Как вы понимаете термин глобальное информационное. Глобальное информационное общество

Бытовая техника 21.04.2019

Понятие "информационное общество" входит в мировой научной и общественно-политической терминосистемы. Сейчас есть многочисленные определения феномена "информационное общество": его называют индустриальным, эпохой постмодернизма, обществом знания, научным, телематических, пост-нефтяным. Модификации понятия "информационное общество" в разных странах демонстрируют социально-политические, общественные, научные перспективы его развития: "национальная информационная инфраструктура" (С1ИИА), "информационное общество" (Совет Европы), "информационная магистраль" (Канада, Великобритания). Учитывая важность создания и развития информационного общества, 27 марта 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию (A / RES / 60/252), которая провозгласила 17 мая Международным днем информационного общества.

Информационное общество - это общество, основанное на информации (Парламентская Ассамблея Совета Европы, 1997).

В мировом общественно-политическом пространстве также предпринимались попытки определить его сущность, в частности: информационное общество - комплексное понятие, в котором экономика, наука и культура являются взаимодополняющими факторами, а основной успех связан с синергией всех составляющих.

Самым главным ресурсом развития общества являются люди, их интеллектуальные, творческие, духовные способности. Сегодня наиболее ограничен и дорогой ресурс - знания и компетенции. Задача общества - создать условия для реализации потенциала каждого человека с помощью информации, знаний, информационно-коммуникативных технологий.

Часто информационное общество отождествляют с одним из его элементов, например информатизацией (как в указе Президента) или оффшорным программированием. Но это очень узкий подход. Информационное общество состоит из многих компонентов, и каждая страна может реализовать свою стратегию с учетом собственной культуры, истории, возможностей и ресурсов.

(Интервью президента фонда "Информационное общество Украины" А.Колодюк журнала "Эксперт"

Информационная супермагистраль - это больше чем Интернет. Это целая серия компонентов, включающих совокупность общественных и личных, высокоскоростных, ограниченных и развернутых сетей, которые существуют сегодня и появятся завтра.

("Первого информационной супермагистрали", National Information Infrastructure Advisory Council. Отчет NMAC, 1996)

Понятие "информационное общество" был актуализирован в США сенатором А.Гором во время президентской кампании 1991-1992 pp. В Европе оно закрепилось в плане действий по проблемам информационного общества, разработанном Европейской комиссией, и окончательно вошло в международный лексикон на саммите 1995 года с вопросам глобального информационного суспипьства.

Первые четыре принципа, которые стали основными при создании глобальной информационной инфраструктуры, А.Гор сформулировал на встрече в Буэнос-Айресе в 1994 году:

o личные инвестиции и здоровая конкуренция е лучшими путями для обеспечения развития;

o регулирование должно быть гибким, таким, что отвергает устаревшее и в то же время сохраняет верность главным идеалам технических и прикладных наук;

o доступ должен быть открытым;

o универсальность связи должна быть гарантирована.

Эти положения были отражены в документах Еврокомиссии, а терминология немного изменена. Еврокомиссия предпочла срокам "информационная инфраструктура" и "информационная супермагистраль» в противовес понятию "информационное общество".

Основательный подход к теории информационного общества предложил японский ученый Йнедзи Масуда. Согласно его теории общество, возникает, базироваться на компьютерной технике. Роль человеческого фактора при этом или замещается, или же значительно усиливается за счет интеллектуального труда. Ведущей отраслью экономики должны стать телекоммуникационные технологии. Наибольшей ценностью в обществе будет время в отличие от индустриального общества, в котором предпочтение отдается потреблению товара.

Разногласия между информационным, индустриальным и аграрным обществом И. Масуда подал в виде таблицы.

Социальные процессы, институты, структуры

Аграрное общество

Индустриальное общество

Информационное общество

Структура

производственных

ценностей

В основе производства лежит натуральное хозяйство

Производство средств производства

Производство

информации (компьютеров)

Характер

производственных

ценностей

Эффективное воспроизводство натурального хозяйства, экстенсивное земледелие

Материальное производство, эффективное использование природных явлений и ресурсов

Производство знания, систематизация различных естественнонаучных и социальных функций

Основа производства

Увеличение объема сельскохозяйственной продукции и ручного труда

Производство материальных ценностей, товаров, энергии, транспортных средств

Замена интеллектуального труда, производство информации, средств связи, знаний

Социальная структура

Человек привязан к земле

Зависимость от средств производства

Зависимость человека от общества

Производство и социальные

взаимодействия

Принудительный труд

Наемный труд

Работа по контракту

Особенности

социальной

структуры

Замкнутая сельская община, стабильное, традиционное, патриархальное хозяйство

Надурбанизоване динамичное общество, построенное на свободной конкуренции, поддержка общественного благополучия

Сетевое сбалансированное общество и условия, создаваемые для развития творческих способностей человека

Нормативные ценности

Законы природы, зависимость человека от природы, удовлетворение базовых (жизненных) потребностей

Удовлетворение материальных, чувственных и эмоциональных потребностей

Создание знания, удовлетворения разнообразных социальных потребностей

Духовные ценности

Теологическое общество

Ориентированное на человека материалистическое общество

Социоориентоване общество с развитием высоких технологий Управляемая демократия, выполнения своей миссии является приоритетной ценностью, общество доверия

Этические ценности

Преимущество духовного начала

и Закона Божьего

Воля демократии, соблюдения прав человека и прав частной собственности

Из приведенной таблицы можно сделать следующие выводы:

o информация не исчезает во время ее потребления или передачи;

o нельзя передать только часть информации, не меняя ее сути;

o информация имеет способность к накоплению, при ее увеличении происходит качественный скачок знания;

o компьютерные технологии увеличивают возможности саморазмножения и самораспространению информации.

Информация в информационно-коммуникативном обществе становится главным ресурсом по следующим причинам:

o если информация может концентрироваться, то с помощью технологий ее можно более легко обрабатывать;

o если информация может рассредоточиваться, то ее не нужно хранить в одном месте и она может быть использована только для тех целей, в которых она изначально приобреталась;

o циркуляция информации означает, что большее количество людей сможет с ней работать одновременно;

o технология "обратной связи" повышает "индекс цитирования" информации, позволяя перерабатывать ее изнутри, чтобы извлечь все новые ценностные характеристики и создать гигантские базы данных, которые недоступны без использования этих же технологий (принципы выделил И. Масуда).

В информационно-коммуникативном обществе меняется концепция человека. Особую ценность приобретают следующие составляющие:

o эффективная личность (человек, который вооруженная знаниями информационных технологий);

o высокопроизводительный коллектив (что использующая в своей деятельности компьютерные технологии);

o интегрированное предприятие (корпорация, которая владеет целостной внутренней информационной структурой);

o расширенное предприятие (межкорпоративные компьютерные сети, связывающие несколько разных организаций);

o деловая активность в межсетевом среде (параметры определил Д. Тапскотт).

С одной стороны, все перечисленные особенности информационно-коммуникативного сообщества и его членов предполагают большую эффективность информационного процесса и всех аспектов развития общества, с другой - эти же особенности определяют невиданные ранее возможности манипулятивного воздействия на личность.

1. Появилась беспрецедентная возможность контроля над каждым индивидом. И если этот контроль попадает в руки групп, имеющих деструктивные намерения, становится возможным тотальный контроль над обществом.

2. Интернет не просто расширяет гражданское общество, он создает его новое качество, принципиально меняет характер взаимосвязей граждан с властью, лишая власть одного из главных ЕЕ ресурсов - монополии на информацию. Каждый гражданин в Интернете получает возможность не только потреблять информацию, но и распространять ЕЕ. Таким образом меняются иерархические модели организации общества, которые были характерны для информационной революции.

3. Возникает проблема регулирования электронной демократии. Конечно, вопрос о регулировании воспринимается в негативном ключе. Но дело в том, что реальной альтернативой управляемости, регулируемости процессов в сфере информационных технологий может быть только хаос. И этот хаос в транснациональных сетях Интернета может иметь различные негативные последствия.

4. Интернет открывает возможность заочного участия в политике, когда человек становится членом своего рода "диванной партии": оставаясь в домашнем комфорте, в масштабе реального времени охотно вникает и эмоционально реагирует на ленту новостей, но почти ничего практически важного сделать не может с помощью клавиатуры.

5. Благодаря Интернету распространяется значительное количество материалов, потребление которых ведет к девальвации духовных ценностей, снижение морального и творческого потенциала населения.

Вектор исследований в информационно-коммуникативном обществе сместился от анализа общества к анализу антропоцентричного фактора. Ученые находят этом ряд объяснений:

o в информационном обществе чаще стали возникать новые формы коммуникации, а не способы обработки и накопления информации, в результате чего возник новый информационно-коммуникативный порядок, стал насаждать по всему миру западные ценности (А. Белинская)

o в обществе начинает возникать мозаичная культура (выхваченная с определенного исторического или культурного контекста) и появляется мозаичная идентичность (состоящий иногда с противоположных идентичностей, которые противоречат друг другу), что получает распространение благодаря новым формам коммуникаций, включая медийные (S. Turkle)

o в этих процессах все большую роль начинает играть Интернет. Постепенно происходит трансформация коммуникативного опыта, основной характеристикой которого является постоянная необходимость в достройке, конструированию коммуникативной ситуации - образа партнера или партнеров в общении (А. Горошко)

o все больше усиливается роль «холодных» СМИ (М. Маклюэн)

o возникает проблема доверия к информации, передаваемой с помощью компьютера. Поэтому коммуникация, а не информация, становится сенсоутворюючим стержнем информационного общества (А. Горошко).

1. Глобальное информационное общество

Наша страна, в силу своей истории, потенциала, масштаба, может и должна быть одним из лидеров мирового сообщества. Чтобы этого достичь, нужно правильно выбрать курс, уловить и использовать тенденции, определяющие ход развития цивилизации.

Разрабатывая стратегию прорыва, важно помнить: те пути, которые еще вчера были для нас магистральными, уже в недалеком будущем могут завести в тупик. Мы вошли в новый век, совсем не похожий на индустриальный мир XX столетия, где мощь страны определялась миллионами тонн угля, чугуна и стали, количеством произведенных станков и прокатных станов. Пришли иные времена, перед человечеством открылись невиданные возможности, и ныне мы в полной мере осознаем: кто владеет информацией - владеет миром.

Главной движущей силой прогресса становятся знания и технологии обмена информацией. Новый мир - это мир компьютеров и Интернета, мир сотовых телефонов и факсов, мир сетей связи и телевидения, мир высоких технологий, от масштабов и эффективности использования которых напрямую зависит благополучие народов и государств. Выигрывают те, кто делает ставку на производство знаний и информации.

В отличие от прежних времен, знания перестали быть привилегией избранных. Мощь и богатство государства определяются не той суммой знаний, которая «мертвым грузом» лежит где-то в недрах фундаментальной науки. Они определяются возможностями максимально широкого овладения этими знаниями и, следовательно, скоростью их распространения или, иначе говоря, дееспособностью сети коммуникаций. Чем выше темпы производства и распространения знаний, чем быстрее они претворяются в технологии, в полезные изобретения, тем выше темпы экономического роста.

Новые средства связи и системы коммуникаций сокращают расстояния, разобщающие людей. Более того, они не знают границ, разделяющих страны и народы. Новые знания, рожденные интеллектом одного, буквально в мгновение ока становятся доступны всем. Мир еще никогда не был столь единым. Складывается глобальное информационное общество, единство которого обеспечено современными технологиями.

Однако это глобальное общество - далеко не новый Эдем. Развитие информационных и коммуникационных технологий не только объединяет мир, - оно же его и заново разделяет. Все отчетливее становится деление на лидеров, уже осуществивших переход к экономике XXI века, и всех остальных, по тем или иным причинам не сумевших этого сделать. Разрыв между этими двумя группами стран неумолимо нарастает; меняется баланс сил в мире; возникают новые очаги напряженности, источники новых конфликтов. Тех, кто опаздывает, плетется в хвосте общественного прогресса, повторяя и заимствуя достижения своих более успешных, более предприимчивых соседей по планете, ждет незавидное будущее.

2. Россия: точка отсчета

У России есть необходимые предпосылки, для того чтобы достойно ответить на вызовы времени. Достижения отечественной науки неоспоримы, школы наших ученых и программистов признаны во всем мире. Российскими компаниями, несмотря на их молодость, накоплен опыт производства товаров и услуг, использующих современные технологии. В значительной степени компьютеризированы многие отрасли хозяйства, в частности - банковская сфера и сфера государственного управления. Люди в нашей стране все более глубоко осознают необходимость использования вычислительной техники и информационных технологий в бизнесе и государственном управлении, в здравоохранении и культуре, в науке и образовании.

Однако речь пока идет только о предпосылках. По уровню технической оснащенности, по степени развития инфрастуктуры и освоения технологий мы пока отстаем от мировых лидеров. Несмотря на достигнутый в последние годы прогресс, недостаточно развита даже обычная телефонная сеть, не говоря уже о сотовой связи, получившей широкое распространение только в Москве, Петербурге и других крупнейших городах России. На низком уровне находится оснащение персональными компьютерами; доступ в Интернет, особенно в отдаленных регионах, остается редкостью. В самой начальной стадии развития находятся системы «электронного правительства» и электронной торговли.

Опутанный информационными сетями, наш мир стал не только «компактным», но еще и очень неспокойным. В этих условиях безопасность страны практически полностью определяется уровнем ее технологической и технической оснащенности. Речь идет не только о современном вооружении. Через сеть Интернет почти беспрепятственно осуществляется пропаганда насилия, расизма, наркотиков; чудовищно расширились возможности неконтролируемого воздействия на подсознание, ведутся информационные войны.

Технологическое отставание чревато для нас экономическими потерями: неспособностью бороться с конкурентной разведкой иностранных фирм и государств, с целенаправленным распространением негативной информации, влекущей экономические потери, с хищениями интеллектуальной собственности. А в случае военных действий оно может обернуться разрушением систем связи страны, поражением вычислительных центров и телекоммуникационных сетей.

У нашей технологической отсталости есть свои исторические причины, но, какими бы они ни были, мы можем и должны быть готовы ответить на вызовы времени. Мы можем и должны быть среди сильных, а не среди слабых, среди лидеров, а не среди отстающих . В XXI веке Россия обязана решить доставшиеся ей в наследство от прошлого столетия экономические и социально-политические проблемы, опираясь на самые передовые достижения человеческой мысли.

3. Принципы государственной политики

Чтобы добиться этого, потребуются скоординированные действия общества и власти, направленные на достижение осознанных целей. Иными словами, нам нужна продуманная, целенаправленная государственная политика.

Стратегической задачей России на данном историческом этапе является полномасштабное вхождение в глобальное информационное общество в качестве его полноправного участника - при сохранении политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций. Именно таким образом мы сможем решить целый ряд краеугольных проблем, над которыми бьемся уже долгое время:

Обеспечим подъем общественного благосостояния до уровня ведущих стран мира за счет экономического роста и качественного повышения производительности труда, перейдя от экономики с топливно-сырьевой ориентацией к экономике, основанной на знаниях;

Преодолеем нынешнее экономическое и технологическое отставание от ведущих западных держав и существенно сократим число угроз национальной безопасности;

Приобщим граждан России ко всем благам информационного общества.

Для решения этих задач потребуется создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Это обеспечит быстрое расширение круга потребителей информации, опережающие темпы создания, распространения и использования знаний. Повышение социальной и экономической значимости информации в жизни людей - от управляющей элиты до миллионов рядовых граждан, - привлечет инвестиции в информационный сектор экономики. Прямая зависимость социально-экономического роста от обновления и умножения знаний даст новый толчок развитию образования и науки.

Новые темпы жизни, связанные с ускорением обмена информацией, побудят властные структуры быстрее реагировать на происходящие перемены, создавать все более эффективные и гибкие механизмы управления. Будет ликвидировано неравенство в доступе к информации - как между регионами страны, так и между разными слоями российского общества, что станет важным шагом к преодолению социально-экономического неравенства и в результате - к снижению социальной напряженности.

4. Экономика, основанная на знаниях

Информационное общество - это, прежде всего, информационная экономика, экономика, основанная на знаниях. Мы никогда не сможем решить стоящие перед страной задачи, если не совершим прорыв в экономическом развитии, опирающийся на те преимущества, которые предоставляют нам технологические возможности XXI века. Однако ставить перед собой узкую задачу поддержки одного только информационного сектора - значит заранее обрекать себя на неуспех. Требуется общая коррекция экономической политики.

Для развития новой экономики необходимо обеспечить спрос на информационно-коммуникационные технологии. Но информационные потребности могут быть значимыми лишь в обществе с высоким уровнем благосостояния, где большинство граждан может без ущерба своему материальному положению пользоваться новыми технологиями и продуктами информационного сектора в повседневной жизни. Это выводит на первый план общую реформу политики доходов, задачами которой становятся планомерное повышение уровня оплаты труда в стране и обеспечение роста совокупного денежного спроса. Пока же рыночный спрос на продукты информационного сектора экономики будет оставаться недостаточным, следует дополнять его спросом, предъявляемым государством.

Мы должны изыскать возможности для первоочередного стимулирования работников интеллектуального труда - непосредственных производителей новых знаний и технологий, ключевого звена новой экономики, - добиться повышения их благосостояния, достойных условий труда.

Нужно озаботиться и приоритетным ростом инвестиций в информационный сектор экономики: создать самые благоприятные условия как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, снизить административные барьеры для развития бизнеса. Обеспечив таким образом опережающий рост информационного сектора экономики, мы сможем решить наболевшие структурные проблемы нашего национального хозяйства и существенно повысить общие темпы хозяйственного роста.

5. Информатизация - обществу

Любое общество должно быть свободным выбором тех, кто его составляет. Чтобы показать людям реальные блага информационного общества, мало одной пропаганды. Информационное общество получит достаточный импульс для развития только при условии быстрого и успешного приобщения сограждан к его преимуществам.

Современные технологии необходимо сделать более доступными . На базе сетей общеобразовательных школ и почтовых отделений связи - наиболее распространенных и общедоступных - надлежит активно создавать пункты коллективного доступа в Интернет. Параллельно должна идти работа по подключению к сети Интернет жилых домов. Государству следует стимулировать снижение тарифов в этой области.

Наука и школа - ключевые сферы с точки зрения вхождения в информационное общество. Без сохранения передовых позиций российской науки наша страна не сможет стать одним из лидеров глобального информационного общества и будет вынуждена довольствоваться копированием иноземных образцов. То же можно сказать и о системе образования: высшие достижения научной мысли, самые передовые технологии будут бесполезны, если люди не научатся ими пользоваться.

Усилия, вложенные в информатизацию российской школы, дадут двойную отдачу. Во-первых, меняющийся мир не будет для людей чужим. Во-вторых, обновится сама система образования. Сетевое обучение расширит возможности для получения непрерывного образования, обеспечит высокое качество обучения на периферии. Ограниченность материальных или физических возможностей перестанет быть преградой на пути к знаниям. Будет облегчен доступ к отечественному образованию для граждан России, проживающих за пределами страны, для русскоязычного населения сопредельных государств, для иностранных граждан, что, несомненно, усилит влияние России в глобальном политическом и культурном пространстве

Мы обязаны уделить первоочередное внимание стимулированию информатизации социальной сферы. Государство должно оказать финансовую и технологическую поддержку внедрению телемедицинских технологий. Когда пациент районной больницы за тысячи километров от Москвы сможет гарантированно получать консультации лучших столичных специалистов, когда те же специалисты через телемедицинские сети будут руководить сложнейшими операциями, когда врачи по всей России получат доступ к справочным базам данных, смогут непрерывно продолжать обучение и повышать квалификацию, не оставляя своих занятий, - тогда информатизации будет гарантирована общественная поддержка.

Информатизация - это ключ к решению множества проблем социально незащищенных и уязвимых категорий наших сограждан.

Для женщин новые технологии открывают путь к реальному равноправию. Для молодежи - это, опять-таки, полноценное образование, независимо от уровня доходов и места жительства, это новые рабочие места, это возможность не замкнуться в микромире семьи, двора, школы или какой-то группы, а включиться в мир большой России, осознать себя как гражданина, причаститься нашей великой культуры и истории.

Пенсионерам информационные технологии не дадут «выпасть» из общества, заполнят избыток свободного времени, помогут преодолеть трудности в получении медицинской помощи. Для инвалидов и людей с ограниченной мобильностью компьютерная сеть - это гарантия полноценного участия в общественной жизни, путь к получению образования и работы, возможность читать книги в электронных библиотеках и свежие газеты, делать покупки, общаться с близкими и друзьями.

6. Информационное общество - эффективное государство

Основная нагрузка в решении перечисленных стратегических задач неизбежно ложится на государство. Именно государство должно стать катализатором происходящих перемен, координировать деятельность участников процесса движения к информационному обществу

Информационное общество создает качественно новые возможности для повышения эффективности государства и, одновременно, предъявляет к нему новые требования. Речь идет о создании полноценной системы «электронного правительства», позволяющей наладить процесс оказания органами власти публичных услуг населению и бизнесу, расширить участие граждан в процессах управления страной. «Электронное правительство» - это не просто новые технологии, - это новая система государственного управления. Внедрение системы «электронного правительства» повысит осведомленность людей о деятельности органов власти различных уровней, обеспечит более глубокую и надежную обратную связь между властью и обществом.

Благодаря «электронному правительству» демократические процессы получат мощный импульс. Создание информационной основы развития демократии снизит барьеры между властью и обществом, властью и личностью. Интерактивное взаимодействие органов власти между собой сделает их работу несравнимо более эффективной. По коррупции, поразившей нашу бюрократическую машину, будет нанесен мощнейший удар.

Информация должна быть открыта для всех и предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты. При этом основная общественно значимая информация должна предоставляться населению бесплатно.

В условиях информационного общества по-новому звучат вопросы взаимодействия государства и средств массовой информации. Мы должны предусмотреть систему мер по развитию и обеспечению доступности электронных СМИ, в том числе в Интернете, чтобы поддерживать единство информационного пространства страны.Параллельно должны быть приняты меры, направленные на предотвращение и противодействие монополизации СМИ на любом уровне. Только реальная свобода слова, защищенная от посягательств чиновников и олигархов, только разнообразие СМИ обеспечат всем общественным группам возможность выражать свои взгляды и интересы.

На государстве лежит и забота об обеспечении просветительской поддержки движения к информационному обществу. Мы обязаны объяснить людям, на каких основаниях будет строиться государственная политика в ближайшие годы, какие задачи стоят перед страной и к каким результатам должны привести наши усилия. Преимущества жизни в информационном обществе должны быть известны и понятны всем и каждому.

Развитие процессов информатизации требует обновления законодательной базы. Новые законы должны служить обеспечению свободного доступа к общественно значимой информации, развитию электронной коммерции, электронного документооборота, внедрению электронной цифровой подписи, обеспечению защиты персональных данных.

7. Защита национальных интересов

В стремлении использовать преимущества информационного общества мы не вправе забывать и о тех угрозах, которые оно несет с собой. Вопросы отстаивания национальных интересов, обеспечения национальной безопасности, а также тесно связанные с ними вопросы международного сотрудничества должны постоянно оставаться в центре внимания государства.

Чрезвычайная зависимость современного общества от состояния национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры порождает необходимость создания общенациональной системы обеспечения безопасности ее ключевых элементов. Мы должны разработать современные методы и средства защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, прежде всего - технологий, используемых в Вооруженных силах, на экологически опасных и экономически важных производствах. Необходимо совершенствовать государственную систему защиты информации и государственной тайны. Очень важно обеспечить независимость России в области развития технологий, критических с точки зрения национальной безопасности.

Государственная политика в области обеспечения национальной безопасности должна поддерживаться соответствующими усилиями на международной арене. Здесь нашей стратегической задачей является отстаивание интересов России в процессе международного регулирования принципов информационного общества, а также налаживание международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности. Наши цели здесь - запрещение разработки, распространения и применения «информационного оружия», обеспечение безопасности международного информационного обмена, налаживание международной координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с компьютерными преступлениями.

8. Программа действий

На вызовы XXI века мы должны ответить политикой, достойной великой державы. Только обращаясь к новейшим научно-техническим достижениям и используя их как мощный трамплин для вывода России на новые рубежи развития, мы сможем гарантировать согражданам достойную жизнь.

Стоящие перед нами задачи сложны и масштабны. Вполне очевидно, что для их выполнения потребуются мощные, поддержанные обществом усилия государства. Эффективность этих усилий будет определяться тем, насколько они планомерны, согласованны и стратегически выверены. Для полномасштабного охвата всего спектра стоящих перед страной задач и их комплексного, системного решения создана настоящая Программа действий «Развитие информационного общества в России».

Программа нацелена на разработку комплекса мер для обеспечения устойчивого, планомерного, безопасного и эффективного движения России к информационному обществу, определение основных политических, социально-экономических, культурных и технико-технологических предпосылок и условий такого движения, положений и приоритетов государственной политики, обеспечивающих его динамизм .

Исходя из Окинавской «Хартии глобального информационного общества» и итоговых документов Женевского саммита по вопросам информационного общества в Программе обосновывается специфика движения к информационному обществу в конкретных российских социально-экономических, социально-культурных и государственно-политических условиях .

Программа носит интегрирующий характер , объединяет различные ведомственные и коммерческие проекты. Она не предполагает радикального пересмотра уже осуществляемых федеральных, региональных и ведомственных программ, но допускает возможность их корректировки

Для реализации Программы ей необходимо придать надведомственный общегосударственный статус , что обеспечит возможность координации усилий всех участников ее реализации.

Построение Программы предоставляет возможность варьировать темпы ее осуществления в зависимости от текущей политической и финансово-экономической ситуации, от степени приоритетности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в политике государственной власти, от готовности бизнеса соучаствовать в программных мероприятиях.

Для реализации такой Программы необходимы ясно выраженная политическая воля и консолидация всего общества. Предстоит долгая, упорная, трудная работа. Но альтернативой могут быть только прозябание, аморальное по отношению к нашим детям и внукам проедание природных ресурсов и плавное сползание страны куда-то в «третий», а то и в «четвертый» мир. Мы не можем этого допустить. Мы этого не допустим. Мы поставим информационные технологии на службу людям и сделаем Россию XXI века богатой, справедливой и счастливой страной.

УДК 316.422.44:316.77 ББК 60.033.3 А 50

М.Ф.Алиева

Глобальное информационное общество как новая социокультурная реальность

(Рецензирована)

Аннотация: Информационно-коммуникационные технологии

революционным образом воздействуют на социальную сферу, образование и культуру людей. Умение граждан пользоваться новыми информационными технологиями, на наш взгляд, напрямую связано с общим повышением уровня жизни. Поэтому главным фактором, тормозящим этот процесс, является недоступность новых информационных технологий всем слоям населения в равной степени. Вместе с тем необходимо понимать, что в настоящее время, а тем более в будущем, именно осмысление тех процессов в обществе, которые связаны с информатизацией, в значительной степени определяет состояние физического и духовного здоровья будущего поколения.

Ключевые слова: социокультурная реальность, информационное

общество, персональные компьютеры, локальные сети, коммуникационные услуги, информационная сфера, информационно-коммуникационные технологии, социальная среда, глобальная компьютерная сеть Интернет.

Начало нового столетия отмечено событиями, существенно трансформировавшими современную социокультурную реальность. Речь идет об активном вхождении в жизнь общества новых информационных технологий, произошедшем в результате бурного развития электроники и глобальных компьютерных сетей.

Впервые идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов XX столетия. Термин «информационное общество» принадлежит японскому профессору Ю.Хаяши. Процесс компьютеризации, по мнению японских ученых, позволит людям получить доступ к надёжным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства: «...производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества». Развивая идею информационного общества, И.Масуда выдвинул концепцию, согласно которой новое общество должно стать бесклассовым и бесконфликтным. По его мнению, в информационную эпоху развития общества происходит трансформация человеческих ценностей, и в отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров,

информационное общество выдвигает в качестве характерной ценности время.

Далее концепция информационного общества получила свое развитие в трудах западных и отечественных социологов и социальных философов таких, как Д.Белл, М.Постер, П.Дракер, М.Кастельс, Элвин и Хейди Тоффлер, А.И.Ракитов, А.Д.Урсул и др. Исследователи выделяют несколько главных черт. Во-первых, информация становится стратегическим ресурсом. Организации используют информацию во всё больших масштабах с целью повысить эффективность, стимулировать инновации, укрепить конкурентоспособность. Происходит интенсивное накопление и концентрация теоретического знания, поставляемого главным образом фундаментальными естественными и гуманитарными науками и влияющего на изменения в производстве и обществе. Сбывается пророчество Ф.Бэкона -знание действительно приобретает характер силы, а точнее власти. Во-вторых, информация становится предметом массового потребления у населения. В-третьих, повышается уровень образования, возрастает роль профессионализма. В-четвертых, формируется новая интеллектуальная технология. В-пятых, формируется единое информационное пространство планеты, происходит углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов. В-шестых, происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики.

XX век по праву называют веком информационной революции, основу которой составляют новые технологии, позволяющие с высокой скоростью обрабатывать и передавать огромные массивы информации. По мнению академика В.М.Глушкова, информационные технологии (ИТ) представляют собой способы, методы овладения информацией, а более конкретно -процессы её получения, сбора, переработки, хранения и передачи . Оплот современной информационной революции - электроника. Именно на её фундаменте возникли три главных составляющих ИТ: микроэлектроника, компьютерная техника, телекоммуникации .

На наш взгляд, говорить в полной мере о становлении информационного общества стало возможным лишь в результате прогресса в области развития электронно-вычислительных машин, широкомасштабного использования полупроводников, которое в свою очередь произвело революционные изменения не только в средствах обработки информации, но и в мире связи.

Потребности авиационной и космической техники наметили общую тенденцию дальнейшего развития элементной базы ЭВМ, а именно тенденцию уменьшения габаритов, массы, потребляемой мощности, повышения надёжности и, как следствие, создание интегральных схем. Разработка и внедрение в производство методов интегральной технологии позволили создать элементную базу компьютеров третьего поколения. Именно с этого момента усилия специалистов в области вычислительной техники концентрируются на создании компьютеров, приспособленных к потребностям и желаниям людей. В 60-х годах прошлого века появились

мини-компьютеры, а следом - микроЭВМ и персональные компьютеры на базе микропроцессоров. После разработки «микропроцессора», компьютерная революция не имеет себе равных.

В середине 70-х годов XX столетия микропроцессорная эволюция вступила в новую фазу, которая была ознаменована созданием первых персональных компьютеров. В принципе, переход к этой фазе, с точки зрения разработчиков микропроцессорных систем, носил эволюционный характер, а с точки зрения пользователя - революционный. Персональный компьютер стал для пользователя средством усиления интеллектуальных возможностей. Первый в мире персональный компьютер был создан в 1974 г. Эдвардом Робертсом. Спустя несколько лет, в августе 1981г. фирма IBM объявила о выпуске самой компактной и недорогой компьютерной системы IBM Personal Computer (IBM PC), сконструированной специально для применения в школе и дома.

Компьютеры всё более уверенно входят в нашу жизнь. До 1960 года во всем мире, по оценке специалистов, использовалось не более 7 тысяч компьютеров. Коренной перелом наступил лишь в 1993 г., когда впервые объем производства персональных компьютеров превзошел объем производства легковых автомобилей и достиг 35,4 млн. единиц, а к 1995 году он уже приблизился к 60 млн. .

В докладе Всемирного экономического форума под названием "Глобальная информационная технология - 2006"отмечено, что наибольшее число компьютеров сосредоточено в США, в «первую тройку» мировых лидеров также входят Сингапур и Дания. В списке наиболее компьютеризованных стран мира Россия занимает лишь 70-ю позицию, наши показатели заметно ухудшились: в 2005 году Россия занимала 62 место.

Важно отметить, что современное информационное общество отличает не только и не столько феноменальный рост производства средств вычислительной техники, но и беспрецедентное развитие коммуникаций и глобальных вычислительных сетей.

Ещё недавно локальные сети использовались в отдельных компаниях как инструмент автоматизации решения функциональных задач. Создание же глобальных компьютерных сетей, таких как Интернет, позволило несоизмеримо увеличить мощность и информационные возможности отдельных компьютеров. Именно Интернет смог объединить миллионы людей, живущих в разных странах, сократить географические расстояния и ликвидировать преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования. Многократно испытанные преимущества Интернета практически во всем мире привели к постепенному переходу к построению открытых стандартизованных систем и интеграции корпоративных или ведомственных сетей в Интернет.

Началом становления мировой компьютерной сети Интернет принято считать 1986г., когда Национальный научный фонд создал научную компьютерную сеть и объединил ее с АРНАНЕТ. С тех пор её популярность и число пользователей непрерывно растет.

Появление Интернета и начавшаяся по всему миру либерализация рынка телекоммуникаций, следствием которой стало соответствующее снижение стоимости коммуникационных услуг - два важных фактора, которые ускорили развитие информационной сферы, усилили её социальный аспект. Снижение цен на компьютеры и связь сделали их доступными для широких масс, а не только для бизнеса и государственных учреждений, что, в свою очередь, оказало решающее воздействие на информационную индустрию, у которой появились миллионы новых потребителей и обширные рынки сбыта.

Скорость развития глобальной компьютерной сети поразительна. Результаты исследования министерства торговли США показали, что радио понадобилось 30 лет, чтобы достичь аудитории в 50 млн. человек, телевидению - 13 лет, а Интернету - всего 4 года .

Казалось бы, Интернетом нас сегодня уже не удивишь. Но судя по опубликованным данным, по общему числу пользователей Сети на 100 жителей Россия уступает не только развитым, но и многим развивающимся государствам. И ситуация в ближайшее время вряд ли изменится к лучшему.

По данным International Telecommunication Union, в мире сейчас 882 млн. человек пользуются Интернетом. Без малого половина из них живет в США (18,3%), Китае (10,6%) и Индии (8,6%). Однако судить по этим цифрам о подлинной сетевой продвинутости граждан этих государств будет не вполне объективно - уж больно велика у этих трех «китов» численность населения. Поэтому в абсолютных цифрах (более 161 млн. пользователей-американцев, 94 млн. китайцев и 76 млн. индийцев) хоть как-то соревноваться с ними могла бы теоретически только Россия. Однако наше место в этом списке - 12-е (16 млн. пользователей). Мы оказались между Канадой (сверху) и Индонезией (снизу).

Более достоверно об интернетизации жизни в той или иной стране говорит другой показатель - отношение пользователей к общей численности населения. Здесь США отодвинулись сразу на 18-е место (54,7%), а китайцы и индийцы с примерно равными долями (7,2% и 7% соответственно) не вошли даже в первую сотню (106-е и 108-е места), уступив, кстати, россиянам, которые с 11,1% оказались на 98-й позиции.

Лидерами же по количеству пользователей Всемирной паутины на 100 жителей стали вовсе не «гиганты», а сравнительно небольшие, но вполне благополучные Новая Зеландия (79,3%), Исландия (76%), Швеция и Мальта (по 75,5%). Не намного отстали от них Фарерские острова (68%) и Гренландия (67,4%). Далее по списку идут Южная Корея (64,9%) и Австралия (64,7%), а замыкают десятку Финляндия (62,9%) и Великобритания (62,2%).

В исследовании приняли участие 198 стран, где учитывались пользователи, выходящие в Сеть не реже одного раза в неделю. Средний мировой показатель Интернет-охвата составил 18,4%. Нам, как стало ясно, до него еще расти и расти, а вот некоторые наши соседи занимают в рейтинге вполне достойные позиции. Эстония, где «паутиной» охвачена ровно

половина населения, Латвия (35,4%), Литва (26,9%) и Белоруссия (23,9%) находятся среди стран, которые средний по миру показатель превосходят. Остальные бывшие республики СССР не вошли даже в первую сотню. Ближе всех к ней оказалась Украина (104-е место), а замыкает мировой список Таджикистан, находящийся на 198 позиции. В этой стране Интернет освоили лишь 0,07% жителей.

Следует также отметить, что практически все европейские национальные концепции формирования информационного общества ставят целью развитие «универсального обслуживания» по причине серьёзной озабоченности, связанной с проблемой неравенства в информационном обществе, когда большая часть населения может просто оказаться за его бортом.

Сфера информационно-коммуникационных технологий является объектом повышенного внимания и правительства Российского государства. После одобрения Президентом в 1995 году «Концепции построения и развития российского информационного пространства и государственных информационных ресурсов» многие министерства и ведомства страны приняли собственные программы, нацеленные на развитие ИКТ. Так, Министерством образования разработаны и введены в действие межвузовские программы, которые предусматривают развитие новых информационных технологий, Миннауки направляет значительные средства на создание Федеральных центров высоких технологий, которые напрямую поддерживают региональные инновационные программы, основанные на использовании ИКТ. Реализуется всероссийский проект создания 200 центров информатики, причём значительная часть подобных центров уже создана и действует.

В настоящее время Российское государство вступает в заключительный этап формирования политики в сфере информации и телекоммуникации. Этот этап характеризует комплексный подход, попытка выработать общенациональные приоритеты, соединив имеющиеся достижения и проекты на ведомственных и региональных уровнях. Речь идет об одобренной в декабре 1998 г. Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи «Концепции государственной информационной политики». В этом документе впервые в практике Российской государственной власти поставлена задача построения в России информационного общества.

Во время реализации этой масштабной задачи Концепция выделяет три класса ключевых проблем, подлежащих решению, а именно: - развитие технологического базиса информационного общества; - развитие информационного взаимодействия с другими странами при одновременном обеспечении национальной безопасности; - создание благоприятных социально-экономических и культурных предпосылок перехода России к информационному обществу .

В июле 2001 года Правительство России одобрило проект федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002-2010 гг.». Названные программы являются логичным отражением ключевой роли информационно

Коммуникационной сферы в создании гражданского общества, диалога власти с гражданами и огромной роли образования. «Электронная Россия» направлена на увеличение доступности передовых информационных технологий широким слоям населения. Уже видно, что реализация «Электронной России» позволила связать с внешним миром тысячи небольших деревень и поселков, в которых подчас нет даже обычной телефонной связи.

Развивая в России информационно-коммуникационные технологии, в частности Интернет, мы сможем создать новые виды деятельности и новые способы построения социальных отношений, способствующие увеличению интеллектуального, творческого потенциала человека, так как будет реализовано важнейшее условие демократического развития - создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.

Тем не менее, несмотря на многочисленные и сложные проблемы, препятствующие быстрому вхождению России в информационное общество, количество российских пользователей Интернет постоянно растёт.

В настоящее время правительство уделяет большое внимание информационной безопасности. В июле 2006 г. принят Федеральный закон Российской Федерации «О персональных данных», целью которого является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В марте 2008 года принят указ Президента Российской Федерации о мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена.

24 сентября 2008 г. в МИВЦ "Инфопространство" состоялась всероссийская конференция-семинар "Персональные данные", организаторами которой выступили проект "Информационная безопасность", Ассоциация защиты информации и компания "Авангард".

Организация доступа к глобальной компьютерной сети для всех желающих имеет, на наш взгляд, огромное социальное значение. Он даёт необходимые предпосылки для формирования в России открытого общества. Если граждане реально могут иметь личный, расположенный в удобном месте, высокоскоростной постоянный доступ к информационным ресурсам Интернета, наступают существенные перемены в их жизни, особенно - в сфере человеческого общения. Ключевым следствием технологического прогресса и информационной революции становится, по нашему мнению, индивидуализация социальной среды.

Общество заинтересовано в росте индивидуальности человека и должно направлять на это все возможные средства. К этому должно быть привлечено в первую очередь образование, которое непосредственно влияет на формирование человека в целом, на его самоопределение и самоутверждение. Умение человека адекватно использовать возможности

новых технологий, в частности, Интернета как средства социальной коммуникации способствует развитию независимости, отклонению стереотипного мышления, усилению социальной мобильности. Огромный выбор информации и коммуникаций, который предоставляет Интернет конкретному пользователю, содействует процессу индивидуализации сознания, внутренней работе человека.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии выступают сегодня как фактор социокультурной реальности, революционным образом воздействуя на социальную сферу, науку и образование, культуру и образ жизни людей. Вследствие политики информатизации всех сфер жизни общества, проводимой практически всеми странами мира, средства вычислительной техники, связи, телекоммуникации становятся доступными широким массам населения планеты.

Примечания:

1. Алексеева Е.Ю. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. 1999. № 1. С. 30-35.

2. Еляков А.Д. Современная информационная революция // Социс. 2003. № 10. С. 17-21.

3. Концепции построения и развития российского информационного пространства и государственных информационных ресурсов // Телекоммуникации и информатизация образования. 1998. № 2. С. 7-15.

4. Концепция государственной информационной политики. М., 1999. С.

5. Министерство торговли США сообщает...// Мир Internet. 1998. № 6. С. 6-11.

6. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы: монография. М., 2003. С. 232.

7. Information Society: Chalenges for Politics, Economy and Societi. URL: http://www.bwmi-info2000.de/gip/ farcen/zvei_e/index.html

8. Information Society: Chalenges for Politics, Economy and Societi. URL: http://www.itsec.ru/articles2/ Inf_security/fz152

9. Information Society: Chalenges for Politics, Economy and Societi. URL: http: //www . itsec.ru/articles2/Inf_security/

10. Маркетинг. URL: http://www.sostav.ru/news/2006/12/25/50

Информационное общество выступает как тип общественной системы, которая является не только более перспективной и оптимально организованной с точки зрения технологического развития, но и в большей степени гуманно ориентированной. Вместе с тем, культура информационного общества отличается целым рядом глубинных противоречий, которые связаны с самой его природой.

Основой информационного общества являются знание и информация – так это было определено уже в концепции Д.Белла, что определило и основные векторы содержательной трансформации индустриализма – ведущее значение интеллектуальных технологий и качественно новый способ организации технологической сферы, реорганизация культурной сферы и ее переориентация на интеллектуальные приоритеты, формирование индустрии знания.

Таким образом основополагающими функциями информатизации общества будут: сокращение уровня безработицы, трансформация предпринимательских отношений и создание более благоприятных условий для ведения бизнеса, изменение структуры мировой экономики (переход от материальной экономики к экономике знаний и технологий).

Во многих странах мира в настоящее время идет процесс перехода к новой социально-экономической формации, глобальному информационному обществу, которое будет представлять собой совокупность национальных информационных инфраструктур.

Условно выделяют две основные модели развития информационного общества: западную и восточную. Причем в рамках западной модели следует отделить путь, выбранный Европой, от американского пути, а в рамках восточной особое место в этом плане занимает Китай (КНР).

Основной чертой макроэкономической политики стран Европейского союза служит поиск определенного баланса между полным контролем со стороны государства и законами рынка. Этот подход к роли государства в развитии информационного общества был выражен в резолюции ЕС 1993 года, где отмечалась необходимость достижения баланса между рыночной и социальной ориентациями. Свое отражение он нашел в отчете датского правительства “Информационное общество 2000”, где подчеркивается, что “рынку нельзя позволить взять контроль над стратегией разработки инфомагистралей, однако, эта стратегия должна учитывать возможности рыночных сил”. В то же время ЕС продолжает уделять сегодня большое внимание вопросам приватизации и либерализации рынка информационно-коммуникационных технологий. Для большинства европейских стран проблема приватизации уже решена, дискуссии в настоящий момент идут о политике либерализации телекоммуникаций, которая до сих пор остается одним из острых вопросов, обсуждаемых на международном уровне. Лидирующие позиции в процессе либерализации занимают Великобритания, Швеция, Финляндия, Нидерланды. Так, Великобритания начала свою национальную политику либерализации еще в середине 1980-х годов, либерализация телекоммуникационного сектора в скандинавских странах берет свое начало на рубеже 1980-1990-х гг. Значительный импульс этому процессу придало подписание в феврале 1997 года 69 странами, представляющими 90 % мирового рынка телекоммуникационных услуг, договора о его либерализации. Другой, не менее актуальной проблемой, является вопрос, что следует развивать сначала: сети или услуги. В целом в Европе превалирует мнение, что в первую очередь необходимо развивать сферу услуг. К числу стран, имеющих противоположный взгляд на эту проблему, относятся Великобритания и Франция. В их планах развития информационного общества указывается, что именно строительство сетей является движущим фактором развития сферы услуг. Вместе с тем следует отметить, что практически всеми программами ставится целью развитие “универсального обслуживания”. Причиной этому служит серьезная озабоченность стран Евросоюза, связанная с обострением проблемы неравенства в информационном обществе, когда большая часть населения может просто оказаться за его бортом. Далеко не последнюю роль в разработке модели развития информационного общества и ее последующей реализации играют национальные культурные особенности. Зачастую именно они во многом определяют спрос в стране на те или иные информационные технологии. В результате каждая страна характеризуется своими особенностями использования Интернета и электронной почты, своими аудиториями для различных видов информационно-телекоммуникационных технологий.

Американский путь формирования информационного общества определяется общей моделью социально-экономического развития, в которой функции государства сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц - к максимуму. Главное в этом подходе - оставить все в руках частного сектора и сил рынка, полная либерализация рынка информационно-телекоммуникационных технологий. Большое внимание при этом уделяется развитию информационных супермагистралей, их социальной ориентации, а также проблеме универсального обслуживания. Именно ему отводится роль противовеса в том случае, когда политика либерализации направлена главным образом на улучшение качества услуг и снижение их цены для деловых кругов, а не для населения в целом. США солидарны с Великобританией в том, что в первую очередь необходимо построить информационные сети, на основе которых впоследствии развивать сферу услуг. А вот в области культурного влияния на процесс информатизации подходы этих стран расходятся. В США основной упор делается на дальнейшее развитие с помощью новых информационных технологий «домашних развлечений», в Великобритании же спрос на подобную продукцию не является определяющим.

Представители восточной модели развития информационного общества стремятся разработать альтернативный западному подход, который базируется прежде всего на утверждении собственных ценностных ориентаций в отношении индустриализации, информатизации и социального развития. В его основе лежат сотрудничество государства и рынка, попытка установить связь между культурными ценностями, свойственными конфуцианству, и происходящими социальными изменениями.

Главной силой «новой индустриальной революции, которая многократно увеличивает возможности человеческого интеллекта» становятся новыекоммуникационные и информационные технологии. С целью развития новых информационных и коммуникационных технологий исполнительный орган Европейского сообщества - Европейская Комиссия - подготовила несколько основополагающих документов. Первым и главным среди них остается «Доклад Бангеманна». М. Бангеманн, комиссар Европейского Союза и группа других разработчиков подготовила доклад «Европа и глобальное информационное общество», опубликованный в 1994 году на заседании Европейского Совета. Члены «группы Бангеманна» представляли в основном электронную промышленность, информационный и коммуникационный бизнес. «Доклад Бангеманна» отличается четкой социальной направленностью, на основе этого документа Европейский парламент принял план действий по переходу Европы к информационному обществу. Доклад подчеркивает определяющую и преобразующую роль информационных и коммуникационных технологий. Практическая цель документа - координация все еще фрагментарных национальных подходов, с тем чтобы создать новые возможности для европейских государств, носящие интеграционный характер. Строительными блоками информационного общества, его технологической инфраструктурой авторами доклада, провозглашаются сеть Интернет, мобильная телефония и спутниковая связь. Сегодня практическим результатом работы группы Бангеманна стали 99 проектов, которые реализуются совместно многими городами в странах Европейского сообщества. Существующие сегодня планы перехода к информационному обществу ставят во главу угла социальные вопросы, предотвращения поляризации общества, улучшения взаимопонимания между различными общественными группами.

22 июля 2000 года в Окинаве президенты восьми ведущих индустриальных стран мира подписали Хартию Глобального Информационного Общества с целью развития мировой экономики и переходу к новой фазе развития общества. В документе отражаются многообразные аспекты сущности и становления информационного общества. Основополагающая роль в развитии глобального информационного общества возлагается на международную компьютерную сеть Интернет.

Список источников

1. Климко Г.Н. Основы экономической теории: политэкономический аспект [Уч. пособ.]/ Г.Н.Климко – К.: Знання-Прес, 2001. – 137 с.

2. Панасюк М.В. Мировая экономика / М.В. Панасюк – КАЗАНЬ, 2007. – 11 с.

3. Ермишин П.Г. Основы экономической теории [Уч. пособ.]/ П.Г. Ермишин – М.: Инфра-М, 2004. – с. 124.

2.2. Концепция информационного общества

Как уже было сказано выше, появление термина «информационное общество» изначально было связано с необходимостью решения практических социально-экономических задач, в первую очередь Японии и США.

Становление теории информационного общества происходит в 60е годы 20 века, однако пик ее популярности приходится на 70е-80е. Концепция разрабатывается прежде всего как футурологическая, основной вклад в ее развитие внесли исследователи Э. Тоффлер, З. Бжезинский, М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р.Катц, У.Дайзард, Дж. Мартин, П. Друкер, М. Кастельс и другие. В своих работах исследователи предлагали модели и проекты будущего общества, которое преобразуется на основе знаний и новых технологий.

Акценты расставлялись и расставляются ими по-разному. Кто-то, как М. Порат, обращает внимание главным образом на экономический смысл общественных трансформаций, основанных на изменении роли знаний, кто-то фокусируется на социальных последствиях распространения коммуникационных технологий, кто-то (в более поздних моделях) говорит о новых управленческих технологиях (например, «сети» М. Кастельса). В связи с этим принято выделять разные измерения информационного общества – экономическое, социальное, политическое, культурное, организационное и др.

Что касается места данной концепции в системе науки, то она признается частью постиндустриальной парадигмы и является основанием для исследования более специфических проблем. Главный ее тезис (если не брать во внимание частные трактовки): информация рассматривается как специфический ресурс, обладающий свойствами, нетипичными для других средств производства – не является ни редкой, ни неисчерпаемой (обоснование специфики информации как ресурса предлагает, к примеру, Т. Стоуньер). В современном обществе главным ресурсом становится информация, а в силу ее специфики меняется вся логика общественного устройства. Ниже мы увидим, как практика подтверждает этот теоретический постулат.

Развитие теории помимо расширения круга исследуемых проблем выражался в переходе от проектирования отдельных социальных систем (в первую очередь развитых стран) к построению модели глобального общества (например, Дж. Пелтон выдвигает проект «глобальной электронной цивилизации» на базе ИКТ).

Со временем меняется не только объект исследования теории, но и ее методы. Если ранним теориям информационного общества была свойственна ориентация на будущее, то сегодня исследователи уходят от прогнозирования к осмыслению современных информационных процессов, возможностей использования информационно-коммуникационного потенциала современного общества. С нашей точки зрения, это во многом связано с увеличением объема эмпирического материала, требующего теоретического осмысления, с нарастанием стихийности развития информационных процессов.

Тем не менее, сегодня концепция информационного общества продолжает по традиции формулироваться в терминах будущего, и, прежде всего, когда она используется в практике государственного и корпоративного управления (в стратегиях и планах государств и международных организаций, для обоснований миссий корпораций).

Сегодня государства, вторя инициативам, выдвигаемым на глобальном уровне (прежде всего ООН), говорят о необходимости «строить» информационное общество. С недавних пор практически в любом государстве соответствующим министерством представлена стратегия развития информационного общества. Все они схожи по содержанию и отражают курс на ускорение технологического и коммуникационного прогресса за счет максимального распространения его плодов и обеспечения массового доступа к информационным продуктам.

Эти официально заявленные национальные программы называют информационным обществом модель общества, к воплощению в жизнь которой следует стремиться. В целом, в официальных документах предлагаются достаточно условные и обобщенные трактовки этого понятия: «новый уровень развития человечества», «концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания» и выделяют три основных признака: «увеличение роли информации и знаний в жизни общества»; «возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте»; «создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах» и т.п..

Итак, обобщение теории и практики показывает, что понятие информационного общества используется для обозначения идеальной модели общества, хотя и основываясь на реальных фактах и тенденциях. Это утопическая футурологическая модель, которая описывает общество с бесконечно высокими показателями развития информационной инфраструктуры, в котором доминируют информация и знания, являясь основным ресурсом, фактором производства и продуктом, в котором обеспечена всеобщая доступность и открытость информации, общество с глобальным информационным рынком, где обеспечена максимальная интеграция в глобальное информационное пространство, сетевой мир…

Эта утопия, как мы увидим позже, несет в себе определенную идеологическую нагрузку, позволяя ей (ему, «информационному обществу») стать проводником интересов влиятельных игроков глобальной политической игры. Его строительство связано с конкретным политическим, правовым и экономическим режимом. Реализация концепции информационного общества должна стать основанием для более глубоких и масштабных трансформаций в мире, чем просто технологический прогресс и повсеместное внедрение ИКТ.

2.3. Понятие мирового информационного порядка

Как отмечает Э.Я. Баталов, авторитетный исследователь международных отношений и «ветеран политической философии» , понятие «порядок» является «одним из самых ходовых» в современной литературе, особенно американской, по международным отношениям. Тем не менее, как показывает автор, понятие недостаточно проработано теоретически и используется скорее интуитивно.

Попытаемся понять смысл порядка и производных от него более специальных понятий, которыми оперирует наука, в том числе используя материал, предложенный Баталовым.

Существует два возможных понимания порядка:

1. порядок как устройство вещей, положение дел, как некая данность;

2. порядок как нечто сознательно упорядоченное.

Эта двусмысленность глубже, чем простая многозначность лексических единиц. Она позволяет нам увидеть два различных источника развития общества (если мы говорим о социальном порядке), две логики: собственная логика общественной системы, не зависящая от воли участников общественных отношений, и целенаправленное управление обществом по воле субъектов.

В обоих случаях логика есть. Порядок как антитеза хаоса всегда предполагает некую соотнесенность его элементов друг с другом (эту черту отмечает Американский исследователь Хэдли Булл «Анархическое общество. Исследование порядка в мировой политике»).

Мы будем использовать оба варианта, первый преимущественно для описания современных информационных процессов (глава 1), второй для анализа институтов и технологий управления ими (глава 2).

Говоря о порядке, мы отвергаем нормативный подход: порядок – это то, что есть (было, вероятно будет), а не то, что должно быть.

Порядок, как мы сказали, противопоставляется хаосу. Но что такое хаос? Видим ли мы и видели ли мы примеры хаоса?

Условно говорят о хаотическом движении частиц, из которых состоят вещества. Но на самом деле это движение объясняется многочисленными законами физики, химии, а молекулы «зависят» друг от друга - траектория их движения зависит в том числе от силы и угла столкновения, т.е. от скорости и направления их движения до столкновения… То есть элементы соотнесены друг с другом, более того, их отношения институционализированы нормами естественных законов. Хотя сложно с большой точностью прогнозировать траекторию их движения, так как нужно учитывать множество факторов, например, внешние механические воздействия (воду нагрели, чай помешали). Но в результате этих воздействий порядок не исчез, он просто изменен.

Следуя такой логике, главным источником неопределенности оказывается человек. Это выражается в специфике формирования социального порядка, но о порядке мы еще скажем ниже, а пока вернемся к хаосу. В мире человек не увидит примеров хаоса. Определенная упорядоченность есть во всем. (Весь мир можно представить как постоянную смену порядков).

Можем ли мы представить себе хаос? Тоже вряд ли. Это такая же абстрактная, не постижимая человеческим сознанием категория, как, например, вечность времени или бесконечность пространства. Мы предполагаем (кто-то из нас), что где-то за пределами вселенной простирается бесконечность, что куда-то далеко за нашу земную жизнь уходит вечность. Мы можем предполагать, чувствовать, верить, можем даже ассоциировать эти понятия с какими-то зрительными образами, подсознательно привязывать их к каким-то знакомым ощущениям, но не можем осознать. Также и хаос всегда остается абстракцией.



Рекомендуем почитать

Наверх