Информационные технологии в российской армии. Информационные технологии, используемые в вооруженных силах

Авто 21.10.2019
Авто

Проникновение цифровых технологий во все сферы человеческой жизни стало одним из знаковых явлений первых десятилетий 21 века. Сегодня состояние и боеготовность войск в немалой степени определяется уровнем развития информационных технологий. Принятие на вооружение новейших систем высокоточного оружия и комплексная автоматизация процессов управления войсками и оружием коренным образом меняет условия ведения боевых действий. Вот почему необходимость в «оцифровке» боевой и повседневной деятельности Вооруженных сил Российской Федерации остро назрела. Один из российских отраслевых интеграторов — компания RedSys — готов предложить российским военным свое решение, предназначенное для автоматизации повседневной деятельности ВС РФ — «Цифровая армия». О перспективах этого решения «Защищать Россию» побеседовало с заместителем директора департамента по работе с ключевыми клиентами компании RedSys Эдуардом Капитоновым.

Как возникла идея создания такой системы?

В нашей компании накоплен большой опыт внедрения передовых информационных технологий в гражданском секторе. С учетом тенденций в современном мире появилась идея поставить эти технологии на службу в Вооруженные силы России. При этом надо понимать, что деятельность вооруженных сил делится на боевую и повседневную. Повседневная деятельность, направлена на обеспечение поддержания боевой готовности, а также жизни и быта личного состава ВС РФ. В рамках повседневной деятельности, условно, можно выделить следующие направления: учебно-боевая деятельность; воспитательная деятельность; административно-хозяйственная деятельность; военно-техническая деятельность; служебно-распорядительная деятельность; контрольно-исполнительная деятельность.

Решение «Цифровая армия» предназначено для автоматизации повседневной деятельности и не затрагивает вопросов боевого управления ВС РФ.

Какие решения вами используются в «Цифровой армии»?

Часто такие технологии, наоборот, приходили в гражданскую сферу из военной. В нашем случае наблюдается обратная тенденция, когда передовым наработкам в сфере IT мы пытаемся найти применение в Вооруженных силах. В составе «Цифровой армии» можно выделить несколько решений. Первое — информационная среда.

В настоящее время значительно возросла (и продолжает возрастать) скорость изменений — как в технической составляющей средств ВС РФ, так и в вопросах организации внутривидового и межвидового взаимодействия. Сегодня в российской армии функционирует различное количество сложных информационных систем. Количество данных систем имеет тенденцию к увеличению. Несмотря на то, что эти системы могут обмениваться данными, исполнителю, особенно при организации межвидового взаимодействия, так или иначе приходится работать с разными системами, интерфейсы которых различаются.

Технология единой информационной среды позволяет пользователю в своей работе взаимодействовать со всеми системами, как с одной, через один экран. Использование системы ведет к повышению эффективности взаимодействия, оперативности, контроля и исполнительской дисциплины личного состава ВС РФ.

Исходя из перечисленных выше целей, функционал системы обеспечивает решение двух крупных блоков задач: взаимодействие на уровне «система-система» и взаимодействие на уровне «человек-человек» . Таким образом, «Единая информационная среда» выступает в качестве ядра для всех систем, обеспечивает прозрачную интеграцию всех информационных систем, позволяет формализовать и автоматизировать регламент взаимодействия между всеми участниками повседневной деятельности личного состава ВС РФ, обеспечить их персональными рабочими местами и наладить информационный обмен в режиме, близком к реальному времени. Являясь ядром решения, подсистема «Единая информационная среда», задает следующие стандарты унификации:

  • информационного обмена между системами;
  • внешнего вида рабочих мест личного состава для выполнения задач в рамках повседневной деятельности;
  • формализации и автоматизации регламентов взаимодействия личного состава;
  • правил и методик модернизации и развития инфраструктуры информационных систем.

С помощью «Единой информационной среды» производится качественная обработка потоков информации (снижение потери пакетов информации, обработка слабо структурированной и разнородной информации, быстрая обработка больших объемов данных в режиме реального времени). Интеграция всех подсистем в подсистему «Единая информационная среда» позволит объединить их функциональные возможности, а также повысить эффективность использования оборудования и каналов связи. Подсистеме «Единая информационная среда» отводится основная роль в обеспечении высокого качества исполнительской дисциплины личного состава по всем направлениям повседневной деятельности.

Спасибо за подробный рассказ о «Единой информационной среде», что еще интересного вы предлагаете Вооруженным силам России?

Многообразие типов ВВСТ, находящихся на вооружении в ВС РФ, возрастная и технологическая разнородность используемых ВВСТ, эксплуатация техники и оборудования в предельных и запредельных режимах нагрузки диктуют очень серьезные требования к системе технического обслуживания и ремонта, обеспечивающей требуемый уровень технической готовности ВС РФ.

Компанией RedSys разработано решение «Управление надежностью ВВСТ». Данное решение направлено на: поддержание заданной технической готовности ВВСТ, повышение живучести ВВСТ за счет быстрого восстановления работоспособности в условиях внешних воздействий, обеспечение оперативного и качественного ремонта и обслуживания ВВСТ. Это достигается за счет автоматизации постоянного контроля эксплуатационно-технических характеристик узлов, агрегатов, оборудования ВВСТ, прогнозирования возможных отказов, своевременного выявления, оценки и приоритизации потенциальных рисков, автоматической оптимизации мероприятий по обслуживанию и ремонту.

В предлагаемом решении осуществляются:

  • контроль и прогнозирование эксплуатационно-технических характеристик ВВСТ;
  • расчет и оценка показателей технической готовности, надежности и рисков систем ВВСТ;
  • расчет видов, объемов и сроков необходимых ремонтных работ на основании значений показателей готовности, надежности, технического состояния и рисков;
  • формирование и оптимизация программ обслуживания и ремонтов в условиях требований нормативно-технической документации и существующих ограничений;
  • расчет потребности в материально-техническом обеспечении, трудовых и финансовых ресурсах с оценкой стоимости обслуживания и ремонта каждой единицы ВВСТ и по ВС РФ в целом.

Такой подход позволяет связать воедино: планы применения ВС РФ, текущее состояние ВВСТ, требования нормативно-технической документации, показатели технической готовности и надежности, а также имеющиеся ограничения, в том числе и финансовые.

Соединение данной системы с ранее описанной «Единой информационной средой» позволит объединить накопленный опыт и профессионализм специалистов ВС РФ и поставщиков ВВСТ и построить систему технического обслуживания и ремонта ВВСТ на совершенно новом уровне, в соответствии с требованиями времени.

Внедрение данного решения значительно повысит надежность ВВСТ, обеспечит определенный производителем срок ее службы без дорогостоящего капитального ремонта и заданный уровень технической готовности.

Также в составе нашего решения «Цифровая армия» используется «Подсистема мониторинга и контроля личного состава», которая:

  • обеспечивает получение оперативной и достоверной информации о местонахождении и состоянии личного состава подразделений ВС РФ;
  • помогает определять различные данные, включая тип движения объекта, его положение в пространстве, окружающую температуру, частоту пульса;
  • повышает эффективность действий личного состава ВС РФ при решении различных задач в мирное и военное время;
  • позволяет оперативно реагировать на возникновение угрозы жизни и здоровья личного состава ВС РФ.

В боевых условиях такая система значительно ускорит получение информации о потерях в сухопутном подразделении или на боевых постах корабля. Соответственно и принятие решения командирами в разы ускорится. Перспективы у такой системы большие, но есть определенная специфика — надо понимать, во что эти датчики будут встроены, чтобы не мешать военнослужащим. На флоте, например, личный состав не должен носить на себе никаких лишних предметов во избежание травм.

Не меньший интерес представляет подсистема « / », которая обеспечивает деятельность врачей в условиях мирного и с целью предоставления своевременной и качественной медицинской помощи в условиях дефицита времени и отсутствия вспомогательных информационных материалов. Данная подсистема связана с автоматизацией работы военных врачей, в том числе корабельных докторов — то есть лиц, которые могут действовать изолированно от возможности получения дополнительной информации. Мы разработали программный продукт, который на основании симптомов и показаний приборов определяет более точный диагноз, отслеживает и оперативно реагирует на изменения состояния пациента с учетом прописанных ему лекарств.

Среди ее функциональных возможностей: поддержка принятия клинических решений, мониторинг состояния здоровья личного состава, проведение лабораторных исследований биоматериалов, воды и продуктов питания, экспресс-диагностика и выявление вспышек инфекционных заболеваний. Здесь мы не изобретаем велосипед, наша работа во многом построена на кооперации с производителями медицинских приборов и оборудования, с лечащими врачами, научными и учебными медицинскими заведениями.

Мы знаем, что на ваша компания представляла специальные защищенные мобильные устройства. Расскажите, пожалуйста, о них более подробно.

Мы живем в то время, когда мобильные гаджеты стали неотъемлемой частью жизни человека. Тем не менее, в Вооруженных силах России они должным образом не применяются. С одной стороны, человек, приходящий на службу в армию, уже является подготовленным пользователем такого устройства, а с другой — у него нет возможности использовать свои знания в рамках службы в армии.

«Специализированные защищенные мобильные устройства» — является логическим продолжением единой информационной среды и предназначена для оперативного получения и обмена информацией, позволяя личному составу ВС РФ получать, анализировать и вводить информацию вне своих стационарных рабочих мест. С помощью мобильных решений значительно сокращается трудоемкость выполнения личным составом рутинных операций, обеспечивается должный уровень оперативного контроля и укрепляется исполнительская дисциплина. Особое значение имеет проведенная интеграция данных устройств с персональной электронной карточкой военнослужащего (ПЭК), что значительно упрощает учетные функции, обеспечивает идентификацию и может использоваться в качестве электронно-цифровой подписи.

В рамках «Цифровой армии» вы выделяете «Цифровой гарнизон» и «Цифровой корабль». В чем принципиальные различия «гарнизона» и «корабля»?

Главная особенность заключается в местонахождении объекта. Например, в «Цифровом гарнизоне» у нас есть функция подготовки к отопительному сезону. Войсковые части у нас находятся в разных климатических поясах, и отопительный сезон там начинается в разное время. На корабле же эта проблема не стоит, поскольку в море он действует автономно и обеспечивается теплом от своих энергетических установок. А в остальном многие используемые решения совпадают. И это неслучайно — мы стараемся учесть все особенности эксплуатации, но при этом максимально унифицировать предлагаемые решения.

Впервые мы представили решение «Цифровая армия» на форуме «Армия-2015» , затем экспонировали ее на международном военно-морском салоне. Сейчас мы активно работаем и с органами военного управления, и с компаниями-поставщиками вооружения и военной техники. Можно сказать, что сейчас мы находимся на стадии знакомства и уточнения функциональных требований. Военные заинтересовались нашим решением, был проведен ряд совещаний, на основании поступивших запросов нами было подготовлено и передано заинтересованным лицам детальное описание предлагаемых решений.

Инфографика

Созданы ли прототипы предлагаемых вами решений?

Мы разработали данное решение в инициативном порядке. Какие-то элементы уже созданы, с ними можно ознакомиться и даже подержать в руках — например, прототипы защищенных мобильных устройств. Другие пока что описаны в технической документации. Начинать полнофункциональное развертывание решения без подтверждения интереса со стороны министерства обороны России, на наш взгляд, нецелесообразно. Но когда поступит предложение — мы готовы, и те элементы системы, которые сейчас пребывают в виртуальном состоянии, приобретут реальные формы. Это не значит, что мы стоим на месте и ждем. Ведется постоянная работа с органами военного управления, проектантами, поставщиками, в том числе и по тестированию подсистем.

Существуют ли подобные системы за рубежом и, если сравнивать вашу разработку с зарубежными продуктами, то какие преимущества можно выделить?

Мы внимательно, на основе публикаций в открытых источниках, отслеживаем аналогичные разработки за рубежом. Да, такие работы ведутся, и существуют целевые программы. Сравнивать ТТХ и говорить о преимуществах не буду по ряду причин. Могу с уверенностью сказать одно: имея большой разрыв в начале данного процесса, мы можем строить автоматизацию наших Вооруженных сил на базе последних передовых технологий — нам не придется исправлять и «перевнедрять», и это, пожалуй, самое главное преимущество.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ информационных технологий и математики

ОТДЕЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАУК

Контрольная работа № 1

по дисциплине «Информационные технологии»

Тема

«Информационные технологии, используемые в Вооруженных Силах »

Преподаватель:

Доцент кафедры информатики и МПИ к.т.н., доцент

Р.Х. Хакимов

Студент гр. 21

Е.А. Хорошилова

Нижневартовск, 2009

Введение

1. Понятие информационной технологии

1.1 Определение информационной технологии

1.2 Новая информационная технология

1.3 Инструментарий информационной технологии

1.4 Как соотносятся информационная технология и информационная система

1.5 Составляющие информационной технологии

2. Этапы развития информационных технологий

3. Информационные технологии, используемые в вооруженных силах

Заключение

Используемая литература

Введение

В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей.

Наиболее широко информационные системы и технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения и активного применения. Это определило угол зрения, под которым будут рассмотрены основные области их применения. Главное внимание уделяется рассмотрению информационных систем и технологий с позиций использования их возможностей для повышения эффективности труда работников информационной сферы производства и поддержки принятия решений в организациях (фирмах).

Цель реферата - изложить основные идеи, связанные с использованием информационных систем и информационных технологий в вооруженных силах.

1 П онятие информационной технологии

1.1 Определение информационной технологии

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта.

Рис. 1. Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

1.2

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная".

Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно - телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.

Новая информационная технология - информационная технология с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.

Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.

Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:

· интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

· интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

· гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

По-видимому, более точным следует считать все же термин новая, а не компьютерная информационная технология, поскольку он отражает в ее структуре не только технологии, основанные на использовании компьютеров, но и технологии, основанные на других технических средствах, особенно на средствах, обеспечивающих телекоммуникацию.

1.3

Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т.п.

По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто подобное. Такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии. Определим это понятие.

Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.

В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.

1.4 Как соотносятся информационная технология и информационная система

Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой.

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии - в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

Информационная система является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Основная цель информационной системы - организация хранения и передачи информации. Информационная система представляет собой компьютерную систему обработки информации.

Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.

Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух информационных технологий - управленческой и компьютерной - залог успешной работы информационной системы.

Обобщая все вышесказанное, получим несколько более узкие, нежели введенные ранее, определения информационной системы и технологии, реализованных средствами компьютерной техники.

Информационная технология - совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере.

Информационная система - компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.

1.5 Составл яющие информационной технологии

Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.

На рис. 2 технологический процесс переработки информации представлен в виде иерархической структуры по уровням

1-й уровень - этапы , где реализуются сравнительно длительные технологические процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней.

2-й уровень - операции , в результате выполнения которых будет создан конкретный объект в выбранной на 1-м уровне программной среде.

3-й уровень - действия - совокупность стандартных для каждой программной среды приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствующей операции цели. Каждое действие изменяет содержание экрана.

Необходимо понимать, что освоение информационной технологии и дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что вы должны сначала хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию).

2 Э тапы развития информационных технологий

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной сферы, так и для бытовой.

По вид у задач и процессов обработки информации :

1-й этап (60-70-е гг.) - обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2-й этап (с 80-х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

По виду проблем, стоящих на пути информатизации общества :

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360, Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3-й - этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии меж организационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны.

По виду преимуществу , которое приносит компьютерная технология :

1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основной проблемой на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

По виду инструментария технологии :

1-й этап (до второй половины XIX в.)- "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами.

3 И нформационные технологии, используемые в вооруженных силах

Новые технологии коренным образом изменили характер ведения боевых действий. Войны выигрывают техника и технологии. Победа армии обеспечивается работой ученых. Однако будущее может преподнести множество неприятных сюрпризов - например, возможность победы самых примитивных способов ведения войны над самыми изощренными.

Информационные технологии уже сегодня позволили коренным образом изменить характер ведения военных действий. Войска США в Афганистане широко использовали беспилотные летательные аппараты для ведения разведки и нанесения ракетно-бомбовых ударов. В режиме реального времени они передавали видеоизображения в штаб-квартиру Вооруженных Сил США, что позволяло штабным офицерам оперативно анализировать ситуацию и контролировать действия подчиненных. Подразделения союзников в Афганистане активно использовали спутниковую глобальную систему ориентирования на местности, созданную на средства, предоставленные военными.

Недавно корпорация Boeing получила заказ от Министерства Обороны США на разработку Боевой Системы Будущего. Ее описание выглядит как научно-фантастический роман. Стратегическая цель - создание единого компьютеризированного командного центра, который может управлять частями и соединениями, находящимися на значительном расстоянии от него. Для этого в космосе будет размещена глобальная спутниковая система связи и управления.

На земле и в воздухе будут действовать боевые роботы. Беспилотные самолеты будут разбрасывать на поле боя тысячи сенсоров, которые будут прослушивать окружающую местность, различать звуки, издаваемые вражеской военной техникой, и передавать полученную информацию в штаб. Микросамолеты, длиной в несколько десятков сантиметров, оснащенные видеокамерами и разнообразными датчиками, будут входить в состав экипировки каждого пехотинца.

Солдат сможет самостоятельно следить за своим здоровьем, используя портативные датчики, анализаторы и глобальную систему медицинской информации. Каждый солдат или офицер будет пользоваться индивидуальным транспортным средством, которое сможет действовать и самостоятельно, управляясь на расстоянии. Этот робот сможет производить разведку и вести огонь по противнику.

По мнению Джека Шэннахана адмирала ВМФ США в отставке, столь совершенные вооруженные силы, тем не менее, сохранят уязвимые места. К примеру, монетки и уличного телефонного аппарата может хватить террористу, чтобы парализовать движение по железной дороге или остановить работу важной организации - достаточно позвонить в полицию и сообщить, что здание или железнодорожный мост заминированы.

Практически неизбежно, что современные военные технологии будут попадать в руки террористов, что чревато самыми неприятными последствиями. Прецеденты этому уже есть - было установлено, что ведущие пакистанские ученые-ядерщики были связаны с лидерами радикальных исламистских организаций. Шэннахан считает, что, несмотря на беспрецедентное развитие технологий, ключом к военной победе останется человек, а полностью контролировать человека никогда и нигде не удавалось.

Ученые, выполнявшие заказ армии США, создали первый компьютер ENIAC, который должен был рассчитывать траектории для артиллерийских орудий. ENIAC стал предтечей множества широко применяемых ныне устройств - от персональных компьютеров и электронных часов.

Созданное при Министерстве обороны США Агентство Передовых Исследовательских Проектов (ARPA) в 1963 году предложило первую детально разработанную концепцию компьютерной сети, которая заработала в 1969 году. Изначально сеть предназначалась для создания надежной системы управления и связи между командными пунктами вооруженных сил США. В 1982 году ARPA создало единый сетевой протокол TCP/IP, что позволило создать общедоступную сеть Интернет. Общедоступный Интернет, тем не менее, частично сохранил и даже расширил свои функции в области обороны и безопасности. По мнению Майкла Эндрюса, заместителя директора Отдела Исследований и Технологий Армии США, Интернет сыграл значительную роль в проведении контртеррористической операции в Афганистане. Американские военные использовали его для ведения разведки, сбора и обмена информацией и т.д.

Сегодня формирование единого информационного пространства Вооруженных Сил стоит в ряду актуальнейших проблем .

Информационное обеспечение деятельности органов военного управления, организаций Министерства обороны играет все более важную роль в современных условиях, характеризующихся высокой динамикой, неопределенностью, важностью последствий принимаемых решений. Александр Литошенко абсолютно справедливо отметил, что различие в подходах к созданию АСУ в интересах различных видов Вооруженных Сил и родов войск привело к тому, что они по информационным моделям и программным платформам разительно отличаются друг от друга. И хотя Литошенко говорит об АСУ управления войсками, такая же картина характерна и для автоматизированных систем, разработанных и разрабатываемых в интересах обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ (например, АСУ развитием вооружения, военной и специальной техники, АСУ техническим обеспечением и др.)

В последние годы в Минобороны предприняты важные шаги, направленные на повышение уровня управляемости информационным обеспечением жизнедеятельности Вооруженных Сил страны. Так, издан приказ Министра обороны от 7 июля 2004 г. № 204 "О мерах по выполнению в Министерстве обороны Российской Федерации постановлений Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 26 "О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд" и от 2 июня 2001 г. № 436 "О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд".

Под каталогизацией продукции (вооружения, военной и специальной техники, их составных частей и комплектующих изделий, военно-технического и другого имущества), разрабатываемой и закупаемой для федеральных государственных нужд, понимается скоординированная деятельность федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций по единообразному описанию и распознаванию (идентификации) однотипной продукции, присвоению ей номенклатурных номеров и документированию этой информации в виде единого федерального каталога.

Каталог содержит сведения о номенклатуре и характеристиках отдельных единиц промышленной продукции (предметов снабжения) и призван стать единой информационной базой для всех учреждений, организаций и промышленных предприятий России, участвующих в формировании и реализации ее военно-технической политики, обеспечивает их эффективное взаимодействие. Каталог предназначен для управления номенклатурой и качеством разрабатываемых и закупаемых предметов снабжения, решения проблем технического обеспечения (размещения заказов, учета накопления и движения запасов, автоматизации складской деятельности и др.), утилизации и экспорта на основе единой системы формализованного описания, классификации, кодирования и учета предметов снабжения.

В практическом плане использование такой информационной системы позволяет:

· создать единое информационное поле для обеспечения задач планирования развития, заказов, поставок, эксплуатации, ремонта, утилизации и экспорта вооружения и военной техники, решаемых федеральными органами исполнительной власти;

· оценивать целесообразность создания и состав новых образцов ВВТ, выявлять однотипные (одинаковые) комплектующие изделия на основе более полного сопоставительного анализа финальных изделий и их важнейших комплектующих (в том числе и зарубежных) для исключения дублирования;

· повысить эффективность реализации программ и планов развития системы вооружения за счет улучшения информационного обеспечения процессов сбора, обработки и анализа данных, синтеза предложений всеми организациями и органами, участвующими в решении задач обоснования и реализации военно-технической политики Российской Федерации.

Еще одним важным шагом в направлении совершенствования информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил является разработка единой системы исходных данных по характеристикам ВВСТ, формам и способам их боевого применения и придание этим документам межведомственного характера. В частности, разработана и одобрена Научно-техническим советом Военно-промышленной комиссии система исходных данных по средствам воздушно-космического нападения. Однако работа по созданию единых исходных данных по другим видам и типам ВВСТ требует существенного совершенствования, поскольку их формирование пока заканчивается на уровне вида Вооруженных Сил (рода войск). А ведь эти данные необходимы не только для обеспечения деятельности Вооруженных Сил, но и для предприятий и организаций оборонной промышленности при проведении ими научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах и по заказам Министерства обороны. Поэтому уровень рассмотрения и утверждения таких данных целесообразно повысить.

Прецедент уже есть. Например, в настоящее время определена и одобрена решением Совета Безопасности РФ от 11 марта 2003 г. рациональная совокупность исходных данных, необходимых для разработки Государственной программы вооружения. Следует отметить, что это пока единственный случай столь высокого уровня легитимизации исходных данных, применяемых при разработке программы федерального уровня. Правда речь идет только о структуре системы исходных данных, но не об их содержании. В состав этой системы входят макроэкономические, военно-стратегические и оперативные, военно-технические, технико-экономические и другие исходные данные.

Важным элементом информационной системы Минобороны являются так называемые табели срочных донесений, в соответствии с требованиями которых в вышестоящие органы представляется информация о текущей деятельности Вооруженных Сил. Такого рода документы являются информационной платформой для выработки решений по важнейшим направлениям развития Вооруженных Сил России. В частности, на их основе формируется один из блоков системы исходных данных для разработки Государственной программы вооружения, а именно военно-технические исходные данные.

Системность работе по информационному обеспечению деятельности Вооруженных Сил придала утвержденная начальником Генштаба 16 декабря 2004 г. Концепция единого информационного пространства Вооруженных Сил Российской Федерации. В развитие этого решения разработано Положение о Службе информационных ресурсов (Информационной службе) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основным предназначением Единого информационного пространства (ЕИП) Вооруженных Сил РФ является удовлетворение в реальном масштабе времени информационных потребностей органов военного управления. Эту задачу предполагается решать путем концентрации и интеграции актуальной, полной, достоверной и сформированной по определенным правилам информации, а также обеспечения возможности ее своевременного представления в соответствии с установленным порядком доступа.

Основными целями создания Информационной службы являются:

· обеспечение методологического и организационного единства в области информационной поддержки процессов управления Вооруженными Силами РФ;

· создание условий для повышения качества информационного взаимодействия автоматизированных систем военного назначения;

· формирование основ единого терминологического, понятийного и кодового аппарата в ВС РФ;

· обеспечение основ создания Единого информационного пространства Вооруженных Сил РФ.

В русле формирования Единого информационного пространства лежит и работа по внедрению в деятельность Министерства обороны России ИПИ-технологий (в английской аббревиатуре - CALS), то есть технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий. ИПИ-технология - информационная технология описания изделий (образцов) ВВСТ, производственной среды, процессов, протекающих в этой среде, а также ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов. Эта технология включает комплекс методических приемов и разработанных на их основе организационно-технических мероприятий, направленных на управление затратами на жизненный цикл ВВСТ, максимальный учёт требований эксплуатации и обслуживания ВВСТ на этапе их разработки и производства, выбор и оптимизацию параметров всех систем поддержки ВВСТ, то есть средств монтажа, обслуживания, ремонта, обучения, транспортирования и хранения для данного образца ВВСТ. Эти задачи решаются итеративно и системно на протяжении всего жизненного цикла образца ВВСТ, начиная от формирования концепции его облика и заканчивая списанием и утилизацией.

Данные о ВВСТ в ИПИ-системе включают всю совокупность и все формы электронных данных, которыми располагают промышленность и Минобороны, включая трёхмерные, динамические изображения и мультимедийные продукты. Основное назначение этих данных - обеспечение автоматизации процессов проектирования и производства, сложных форм ремонта, диагностики неисправностей, обучения персонала, закупки и производства запасных частей и комплектующих, ведение безбумажного документооборота и электронной коммерции.

Данные, порождаемые этими технологиями, представляются в виде, регламентированном ИПИ-стандартами, и служат для обмена или совместного использования различными участниками. Идеологически (методологически) создание единого информационного пространства и внедрение информационной поддержки жизненного цикла изделий являются родственными процессами, по этой причине они должны вестись одновременно с использованием единых принципов и стандартов. Разработанная в Министерстве обороны "Концепция разработки, внедрения и развития технологий информационной поддержки жизненного цикла изделий вооружения и военной техники" согласована органами военного управления и утверждена заместителем Министра обороны РФ - Начальником вооружения Вооруженных Сил РФ в 2006 г. В настоящее время реализуется ряд практических шагов по внедрению ИПИ-технологий в деятельность Министерства обороны.

Единое информационное пространство должно создаваться с учетом ряда принципов. Некоторые из них упомянуты в статье Александра Литошенко, включая принципы централизации руководства созданием ЕИП, унификации программных и технических сред ЕИП, открытости архитектуры, разграничения доступа и защиты информации и др. Хотелось бы дополнить их еще несколькими.

Одним из основных принципов развития Единого информационного пространства должен стать принцип разделения и закрепления ответственности за развитие тех или иных видов информационных ресурсов между органами и организациями Министерства обороны РФ. Каждый орган военного управления (организация) должен знать, кто отвечает за конкретный блок информации, каким образом и кому предоставляет ее, на основе каких документов (источников) актуализирует эту информацию, какую ответственность несет за поддержание и развитие этого информационного блока. Для этого, возможно, требуется периодическое издание приказа Министра обороны, в котором должна объявляться система информационных документов, разрабатываемых в Вооруженных Силах, назначаться ответственные за ведение этих документов, определяться порядок обмена этой информацией. При этом должно быть запрещено использование органами военного управления и научно-исследовательскими организациями Министерства обороны в своей работе сведений из других источников информации как нелегитимных.

Почему возникла необходимость реализации такого принципа? Дело в том, что сейчас практически в каждом органе и организации сформированы или формируются базы данных, содержащие практически всю информацию, которая может потребоваться в практике работы этих структур. Источники наполнения таких баз данных самые разнообразные, поэтому такая информация не всегда обладает высокой достоверностью. Опыт взаимодействия с органами военного управления и научно-исследовательскими организациями Министерства обороны показывает, что, например, сведения об одном и том же образце, полученные из разных организаций, порой настолько расходятся, что даже идентифицировать его (образец) как один и тот же невозможно. Соответственно, любые расчеты на самых адекватных и верифицированных моделях будут бессмысленны, если в качестве исходных данных будет использована такая информация. И, соответственно, решения принятые на основе результатов таких расчетов также будут ошибочными.

Поэтому информационный блок, ответственность за который и источники актуализации которого нормативно определены и закреплены, должен стать информационным эталоном, с которым должны сверяться все остальные потребители информации.

Другим важным принципом развития Единого информационного пространства должен быть принцип встраивания новых информационных ресурсов в систему информационного обмена, существующую в Министерстве обороны, либо рациональное изменение элементов и связей этой системы для обеспечения функционирования нового информационного ресурса. Суть в том, что зачастую при создании того или иного информационного блока одновременно заново формируется информационный поток для актуализации этого блока, что ложится дополнительной нагрузкой на органы военного управления и научно-исследовательские организации Министерства обороны.

Так получилось с упомянутой выше системой каталогизации. Для функционирования этой системы требуется формирование и представление в Центр каталогизации Министерства обороны органами военного управления ряда вновь введенных в действие информационных документов (стандартные форматы данных, каталожные описания). А поскольку обратная связь ("польза" от этой деятельности для тех, кто предоставляет такую информацию) пока крайне слаба, работа эта ведется с низкой интенсивностью. Решением проблемы каталогизации может стать нормативное закрепление требования по включению в государственный оборонный заказ в части серийных поставок и модернизации только тех образцов ВВТ, сведения о которых внесены в каталог.

Реализовать этот принцип нужно и в отношении табелей срочных донесений, которые весьма объемны по содержанию, готовятся вручную на основе обработки большой номенклатуры документов, в результате чего грешат неполнотой и обилием ошибок. Но "встроить" табели срочных документов в существующие информационные потоки можно только путем внедрения в деятельность войск современных информационных технологий. Для этого нужна автоматизация процессов ведения формуляров, технических паспортов, планов, журналов учета и других документов, содержание которых составляет информационную основу табелей срочных донесений.

Эти документы должны быть в рамках базы данных локальной сети органа военного управления или организационно-штатного формирования связаны с полями табеля срочных донесений. Тогда, с одной стороны, подготовка табелей срочных донесений может осуществляться "нажатием кнопки", а с другой - их достоверность приблизится к реальности.

Третьим принципом должен стать принцип минимизации циркулирующей в Едином информационном пространстве информации, включение в ЕИП только тех информационных ресурсов, которые нужны при принятии решений на разных уровнях военного управления.

Примером не совсем удачной реализации данного принципа могут стать те же табели срочных донесений, каждый из которых по своему объему крайне перегружен, при этом часть информации пересекается с содержанием других табелей. Но, как показывает опыт, с одной стороны информация в них содержащаяся не обеспечивает в полном объеме возможность принятия решений по некоторым аспектам развития Вооруженных Сил и системы вооружения, а с другой - часть информации представляется излишней, включенной в табели "на всякий случай".

Необходима ревизия такого рода документов, изъятие из них невостребованной информации и дополнение необходимой. Другими словами - оптимизация этих информационных ресурсов.

Следующим принципом формирования единого информационного пространства должна быть стандартизация информационных ресурсов (то есть, введение единых правил представления данных об информационных объектах, осуществления обработки этих данных) и используемых для этого технических и программных средств.

Хочется верить, что этот принцип будет реализовываться на основе уже существующих информационных моделей, а не методом "до основанья, а затем…", то есть не будут создаваться заново системы классификаторов, словарей, форматов описания информационных объектов и т.п., поскольку такие действия могут принести больше вреда, чем пользы.

Кроме того, реализация его требует большой осторожности, разумного подхода. Нет никакого секрета в том, что практически повсеместно у нас используются программные продукты Microsoft. Известно, что они не сертифицированы для применения в системах управления войсками и оружием, где применяются либо оригинальные программные продукты, либо в последнее время внедряется операционная система МС ВС.

Но одним махом ввести запрет на использование в автоматизированных информационных системах операционной системы Windows - это значит поставить крест на специальном программном обеспечении и огромных информационных массивах, созданных в течение многих лет. Нужны разумные подходы и решения, допускающие параллельное применение этих операционных систем в АСУ, не связанных с непосредственным управлением войсками и оружием.

Немаловажным условием создания единого информационного пространства является техническое обеспечение этого процесса (оснащение вычислительной техникой органов военного управления и оргштатных формирований), обучение личного состава основам информатики и правилам эксплуатации вычислительной техники. Очевидно, что данная работа не менее сложная и финансовоемкая, чем создание опытного образца системы сбора и обработки данных.

Необходимо обратить внимание еще на одну проблему информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил, а именно - проблему автоматизации обмена данными. Ее решение возможно за счет подключения органов военного управления и организаций Министерства обороны к информационным ресурсам глобальной информационной среды Интернет. Без этого создание единого информационного пространства представляется проблематичным. Оперативный обмен огромными массивами информации, упомянутой выше, по войсковым каналам связи невозможен.

Кроме того, в условиях крайне недостаточного финансирования закупок методической и технической литературы, практически полного отсутствия доступа (подписки) к иностранным техническим изданиям использование ресурсов сети Интернет стало бы весомой компенсацией информационного голода.

К сожалению, наличие приказов и директив Министра обороны и Начальника Генерального штаба ВС РФ, регламентирующих доступ к сети Интернет, не гарантирует быстрого и беспрепятственного подключения к ней органов военного управления и организаций. Существует немало организационных "неутыков" и проблем с финансированием, как самого процесса подключения, так и оплаты доступа. По этой причине большинство органов и организаций Министерства обороны находятся в информационном вакууме.

Таким образом, формирование Единого информационного пространства Вооруженных Сил страны стоит в ряду актуальнейших проблем. В силу своей высокой ресурсо- и трудоемкости требуется вовлечение в этот процесс широкого круга органов и организаций Министерства обороны Российской Федерации. А также, соглашаясь с мыслью Александра Литошенко, возложение ответственности за решение этой проблемы на "бесспорных лидеров, заинтересованных в конечном результате".

В заключение хотелось бы обратить внимание на еще одну проблему, которая может быть порождена, как это ни парадоксально, решением проблемы создания единых информационных пространств в Министерстве обороны, других силовых структурах и федеральных органах.

В настоящее время работы по созданию Единого информационного пространства проводятся многими министерствами и ведомствами (в частности Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Федеральной службой безопасности и другими). Эти работы не скоординированы между собой, проводятся различными организациями на основе различных информационных моделей (включая разработку стандартных форматов описания информационных объектов), принципов построения системы информационного обмена (включая разработку совокупности классификаторов) и визуализации информации.

Это в перспективе приведет к возникновению того букета проблем, о которых говорил в своей статье Александр Литошенко, но уже на уровне государства и потребует проведения в дальнейшем сложных и дорогостоящих мероприятий по взаимной увязке ЕИП федеральных органов в Единое информационное пространство страны.

Для устранения этого недостатка уже сейчас целесообразно проведение межведомственной научно-исследовательской работы по формированию единых принципов создания ЕИП, разработке единой модели данных, выбору общего программного обеспечения для разработки ЕИП и т.д.

Кроме того, представляется целесообразным создание координационного центра (комитета), задачей которого могла бы стать координация проводимых исследований по созданию ЕИП, недопущение дублирования работ, формирование ЕИП на основе единых принципов и подходов. Такой центр (комитет) мог бы быть сформирован на базе Научно-технического совета Военно-промышленной комиссии и стать заказчиком-координатором упомянутой выше НИР.

Заключение

Современный мировой опыт проведения военных операций показал, что важнейшим фактором успешного их проведения является своевременное комплексное информационное обеспечение боевых действий. На начальника вооруженных сил РФ возложена принципиально новая задача по согласованию тактико-технических заданий на создание автоматизированных средств, систем управления войсками и оружием по видам обеспечения (математическому, программному, технологическому и др.), комплексной защите информации и программно-техническим комплексам. Установлено, что приниматься на вооружение автоматизированные средства, системы управления войсками и оружием будут только при условии их создания на базе отечественных информационных защищенных компьютерных технологий. Безусловно, внедрение этих технологий происходит не бесконфликтно. Приоритетная задача ВС - дальнейшее развитие базовых военных информационных технологий в целях создания основ построения единого информационного пространства, включая системы, которые позволяют строить сквозные тракты управления от общевойсковых пунктов управления до непосредственно средств огневого воздействия.

Используемая литература

1. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 1992.

2. www.revolution_allbest.ru

4. www.sta.teg.ru

7. www.wikipedia.ru

Подобные документы

    Анализ практической работы офицерского состава, как фактора по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Беларусью. Изучение сущности, значения и видов деятельности офицерского состава. Правовая тактика офицерского состава.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2010

    Служба в вооруженных силах Израиля как священный долг каждого гражданина страны и взаимосвязь политической и военной элиты. Уровень представительства военнослужащих в административных и деловых кругах. Военно-стратегическая обстановка на Ближнем Востоке.

    реферат , добавлен 06.03.2011

    презентация , добавлен 22.10.2014

    Комплексное, системное освещение общетеоретических вопросов, связанных с основаниями, условиями и порядком назначения военнослужащих Вооруженных Сил России на воинские должности. Возложение временного исполнения обязанностей по воинской должности.

    курсовая работа , добавлен 00.00.0000

    Сущность агитационно-массовой работы, ее направления, основные формы и методы. Работа по воспитанию воинов Вооруженных Сил Республики Казахстан в духе казахстанского патриотизма, верности присяге и воинскому долгу. Средства и методы идейного воспитания.

    реферат , добавлен 28.09.2014

    Юридическая служба как структурное подразделение Министерства обороны. Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации как основная задача юридической службы. Полномочия, организация работы и основные направления деятельности подразделений.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2014

    Необходимость психологического воздействия в Вооруженных Силах. Причин увольнения в запас курсантов, слушателей и молодых офицеров - снижение престижа военного образования, риск офицерской службы в "горячих точках", низкий уровень обеспечения служащих.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Преобразования в Вооруженных Силах Российской Федерации. Информационно-пропагандисткая работа. Формирование у личного состава осознанной готовности к защите Отечества. Системы обучения и подготовки руководителей информационно-пропагандисткой работы.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2011

    Сущность и правовые основы социальной защиты военнослужащих. Реализация мер социально-экономического обеспечения Вооруженных Сил РФ и иностранных государств. Структура денежного довольствия военнослужащих США. Проблемы реализации прав в жилищной сфере.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2012

    Изучение системы измерений, способствующей единству измерений различных параметров во всех областях деятельности человека (в промышленности, в военном деле, в медицине, в спорте). Организационная структура метрологического обеспечения Вооруженных Сил РФ.

Высокая динамичность подготовки и ведения современных боевых действий обуславливают необходимость автоматизации управления войсками, что достигается внедрением информационных технологий в систему управления.

Управление, реализованное на основе автоматизированных и автоматических систем, представляет собой совокупность целенаправленных воздействий органов управления, организующую деятельность объектов управления, объединенную и организованную посредством применения комплекса аппаратных и программных технических средств. При этом автоматизированные системы управления отличаются от автоматических тем, что сохраняют наиболее общие, целеполагающие, либо не поддающиеся автоматизации функции за человеком.

Используемые в настоящее время автоматизированные системы управления авиацией и ПВО не лишены существенных недостатков, к которым можно отнести:

  • проблемы своевременного сбора, обобщения, распределения и доведения данных обстановки;
  • недостаточные возможности автоматизированного информационного обмена (взаимодействия) между органами управления различных уровней в ходе принятия (уточнения) решения, определения и постановки задач силам, разработки документов;
  • осуществление управления подразделениями, а иногда и частями без использования автоматизированных систем; доведение приказов (команд, сигналов) боевого управления от вышестоящих пунктов управления подчиненным в неавтоматизированном режиме;
  • отсутствие автоматизированного обмена информацией между средствами управления и поражения оперативного и тактического звеньев.

Следует отметить, что задачи по устранению этих недостатков решаются силами и средствами авиации и ПВО военных округов и формирований Войск ВКО. Однако необходимо учитывать ряд организационных проблем, выраженных главным образом в том, что управление авиацией ВВС и ПВО силами войсковой ПВО и ПВО флота не связано в единую систему как на оперативном, так и на тактическом уровнях. А на стратегическом уровне недостаточно отработаны алгоритмы по руководству и единой ответственности за ведение вооруженной борьбы в воздушно-космической сфере, что ставит под угрозу такие принципы военного искусства, как:

  • сосредоточение основных усилий в решающий момент на главных направлениях для решения важнейших задач;
  • согласованное применение войск (сил) и тесное их взаимодействие;
  • твердость и непрерывность управления.

Кроме того, в настоящее время основные объекты управления авиацией и ПВО имеют разную степень автоматизации, а вычислительная техника, применяемая в автоматизированных системах, до сих пор не унифицирована, и в ней применяется различное программно-алгоритмическое обеспечение.

Развитие и внедрение новых информационных технологий в военном деле сильно изменяют порядок ведения современных боевых действий, так как повышение эффективности управления войсками достигается за счет увеличения скорости обработки и передачи информации или, говоря военным языком, оперативности системы управления.

В этой связи наиболее приоритетным направлением развития вооруженных сил ведущих зарубежных стран стала всесторонняя интеграция боевых формирований и повышение уровня их взаимодействия за счет внедрения и реализации новых принципов «сетецентрических» концепций и интеграции систем управления, связи, разведки и средств поражения. В последнее время в России много говорят и пишут о сетецентрической войне, но глубокого понимания ее концепции пока нет. Необходимо понимать, что сетецентричес­кие подходы нельзя реализовать в рамках одной части, соединения или вида вооруженных сил, необходима общая программа, охватывающая вооруженные силы, силовые ведомства, а также другие органы государственного управления.

В основу концепции сетецентрической войны положены стандартизация, унификация и комплексное внедрение новейших информационных технологий, что позволяет создать единое информационно-коммуникационное поле. В результате созданная единая сеть средств разведки, связи и органов управления, функционирующая в реальном масштабе времени, увязывается с сетью управления средствами поражения и сетями боевого и других видов обеспечения. Благодаря созданию единого информационно-коммуникационного пространства достигается информационное превосходство на поле боя, что позволяет во много раз эффективнее и оперативнее реализовать боевой потенциал группировок войск в ходе военных действий. Появляется возможность упреждать противника на всех этапах подготовки и ведения боевых действий.

Таким образом, в настоящее время в России востребована автоматизированная система управления авиацией и ПВО, объединяющая свои элементы в единую высокоскоростную сеть, которая может стать основой автоматизированной системы управления (АСУ) оружием ВВС и ПВО.

С помощью этой АСУ на командном пункте интегрированного района аккумулируется и отображается разнородная информация, поступающая от радаров, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и средств космического обнаружения, которые подключены к системе. Связь и обмен информацией в системе обеспечивают мобильные комплексы беспроводной широкополосной связи.

Для такой АСУ должно быть разработано общесистемное (рис. 1) и специальное (рис. 2) программное обеспечение, достоинством которых является построение по модульной схеме.


Для специалистов не является секретом, что в ходе планирования штаб любого уровня отрабатывает целый ряд обязательных документов. Большинство из них создаются на основе карт. Каждый документ должен быть отработан в течение достаточно короткого и жестко заданного срока.

Для повышения эффективности управления важнейшим из критериев которого, повторимся, является оперативность системы управления и предназначено общесистемное програм­мное обеспечение АСУ, решающее задачи обмена данными, ведения электронного документооборота, коллективной работы с документами, редактирования картографических документов, проведения видеоконференцсвязи, защиты информации, систематизации единого времени, визуализации и оценки результатов.

Указанное программное обеспечение позволяет (рис. 3) буквально «в несколько кликов мыши» сформировать как распорядительный, так и отчетный боевой документ с четкой привязкой к картам, подготовить его к отправке и разослать адресатам как в циркулярном, так и в избирательном режиме.

Специальное программное обеспечение позволяет осуществлять подготовку исходных данных, сбор, обработку и выдачу информации, организацию работы органов управления, планирование боевого применения войск (сил), боевое и ситуационное управление, планирование и контроль порядка использования воздушного пространства.

Наибольший интерес в массиве специального программного обеспечения представляет собой модуль сбора, обработки и выдачи информации, реализованный в виде комплексов программ информационно-расчетной поддержки планирования (КП ИРПП). Данные комплексы предназначены для ускорения процесса подготовки предложений планирования боевого применения и, следовательно, поддержки принятия решения командиром.

В частности, КП ИРПП позволяют планировать авиационный удар на основе сложившейся оперативно-тактической обстановки и прогноза ее развития, автоматизировать распределение объектов удара и расчет потребного наряда сил и средств авиации и ПВО для выполнения поставленной боевой задачи с применением различных тактических приемов, формировать маршруты полета боевых порядков и плана-графика нанесения удара.

КП ИРПП применения истребительной авиации (рис. 4) дополнительно решает задачи назначения состава групп, целераспределения, определения рубежей ввода в бой истребителей, а также прокладку маршрутов с учетом ожидаемого противодействия противника.

КП ИРПП бомбардировочной авиации (рис. 5) формирует профили полета как отдельных самолетов, так и ударных групп с расчетом рубежей применения ракетного и (или) бомбового вооружения и прогнозирования результатов его применения.

Ряд специфических задач применения военно-транспортной авиации как при ее участии в воздушно-десантной операции, так и при осуществлении воздушных перевозок войск и материальных средств решает КП ИРПП ВТА.

Кроме вышеуказанных, в системе реализованы КП ИРПП планирования применения ЗРВ (рис. 6) и РТВ (рис. 7), позволяющие рассчитывать боевой и численный состав, а также пространственные возможности группировок ­войск ПВО (ЗРВ); определить рациональный вариант построения системы ПВО, рассчитать требования к силам и средствам РТВ и оценить их боевые возможности.



Естественно, боевые действия не могут вестись без всестороннего их обеспечения. Соответствующие комплексы, а именно КП ИРПП РХБЗ, разведки (рис. 8), РЭБ (рис. 9), технического, тылового, инженерного и ряда других видов обеспечения также получили реализацию в структуре специального программного обеспечения.



Модуль боевого и ситуационного управления (рис. 10) обеспечивает автоматизированную подготовку данных для выявления факта начала воздушного нападения; вскрытия замысла действий противника; сосредоточения усилий ­войск, использования резерва, организации их маневра; непосредственного управления действиями подчиненных войск, подразделений, экипажей.

Кроме того, данный модуль готовит данные о признаках отклонения от реализуемых планов, а также предложений по его корректировке.

Модуль планирования и контроля порядка использования воздушного пространства включает в себя комплексы программ: приема и доведения планов полетов, одиночных заявок на использование воздушного пространства, формализованных сообщений по управлению воздушным движением; автоматизированной сверки суточных планов полетов; отождествления текущей и плановой информации; обеспечения контроля порядка использования воздушного пространства; формирования сводного суточного плана полетов.

Внедрение информационных технологий, реализующих вышеуказанные возможности в систему управления авиацией и ПВО, позволит решать глобальные задачи автоматизированного сбора, обобщения, распределения и своевременного доведения данных обстановки в штабах и на пунктах управления; автоматизированной разработки документов и информационного взаимодействия между органами управления различных уровней; автоматизированного обмена информацией в оперативном и тактическом звеньях управления.

Таким образом, перспективная АСУ, построенная на предложенных решениях, сможет в значительной степени устранить имеющиеся недостатки в управлении войсками (силами) и оружием. Вместе с тем построенная по открытому принципу, она сможет достаточно легко адаптироваться к организационно-структурным изменениям и вновь возникающим задачам.

Введение

военный робот программа prolog

В настоящие время, в результате развития информационных и телекоммуникационных технологий изменились как средства вооруженной борьбы, так и стратегия, и тактика ведения современных войн, появились концепции, учитывающие факторы информационной уязвимости сторон.

Интеллектуальные системы постоянно развиваются, изобретаются более совершенные роботизированные средства для ведения боевых действий. Существует множество различных роботов способных выполнять различные задачи.

Многие страны мира вкладывают огромные деньги в исследования области интеллектуальных систем. Так как развитие позволяет этих систем дает возможность ускорить исследования в области робототехники. А владение такими технологиями повышает как показатель военный мощи страны, так и позволяет выполнять полноценные военные задачи с минимальным участием человека, а, следовательно, с минимальными потерями.

Цель моей работы узнать о современных способах введения военных действий при помощи новейших технологий.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1. Узнать, как современные технологии повлияли на введения боя.

2. Узнать подробнее о роботизированных средствах в военной сфере.

3. Рассмотреть подробнее беспилотные летательные аппараты (БЛА), а также наземных и морских роботов.

4. Используя навыки, полученные на курсе «Представление знаний в ИС», написать программу на языке Prolog для выполнения определённой задачи военным роботом.

Информационные технологии в военной сфере

Сетевые технологии в военной сфере

Холодная война - это время, когда военная техника развивались с неслыханной силой. Именно тогда для сохранности мира странам приходилось вооружаться и придумывать более грозные виды оружия. Большую роль играла разведка, она была на пике своей силы. Стоит отметить одно из самых интересных и страшных событий того времени - создание атомной бомбы.

Теперь в мире правит техника и информация. А 21 век считает веком информационных технологий. И прогресс не стоит на месте, даже за очень короткие сроки все кардинально меняется, то что казалось совсем недавно недостижимым, уже не имеет ценности.

В прогрессе развития технологий можно выделить один из главных минусов - использований изобретений во зло. Самые передовые технологии приспосабливают для военных нужд, по этой причине война стала беспощаднее и безопаснее одновременно.

Можно заметить, что прогресс и война всегда были связанны между собой. В ходе прогресса появлялись изобретения, помогающие людям в ведение войны, как на поле боя, так и в информационной войне.

Эпоха высокотехнологичных войн, вторглась в жизни людей где-то в середине 20 века. До этого война происходила в «классическом сценарии», где требовалась просчитывать каждое действие и проводить тщательную подготовку. В современном мире, можно внезапно и быстро уничтожить целую страну или втянуть другие страны в войну используя только дезинформацию.

В 20 веке американские ученые пытались создать обширную локальную сеть. Тогда этот проект был известен под именем ARPANET. В данное время он известен как интернет - крупнейшее общедоступное средство распространение информации. Кажется, что удивительного в изобретении современных сетевых технологий, особенно если сравнивать их с изобретением интернета.

Примером преимущества сетевых технологий, в введение боевых действий может выступать американская MTS (Movement Tracking System), которая использовалась в ходе «Бури в пустыне». Благодаря этой системе американские военные могли связываться друг с другом, а командование всей операцией происходило в одном командном пункте. Раньше же, организовать операцию было намного тяжелее. После планирования операции происходило распределение приказов для мелких подразделений, где каждый командир знал только часть информации об операции, необходимой для выполнения поставленной задачи. После чего необходимо было согласовать все действия между различными подразделениями, для выполнения операции. Выполнение операции можно сравнивать с огромным механизмом, где подразделения - мелкие детали сложного механизма. Даже малейший сбой в действиях подразделений приводил к провалу операции.

Не стоит забывать о людских потерях. Войны всегда отнимали множество жизней как солдат, так и мирного населения. Для этого изобретаются различны технологии, которые позволят сохранить жизни людей .

Современные процессы глобализации приводят к повышению роли информационных технологий в военной сфере. На смену традиционной в прошлом веке гонке вооружений приходит гонка за информационное превосходство. Приоритет информационной безопасности четко выражен в военной политике Китая и Соединенных Штатов.

Увеличение в современном мире роли процессов глобализации носит объективный характер и, в первую очередь,это связано с повсеместным экономическим развитием стран. Экономические интересы держав древности послужили причиной возникновения «великого шелкового пути», также были налажены морские пути между всеми континентами. Вначале экономические связи ограничивались объемом грузов и продолжительностью транспортировки. Со временем развитие систем связи и информационных технологий привело к созданию и успешному функционированию транснациональных компаний.

Данные процессы глобализации тесно связаны с появлением современных возможностей управлять транснациональными компаниями, когда для управленцев стало несущественным, где физически находится управляемый объект – на соседней улице или в другом полушарии.

Глобальные экономические интересы различныхгосударств требуют не менее масштабного проецирования силы. Соблюдение приведенного выше примера необходимо и при управлении военными группировками вооруженных сил независимо от географического района их базирования или оперативного развертывания.

Роль современных информационных технологий в военной сфере с развитием глобализации все больше возрастает. Сегодня информационные системы даже невоенного назначения создают совершенно новые условия для повышения эффективности управления группировками войск и оружием. Но при этом цепочка управления становится очень уязвимой и зависимой от устойчивости самой системы менеджмента в условиях активного воздействия противника.

Информационные системы превратились в мощное средство воздействия,как на потенциального противника, так ина государство с целью трансформации его в союзническое или дружеское.

Важность и необходимость информационного влияния на потенциальных противников была очевидна всегда. Еще за 6 веков до нашей эры военный древнекитайский теоретик Сунь Цзысформулировал следующим образом суть данного воздействия: «Война – это путь обмана<…> если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него силы дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает.

Разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника; вовлекайте видных представителей вашего противника в преступные предприятия; подрывайте их престиж и выставляйте в нужный момент на позор общественности; используйте сотрудничество с самыми подлыми и гнусными людьми; разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской страны; подстрекайте молодежь против стариков; мешайте всеми средствами деятельности правительства; препятствуйте всеми способами оснащению, обеспечению и наведению порядка в армии; сковывайте волю воинов противника бессмысленными песнями и музыкой; обесценивайте все традиции и богов ваших врагов; посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы дополнить дело разложения; будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников; вообще, не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, т.к. они приносят богатые дивиденды».

В качестве средства воздействия информационные технологии были применены в ходе войны «Буря в пустыне» в 1991 г., но только в 1992 г. термин «информационная война» был закреплен директивой Министра обороны США DODD 3600 от 21 декабря 1992 г. Информационная обработка солдат противника в ходе операции «Буря в пустыне» привела к сдаче в плен 70 000 (83%) иракских военных.



Рекомендуем почитать

Наверх