой свободно распространяемый программный продукт. Программное обеспечение LMS OpenELMS является как комплексным, так и принципиально легким в использовании . Стартовая страница LMS OpenELMS представлена на Рис.3;

Рис. 3. Стартовая страница LMS OpenELMS

4) Dokeos - это свободно распространяемый программный продукт, который используют международные компании, федеральные управления и университеты. Данная платформа создана для построения сайтов дистанционного обучения. Подойдет она скорее организациям, чем университетам, так как ориентирована на профессиональную клиентуру, например, на персонал предприятия . Пример реализации лекции в LMS Dokeos представлен на Рис. 4;


Рис.4. Реализация лекции в LMS Dokeos

5) Sakai - это свободно распространяемая программная оболочка, которую разрабатывает и использует международное сообщество крупнейших ВУЗов. Это постоянно развивающийся проект. Программное обеспечение Sakai включает в себя множество возможностей по разработке курсов и организации системы управления курсами, а также управление прохождением документов, форумы, чаты, онлайн-тестирование . Стартовая страница LMS Sakai представлена на Рис. 5;


Рис.5. Стартовая страница LMS Sakai

6) Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - представляет собой свободную систему управления обучением. Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения . Система Moodle переведена на десятки языков, в том числе на русский, и используется почти в 50 тысячах организаций из 200 стран мира. Пример стартовой страницы образовательного портала Алтайского Государственного Технического Университета (АлтГТУ) на базе LMS Moodle представлен на Рис. 6;


Рис. 6. Стартовая страница образовательного портала АлтГТУ на базе LMS Moodle

Система управления обучением Moodle - это система управления, специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов. По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами дистанционного обучения. В то же время эта система выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность настроить систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули .

Широкие возможности для коммуникации - одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях.

Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.

Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Она позволяет контролировать "посещаемость", активность студентов, время их учебной работы в сети.

Модульная структура системы обеспечивает простоту использования системы для обучающихся и преподавателей.

Наличие открытого сообщества, состоящего из более 50000 пользователей системы и более 3000 внедренных систем дистанционного обучения во всем мире, позволяет эффективно обмениваться опытом.

Согласно многочисленным исследованиям возможностей различных программных платформ единоличным лидером оказалась система Moodle. Следует отметить, что, с учетом непрерывного совершенствования всех систем, Moodle сохраняет лидирующее положение и в настоящее время .

Moodle на равных соперничает с мировыми флагманами рынка СДО. Над системой уже более 10 лет работает международная команда разработчиков, под руководством фонда Moodle в Австралии. Благодаря этому, Moodle сочетает в себе богатство функционала, гибкость, надежность и простоту использования.
Система широко известна в мире, имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах, переведена на несколько десятков языков. Система хорошо масштабируется: существуют инсталляции, обслуживающие до миллиона пользователей.
СДО Moodle предназначена для создания и проведения качественных дистанционных курсов.

Moodle распространяется в открытых исходных кодах, что дает возможность "заточить" ее под особенности каждого образовательного проекта:

  • интегрировать с другими информационными системами;
  • дополнить новыми сервисами вспомогательными функциями или отчетами;
  • установить готовые или разработать совершенно новые дополнительные модули (активности).

Внедрение и сопровождение Moodle с помощью компании Открытых Технологии

Мы готовы провести для вас демонстрацию продукта по Skype, на вашей площадке или у нас в офисе.

Возможности Moodle

Все ресурсы – собраны в единое целое

В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет или другие сети, студенты не привязаны к конкретному месту и времени, могут двигаться по материалу в собственном темпе из любой части земного шара.

Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата от статьи в Википедии до видеоролика на YouTube. Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.

Совместное решение учебных задач

Moodle ориентирована на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары.

Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.

Учитель – на связи с учениками

Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle.

В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени.

Качество обучения – под контролем

Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы в сети.

В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику по студентам: кто что скачал, какие домашние здания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения.

Moodle для пользователя

Возможности, которые Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям:

  1. Ученики
    • учатся в любое время, в любом месте, в удобном темпе,
    • тратят больше времени на глубокое изучение интересных тем,
    • знания лучше усваиваются.
  2. Преподаватели
    • поддерживают курс в актуальном состоянии,
    • меняют порядок и способ подачи материала в зависимости от работы группы,
    • тратят больше времени на творческую работу и профессиональный рост, потому что рутинные процессы можно доверить СДО,
    • поддерживают обратную связь с учениками, в том числе и после окончания учебы.
  3. Администрация
    • эффективно распределяет нагрузку на преподавателей,
    • анализирует результаты обучения,
    • снижает затраты на управление учебным процессом.

В Moodle есть решения для всех возможных задач управления учебным процесса. Если же готового решения пока нет или оно несовершенно, функционал системы можно легко расширить.

Александр Прохоров, Карпенко, Ольга Михайловна

По экспертным оценкам, в переподготовке по различным направлениям высшего образования ежегодно нуждаются до двух млн. человек. Происходящие структурные изменения в экономике, социальной и политической жизни требуют переподготовить около 40 млн. человек по всем направлениям профессионального, гуманитарного и социально-экономического образования в период до 2007 года. Примерно две трети взрослого населения нашей страны не охвачены никакими формами дополнительного образования и просвещения. Особенность России состоит в том, что в силу сложных экономических условий студенты вынуждены совмещать учебу с работой и не всегда могут регулярно посещать занятия.

Бурный рост технологически совершенствующихся отраслей деятельности предполагает, что не менее 40-50% населения должны иметь высшее образование. Решение этой задачи в рамках использования традиционных методов обучения требует непомерных финансовых затрат и отвлечения от активной деятельности недопустимо большого количества людей. Реальная альтернатива этому — развитие систем дистанционного образования (СДО). За счет создания мобильной информационно-образовательной среды, базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в два-три раза в сравнении с традиционными системами образования система ДО позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.

Формы дистанционного образования

Кейс-технология предполагает комплектацию учебно-методических материалов в специальный набор — кейс, который пересылается учащемуся для самостоятельного изучения. По мере появления вопросов предусматривается периодическое обращение к преподавателям-консультантам в соответствующие учебные центры.

TV-технология основывается на телевизионных лекциях. Хотя сегодня на Западе (в том числе в США) это направление уступает позиции бурно развивающимся информационным технологиям, но тем не менее продолжается разработка учебных курсов в соответствии со стандартом цифрового телевидения, сертифицированного, в частности, американской Федеральной комиссией по телекоммуникациям. В настоящее время планируется использование технологии WebTV, позволяющий с помощью декодера принимать учебные программы через Интернет непосредственно на домашний компьютер.

IТ-технологии сейчас являются самым актуальным направлением в области разработки СДО и подразумевают использование широких возможностей Интернет-технологий и последних достижений в области мультимедиа. Интернет обеспечивает доступ к учебно-методическим материалам, а также интерактивное взаимодействие между преподавателями и студентами, что гарантирует постоянный контакт с учебным центром.

Систему дистанционного обучения с помощью Интернета можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся посредством Сети, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем. Рынок систем дистанционного образования условно можно разделить на следующие три сектора:

  • корпоративное ДО;
  • ДО в системе высшего и среднего образования;
  • ДО в органах государственного и местного управления.

Наивысшие темпы развития имеет корпоративное обучение. Происходит это прежде всего вследствие резкого увеличения зависимости эффективности работы предприятия от уровня квалификации персонала. Опыт показывает, что внедрение СДО позволяет сократить расходы и оптимизировать процесс повышения квалификации персонала.

Если рассматривать современные тенденции в области дистанционного обучения, то в первую очередь следует отметить глобальный масштаб внедрения компьютерных и сетевых технологий в учебный процесс. Кроме того, происходит изменение образовательной парадигмы и расширение привлекаемой аудитории. Электронные учебные курсы, получившие новый стимул к развитию, становятся более проработанными, появляются четкие критерии цены и качества, увеличиваются возможности выбора учебных программ, ускоряются сроки внедрения.

СДО за рубежом и в России

Первые попытки использования компьютерных сетей для решения задач образования были предприняты за рубежом более двадцати лет назад. В те времена данная технология применялась для создания и доставки учебных материалов и для взаимодействия между преподавателями и учащимися. В основном это были печатные и видеоматериалы и изредка прямые телевизионные трансляции, а для доставки использовались не только e-mail, но и обычная почта, кабельное и общественное телевидение. Взаимодействие осуществлялось за счет обмена текстовыми сообщениями, письменными сочинениями, посредством прямых консультаций по телефону, а иногда с помощью аудиозаписей. Десять лет спустя техносфера неузнаваемо преобразилась: видеомагнитофоны появились почти в каждом доме, TV-технология стала широко использоваться в ДО, а спутниковые антенны начали служить не только развлечению, но и образованию.

В настоящий момент в мире уже существуют мощные и достаточно разветвленные системы дистанционного образования, в частности действующий под эгидой Европейского Союза проект «Telematics for Teacher Training», объединяющий семь университетов из разных стран Европы и координирующий развитие систем дистанционного образования.

В США в системе ДО обучается около 1 млн. человек. Так, Национальный технологический университет, который представляет консорциум из 40 инженерных школ, еще в начале 90-х годов обеспечил подготовку более 1100 студентов с помощью дистанционных методов на степень магистра.

Более 20 лет функционирует Национальный университет дистанционного образования (UNED) в Испании, который включает 58 учебных центров внутри страны и 9 за рубежом. Созданный в 1988 году с целью организации заочного высшего образования для взрослых, UNED является одним из подразделений Министерства образования Испании и подчинен непосредственно государственному секретарю по высшему образованию. В структуре UNED существует система повышения квалификации, в частности преподавателей средних школ.

Национальный Центр дистанционного образования во Франции обеспечивает обучение 35 тыс. пользователей в 120 странах мира.

В ФРГ Открытый университет в г.Хагене (основан в 1976 году), позволяющий заочно получать образование и повышать квалификацию, выдает дипломы и присуждает степени, включая докторскую. Институт дистанционного образования в г.Тюбингене разрабатывает программы для обучения с использованием радио и телевидения; в подготовке 2500 учебных курсов принимает участие 5 тыс. преподавателей.

Балтийский университет в Швеции объединяет усилия более чем 50 университетов региона. По технологиям ДО образование можно получить в университетах городов Уасалы, Лунда, Гетеборга, Умео и Линчепинга. Все учебные задания выполняются вне университета на основе специальных разработок и с консультацией преподавателей. Процесс сдачи экзаменов осуществляется непосредственно в вузе.

С 70-х годов в Финляндии при 10 университетах начинают создаваться центры ДО и так называемые летние университеты, которых насчитывается более 20 с числом студентов 30 тыс. человек.

В Турции с 1974 года работает Открытый университет, имеющий своей целью помочь получить образование жителям отдаленных районов. Слушатели получают из университета необходимый пакет учебных материалов. Дополнительно для них проводятся учебные радио- и телепрограммы, организуются летние курсы; возможны занятия вечером и в выходные дни. Таким обучением охвачено более 120 тыс. слушателей.

В Японии с начала 80-х годов функционирует Университет в эфире. Это государственное учреждение, находящееся на бюджете и под строгим контролем Министерства просвещения Японии, имеет несколько факультетов гуманитарного и естественно-научного профиля. В определенные часы по телевидению и радио транслируются лекции. По каждому избранному предмету учащийся должен прослушать дважды в неделю часовую лекцию. Консультации даются в специальных учебных центрах, созданных в каждой префектуре. Основная часть слушателей обучается в течение пяти лет и после успешной сдачи экзаменов получает диплом бакалавра. Зачетные единицы этого университета приравниваются к зачетным единицам всех других университетов.

СДО развивается и в других регионах мира. В качестве примеров университетов, развивающих дистанционное обучение, можно привести Китайский телеуниверситет, Национальный открытый университет им.Индиры Ганди (Индия), Университет «Пайнам Ноор» (Иран), Корейский национальный открытый университет (Южная Корея), Университет Южной Африки, Открытый университет «Сукотай Тампариат» (Таиланд).

Следует подчеркнуть, что ДО развивается не только в рамках национальных систем образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса, которая составляет четвертую часть всех программ высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями, как IBM, General Motors, Ford и др. Некоторые из этих образовательных систем опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству. Сегодня руководство многих компаний пересматривает статус образовательных подразделений в своих структурах и начинает рассматривать инвестиции в обучение наравне с инвестициями в научно-исследовательские разработки.

Процесс развития ДО в России начался в начале 90-х годов. Количество образовательных учреждений, отделений и центров ДО на территории нашей страны к началу XXI века составило более 100 и продолжает быстро расти.

Российское образовательное и научное сообщество стало обращать особое внимание на ДО после принятия в 1995 году концепции о создании и развитии единой системы дистанционного образования в России. Количество образовательных учреждений, в той или иной степени использующие технологию ДО, стремительно растет. Для координации усилий в этой области созданы соответствующие структуры в Министерстве общего и профессионального образования РФ, Евразийская ассоциация ДО, Ассоциация международного образования, Центр информационно аналитического обеспечения ДО, Межвузовский центр ДО РФ на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики и др.

Так, например, в Московском энергетическом институте (МЭИ) на кафедре радиосистем успешно дистанционно обучались студенты из Рязанского института радиоинженеров и Марийского политехнического института (г.Йошкар-Ола). В Московском государственном авиационном технологическом университете проводится дистанционная подготовка для поступления в университет абитуриентов из числа школьников, проживающих в отдаленных районах. В Московском государственном индустриальном университете ДО в экспериментальном порядке используется для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы МВД России и осужденных исправительных колоний. Стали уже классическими примеры экспериментального ДО в Московском государственном университете электроники и математики. Активно внедряются технологии ДО в МГУ им. М.В.Ломоносова, Московском инженерно-физическом институте, Московском государственном авиационном институте, Московском государственном институте электронного машиностроения, Московском государственном университете экономики, информатики и статистики, Московском химико-технологическом университете им. Д.И.Менделеева и других вузах.

В последние годы в нашей стране стали создаваться центры дистанционного обучения: при Московском университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Новосибирском госуниверситете, Ивановском государственном экономическом университете, Красноярском университете, Санкт-Петербургском филиале Института новых технологий образования, в Современном гуманитарном университете, в Российском государственном гуманитарном университете и т.д. Также стали создаваться региональные центры дистанционного обучения.

В России быстрыми темпами развивается корпоративное обучение. Эта тенденция отмечается в системах ОАО «Газпром», Центробанка, Сбербанка России, Росземкадастра, Росгеолфонда, а также в ряде крупных компаний, добывающих и перерабатывающих природные ресурсы. По своим техническим и дидактическим возможностям эти системы сравнимы и превосходят соответствующие системы ДО вузов.

До 2000 года рынок систем дистанционного обучения в нашей стране был развит достаточно слабо. Но когда у наиболее продвинутых компаний стали появляться потребности в продуктах такого рода, а затем возможности и желание расходовать на них средства, на российский рынок СДО вышли известные западные бренды: IBM, Cisco, Oracle. На сегодняшний день на российском рынке самыми популярными системами ДО являются пакеты Lotus LearningSpace (IBM) и WebCT.

Доминирование крупнейших иностранных компаний было вызвано отсутствием российских аналогов такого рода систем и, разумеется, раскрученностью известных марок.

Бесспорно, что системы, предлагаемые западными брендами, отличаются широкими функциональными возможностями, однако часто они оказываются не по карману большинству российских заказчиков, в частности бюджетным вузам. Импортные СДО требуют знания иностранного языка либо имеют трудности с русификацией. Кроме того, зарубежные разработчики не могут обеспечить модификацию и настройку системы, например полей регистрации и выходных форм, под конкретные требования российских вузов и корпораций. При отлично отлаженной технологии продаж сопровождение системы ДО со стороны даже очень уважаемых зарубежных фирм часто сводится к фразе: «Ну вы же видели, что покупали!» Если у российского клиента возникают конкретные пожелания и замечания, то, как правило, ему остается лишь писать письма фирме-производителю и ждать появления новой версии, в которой эти замечания, возможно, будут учтены. Все вышеперечисленное не лучшим образом сказывается на желании клиента приобрести зарубежную систему ДО.

Поскольку потребность в программных продуктах для обучения на расстоянии у российских заказчиков с каждым днем становилась все больше, начала расти и активность отечественных компаний, способных осуществить разработку таких систем. В последнее время российские фирмы стали активно предлагать собственные разработки систем дистанционного образования, однако говорить о том, что российский рынок этих продуктов уже сформирован, пока преждевременно. Об этом свидетельствует тот факт, что отечественные разработчики часто анонсируют свои системы как нечто исключительное, не имеющее аналогов в нашей стране, и это объясняется не столько намерением успешнее «продвинуть» разработку, сколько тем, что в печати почти не публикуются сравнительные анализы отечественных разработок в этой области. Надеемся, что данная публикация поможет в какой-то мере исправить сложившуюся ситуацию (в таблице приведен сравнительный анализ ряда ведущих разработок СДО отечественных производителей).

СПУТНИК-ДОЦЕНТ

Автоматизированный комплекс управления обучением «СПУТНИК-ДОЦЕНТ» строится по двухуровневой схеме, содержащей главный центр дистанционного обучения и связанные с ним территориальные учебные центры. АК «СПУТНИК-ДОЦЕНТ» предназначен для развертывания дистанционного обучения в крупных корпорациях с территориально распределенной структурой, а также в крупных вузах и университетах, имеющих региональную сеть филиалов. В простейшем варианте, например в небольшой организации, территориальный учебный центр АС «ДОЦЕНТ» может функционировать без главного центра.

Территориальный учебный центр АС «ДОЦЕНТ» представляет собой Web-сайт, построенный по ASP-технологии фирмы Microsoft. В состав АС « ДОЦЕНТ» входят:

  • Интернет-приложения в виде четырех автоматизированных рабочих мест, обеспечивающих работу администратора, куратора, преподавателя и слушателя дистанционного центра;
  • централизованная база данных, содержащая всю информацию о ходе учебного процесса в дистанционном обучающем центре;
  • комплект из 27 учебных курсов (16 курсов по информационным технологиям, 10 курсов по программированию и курс «Бизнес-план предприятия»);
  • три инструментальных пакета, предназначенных для разработки новых автоматизированных обучающих курсов и тестов «Униар Продюсер 2002», «Униар Билдер 2002» и «Униар Тьютор 2002».

Главный Центр дистанционного обучения АК «СПУТНИК» обеспечивает:

  • управление согласованной совместной работой территориальных учебных центров;
  • сбор общих статистических данных;
  • контроль и аудит работы территориальных центров;
  • формирование централизованной базы данных сертифицированных учебных материалов;
  • создание общей базы данных сертифицированных специалистов.

В главный центр дистанционного обучения включены:

  • подсистема «АРМ Руководителя», предназначенная для получения полной статистической информации о роботе территориальных центров и выполнении управляющих воздействий;
  • подсистема «АРМ Инспектора», предназначенная для проведения всестороннего контроля работы территориальных центров, качества работы сотрудников территориальных центров, хода учебного процесса в учебных группах, а также контроля процесса тестирования и сертификации специалистов;
  • подсистема «Статистика», обеспечивающая получение статистических данных о территориальных центрах. Основой этой подсистемы являются данные, регулярно собираемые из баз данных территориальных центров. Обновление (репликация) данных производится автоматически по расписанию, заданному при инсталляции программного обеспечения территориального центра;
  • подсистема «Мониторинг», обеспечивающая контроль работы территориальных учебных центров. Информационной основой подсистемы являются базы данных территориальных центров, в которых хранится информация об учебных группах, расписании online-занятий, протоколах тестирования слушателей и т.д. Таким образом, подсистема обеспечивает работу инспектора с базой данных территориального центра с правами доступа преподавателя и куратора одновременно;
  • подсистема «Учебные курсы», реализующая обеспечение территориальных центров качественными, сертифицированными учебными курсами и соответствующими учебно-методическими материалами;
  • централизованная база данных, в которой хранится полная информация о территориальных центрах;
  • централизованный архив учебно-методических материалов и квалификационных тестов.

Система «СПУТНИК-ДОЦЕНТ» внедрена во многих организациях и на предприятиях:

Корпоративные заказчики:

  • Росземкадастр — АК «СПУТНИК-ДОЦЕНТ» является коммерческой версией системы ФДОЦ «Земля», которая разрабатывается по заказу Росземкадастра с 1999 года. В прошлом году пилотная версия АК «СПУТНИК-ДОЦЕНТ» развернута на базе учебных центров Росземкодастра в следующей структуре: головной центр АК «СПУТНИК» установлен в учебном центре Федерального кадастрового центра «Земля»; к головному центру в 2002 году были подключены три региональных центра. Организовано проведение дистанционного по курсам «Федеральная кадастровая оценка земель поселений» и «Единый государственный реестр земель». На этот год в системе Росземкадастр запланировано развертывание АК «СПУТНИК» на базе шести территориальных учебных центров, являющихся филиалами ФКЦ «Земля»;
  • Газпром — АС «ДОЦЕНТ» установлена на промышленном сервере ОАО «Газпром». В прошлом году учебным центром ОАО «Газпром» велось регулярное дистанционное обучение на базе 12 компьютерных учебных курсов на основе внутренней корпоративной сети;
  • Сбербанк — управление персоналом Сбербанка России закупило пробный образец АС «ДОЦЕНТ». В декабре 2002 года проведено обучение группы сотрудников Сбербанка по работе с автоматизированными рабочими местам и по администрированию АС «ДОЦЕНТ», а также по разработке курсов дистанционного обучения;
  • Федерация Интернет-Образования — в прошлом году в полном объеме были выполнены работы по созданию прототипа национальной системы дистанционного обучения и по развертыванию семи региональных центров дистанционного обучения на базе АК «СПУТНИК-ДОЦЕНТ». В частности, проведено обучение 72 сотрудников РЦДО, которые будут вести дистанционное обучение на базе РЦДО;
  • высшие учебные заведения:
    • Ивановский химико-технологический университет — АС «ДОЦЕНТ» третий год используется во внутренней сети университета. В настоящее время к системе подключено свыше 100 учебных групп, в которых обучаются свыше 1000 студентов. За 2002 год сбоев в работе АС «ДОЦЕНТ» и замечаний со стороны ИХТУ не было;
    • Российский государственный открытый университет путей сообщения;
    • Российский химико-технологический университет им. Д.И.Менделеева — АС «ДОЦЕНТ» установлена параллельно с ранее приобретенной системой «Прометей». В разработках, проводимых эти вузом, широко используются инструментальные средства, разработанные УНИАР;
    • учебные заведения силовых ведомств — в 2002 году работы проводились в рамках государственного контракта по разработке инструментальных средств тестирования персонала;
  • учебные центры:
    • Микроинформ — система внедрена на условиях аренды. Сотрудниками Микроинформ разработано два курса дистанционного обучения на основе инструментальных средств УНИАР;
    • Центр интенсивных технологий в образовании — ведется интенсивная работа по подключению АС «ДОЦЕНТ» к сайту ЦИТО.

BaumanTraining

Проект дистанционного обучения BaumanTraining был разработан совместно центром компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана и американской компанией Bauman Computer Training Company, Inc. В начале марта прошлого года проект был представлен в Лондоне на крупнейшей в Европе международной конференции и на выставке Online Learning 2002 Europe Conference & Expo.

Ключевые преимущества проекта:

  • круглосуточная поддержка преподавателем процесса обучения и круглосуточная техническая поддержка;
  • трехэтапная система проверки знаний слушателя;
  • современная форма подачи материала, включающая текстовый, графический, мультимедийный форматы со звуковым сопровождением;
  • возможность выполнения симуляционных и реальных лабораторных работ (уникальная технология RealLabs);
  • уникальная технология упаковки контента, дающая возможность использовать низкоскоростной модемный доступ и стандартное программное обеспечение;
  • система мониторинга процесса обучения, позволяющая получить необходимую информацию о приобретенных знаниях как преподавателю, слушателю, так и компании, направившей специалиста на обучение;
  • интерфейс, контент и поддержка на русском и английском языках.

На данный момент в системе доступны более 100 курсов для IT-специалистов, включая авторизованные курсы Microsoft, Autodesk, CIW, Novell, CompTIA. Постоянно разрабатываются новые интерактивные курсы по авторским методикам центра.

За год работы проекта дистанционное обучение прошли более 7 тыс. человек, в том числе сотрудники KPMG, Seiko Epson, «Банка Москвы», компаний «Сибинтек», «Славнефть», «Сургутнефтегаз», «ЮКОС» и др. В настоящее время ведется внедрение системы в нескольких крупных компаниях нефтегазового сектора.

WRC e-Education System

WRC e-Education System — программный комплекс для построения системы дистанционного обучения в масштабе виртуального университета или крупной корпоративной образовательной системы. Комплекс обеспечивает централизованное управление учебным процессом, в частности автоматизирует подготовку учебных планов по широкому кругу специальностей, формирует отчеты об успеваемости учащихся, «посещаемости» лекций и практических занятий, позволяет гибко настраивать права пользователей, управлять регистрацией, контролировать оплату образовательных услуг. Компонентная архитектура программного комплекса и открытые стандарты позволяют оперативно оптимизировать, модернизировать и расширять систему дистанционного образования.

Комплекс содержит специализированные средства подготовки учебных материалов: мультимедийных лекций, тестов, словарей, сборников статей, библиографических списков, банка Интернет-ресурсов.

Программный комплекс выпускается в двух вариантах, один из которых (WRC e-Education System University Edition) предназначен для виртуальных университетов, а другой (WRC e-Education System Corporate Edition) — для корпоративных образовательных систем. Комплекс WRC e-Education System University Edition используется в Русском гуманитарном Интернет-университете (http://www.i-u.ru/) при подготовке бакалавров и магистров по ряду специальностей, а WRC e-Education System Corporate Edition эксплуатируется в Фонде социального страхования РФ (http://www.fss.ru/).

REDCLASS

Система дистанционного тренинга (СДТ) REDCLASS создана специалистами компании REDLAB совместно с учебным центром REDCENTER. Активные работы над системой начались в 1998 году. Первое внедрение системы состоялось в авторизованном учебном центре REDCENTER. В настоящее время идут работы по установке и опытной эксплуатации REDCLASS на факультете ВМиК МГУ, в ЦБ РФ, а также у других корпоративных заказчиков.

REDCLASS имеет модульную структуру и может поставляться заказчику в различной конфигурации в зависимости от его целей и требований.

В состав функциональных модулей СДТ REDCLASS входят:

  • электронный учебник, адаптируемый к уровню текущих знаний, целям обучения и техническим возможностям пользователя;
  • модуль тестирования, позволяющий получить представление об уровне знаний пользователя для контроля и самоконтроля, а также в целях подготовки к сертификации;
  • модуль виртуальных лабораторий, предоставляющий пользователям средства выполнения практических заданий на реальной технологической системе в удаленном режиме и/или режиме эмуляции;
  • модуль анализа статистических данных;
  • модуль онлайн-консультаций и общения, позволяющий пользователям получать консультации и обмениваться знаниями 24 часа в сутки 7 дней в неделю;
  • авторская система создания контента — среда разработки учебных материалов для СДТ различного уровня сложности и интерактивности;
  • модуль удаленного администрирования учебного процесса.

Отличительные особенности СДТ REDCLASS:

  • особое внимание к адаптации внешнего вида и содержания предоставляемых учебных материалов под нужды конкретного студента, его начальные знания, технические возможности;
  • наличие виртуальных лабораторий, предоставляющих студенту доступ к удаленному оборудованию и ПО с целью получения навыков практической работы;
  • гибкая система контроля и отчетности, обеспечивающая постоянный мониторинг качества обучения;
  • возможность планирования и автоматизированного контроля за реализацией плана обучения.

СДТ REDCLASS написана на языке Java и может функционировать на любой аппаратной платформе. Конкретная конфигурация технических средств для ее функционирования зависит от предполагаемого количества одновременно работающих пользователей в системе. Например, одновременную работу 40 пользователей может обеспечить одно или двухпроцессорный сервер с частотой процессора от 500 МГц и объемом оперативной памяти от 512 Мбайт. При этом на рабочих местах пользователей не требуется никакого специального оборудования и программного обеспечения, кроме обычного персонального компьютера и Web-браузера.

ОРОКС

Данный комплекс программных средств для поддержки и реализации дистанционного обучения включает следующие компоненты: оболочка для создания распределенных обучающих и контролирующих систем, инструмент с использованием Web-интерфейса для систематизации и хранения разноформатной информации (ИСХИ) и оболочка для создания учебников (ОСУ).

ОРОКС — это инструмент для создания и поддержки обучающих сред, использующий современные Web-технологии и поддерживающий международный стандарт информационных продуктов учебного назначения IMS. Эта система позволяет создавать обучающие и контролирующие ресурсы, проводить обучение на основе электронного учебного плана, управлять образовательным процессом, осуществлять интерактивную связь со всеми пользователями системы и выполнять администрирование.

ИСХИ представляет собой сетевую программную оболочку для создания и поддержки каталогизированной коллекции электронных ресурсов, которая реализована на основе Web-технологий и предоставляет возможности для размещения, хранения, структурирования, классификации и поиска пользователями информационных ресурсов различного типа и формата, а также для организации защищенного доступа к этой информации. ИСХИ позволяет размещать учебные и научные ресурсы любого типа и формата и используется для организации самостоятельной работы обучаемых. В системе реализован разграниченный доступ к располагаемым ресурсам для различных категорий пользователей.

ОСУ позволяет быстро создавать электронные учебные пособия, предназначенные для размещения как на CD, так и в Интернете и локальной сети, на основе имеющихся шаблонных интерфейсов по заданной пользователем структуре и предоставленных им исходных материалов. На страницах этих пособий можно помещать любые виды информации, поддерживаемой Интернетом. ОСУ дает возможность осуществлять импорт/экспорт учебных пособий в IMS Content Packaging, а также создавать тесты, поддерживающие стандарт взаимодействия между тестами IMS Question&Test Interoperability.

  • расписание занятий — преподаватель может формировать последовательность изучения материала, назначать даты сдачи тестов, время семинаров и online-лекций и т.д. Расписание занятий может меняться в процессе обучения, преподаватель может назначать дополнительные занятия и тесты;
  • проведение различных видов занятий — eLearning Server предоставляет возможность проводить online-лекции, семинары, тренинги, зачеты, что приближает технологию дистанционного к процессу очного обучения;
  • виды контроля знаний:
    • тесты — преподаватель может задавать длительность, порядок и тип вопросов. Вопрос может сопровождаться различными иллюстрациями, анимацией в виде flash-объекта, анимированного gif-файла;
    • зачет — у преподавателя имеется возможность принимать зачеты, используя чат и графическую доску;
    • курсовая работа или реферат — eLearning Server позволяет контролировать процесс сдачи рефератов, их проверку и выставление оценок;
    • тренинги — позволяют преподавателю видеть действия, выполняемые обучаемым на своем компьютере;
  • общение обучаемых и преподавателей — осуществляется различными способами, включая конференции, текстовый и графический чат, доску объявлений;
  • библиотека — каждый преподаватель может добавлять ссылки на Интернет-ресурсы, книги и статьи, вследствие чего создается удобная аннотированная поисковая система.
  • Учебный центр может работать под любыми распространенными платформами серверов (FreeBSD, Linux, Windows и др.), причем можно полностью изменить внешний вид и расширить сервисы учебного центра.

    В настоящее время осуществлено около 60 внедрений eLearning Server 3000. Среди пользователей системы - Представительство ООН в Белорусии, Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), Правительство Ленинградской области, Белорусский государственный университет, Архангельский государственный технический университет, Саратовский государственный университет,

    ВИПКЛХ, Международный центр финансово-экономического развития (МЦФЭР), Нижегородский государственный педагогический университет, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина, РХТУ им. Д.И.Менделеева, Международная академия современного знания (г.Обнинск), Компания LUXSOFT, ООО «Логрус», компания «SRC» и др.

    Программный пакет eLearning Office позволяет составить из отдельных исходных учебных материалов мультимедийный учебный курс, который может быть опубликован на CD-ROM или в Интернете. Пакет предназначен для преподавателей высших и средних учебных заведений, не владеющих навыками программирования.

    В пакет eLearning Office 3000 входят:

    • ePublisher — для создания электронных учебников. При создании электронного учебного пособия исходным является текст в RTF-формате; указываются его местонахождение и один из 40 шаблонов оформления будущего издания, после этого ePublisher автоматически генерирует электронное учебное пособие;
    • eAuthor — для составления дистанционных курсов: учебного материала в мультимедийной форме, систем тестирования, полнотекстовой поисковой системы по материалу, а также для обеспечения связи с Web-сайтом учебного центра. С помощью eAuthor можно составить дистанционный учебный курс, включающий разнообразные разделы.
    • eBoard — для организации и управления лекциями, семинарами, конференциями в Интернете.

    Отличительные особенности eLearning Office 3000:

    • возможность использования MySQL и других СУБД;
    • функции администрирования учебного процесса могут гибко перераспределяться между преподавателем и учебной администрацией сервера — вплоть до полной самостоятельности преподавателей в случае необходимости;
    • развитые механизмы проведения online-занятий, включая чат, моделируемый преподавателем чат, графический чат. Фронтальные опросы и контроль реализуются максимально легко благодаря гибким инструментам формирования расписания и типов занятий, которые могут включать как поставляемые сервисы, так и дополнительно подключаемые администратором;
    • учебные материалы могут быть опубликованы на сервере и сгруппированы в учебные модули в произвольных форматах. В случае XML/IMS-данных на сервере они будут опубликованы в соответствии с заложенной в них структурой;
    • предусмотрен полный индивидуальный контроль над обучаемым посредством ведения и архивации протоколов его деятельности, включая протоколы сдачи тестов и т.п. При подготовке ответов, в зависимости от режима тестирования, в них могут быть включены (автоматически либо вручную преподавателем) рекомендации обучаемым;
    • курсы могут быть сформированы как в offline- или online-режиме, так и в смешанном;
    • возможность контролировать умения и навыки с помощью специальных инструментов — трансляций с компьютера учащегося, преподавателя, встраиваемых в учебный центр автоматически;
    • учебные курсы, включая тесты, могут быть подготовлены как в Web-интерфейсе, так и с помощью клиентской программы eAuthor, а затем опубликованы на сервере или на CD как самостоятельные издания;
    • установка максимально упрощена, осуществляется в автоматическом режиме и не требует специальных знаний (на платформу Windows установка занимает 3 мин).


    Рекомендуем почитать

    Наверх