Как сшивать панорамы. Функция автосклеивания панорам: какая программа лучше

Бытовая техника 10.08.2019
Бытовая техника

Создание панорамы это не только правильная съемка красивых видов, но и последующая работа по объединению сегментов в одно изображение. Поэтому статья о и вторая часть — будут неполными без описания работы по сведению конечного изображения. Я пользуюсь программой Adobe Photoshop CS4, но все рецепты рассматриваемые здесь действуют начиная с версии CS3. Если у вас более ранняя версия, то обработка панорам будет намного более сложным делом. Так же в конце статьи будут даны ссылки на альтернативные программы.

В фотошоп начиная с CS3 все очень просто. Сначала необходимо подготовить снимки для создания панорамы. Если съемка велась в , то нужно перевести их в JPG. Теперь открываем фотошоп и в меню «File » выбираем «Automate » («Файл»-«Автоматизация») и «Photomerge » («Объединение фото»). На экране появляется окно объединения панорам.

Окно объединения панорам

Нажав на кнопку «Browse «, находим нужные нам файлы и открываем их. Дальше остается только проверить настройки. Должна стоять галочка на «Auto » и на «Blend Images Together «. Нажимаем «Ok » и запускается процесс слияния снимков. В зависимости от мощности компьютера и количества объединяемых кадров, это может занимать разное, иногда продолжительное время. Сам процесс обработки не требует нашего вмешательства, и, кроме непосредственно объединения фотографий, фотошоп автоматически приводит экспозицию к одной величине и исправляет некоторые геометрические искажения на снимках. После завершения работы программы мы получаем почти готовую панораму.

Перед дальнейшими действиями нужно слить все слои, иначе могут остаться видимыми места стыков. Это можно сделать в меню «Layer » («Слой») нажав «Flatten Image » («Объединить все слои»). После этого можно обрезать ненужные области при помощи «Crop Tool » и панорама готова. В панораме выше при обрезании остается небольшая белая область сверху ближе к правому краю. Небо достаточно однородное и чтобы не обрезать слишком много можно аккуратно закрасить эту область при помощи инструмента «Clone Stamp » . Сначала при нажатой клавише «ALT » выбираем область радом с закрашиваемой, кликаем по ней мышкой, и закрашиваем нужную область.

В итоге у нас получается необычное изображение с широким углом охвата и высокой детализацией, которое гарантированно произведет более сильное впечатление на зрителя, чем набор отдельных фотографий.

В начале я писал, что для пользователей Photoshop версии ниже CS3 есть определенные трудности. Они связаны с тем, что программа не так хорошо исправляет недостатки исходных фотографий, в остальном последовательность действий такая же.

Пользователь обычно имеет дело только с графической надстройкой над группой программ, которые и осуществляют процесс сшивки из нескольких кадров единой панорамы. Перечислю основные из этих программ и кратко сформулирую, что они делают.

  • и входящая в них библиотека Libpano 12, написанная Дершем, и ее развитие, Libpano 13. Основная библиотека, которая используется для преобразования проекций и коррекции искажений.
  • - входящая в Hugin замена программы PTStitcher, написанной Дершем. Осуществляет геометрические и фотометрические преобразования исходных снимков и создает и записывает в файл с расширением «*.pto» сценарий необходимых действий.
  • - приложение Hugin для поиска и расстановки контрольных точек.
  • сводит изображения в бесшовные панорамы.
  • объединяет сделанные с вилкой экспозиции фотографии. При одинаковой экспозиции снимков на входе Enfuse объединяет их зоны резкости.

Надстройка, в первую очередь, создает удобную среду для работы с большим количеством снимков. Это расстановка контрольных точек и возможность оценить промежуточные результаты и при необходимости вмешаться в автоматизированный процесс. Вопрос удобства, как и вопрос вкуса, очень индивидуален, а самые вкусные блюда - те, которые повар хорошо умеет готовить. Для меня лучшей надстройкой является программа , на изучение которой я уже потратил много времени и в углубленном ее освоении которой я вижу больше смысла, чем в переходе к другой программе и изучении ее с нуля. Программа стабильно развивается, и в момент написания этой статьи вышла очередная версия Hugin 2011.4.0 от 17.12.2011.

Программа имеет несколько окон.

При запуске программы открывается основное окно и окно «Совет дня». В основном окне есть 9 закладок. Первая закладка «Ассистент» позволяет сразу начать работать, не зная ничего про программу, и при удачном стечении обстоятельств, выполняя пошаговые инструкции, получить на выходе приличную панораму.

Вторая закладка - «Снимки». Здесь можно загрузить снимки. Если в заголовке EXIF занесены правильные данные об объективе, то можно сразу на этой закладке запустить программу расстановки контрольных точек cpfind, недавно сделанную командой Hugin, или выбрать другую программу сторонних производителей из списка. Если данные объектива в EXIF не соответствуют действительности, то надо перейти на следующую закладку.

Закладка «Камера и объектив» в свою очередь имеет две закладки: «Геометрическая» и «Фотометрическая». Закладка «Геометрическая» позволяет задать тип объектива, фокусное расстояние, угол обзора, относительный размер матрицы. Кроме того, если известны, могут быть заданы коэффициенты, описывающие искажения. Если эти коэффициенты не заданы, то при полной оптимизации они будут вычислены и могут быть запомнены для дальнейшего использования.

Закладка «Камера и объектив / Фотометрическая» позволяет задать параметры, характеризующие виньетирование, коррекцию экспозиции и баланса белого.

Закладка «Кадрирование» позволяет обрезать те участки кадра, которые не должны участвовать в сшивке панорам. Это особенно важно, если используется объектив Круговой рыбий глаз.

Закладка «Маска» позволяет задать области для каждого кадра, которые должны быть исключены или, наоборот, обязательно использованы. Альтернативное решение: на последней закладке «Сборка панорамы» ставим галочку в пункте «перепроецированные снимки» и затем в графическом редакторе загружаем в новый слой правильный снимок, после чего с помощью маски сводим его фрагмент с остальной панорамой.

Закладка «Контрольные точки» позволяет расставить контрольные, т. е. совпадающие, точки для соседних кадров. Если была использована автоматическая расстановка, то удалить ошибочно расставленные. Последний процесс может быть частично автоматизирован нажатием на кнопку Celeste, которая запускает программу, удаляющую контрольные точки, привязанные к облакам на небе.

Закладка «Оптимизация». Если панорама снята без параллакса и параметры объектива заданы правильно, то выбираем пункт «Позиции» (с приращением, начиная с фиксированного снимка). Если параметры объектива заданы приблизительно, то стоит попытаться улучшить результат, выбрав следующие пункты: «Позиция и вид», «Позиции и бочку», «Позиции, вид и бочку» и « Все без переноса». Пункт «Позиции и перенос» служит для компенсации параллакса и специальных случаев, когда, например, снимается большой плакат по частям. В частности, этот метод позволяет убрать при сшивке колонну, частично закрывающую плакат при съемке с одной точки. Сделав два снимка, на которых колонна закрывает разные участки плаката, и выделив ее на закладке «Маска», можно полностью исключить колонну из результирующей панорамы.

Закладка «Экспозиция» отвечает за выравнивание кадров по экспозиции и балансу белого. Если панорама снята с постоянной экспозицией для всех кадров, то эта операция необходима в основном для устранения виньетирования. Могут возникнуть проблемы при оптимизации снимков, сделанных объективом Круговой рыбий глаз.

Закладка «Сборка панорамы» определяет проекцию размер и выходной формат панорамы. Также может быть задана последовательность выполнения операций при сшивки панорамы из кадров, снятых с экспозиционной вилкой.

В программе Hugin можно открыть два окна с предварительным просмотром.

Окно просмотра без аппаратного ускорения позволяет выбрать проекцию, выполнить основные операции по кадрированию и выравниванию, а также включить или выключить из панорамы отдельные снимки. В режиме автообновления оно работает медленно и обычно используется в ручном режиме, когда после установки параметров нажимается кнопка «Обновить». Если нормально функционирует «Просмотр панорамы с аппаратным ускорением», то необходимость открывать это окно не возникает.

Окно «Просмотр панорамы с аппаратным ускорением» существенно более функционально и имеет несколько закладок.

Закладка «Размещение» позволяет наглядно проанализировать возможные проблемы со стыковкой отдельных кадров.

Закладка «Проекция» позволяет быстро просмотреть результат в разных проекциях.

Окно предпросмотра позволяет, нажав левую клавишу мыши, центрировать панораму, а нажав правую клавишу, вращать панораму.

Отдельную группу программ составляют программы для просмотра панорам на компьютере. Это собственно проигрыватели для просмотра на локальной машине или через интернет и конвертеры, преобразующие исходную панораму в формат, необходимый проигрывателям. Для просмотра на локальной машине я остановился на программе , она меня полностью устраивает, но, к сожалению, она дружит далеко не со всеми видеокартами и, следовательно, подойдет не всем. Для презентаций в интернете небольших и средних панорам я остановился на программе PTViewer, написанной в начале века Хельмутом Дершем. Она использует технологию Java и обладает неплохими возможностями для создания интерактивных презентаций. Для представления гигантских панорам я преобразую панорамы в формат и использую основанную на технологии Flash программу . Сравнению нескольких программ я посвятил «Обзор нескольких способов представления сферических панорам ». Для преобразования из одного формата в другой я обычно использую программы и .

P. S.

Технология сшивки панорам оказала существенное влияние и на всю современную цифровую фотографию. Программное исправление аберраций использует тот же математический аппарат и для описания объективов используются коэффициенты, получаемые при правильной сшивке панорамы с оптимизацией по всем параметрам. Я об этом более подробно писал в статье «Объективы с фокусным расстоянием 14 мм ». В Hugin 2011.2.0 вошла и отдельная программа Hugin Lens Calibration GUI для калибровки объективов. Она не требует точной съемки панорамы без параллакса, но, на мой взгляд, для объективов типа Рыбий глаз малоэффективна. С реальными объектами работает плохо и в идеале требует специально нарисованной таблицы. Программа может работать с одним или несколькими снимками. Она имеет настраиваемый алгоритм определения краев. Поиск линий запускается кнопкой «Find lines». Далее программа находит прямые линии в изображении, по которым считает переменные для формулы обратного преобразования.

Просмотреть и удалить лишние линии можно в режиме просмотра «Edge detection». При щелчке левой кнопкой мыши по зеленой линии она становится красной и исключается из расчетов. Щелчок правой клавишей превращает красную линию в зеленую.

Отмечаем галочкой параметры, которые должны быть оптимизированы, и нажимаем кнопку «Оптимизировать». Результат корректировки можно увидеть в режиме просмотра «Corrected».

Пожалуй, наиболее распространенной программой, впрямую использующей коэффициенты, полученные при сшивке панорам, является библиотека . Она используется, в частности, в известном конвертере .

Кроме того, технология совмещения снимков, отработанная на панорамах, используется при объединении стопок с разной экспозицией или точкой фокусировки. Например, в графическом интерфейсе для программы Enfuse.

Отснятые фотографии теперь нужно склеить в единое изображение - равноугольную (эквидистантную) проекцию сферической панорамы.
Хороших программ для склейки панорамных изображений существует несколько. Я продемонстрирую процесс сборки сферической панорамы в программе PTGui Pro , которая, по моим оценкам, пользуется наибольшей популярностью среди профессиональных «стичеров». PTGui Pro имеет два режима работы – простой и расширенный (1). В простом режиме можно собирать панорамы «одним кликом», в расширенном - можно полностью использовать весь огромный потенциал программы, такой как - ручная расстановка контрольных точек, выравнивание вертикалей, создание HDR изображений, устранение виньетирования у исходников и т.д. К PTGui также можно подключить некоторые плагины – генератор контрольных точек Autopano, блендеры Smartblend и Enblend/Enfuse. В рамках нашего урока все эти возможности PTGui Pro мы изучать не будем, поскольку это руководство в основном для начинающих, покажем только основные этапы склейки сферической панорамы в PTGui.

Загрузка исходных изображений

В этом уроке мы будем склеивать сферическую панораму из семи фотографий, снятых фишай объективом , – шесть в окрест и зенит. Кадр надира пока для работы использовать не будем.

Итак, работу начинаем загрузкой в PTGui фотографий, предназначенных для склейки. Сделать это можно нажатием соответствующей кнопки (2) или просто перетаскиванием нужных файлов в окно программы. PTGui принимает исходные изображения в форматах JPG, BMP, PNG, TIFF а также HDR файлы.exr и.hdr. (последнее два только PTGui Pro). Напомню, что ориентация всех снимков должна быть единой, иначе панорама может склеиться некорректно.
Рекомендую проверять параметры оптики и кроп-фактор матрицы (3), которые PTGui берет с EXIF фотографий. Если они не соответствуют реальности, нужно эти данные заполнить вручную или изменить настройки в Tools>Options>EXIF.

Автоматическое совмещение снимков

Нажимаем кнопку Align images…(4), PTGui проанализирует все исходные кадры и в перекрывающихся областях соседних кадров генерирует контрольные точки. После этого PTGui совместит фотографии и проведет их оптимизацию. По окончанию этого процесса появится новое окно – Panorama Editor с предварительным результатом склейки панорамы. Как видим, с нашей панорамой все хорошо, все кадры встали на свои места.
Я в Panorama Editor-е обычно еще выстраиваю окончательную композицию эквидистантной проекции сферической панорамы. Выбираем инструмент Numerical Transform (5), в поле Yaw (6) задаем, на сколько градусов хотим панораму двигать влево/вправо, и нажимаем кнопку Apply (7), при необходимости повторяем операцию пока результат нас не устроит.

Расставление отсутствующих контрольных точек

Иногда случается, что автоматический генератор не может создать для некоторых пар фотографий достаточное количество контрольных точек (к.т.). В этом случае к.т. приходится расставлять вручную. На примере покажу, как связать контрольными точками кадр зенита с соседними кадрами.
Итак, заходим в редактор контрольных точек (8) и выбираем пару перекрывающихся изображений, с которыми будем работать (9). Увеличиваем масштаб (10) и ищем объекты, присутствующие на обоих кадрах. Выбираем подходящую точку и кликнем не неё сначала на одном кадре (11), а затем на другом, в соответствующем месте (12). Контрольная точка установлена. Таким образом, устанавливаем максимум контрольных точек, стараясь, по-возможности, расставлять их по всей перекрывающейся области кадров, а не только в одном месте. Очень важно к.т. размешать с максимальной точностью, для тонкой отладки позиции к.т. используем стрелки клавиатуры или мышь с одновременным нажатием клавиш Ctrl+Alt. На движущиеся объекты (люди, облака, качающиеся ветки и т.п.) контрольные точки не ставим категорически.

Аналогичным способом связываем наш кадр зенита и с другими фотографиями. Когда контрольных точек на нашей панораме достаточно (как минимум 3 для каждой пары фотографий), можно приступать к следующему этапу.

Оптимизация

Для совершенной склейки панорамы, то есть склейки без видимых «швов», дистанция между парами контрольных точек должна быть минимальной. В процессе оптимизации рассчитывается, каким образом должны трансформироваться и выравниваться отдельные кадры панорамы, чтобы минимизировать дистанцию между контрольными точками.

Переключаемся на закладку Optimizer (13). Из списка коррекции дисторсии линзы выбираем опцию “Heavy + lens shift“ (14). Выбираем алгоритм оптимизации Panorama Tools (15), он даёт результат лучше родного оптимизатора PTGui. Запускаем процесс оптимизации (16), после чего появится окно с результатами (17), где указана средняя, минимальная и максимальная дистанция между контрольными точками. Наша цель - снизить на минимум среднюю дистанцию между к.т. Поскольку данные указаны в пикселях, результаты оптимизации будут отличаться, в зависимости от размера исходных изображений. Поэтому, сказать точные цифры, к которым нужно стремиться, трудно. Я стараюсь достичь средней дистанции ~0.8 пикселей и менее. В результатах оптимизации кроме цифр видим еще одну оценку проведенного процесса – "very bad", "bad", "not so bad", "not so good", "good", "very good" или "too good to be true". Но ориентироваться по этим оценкам не стоит, поскольку они не учитывают размер исходных фотографий.

В нашем примере мы получили среднюю дистанция 1.09pix, постараемся её снизить. Подтвердим результаты оптимизации (18) и перейдём (Ctrl+B) к таблице контрольных точек (19). Там проверим, чтобы к.т. были упорядочены по дистанции (20). Видим, что несколько контрольных точек вверху таблицы имеют сильное отклонение от среднего значения дистанции, эти точки следует удалить. После этого запускаем оптимизацию еще раз, результат теперь намного лучше (21). Если и теперь оптимайзер показывает высокие значения, то удаление части к.т. с наихудшим значением дистанции и оптимизацию повторяем несколько раз, пока результат нас не устроит. Но при этом следим, чтобы нам осталось достаточное количество к.т. для сшива панорамы.

Создание панорамы

После окончания оптимизации переходим на закладку Create Panorama (22). Здесь можем выбрать желаемый размер (23), формат готовой панорамы (24), имя файла и путь для его сохранения. PTGui Pro позволяет сохранять панораму также в виде отдельных слоев (25), где каждый слой соответствует каждому исходному кадру панорамы. Эта опция бывает особо полезной, если нужно отретушировать на панораме повторяющиеся движущиеся предметы. Для блендинга используем плагин Smartblend (26), все остальные параметры оставим по умолчанию.

Наконец запускаем процесс склейки панорамы (27) и ждём. В зависимости от конфигурации вашего компьютера, количества и размера исходных фотографий, размера результирующей панорамы и программы блендинга процесс может длиться от нескольких секунд до нескольких часов.

Вот результат нашей работы - сферическая панорама в эквидистантной проекции.

Мы уже сейчас можем посмотреть панораму в QTVR формате, для этого нужно зайти на закладку Prewiew (28) и создать превью.

Поскольку мы не загрузили в PTGui кадр надира, внизу изображения, в месте, где он должен был находиться, остался только черный круг (на эквидистантной проекции - черная полоса). На картинке также бросается в глаза тень от штатива. Как её убрать и как поставить на свое место кадр надира я покажу в следующих статях.

Если вы занимаетесь фотографией, то возможно рано или поздно захотите создать «настоящую панораму» какой-либо местности или помещения. Хорошо, если ваша фотокамера поддерживает такую возможность. А если нет?

Конечно можно нащелкать кучу фотоснимков требуемой местности, а затем открыв какой-либо графический редактор, занятся кропотливой работой по совмещению десятков снимков в один. Вполне возможно, что через десяток-другой часов это и приведет к какому-то более-менее приемлемому результату. Хотя возможно и то, что поковырявшись некоторое время наш фотолюбитель просто пошлет куда подальше всю эту затею:)

Ведь для правильного составления панорамы нужно не только точно совместить различные изображения между собой, но и привести их к одинаковому размеру, подобрать нужные параметры яркости, контрастности и цветности. Кроме того, нужно выровнять возможные перекосы фотографий произошедших во время сьемки. Все это приводит к тому, что «ручное» составление панорамы занимает много времени и сил.

К счастью, разработчики програмного обеспечения уже давно обратили свое внимание на эту проблему, и сегодня существует несколько неплохих программ автоматизирующих процесс создания панорамы. Подавляющее их большинство является коммерческими продуктами, но есть и приятные исключения. Например, герой сегодняшней заметки — программа Microsoft Image Composite Editor.

Microsoft Image Composite Editor — мощная бесплатная программа для склеивания фотографий в панораму. С ее помощью можно взять комплект фотографий сделанных с одной точки и создать панораму содержащую все эти фотографии в высоком разрешении. Полученное изображение можно сохранить в различных форматах (от обычных JPEG и TIFF, и до специальных HD View или Silverlight Deep Zoom).

Основные возможности Microsoft Image Composite Editor:

— Мощный, полностью автоматический алгоритм составления панорамы с определением ее типа.
— Расширенные настройки ориентации позволяют создать панораму в плоской, цилиндрической и даже сферической проекции.
— Поддержка различных типов движения камеры.
— Отличное смешивание экспозиции с помощью быстрого алгоритма Пуассона.
— Автоматическое обрезание полученного изображения по максимальной площади изображения.
— Нет лимита размеру изображения.
— Поддержка 64-битных операционных систем.
— Поддержка широкого спектра выходных форматов: HD View, Silverlight Deep Zoom, TIFF, JPEG, PNG, и др.

Для того чтобы создать, с помощью Microsoft Image Composite Editor, панораму ненужно никаких дополнительных ухищрений или каких-то подготовительных манипуляций. Все просто как раз, два, три…

Достаточно перетянуть все исходные изображения в окно программы и… все. Программа самостоятельно определит очередность размещения фотографий и приведет их к одному значению экспозиции. В зависимости от количества фотографий и их размера, формирование панорамы занимает от нескольких секунд до нескольких минут.

В качестве примера можете посмотреть как из трех исходных изображений было сделано одно (но большое:):

Скажу чесно — после получения результата, я был шокирован. Такого безупречного соединения я не мог и предположить. Я просто не смог найти никакого перехода между составляющими панорамы. Ну, а если не верите — можете :)

Следующий пример сложнее. Здесь было задействовано более 30 изображений, сделанных с небольшим разрывом во времени и пространстве (что конечно отразилось на результате):

Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-то тесные, так хочется заглянуть за их край, перевести взгляд за границу кадра, узнать, что там происходит. А все дело в том, что мы видим гораздо шире, воспринимаем мир панорамно. Так давайте попробуем такие панорамы снять, чтобы затем заглянуть за все края разом.

Текст и фото: Антон Агарков

f/11.0, 1/100, ISO 200.

Киргизия, горное плато близ озера Сон-Куль. Панорама из восьми горизонтальных кадров.

Когда-то панорамная фотография была прерогативой владельцев панорамных камер. Если не брать в расчет не самые качественные “Горизонты”, которые за раз экспонировали сразу два кадра 35-мм пленки, то панорамные фотоаппараты были громоздкими и не самыми дешевыми, и к тому же работали исключительно с фиксами на среднеформатную пленку, где на ролике умещалось всего 4 панорамных кадра. Сложное дело.

С появлением цифровых камер процесс сборки панорамы стала куда проще. Самый примитивный способ сделать панораму - снять обычный кадр и обрезать его до вытянутого формата. Не лучший вариант - в результате вы получите изображение низкого разрешения и такого же качества. Гораздо интереснее снять несколько фотографий и потом склеить их в единую настоящую панораму.

ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

f/7.1, 1/125, ISO 200

Каньон Конорчек в Киргизии. Панорама из шести горизонтальных кадров

В те недавние времена, когда цифровые камеры еще не обзавелись мегапиксельными матрицами, можно было услышать разумные рекомендации склеивать горизонтальные панорамы из вертикальных кадров. Таким образом удавалось получить панораму большего разрешения, так как короткая сторона панорамы по вертикали будет ограничена высокой вертикалью отдельного кадра-заготовки. Но сейчас технологии шагнули вперед, разрешения камер, в том числе и Nikon D500, достаточно, чтобы склеивать панорамы из горизонтальных кадров. Поэтому вполне достойную панораму можно склеить из 3-4 кадров. Меньше кадров, проще склейка!

Теперь давайте разбираться, как и что снимать. Для начала должна появиться полная ясность с сюжетом. Выберите интересный фрагмент пейзажа и четко определитесь, где будет начало сцены, а где ее окончание. Обычно посыл “сейчас сниму все, а потом обрежу лишнее” не приводит ни к чему толковому - все кажется одновременно и важным, и бесполезным. Не забывайте, что панорамная фотография - это та же самая фотография, только немного другого формата. А это значит, что правил построения композиции и сюжета в панорамном кадре никто не отменял.

Как подготовиться к съемке панорамы? Сделайте замер экспозиции по центральному кадру. Очень важно, чтобы на всех кадрах для будущей панорамы были одинаковый фокус и экспозиции, так что и то, и другое придется зафиксировать. Для фиксации фокуса я предпочитаю использовать рычажок перевода режима фокусировки, который на D500, как и на прочих камерах Nikon, находится под мизинцем левой руки. Его перевод в режим M, по сути, отключает автофокус и фиксирует его в некотором выбранном положении.

Фиксировать экспозицию удобнее всего нажатием кнопки AF-ON, которую можно перепрограммировать. Для удобства съемки панорамы я задаю ей функцию фиксации экспозиции до следующего нажатия. Так вам не придется держать палец на кнопке во время съемки. Также будет удобно включить виртуальный горизонт, чтобы кадры шли на одном уровне, а не сваливались куда-то вниз.

Теперь можно начать снимать заготовки для будущей панорамы. И тут нас поджидает враг всех панорамных фотографов - параллакс. «Когда двоится в глазах», происходит то же самое: объекты меняют свое положение относительно друг друга в зависимости от угла зрения. В начале съемки дерево - справа от камня, в середине процесса - за ним, а в конце и вовсе уходит налево.

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше влияние параллакса, так что при съемке на телеобъектив о нем можно полностью забыть. Но при съемке на штатник и широкоугольник параллакс может привести к неожиданным дефектам сборки панорамы. Полностью избежать этого неприятного эффекта можно, воспользовавшись специальными панорамными головками. Но это тяжелое и громоздкое устройство, которое не всегда удобно притащить с собой на природу.

Выручает то, что алгоритмы современных программ эффективно распознают и борются с параллаксом. Нужно только дать им пространство для маневра. Это значит, чем меньше фокусное расстояние, тем больше нужно давать перекрытие между кадрами. Если при съемке на телеобъектив достаточно перекрытия в 20-30 процентов, то при съемке на широкоугольник лучше перекрывать кадры на 90 процентов.

Еще надо учитывать, что многие объективы дают существенное виньетирование, от которого можно избавиться, задав гораздо большее перекрытие, чем того требует фокусное расстояние объектива.

ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

f/8.0, 1/13, ISO 100

Панорама из пяти горизонтальных кадров

У вас получился цикл фотографий, теперь надо склеить из них панораму. Для предварительной обработки я предпочитаю использовать Adobe Camera RAW. Но если вы привыкли работать в Lightroom, то все описанные приемы подойдут и для него. Откройте все фрагменты будущей панорамы. Вам важно, чтобы все кадры панорамы были обработаны с одними настройками. Для этого после обработки одного кадра выделите все загруженные в ACR фотографии, найдите в верхнем левом углу, справа от заголовка Filmstrip небольшую иконку со стопкой полосок, нажмите на нее и выберите опцию Sync Settings (Синхронизировать настройки). В появившемся меню поставьте все галочки, включая Local Adjustments (локальные изменения), и нажмите ok.

Конечно, можно сразу выбрать все файлы и обработка одной фотографии автоматом применится сразу ко всем, за исключением тех самых локальных изменений Local adjustments - то есть разного рода индивидуальных градиентов и раскраски кистями. Так что вам все равно придется синхронизировать изменения через меню Sync Settings.

Сохраните все файлы в TIFF, чтобы избежать потери качества при последующей обработке. Закрывайте ACR и отправляйтесь в Photoshop. Там выберите File - Automate - Photomerge. Это встроенный в Photoshop инструмент, который с недавнего времени начал давать очень качественные результаты при склейке панорамы. В открывшемся меню выберите ваши файлы-заготовки и нажмите OK. В качестве типа панорамы выберите Auto.



Рекомендуем почитать

Наверх