Курсы паскаль. Язык Pascal (Паскаль)

Детские товары 21.08.2019
Детские товары

Паскаль для начинающих

Основы грамматики в таблицах и примерах

Pascal (Паскаль) - язык программирования общего назначения. Создан в 1970 году специалистами Технического Университета в Цюрихе (ETH, Zurich) под руководством профессора Никлауса Вирта (Niklaus Wirth). После появления языка Pascal были созданы новые промышленные версии языка, а также языки-потомки, которые сохраняют основные синтаксические и семантические свойства языка Вирта: Modula, Turbo Pascal, Object Pascal (Delphi), Component Pascal (Oberon-2), TMT Pascal, Free Pascal, Zonnon, Ada. Идеи языка Pascal оказали большое влияние на современные языки программирования, которые активно используются в современной промышленности: Java, Javascript, C#. При этом Pascal значительно проще и хорошо приспособлен для начального изучения программирования. Описание языка дано в соответствии с диалектом языка фирмы Borland Software (США): Turbo Pascal 7.1. (1992).

1. Основные правила грамматики

1. Текст программы состоит из трех составных частей. Это заголовок, описания, операторы. Заголовок программы содержит имя программы. Для версии ETH необходимо дополнительно указать источник и приемник данных для работы программы - файлы для ввода и вывода информации. По умолчанию файл input связан с клавиатурой компьютера, а файл output - с экраном монитора. В Turbo Pascal заголовок имеет декоративное значение и использовать его не обязательно.

2. Описания - это символьные конструкции для описания свойств объектов программы. Все объекты программы надо обязательно указать в этой части программы. Операторы - это символьные конструкции для описания действий над объектами программы. Операторы должны находиться между словами begin и end. Эти слова считаются скобками.

3. В одной строке текста можно размещать несколько операторов или описаний. Поэтому между операторами надо обязательно ставить символ-разделитель. Для разделения операторов используется символ точка с запятой (;). После последнего оператора разделитель ставить не обязательно.

4. Малые и большие буквы считаются эквивалентными (равнозначными). Имя любого объекта в записи программы может содержать только буквы латинского алфавита, цифры и символ подчеркивания (_). Имя не может начинаться с цифры. Никакие другие типы символов в записи имен не разрешаются.

2. Общее строение программыETH Pascal Пример

program имя(ввод,вывод); program echo(input,output);

описания; var n: integer;

оператор; write("число?");

оператор; read(n);

оператор write(n)

Turbo Pascal-Delphi Пример

program имя; program echo;

модули; uses crt;

описания; var n: integer;

оператор; clrscr; read(n);

оператор; write(n);

оператор readkey

3. Основные типы переменных

Действительный real 16.32

1.6320000000E+01

Тип Описатель типа (имя) Значение типа (пример)

Целый integer 30000

Длинный целый longint 2000000000

Тип Описатель типа (имя) Значение типа (пример)

Строковый string "задача"

Логический (булевский) boolean false

Интервальный M1..M2 100

4. Конструкции для описания величинОписание переменных величин Пример

имя-переменной: имя-типа; a: real;

имя1, имя2, имя3: имя-типа; x, y, z: integer;

p, q, r: 0..100;

s, t, u: "a".."z";

Описание постоянных величин Пример

имя1 = значение1; X = 40000;

имя2 = значение2; Y = 16.32;

имя3 = значение3; Z = -1.632E+10;

имяN = значениеN; A = "a";

T = "тема"#13#10"урока:";

5. Оператор присваиванияФорма оператора Пример

имя:= выражение a:= 0;

6. Ввод и выводПроцедура Пример 1 Пример 2

read(список ввода) program echo1(input,output); program echo2(input,output);

readln(список ввода) var m, n: integer; var m, n: integer;

write(список вывода) BEGIN BEGIN

writeln(список вывода) read(m,n); readln(m,n);

write("m=",m); writeln("m=",m);

write("n=",n) writeln("n=",n)

Число (n) Тип Формат вывода Результат вывода

16 integer write(n) 16

16 integer write(n:2) 16

16 integer write(n:5) 16

16.32 real write(n); 1.6320000000E+01

16.32 real write(n:12) 1.63200E+01

16.32 real write(n:5:2) 16.32

16.32 real write(n:10:4) 16.3200

7. Модуль crt (cathode ray tube)Процедуры и функции Операция Пример

clrscr Очистить экран clrscr

textcolor(цвет) Установить цвет текста textcolor(1)

textbackground(цвет) Установить цвет фона textbackground(1)

textbackground(blue)

delay(время в миллисекундах) Остановить выполнение на заданное время delay(1000)

gotoxy(колонка,строка) Установить курсор на заданную позицию gotoxy(40,20)

keypressed Если была нажата клавиша, то true (функция) repeat write("o") until keypressed

readkey Остановить выполнение до нажатия клавиши, прочитать код нажатой клавиши (функция) readkey

Номер и имя цвета Номер и имя цвета

0 black 8 darkgray

1 blue 9 lightblue

2 green 10 lightgreen

3 cyan 11 lightcyan

4 red 12 lightred

5 magenta 13 lightmagenta

6 brown 14 yellow

7 lightgray 15 white

8. Арифметические средства языкаАрифметическая операция Описание операции Пример

Сложение

Вычитание

* Умножение

/ Деление 5.0/2.0 = 2.5

div Целочисленное деление (деление без остатка) 5 div 2 = 2

mod Остаток от деления 5 mod 2 = 1

shl Двоичный сдвиг влево 5 shl 1 = 10

shr Двоичный сдвиг вправо 5 shr 1 = 2

abs(x) Модуль числа (абсолютное значение) abs(-2) = 2

sqr(x) Квадрат числа sqr(2) = 4

sqrt(x) Квадратный корень числа sqrt(4) = 2.0

pi Число пи ~ 3.14...

Функция Результат функции Пример

sin(x) Синус числа sin(pi) = 0

cos(x) Косинус числа cos(0) ~ 1.0

ln(x) Логарифм натуральный ln(1) = 0

exp(x) Экспонента (число e в степени x) exp(1) ~ 2.72

Функция Результат функции Пример

int(x) Целая часть числа int(3.6) = 3.0

trunc(x) Целое число без округления trunc(3.6) = 3

round(x) Целое число с округлением round(3.6) = 4

9. Логические средства языкаОператор условия - полная форма Пример

if условие then if (x>0) and (y>0) then

оператор 1 begin x:=x+y; y:=0 end

оператор 2 begin x:=x-y; y:=-y end

Оператор условия - неполная форма Пример

if условие then if x>y then

оператор x:=x mod y

Логическая операция Описание операции Приоритет (порядок выполнения операции)

not Отрицание (НЕ) 1

and Конъюнкция (И) 2

or Дизъюнкция (ИЛИ) 3

xor Сильная дизъюнкция (ИЛИ-ИЛИ) 3

Логическое отношение (предикат) Описание отношения Приоритет (порядок выполнения операции)

> Больше 4

< Меньше 4

<> Не равно 4

<= Не больше (меньше или равно) 4

>= Не меньше (больше или равно) 4

Оператор варианта Пример

case выражение of case c of

вариант-1: оператор; 0: x:=x+1;

вариант-2: оператор; 1,2: x:=x-1;

вариант-N: оператор 3..100: x:=-x

оператор x:=0

10. Операторы циклаОператор цикла с управляющей переменной - форма "to" Пример

for имя:=значение1 to значение2 do for i:=1 to n do

оператор begin read(a); s:=s+a end

Оператор цикла с управляющей переменной - форма "downto" Пример

for имя:=значение1 downto значение2 do for i:=n downto 0 do

оператор write(i)

Оператор цикла с логическим пред-условием Пример

while условие-повторения do while i<=n do

оператор begin read(a); s:=s+a; i:=i+1 end

Оператор цикла с логическим пост-условием Пример

операторы write(i); i:=i-1

until условие-выхода until i=0

11. МассивыТип массива Описание массива Пример

Одномерный массив (вектор) array [ тип-индекса ] of тип-элемента var a: array [ 1..100 ] of integer;

Тип массива Описание массива Пример

2-мерный массив (матрица) array [ тип-индекса-1, тип-индекса-2 ] of тип-элемента; var a: array [ 1..M, 1..M ] of real;

3-мерный массив array [ тип-индекса-1, тип-индекса-2, тип-индекса-3 ] of тип-элемента; var a: array [ 0..1, 0..M, 0..N ] of char;

4-мерный массив array [ тип-индекса-1, тип-индекса-2, тип-индекса-3, тип-индекса-4 ] of тип-элемента; var a: array [ 0..1, 0..1, 0..1, "a".."z" ] of boolean;

12. Процедуры и функции пользователяПроцедура Пример процедуры для обмена значений между целыми переменными m и n

procedure имя(параметры); procedure swap(var m,n:integer);

описания локальных величин var s: integer;

операторы процедуры s:=m; m:=n; n:=s

операторы программы read(x,y); swap(x,y); writeln(x:10,y:10)

Функция Пример функции для вычисления натуральной степени (n) целого числа (m)

program имя-программы; program primer; var x,y: integer;

function имя(параметры): тип-результата; function power(m,n:integer):integer;

описания локальных величин var s,i: integer;

операторы функции s:=1; for i:=1 to n do s:=s*m; power:=s

операторы программы read(x,y); writeln(power(x,y))

13. Символьные типы данныхТип Описатель типа (имя) Значение типа (пример)

Символьный (литерный) char "a"

Строковый string "задача"

"тема"#13#10"урока:"

Функция Результат функции Пример

length(s) Длина строки n:=length(s)

pos(s1,s2) Начало первого вхождения строки s1 внутри строки s2 (номер позиции) n:=pos("+",s)

copy(s,p,n) Часть строки s длиной n, начиная с позиции p c:=copy(s,4,2)

concat(s1,s2,s3,...sn) Соединить строки (функция конкатенации) c:=concat(s,";",t,".")

Функция Результат функции Пример

upcase(c) Преобразовать малую букву латинского алфавита в большую (символ верхнего регистра) c:=upcase(c)

chr(n) Символ с номером n c:=chr(n)

ord(c) Номер символа со значением c n:=ord(c)

succ(c) Следующий символ таблицы ASCII c:=succ(c)

pred(c) Предыдущий символ таблицы ASCII c:=pred(c)

Процедура Операция Пример

delete(s,p,n) Удалить часть строки s длиной n, начиная с позиции p delete(s,n,1)

insert(s1,s2,p) Вставить строку s1 в строку s2, начиная с позиции p insert("+",s,1)

val(s,x,r) Преобразовать строку s в число x с признаком результата r val(s,x,nan)

str(x:f,s) Преобразовать число x в строку s с форматом числа f str(x:10,s)

s1 + s2 Соединить строки (операция конкатенации) s:=s+";"+t+"."

14. МножестваТип множества Описание множества Пример

Постоянное множество (константа) [ тип-элемента ] const a = [ 0..100 ];

Переменное множество (переменная) set of [ тип-элемента ] var a: set of [ "0".."9", "+", "-" ];

Пример описания постоянного множества Элементы множества

const A = [ "A".."Z", "a".."z" ]; Буквы латинского алфавита

const B = [ "a".."z" ]; Малые буквы латинского алфавита

const C = [ "А".."Я", "а".."п", "р".."я", "Ё", "ё" ]; Буквы алфавита-кириллицы

const D = [ "А".."Я" ]; Большие буквы алфавита-кириллицы

const M = [ "0".."9" ]; Цифровые символы от 0 до 9

const N = [ 0..100 ]; Целые числа от 0 до 100

Алгоритмизация и программирование являются одной из трудных для понимания учащимися тем в предмете информатика, а при наличии дефицита часов, выделяемых на изучение предмета, перед учителем встает довольно сложная задача «Как познакомить хотя бы с основами программирования всех учащихся, в том числе и непрофильных классов?». Между тем, как мы видим и в новых стандартах и в демо-версии ЕГЭ по информатике эта тема занимает существенное место. Предлагаемые ниже материалы помогают познакомить ребят с основными алгоритмическими конструкциями и реализацией их на языке программирования Паскаль и дать начальное представление о языке. Заинтересовавшиеся учащиеся могут в дальнейшем продолжить изучение языка программирования на спецкурсе.

Предлагаю задания к трем урокам: по линейному алгоритму, ветвлению и циклам. Типы переменных и структура программы на Паскале рассматриваются на предыдущих уроках.

Начальная подготовка учащихся.

  • Знание основных алгоритмических конструкций: линейный алгоритм, ветвление, цикл.
  • Знание основных типов переменных.
  • Знание структуры программы на Паскале.

Ход урока.

Перед каждым уроком учитель раскладывает на столах «Папки ученика», в которых находятся листы с заданиями, таблица «Реализация элементов блок – схемы алгоритма на языке Паскаль», «Алгоритм создания программы по шаблону» и другой справочный материал. Если предполагается создание программы по шаблону, т.е. ученики редактируют уже имеющуюся программу, то соответствующий файл *.pas с текстом программы должен находится на жестком диске в соответствующем каталоге.

Для знакомства с реализацией алгоритмической конструкции средствами языка используется сайт (см. Приложение1)

Обсуждается задание, проговаривается сценарий, составляется блок-схема алгоритма.

В качестве заданий на ветвление и циклы взяты задачи по физике, так как программирование изучается на уроках интегрированного с физикой курса «Компьютерное моделирование физических процессов и явлений» в 9 классе.

Описание приложений.

  • Адрес сайта «Паскаль для начинающих» - http://schools.keldysh.ru/gym1522/inform/pascal/ Немного сокращенный вариант находится в архиве (Приложение1.zip). Сайт выполнен с использованием флэш-технологии, позволяет в анимационной форме дать начальное представление о языке Паскаль 7.0 Для демонстрации надо разархивировать в каталог на жестком диске. Главная страница сайта – index.html
  • Тексты программ для создания программ по шаблону – файлы Приложение2.pas и Приложение3.pas. Их надо переименовать в Shablon1.pas и Shablon2.pas и поместить в соответствующий каталог на диске.

Использованная литература дана в Приложении 1 на сайте в разделе «ссылки».

Реализация элементов блок – схемы алгоритма на языке Паскаль.

Элемент блок схемы

В программе

Действия

Начало работы программы
(служебное слово)

Конец работы программы
(служебное слово)

На экране появляется надпись: введите A, B
(оператор вывода данных)
На экране появляется значение переменной C.
(оператор вывода данных)

WRITE (‘результат=’,S)

На экране появляется текст результат= и значение переменной S.
(оператор вывода данных)
Надо вводить два числа с клавиатуры
(оператор ввода данных)
C:=4*T ;
D:=A+B;
I:=I+1;
После выполнения операторов, переменным присваиваются следующие значения: C=4T, D=A+B, I=I+1 (операторы присваивания)
IF A>B THEN

BEGIN
ОП.1
END

BEGIN
ОП.2
END

Если условие A>B верно, то выполняется группа операторов ОП.1 , в противном случае – группа операторов ОП.2 (условный оператор)
WHILE I<=N DO

BEGIN
ОП.1
END

Пока будет выполнено I? N , выполняется группа операторов ОП.1
(оператор цикла с предусловием, ОП.1 – тело цикла)
REPEAT
ОП.1
UNTIL I>N
Выполняется группа опера-торов ОП.1 до тех пор, пока не будет выполнено условие I>N.
(оператор цикла с постусловием, ОП.1 – тело цикла)
FOR I:=1 TO N DO

BEGIN
ОП.1
END

Для каждого I от 1 до N выполняется группа операторов ОП.1
(оператор цикла с параметром, I – параметр цикла)

Линейный алгоритм. Простейшая программа (ввод/вывод данных, вычисление суммы, разности, произведения и частного двух чисел).

Для выполнения задания можно использовать приведенный ниже текст программы или заранее подготовленный учителем файл Shablon1.pas (файл Приложение2.pas) с текстом программы, который находится в каталоге CLASS (там же находятся личные папки учащихся). Ученик проставляет вместо вопросительных знаков необходимые операторы и служебные слова. Комментарии в фигурных скобках поясняют, что необходимо сделать. Программа состоит из двух частей. В первой части программы демонстрируется использование операторов ввода и вывода, во второй, после комментария {ЗАДАНИЯ}, ученику надо самому записать необходимые операторы, используя приведенную выше блок-схему и комментарии в программе. Алгоритм создания программы по шаблону дан ниже.

Текст программы по линейному алгоритму

{Объявление переменной S для ввода имени, надо указать тип переменной - строковый}

{Объявление переменных A и B для ввода чисел, надо указать тип переменных - целые числа со знаком}

{Объявление переменной C для вывода результата, надо указать тип переменной - все действительные числа}

{Начало раздела инструкций}

{Оператор вывода на экран сообщения (просьба ввести имя)}

WRITE ("Введите свое имя");

{Оператор ввода данных (значение переменной S = имя пользователя)}

{Вывод на экран сообщения (приглашения к работе) – слово "Привет" и значение переменной S (введенное пользователем имя)}

WRITELN ("Привет, ", S);

{ЗАДАНИЯ:}

{1)Запишите оператор вывода на экран приглашения к вводу 2 чисел (переменные A и В)}

{2) Запишите оператор ввода для переменных A и В}

{3) Запишите оператор присваивания для вычисления значения переменной С (сумма, разность, произведение, частное двух чисел)}

{4) Запишите оператор вывода на экран результата вычислений (сумма (разность, произведение, частное) = <значение переменной>}

Ветвление. Моделирование равномерного прямолинейного движения двух тел.

Построить компьютерную модель движения двух тел.

I. Найти скорость сближения (удаления) 2-х тел.

Рассмотреть случаи:

1. Тела двигаются в одном направлении.

2. Тела двигаются в противоположных направлениях.

  • Скорости вводятся с клавиатуры после вывода на экран соответствующего приглашения.
  • Направление движения каждого тела задаются буквами (L – влево, R – вправо)
Введите скорость 1 тела 10

Введите скорость 2 тела 5

Введите направление 1 тела L

Введите направление 2 тела R

Скорость равна 15

II. Добавить ввод начальных координат тел и определить сближаются или отдаляются тела.

III. Определить расстояние между телами через время t (ввести с клавиатуры).

IV. Выводить на экран текущие координаты тел.

V. Выводить на экран картину движения тел.

Примечания:
  • блок-схема и заготовка для программы даны для I;
  • II, III – повышенного уровня;
  • IV, V – после изучения темы «Циклы».

Текст программы на ветвление

{Объявление переменных V1, V2 и V для значений скоростей, тип переменных - целые числа со знаком }

VAR V1, V2, V: ??? ;

{Объявление переменных A1 и A2 для значений направлений, значения переменных - символы}

VAR A1, A2: ??? ;

{Начало раздела инструкций}

{Оператор вывода на экран сообщения (просьба ввести скорость первого тела)}

WRITE ("Введите скорость 1 тела");

{Оператор ввода данных (значение переменной V1)}

{Тоже для второго тела}

{Аналогично осуществить ввод направлений движения}

WRITE ("Введите направление 1 тела");

{Условный оператор: проверка условия равенства значений переменных A1 и A2}

IF A1 = A2 THEN V:= V1 - V2 ELSE V:= V1 + V2;

{Определение модуля вектора ABS – функция вычисление абсолютной величины}

{Оператор вывода на экран результата вычислений }

{Конец программы, конец раздела инструкций}

Текст программы находится в файле Приложение3.pas ( в кодировке MS DOS). Его надо переименовать в Shablon2.pas и можно использовать при создании программы по шаблону (см. алгоритм ниже).

Алгоритм создания программы по шаблону.

1. Войти в систему программирования Turbo Pascal 7.0.

2. Открыть файл ShablonK.pas (K - номер шаблона):

2.1. File -> Open

2.2. Перейти в каталог CLASS (в списке Files выбрать ..\)

2.3. Выбрать файл ShablonK.pas (K - номер шаблона)

2.4. Подтвердить выбор (Open )

3. Выполнить задание, заменяя ???? .

4.1. (File -> Save as)

4.2. Убедится, что находитесь в своем каталоге (нижняя строчка)

4.3. Ввести имя файла

4.4. Подтвердить сохранение (Ok )

5. Запустить программу (Run -> Run или Ctrl+F9 )

6. При наличии ошибок, внести изменения в программу и повторить пункт 5.

7. Просмотреть результат выполнения программы (Debug User Screen или Alt+F5 )

9. Выйти из системы программирования (File -> Exit или Alt+X )

Для циклического алгоритма уже текст программы не дается. Учащиеся должны сами составить программу по блок – схеме.

Циклы. Моделирование равноускоренного движения.

Построить модель равноускоренного движения тела (X=X 0 +V 0 t+At 2 /2).

I.. Тело двигается по прямой. Выводить на экран координату тела через каждые 10 секунд движения.

Исходные данные (задаются с клавиатуры):

1. Начальная скорость тела (V0, м/с ).

2. Ускорение тела со знаком (A, м/с 2 ).

3. Начальное положение тела (X0 , м ).

4. Время движения (TK, с ).

Расчетные данные (выводятся на экран):

1. Текущее положение тела (X, м ).

2. Текущее время движения (T, с ).

Примерный вид экрана при работе

Введите скорость тела 10

Введите ускорение тела 2

Введите нач. положение тела 0

Введите время движения тела 200

T = 0 X = 0Writeln (‘T = ‘,T,’ X = ‘,X) ;

T:=T+10; end;

X:=X0;

X:=X0+V0*T+A*T*T/2;

Writeln (‘T = ‘,T,’ X = ‘,X) ;

Until T>=TK;

X:=X0; T:=0; N:=Trunc(TK/10);

For i:=0 to N do

X:=X0+V0*T+A*T*T/2;

Writeln (‘T = ‘,T,’ X = ‘,X) ;

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Ю. П. Чернов, О. П. Шафеева

Программирование в системе Pascal abc

Учебное пособие

Издательство ОмГТУ

УДК 004.4 (075)

ББК 32.973-018я73

Рецензенты :

В. И. Стариков, канд. техн. наук, доцент ОГИС;

С. С. Ефимов, канд. техн. наук, доцент ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Чернов, Ю. П.

Ч 49 Программирование в системе Pascal ABC : учеб. пособие / Ю. П. Чернов, О. П. Шафеева. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 100 с.

ISBN 978-5-8149-0897-1

Пособие включает теоретический материал с описанием элементов языка и системы программирования Pascal ABC, а также примеры разработки алгоритмов и программ на языке Паскаль для задач разного уровня сложности. Рассмотренные схемы проектируемых алгоритмов позволяют облегчить усвоение материала студентами.

Учебное пособие предназначено для изучения языка программирования высокого уровня Паскаль в дисциплинах «Информатика», «Основы алгоритмизации и программирования», «Алгоритмические языки и программирование», «Программирование на языке высокого уровня».

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

УДК 004.4 (075)

ББК 32.973-018я73

ISBN 978-5-8149-0897-1 © ГОУ ВПО «Омский государственный

технический университет», 2010

Введение

Наиболее распространенным в настоящее время языком программирования для компьютеров серии IBM PC является Паскаль. Это язык высокого уровня, отличающийся простотой синтаксиса, структурированный и удобный для начального обучения программированию.

Учебная система программирования Pascal ABC (автор  С.С. Михалкович ) представляет собой диалект стандартного языка Паскаль.

Система Pascal ABCпредназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на студентов младших курсов. По мнению разработчиков этой системы, первоначальное обучение программированию должно проходить в достаточно простых и дружественных средах, в то же время эти среды должны быть близки к стандартным и иметь богатые и современные библиотеки подпрограмм.

К достоинствам системы Pascal ABC следует отнести то, что она позволяет:

    программировать на языке Паскаль, подобном Delphi Pascal, включая объектно-ориентированные расширения;

    работать с графикой;

    создавать событийные приложения.

Система Pascal ABCоснована на языке Delphi Pascal и призвана осуществить постепенный переход от простейших программ к модульному, объектно-ориентированному, событийному и компонентному программированию. Некоторые языковые конструкции допускают, наряду с основным, упрощенное использование, что позволяет использовать их на ранних этапах обучения.

К важнейшим достоинствам пакета Pascal ABC относится соответствие стандартному Паскалю, быстрая компиляция программ, объединение компилятора с текстовым редактором, предупреждение об ошибках на уровне исходной программы, обширная библиотека подпрограмм и полезные расширения, упрощающие программирование. Начинающему программисту целесообразно начинать изучение языка и среды именно с этого пакета.

Компилятор Pascal ABCявляется компилятором переднего плана (front- end). Это означает, что он не генерирует исполняемый код в виде.exe -файла, а создает в результате компиляции дерево программы в памяти, которое затем выполняется с помощью встроенного интерпретатора. В итоге скорость работы программы оказывается медленнее скорости работы этой же программы, откомпилированной в среде Borland Pascal или в среде Borland Delphi. Однако на современных компьютерах это практически не ощущается.

Название "Pascal ABC" относится к интерактивной системе программирования, состоящей из компилятора языка и объединенного с ним экранного редактора. Интерактивность системы проявляется в основном в удобстве редактирования и обработки ошибок, обнаруженных в исходных текстах программ. Запуск программ в этой системе происходит на уровне исходных текстов. Высокая скорость компиляции приводит к тому, что переход от исходного текста к исполняемой программе происходит очень быстро. Это значительно сокращает цикл трансформации программ от редактирования к компиляции и исполнению программ.

Система Pascal ABC включает в себя как язык программирования, так и инструментальную среду, предназначенную для написания, отладки и исполнения программ. Язык характеризуется расширенными возможностями по сравнению со стандартом языка Паскаль и хорошо развитой библиотекой модулей, позволяющих использовать возможности операционной системы, формировать графическое изображение и т.д. Инструментальная среда программирования позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить ошибки и оперативно их исправлять, тестировать и выполнять отлаженную программу. Среда включает также большой объем справочной информации.

В настоящем учебном пособии описаны синтаксические правила и основные возможности языка, работа в интегрированной среде. Практические приемы программирования продемонстрированы на примерах решения конкретных задач.

Пособие подготовлено с учетом опыта чтения лекций и проведения авторами лабораторных занятий в компьютерном учебном центре ОмГТУ. В первую очередь пособие предназначено для студентов университета и представляет теоретическое руководство по программированию как в среде Pascal ABC, так и в средах Free Pascal и Turbo Pascal.

«Паскаль ABC» - система обучения, которая позволяет школьникам и студентам ознакомиться с одноименным языком программирования. Она разработана в 2002 году российскими учеными. Задачей разработчиков было создать среду программирования, которая отвечала бы меркам современности и могла бы с легкостью обучать учеников.

Интерпретатор рассчитан на 32-битные системы и вмещает в себя способы реализации некоторых возможностей. Притом что исходные были признаны ненужными для обучения.

Компилятор позволяет использовать упрощенные виды языковых конструкций, что облегчает переход от базовых программ к модульным и объектно ориентированным.

Программа «Паскаль ABC» с версии 3.0 стала свободным программным обеспечением.

Особенности

Программа имеет подсказки, которые предоставляются при написании кода, автоформатирование, отладчик и дизайнер форм. рассчитана на задачи легкой и средней сложности и на обучение языку.

Компилятор способен выполнять код настолько быстро, как это делает C#, и немного медленнее, чем C++, «Делфи».

Благодаря платформе.NET, программное обеспечение поддерживает все возможности Microsoft.NET и ее же библиотеки. Можно смело использовать последние в своих программах, опираясь даже на те, которые созданы на другом языке программирования.

«Паскаль ABC» имеет и онлайн-версию, которая получила широкую распространенность. Она работает без сбоев, процесс ввода-вывода происходит по сети; программы сохраняются на сервере.

Среди многих программистов есть мнение о том, что "Паскаль" - язык мертвый, и прекращение его использования - дело времени. Это утверждение основано на том, что в школах используют старую среду программирования с урезанными возможностями. Это и мешает ученикам по достоинству оценить все функции языка.

Модули для обучения

Благодаря Microsoft.NET «Паскаль ABC» получил стандартную библиотеку, которая имеет множество классов, позволяющих решать задачи различной сложности. Именно поэтому необходимость в разработке собственных модулей просто отсутствует, но возможность этим заниматься, безусловно, есть. Как правило, те, которые уже существуют благодаря программистам, направлены на лучшее освоение языка.

Для того чтобы обучить школьников, используются модули «Робот» и «Чертежник». Они имеют больше 200 примеров, которые подлежат автопроверке. Благодаря решению данных задач, человек с легкостью освоит базовые конструкции языка «Паскаль».

Модули на этом перечне не заканчиваются. Есть встроенный электронный задачник, который пригодится тем, кто учится самостоятельно или хочет повторить материал, закрепить знания.

Для того чтобы создать графические элементы в программе «Паскаль ABC», используются модули векторной и растровой графики.

Отличия

Среда программирования имеет дизайнер форм, благодаря которому можно создать оконное приложение. В отличие от других компиляторов, данный не имеет слишком объемного и мудреного интерфейса, не создает множество дополнительных файлов. Взаимодействуя с одной небольшой программой, «Паскаль ABC» формирует лишь один элемент на диске.

Среда программирования имеет специальную оболочку, которая работает при консольных задачах. Ввод и вывод информации осуществляет именно в нее, оформленную в виде окна. Среди «родных» языков, задействуемых программой, имеются русский и английский, что позволяет с удобством использовать ее.

Задачи

Задачи пишутся посредством языка программирования «Паскаль». Он прост для освоения, поэтому первая программа вполне может оказаться очень простой в использовании. Во всем мире в качестве дебютных считаются следующие строки:

  • Begin.
  • Writeln(‘Привет, Мир!’).

Первая и последняя строки - операторные скобки, в которых должна находиться сама суть задачи. Вторая - объявляет вывод текста, находящегося в кавычках. Вот такие легкие примеры. «Паскаль ABC» имеет в своем задачнике много подобных программ, на которых просто и интересно учиться.



Рекомендуем почитать

Наверх