Социометрическая таблица готовая. Справка

Детские товары 21.10.2019
Детские товары

Как составить социограмму


Таблица <Группа воспитанников>

Имя воспитанника Сильные стороны Слабые стороны
1. Владимир Хорошо играет на гитаре и поет

Любит природу Организатор

Противится правилам лагеря
2. Евгений Лидер

Чистый и опрятный Хорошее чувство юмора

Конфликтует со взрослыми
3. Виктор Дружелюбный

Умная голова Целеустремленность в спорте

Курит
4. Иван Компанейский характер

Командный игрок в футбол Миротворец

Скверные мысли и язык
5. Павел Легко прощает Одиночка
6. Андрей Настойчивость в занятиях спортом

Положительное отношение

Хвастливость, эгоистичность
7. Саша Отзывчивый

Доброжелательный Поддерживает вожатого

Заниженная самооценка


Анализ социограммы

  1. Обрати внимание на группировку из трех человек: Евгений, Виктор и Иван. Им, может быть, и нравится быть вместе, но это отрицательно влияет на единство группы. Виктор чувствует себя очень хорошо в компании Ивана и Евгения и не обращает никакого внимания на остальных четверых товарищей по группе.
  2. Павел - одиночка. Он держится в стороне от остальных, у него ни с кем не налажены взаимоотношения. Его душа наполняется скукой, разочарованием и болью.
  3. Сашина неуверенность в себе не позволяет ему наладить хорошие взаимоотношения с другими воспитанниками. Евгений, Андрей и Владимир пытаются вовлечь его в дела группы, но Саша на это не реагирует.
  4. Между Владимиром и Андреем сложились тесные взаимоотношения, так что в группе уже две группировки.
  5. Владимир, Андрей и Евгений прилагают немало усилий, чтобы навести мосты, но они должны признать Павла и действовать на благо единства всей группы.
  6. Обрати внимание на резкие различия в размере кругов.

Этой группе нужен творческий лидер. Если вожатый оставит без внимания проблемы во взаимоотношениях, в группе не будет никакого взаимодействия, а будут споры, которые могут перерастать в драки. Некоторые ребята станут курить. У Андрея может начаться психологическое охлаждение. Наша троица в результате останется всем вполне довольна. Владимир и Андрей, вероятно, дотянут до конца смены, но один-два воспитанника группы обязательно будут разочарованы и дома опишут лагерь в мрачных тонах.

Необходимые действия.

Если вожатый замечает проблемы во взаимоотношениях уже в начале смены, у него есть возможность работать над решением этих проблем и превратить посредственные или даже негативные впечатления воспитанников в радостный и успешный лагерный опыт.

Анализ социограммы

Успешные действия вожатого по руководству группой и личное участие в жизни каждого подопечного позволили добиться очень хороших результатов. Вот некоторые из них:

  1. Одиночка Павел влился в состав группы.
  2. Группировка из трех человек (Иван, Виктор, Евгений) растаяла и слилась с остальной группой.
  3. Каждый воспитанник старается наладить взаимоотношения со всеми остальными.
  4. Власть и контроль смягчились. Круги стали более близкими по размеру, уменьшилась борьба за лидерство в группе.
  5. Владимир использовал свое влияние во благо и через тесные взаимоотношения с Сашей укрепил в нем чувство собственного достоинства.
  6. Сашино чувство собственного достоинства повысилось до такой степени, что теперь он с уверенностью сходится с остальными ребятами в группе.
  7. Андрей состоит с каждым в хороших взаимоотношениях. Его уважают и любят все остальные воспитанники.
  8. Иван стал прилагать гораздо больше усилий к тому, чтобы быть <командным игроком>. Однако ему по-прежнему нужно признать Владимира и протянуть руку Павлу.
  9. Виктор также поработал над развитием взаимоотношений с другими воспитанниками, но ему следует больше задумываться над тем, как найти общий язык с Сашей и Павлом, и предпринимать практические шаги в этом направлении.
  10. Евгений показывает заметный рост. Его лидерские качества помогли ему крепко подружиться с каждым членом группы.

Эта группа за три дня добилась больших успехов и способна достичь еще большего. В ней очевидно присутствие командного духа. А когда в группе на основе прочных межличностных взаимоотношений установился командный дух, ее вожатый может достичь очень многого.

Если к пятому дню достигнут такой уровень групповой динамики, через несколько дней в этой группе можно ожидать нравственного прорыва . Это обязательно произойдет, если будут усиленно к этому как сам вожатый, так и другие сотрудники лагеря. Вожатому этой группы нужно сосредоточиться на характере каждого воспитанника, терпения, чтобы не волноваться слишком сильно, и полагаться на референтность детской группы, а не на собственное влияние в этом аспекте своей деятельности в лагере.


Теперь начерти схему, отображающую взаимоотношения между тобой и каждым твоим подопечным во второй день смены. Для обозначения каждого воспитанника используй круг того же размера, что и на <Социограмме воспитанников>. Нарисуй круг, обозначающий тебя. Его размер должен соответствовать твоему влиянию на группу и соотноситься с влиянием воспитанников. Если ты оказываешь на группу больше влияния, чем Владимир, сделай свой круг бoльшим, чем его; если твое влияние меньше, то и размер круга должен быть меньшим. Расположи круги воспитанников вокруг своего круга. Воспитанники, с которыми у тебя самые хорошие взаимоотношения, должны располагаться к тебе ближе всех. Воспитанники, с которыми у тебя взаимоотношения практически отсутствуют, должны располагаться дальше всех (см. образец).

Необходимые действия.

Изобразив свои взаимоотношения с воспитанниками графически, задай себе необходимые вопросы и проанализируй интенсивность этих взаимоотношений (или их отсутствие). Прими соответствующие решения. Посоветуйся с координатором программы. Согласен ли он с тем, как ты нарисовал социограмму? Предлагаемые ниже вопросы и соображения помогут тебе проанализировать состояние твоих взаимоотношений с каждым воспитанником.

  1. Не мешает ли близость между мной и Павлом моим взаимоотношениям с остальными воспитанниками? Почему Павел так старается стать моим другом?
  2. Почему Андрей холоден по отношению ко мне?
  3. Я должен простить Виктору то, что он курит, не ставить равенства между борьбой с его курением и им, и последовательно прилагать усилия к тому, чтобы принять его в своем сердце. Я должен протянуть ему руку.
  4. Самый влиятельный среди воспитанников группы - Владимир. Если между мной и им ничего не изменится, то скоро я потеряю контроль над группой. Мне срочно нужна помощь координатора программы.
  5. Бедный Саша. У него такой мягкий характер. Как мне помочь ему, чтобы он чувствовал себя достойным меня и общался со мной открыто?
  6. Евгений оказывает на группу большое влияние. Я подозреваю, что он держится от меня на расстоянии из-за своих проблем с родителями. Мне следует быть мудрее, чтобы правильно относиться к нему.
  7. Иван, наверное, хочет получать от меня больше помощи, но я сдерживаю себя в этом, потому что мне отвратительно его сквернословие. Я не должен так к нему относиться. Мне стоит прекратить осуждать Ивана и больше симпатизировать ему.

Вноси в свой дневник необходимые записи о каждом воспитаннике (у тебя должна быть заведена отдельная страница для каждого). Запасись мудростью, терпением и пониманием, чтобы найти общий язык с каждым из своих подопечных. Ищи идеи, которые помогут усилить связь между тобой и каждым воспитанником.

Вожатому желательно в середине смены составить вторую социограмму <вожатый и воспитанники>, чтобы наглядно отобразить и проанализировать развитие своих взаимоотношений с каждым воспитанником. Первая социограмма показала наличие серьезных проблем во взаимоотношениях. Теперь тебе нужно подвести итог предпринятых усилий и определить, с кем твои взаимоотношения улучшились, а с кем нет.

Поскольку в оценке своих отношений с воспитанниками тебе трудно быть объективным, всегда следует привлекать к составлению социограммы <вожатый и воспитанники> координатора программы.

Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Как социограмма группы может помочь вожатому улучшить взаимоотношения в группе и групповую динамику?
  2. Что вожатый должен сделать для того, чтобы собрать сведения, необходимые для составления социограммы группы?
  3. Какие сведения и указания вожатый должен дать своим подопечным, прежде чем поручать им составление собственных социограмм группы?
  4. Рискнешь ли ты предложить воспитанникам вместе составить социограмму группы? Почему? В каком случае ты не будешь делать этого?
  5. Как социограмма группы может помочь более полноценной заботе вожатого о каждом из его подопечных?
  6. Покажешь ли ты воспитанникам составленную тобой социограмму группы? Если да, когда это уместно сделать? (Когда ты уже обсудил и первую, и вторую социограмму с координатором программы, наладил личные взаимоотношения с каждым воспитанником, похвалил его за его сильные стороны и помог ему в борьбе с недостатками.)

Цель : изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Необходимо для проведения . Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
  2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
  3. Кому ты доверишь свою тайну?
  4. Кому никогда не доверишь свою тайну?

Спасибо!»

Ход проведения

Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

Обработка и интерпретация полученных данных . На основании полученных результатов составляется матрица (см. табл. 1).

Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С, то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.

где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от деления:

7:9 = 0,78.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп (см. табл. 2).

Таблица 1.

Матрица социометрических положительных выборов

Фамилия, имя Критерии выбора Кого выбирают
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Александров Паша 1
3
1
2
2
1
3 3
2. Иванов Сергей 1
3
1
1
2
2
3
3
3. Петров Дима 1
3
2
2
3
3
1
1
4. Сарченко Сергей 1
3
2
1
1
2
3 3
5. Алферова Ира 1
3
1
1
3
2
2
3
6. Володина Галя 1
3
3
2
2
3 1
1
7. Ладзина Наташа 1
3
1
1
2
3
3
2
8. Лсвшина Нина 1
3
1
1
3
3
2
2
9. Покровская Алла 1
3
2
2
1
1
3
3
10. Самойлова Таня 1
3
2
1
1
2
3
3
Получено выборов 0 7 6 5 6 12 10 5 8 1
Получено взаимных выборов 0 5 4 4 6 6 6 3 6 0

Таблица 2

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К ) вычисляется по формуле.

Эта методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года.

Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в каком-либо помещении, например, в классе или в аудитории, получают инструкцию примерно следующего содержания:

"Ваша группа (класс) существуют уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение, неуважение друг к другу и т.п. Не все, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по-видимому, от идеала. С кем-то вам хорошо находиться в одной группе (классе), кто-то вас не очень устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что ваша группа начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав группы (класса). Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать, чтобы мы могли судить о том, кто и кого выбирает или отвергает.

1. Кого из членов вашей группы (класса) вы по своему желанию включили бы в состав новой группы (класса)? Запишите этих людей на листе бумаги под номером 1 в порядке предпочтения.

2. Кого из членов вашей группы вы, напротив, не хотели бы видеть в составе новой группы (класса)? Запишите их под номером 2 в порядке отклонения".

Листы с ответами испытуемых на предложенные вопросы обрабатываются, и имевшаяся в них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей.

Слева от вертикали и сверху по горизонтали в социометрической матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке, например, в алфавитном или под шифром с соответствующими номерами. В строках социометрической матрицы, где указаны фамилии членов группы, цифрами от 1 и выше каким–либо определенным цветом, например – синим, отмечаются выборы, сделанные данным членом группы. Соответствующие цифры проставляются в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека.


В приведенном в таблице фрагменте социометрической матрицы отмечены, например, выборы, сделанные Ивановым: второй его выбор приходится на Егорова, первый – на Сидорова, третий – на Петрова. Точно так же, но цифрами другого цвета, например, красного, отмечаются сделанные отклонения. В том случае, если выборы или отклонения являются взаимными, то соответствующий факт отмечается в социометрической матрице заключением цифр в кружки того же самого цвета, который характеризует выборы или отклонения.

Крайние правые столбцы и нижние строки социометрической матрицы являются итоговыми. В них вносятся суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым из членов группы. Подсчетом количества синих цифр в строке каждого члена группы устанавливается число сделанных им выборов, и соответствующие данные записываются в первый правый столбец социометрической матрицы. Сведения о сделанных отклонениях тем же путем, но за счет определения количества красных цифр, имеющихся в строке, относящейся к соответствующему испытуемому. Эти сведения заносятся во второй правый столбец социометрической матрицы.

Для того, чтобы определить, сколько выборов получил член группы, надо посчитать количество синих цифр, имеющихся в столбце с фамилией этого члена группы, и результат записать в первую нижнюю строку социометрической матрицы. Аналогичным образом определяется и отмечается в матрице во второй ее нижней строке число полученных отклонений. В заключение устанавливается общее число выборов и всех отклонений, сделанных членами данной группы, и эти результаты вписываются в те клетки социометрической матрицы, которые расположены в правом нижнем ее углу.

Просматривая нижние строки заполненной социометрической матрицы, можно определить лидера в данной группе. Им будет тот из ее членов, который получил наибольшее число выборов. По количеству отклонений можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии. На его долю придется наибольшее число отклонений.

Обработка и интерпретация результатов

Более детальную и наглядную картину отношений, сложившихся в группе (классе), можно получить, построив специальные диаграммы, называемые социограммами. Это выполненные по определенной схеме рисунки, на которых при помощи соответствующих условных обозначений отмечаются все выявленные в исследованной группе выборы и отклонения. Чаще всего строятся так называемые социограммы – мишени и индивидуальные социограммы, относящиеся к данному испытуемому, к лидеру и отвергаемому большинством членов группы.

Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма–мишень, обычно соответствует максимальному количеству выборов, полученных в данной группе кем–либо из ее членов. На примере социограммы–мишени мы можем убедиться в том, что в данной гипотетической группе максимальное число полученных выборов равняется одиннадцати. Это – то число выборов, которое получил лидер в группе. Он условно показан на социограмме в центре. Остальные участники группы располагаются на социограмме–мишени на периферии в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов. От центра к периферии это число уменьшается. Наконец, за пределами всех окружностей, имеющихся на социограмме–мишени, располагаются те члены группы, которых не выбрал никто. Это – изолированные от остальных участники группы, не имеющие положительных взаимоотношений с другими членами. Выборы и отклонения на социограмме–мишени (такие социограммы строятся отдельно для выборов и для отклонений или комбинированно) отмечаются соответственно стрелками синего и красного цветов, направленными от того, кто выбрал, к тому, кого он выбрал (или, соответственно, отклонил).

Инструкция

Создание и расширение электронной базы данных социометрии.

Данные, которые мы получаем при помощи компьютерной обработки, хранятся в программе до тех пор, пока мы не начнем обрабатывать новые данные. Есть два способа их сохранить: распечатать или скопировать в отдельный файл. Я рекомендую оба эти способа. Но, если распечатать можно, просто нажав клавишу печати, то для их копирования в электронном виде, необходимо подготовить для этого специальный файл. В приложении у вас есть основа, необходимая для создания такого файла (см. Приложение 1). Он предназначен для хранения данных четырех классов одной параллели по двум выборам (дружескому и учебному).

Его можно либо расширить на большее число классов, либо сократить. Обратите внимание на вкладки, Первая буква – означает класс, необходимо только спереди дописать номер класса. Вторая буква, в скобках, означает тип выбора: (д) – по дружескому мотиву, (у) – по учебному мотиву. Таким образом, на каждый класс приходится по две вкладки.

С данным файлом необходимо сделать следующее:

    Скопировать его в папку, где вы будете накапливать данные.

    Изменить название файла, обозначив обрабатываемые классы и год (например: «социометрия 7-е классы 2010»).

    Открыть и дописать номер класса в названиях вкладок. Например, мы хотим, что бы на первой вкладке хранились данные выборов и отклонений по дружескому мотиву 7а класса:

Теперь в этот файл, выбирая соответствующие вкладки, можно вставлять данные из программы, и у вас будет создаваться своя электронная база данных по социометрии.

Подготовка программы к обработке конкретного класса

Файл обработки программы называется «Приложение 2». В этом файле присутствует много технических вкладок. Вам понадобятся только четыре из них, выделенные желтым и зеленым цветом. В желтых вкладках необходимо вписывать данные, с зеленых распечатывать или копировать данные. Для получения обработанных данных необходимо пройти следующие этапы:

В открывшемся окошке найти слева желтый столбик и вставить в него список учащихся класса.

Если неоткуда вставлять список, его можно напечатать самостоятельно. В списке важно не допускать лишних пробелов, так как они влияют на работу программы. Желательно сделать список в формате Фамилия и Имя. Рекомендуемое количество участников – 26 и меньше.

    Заполнить желтые клеточки с подписями «Класс», «Дата» и «Мотив».

    Перейти на желтую вкладку «Ввод данных».

Ввод данных в программу обработки.

Теперь можно вводить данные. Для этого вы берете листочек с ответом конкретного учащегося из класса, смотрите, кого он выбрал, а кого отклонил (если такие есть), находите фамилию учащегося в списке и начинаете, справа от него, вписывать фамилии тех, кого он выбрал и отклонил. Есть некоторые рекомендации, которые надо знать во время ввода данных:

    Если в классе нет одинаковых фамилий, то практически все фамилии вводятся при помощи автозаполнения после набора двух-трех первых букв. Когда система автозаполнения высвечивает вам набираемую фамилию, достаточно нажать стрелочку «вправо» на клавиатуре, и можно уже набирать следующую фамилию. Одинаковые или похожие фамилии вводятся до тех пор, пока не будет напечатан отличающий их символ.

Но для этого необходимо, что бы между списком слева и заполняемой клеточкой не было пустых ячеек . А иногда бывает так, что учащиеся пропускают некоторые выборы или вообще пишут только те, кого они отвергают в классе. Тогда в пустых клетках необходимо поставить хоть какой-нибудь знак пробела (пробел в клеточке не видно, но система автозаполнения уже считает, что эта клеточка не пустая) и заполнять следующие.

    Желтое поле – те, кого выбирают; голубое поле – те, кого отклоняют.

Знакомство с результатами обработки

Если вы все сделали правильно, то в результате вы получаете две заполненные зеленые вкладки: «Печать (26)» (цифра в скобочках означает, что лист рассчитан на 26 человек) и «Микрогруппы». Их можно сразу распечатывать.

На листе «Печать (26)» автоматически подсчитывается количество выборов, отклонений, взаимные выборы и отклонения, а так же неадекватные выборы и отклонения (неадекватный выбор – учащийся выбирает того, кто его отклонил, неадекватное отклонение – учащийся отклоняет того, кто его выбрал). Дополнительно рассчитывается индекс конфликтности группы (напомню, что средний диапазон конфликтности: I k = 0,66 – 1,33), числовое значение социометрического индекса каждого учащегося («C i » в графическом виде справа от таблицы), уровень эмоциональной экспансивности («A») и индекс групповой сплоченности («G»).

На листе «Микрогруппы» вы можете увидеть фамилии учащихся, объединенные в получившиеся микрогруппы. В нижней части листа микрогруппы объединены взаимным отклонением, то есть у них взаимная неприязнь. Эта информация предназначена для более полного представления социальной картины в классе и планирования дальнейшей работы с участниками социометрии.

Правильный перенос данных из программы в базу

В электронном виде желательно сохранять данные только с листа «Печать (26)» Для этого нужно выполнить следующий алгоритм: Excel , которая по умолчанию вставляет не данные, а ссылки на данные. Если этого не сделать, то при обработке новых данных, предыдущие сотрутся!

Альтернативный способ хранения данных

Если предыдущий способ сохранения данных показался вам слишком неудобным, можно им не пользоваться и хранить данные только в распечатанном виде. Но я настоятельно рекомендую сохранять данные в электронном виде. Есть еще один вариант всегда иметь под рукой электронную базу данных социометрии. Он требует больше памяти от компьютера, но вы в любой момент сможете дописать или исправить данные. Для этого всегда, перед началом работы, копируйте оригинальный файл программы обработки социометрии, и переименовывайте название на более информативное. Например: «Социометрия (вер_7_0) – копия» на «7а дружба (январь 2013)». В этом случае у вас на каждый класс будет скопирована программа целиком, и вы легко сможете распечатать результаты заново. Таким образом, у вас будет создаваться электронная база данных социометрии в удобном и систематическом виде. Не забывайте часто сохраняться и дублировать данные распечатыванием. В данной инструкции описаны самые основные возможности программы.

SNA (Social network analysis - анализ социальных сетей) - направление современной компьютерной социологии, которое занимается описанием и анализом возникающих в ходе социального взаимодействия и коммуникации связей (сетей) различной плотности и интенсивности. Поведение личности - это производное от социальных сетей, элементами которых она выступает. Метод SNA получил широкое распространение при изучении процессов коммуникации в различных социальных группах, в развитии научных школ, социологии межличностных отношений, политических и международных процессов и т.д. Сеть социальных взаимодействий - это сеть, состоящая из так называемых социальных акторов (актор - от англ. actor (деятель, личность) - термин используется в русскоязычной литературе и имеет более широкое значение, чем русское слово «лицо», то есть это может быть не только человек или юридическое лицо, но и совокупность организаций или целая страна) и наборов взаимосвязей между ними. Метод исследования является универсальным. В качестве социальных акторов могут выступать не только индивиды, но и социальные группы, организации, города и страны. Под связями понимаются не только коммуникационные взаимодействия между акторами, но и связи по обмену различными ресурсами, взаимодействия, связанные с совместной деятельностью, включая конфликтные отношения. При использовании метода SNA ключевым является описание характеристик, выражающих плотность, интенсивность и пространственную координацию социальных связей, что дает возможность выделять структурные единицы исследования («узлы», «блоки», «клики», «кусты») в системе социальных отношений.

Полученная сеть взаимодействий может быть проанализирована различными методами теории графов, теории информации, математической статистики. В отличие от классических методов анализа, которые исследуют индивидуальные свойства объектов, основные цели анализа сетей - это исследование взаимодействия между социальными объектами (акторами) и выявление условий возникновения этого взаимодействия.

Отдельным направлением исследования является визуализация (графическое отображение социальной сети). Визуализация имеет важное значение, поскольку сама возможность увидеть сеть позволяет сделать важные выводы о характере взаимодействия акторов, не прибегая к другим методом анализа графа. Для пояснения данного тезиса целесообразно привести пример использования SNA-метода с целью выявления террористов, спланировавших теракт 11 сентября 2001 года в США (рис. 1). В данной работе была построена сеть, в которой в качестве акторов (вершин) выступали конкретные личности (пилоты), а в качестве линий связи (ребер) - факты попарных связей (переговоров). То, что террористы готовили теракт (имели избыточные на общем фоне коммуникации), наглядно видно по сгущению плотности линий связи вокруг террористов.

Рис. 1. Пример исследования взаимодействий террористов
при планировании и осуществлении теракта 11 сентября 2001 года в США.
Обозначения на графике: точки - пилоты, соединения между точками - интенсивность коммуникаций между этими лицами.
Цветом даны номера рейсов:

После ознакомления с технологией SNA у автора статьи возникла идея построить и наглядно представить социальную сеть, отображающую взаимодействия наиболее важных исторических деятелей русской истории. В процессе выполнения данного проекта пришлось поработать с целым рядом программ для построения социальных сетей. Полученный опыт и позволил написать данную статью. Часть описываемых ниже программ можно загрузить с прилагаемого к журналу CD.

Краткий обзор программ для визуализации социальных сетей

Программы для построения графов можно разделить на две категории: первая - это редакторы - приложения, которые позволяют автоматизировать ручное построение графа и обеспечивают возможность автоматического изменения граней при перемещении вершин графа; вторая группа - это программы, которые позволяют отказаться от ручного рисования графа. При этом пользователь задает некоторую базу данных, по которой программа рассчитывает положение вершин и граней и строит граф. Для построения социограмм могут применяться программы обоих типов, поскольку для конкретных случаев та или иная программа может оказаться наиболее подходящей.

Программы для ручного рисования социограмм

udraw (Graph) 3.1.1

Рисовать графы, пользуясь графическими редакторами широкого профиля, не всегда удобно. Гораздо эффективнее воспользоваться специализированными приложениями. Одной из подобных специализированных программ является uDraw (Graph), автоматизирующая процесс построения графов и диаграмм (рис. 2).

Рис. 2. Пример построения диаграммы в uDraw (Graph)

Весьма удобной функцией программы является возможность деформирования графа, когда при перемещении одной из вершин графа (на рис. 3 вершина topic передвинута вправо) все остальные деформируются автоматически. Поэтому если нужно выделить место под новые вершины, то вам не придется заново перерисовывать сетку.

Рис. 3. Пример трансформации диаграммы uDraw (Graph) в режиме drag&drop

Программа позволяет не только генерировать боксы разной формы, но и вставлять растровые картинки в качестве вершин графа (рис. 4).

Рис. 4. Пример использования растровых изображений в uDraw (Graph)

Более подробную информацию о программе можно найти по адресу: http://www.informatik.uni-bremen.de/uDrawGraph/en/uDrawGraph/gedit.html .

Visio 2003

Весьма удобным инструментом для ручного построения графов является программа Visio 2003 (рис. 5), которая содержит средства построения графов и диаграмм, необходимые широкому кругу пользователей. Имеется возможность легко передвигать отдельные боксы так, что при этом деформируются линии, связывающие данный бокс с другими. Программа позволяет сохранить Visio-диаграмму в web-формате. Интерфейс создаваемых в Visio web-страниц отличается привлекательностью, предоставляет широкие возможности для совместной работы с данными как в организации, так и за ее пределами.

Рис. 5. Построение графа в Visio 2003

Программы для автоматического построения социограмм

Очевидно, что ручное построение графа - весьма длительный и трудоемкий процесс. Анализ структуры графа, состоящего из сотен вершин, просто невозможен при ручном построении. Здесь необходимо обратить внимание на автоматизированные системы. Именно они позволили визуализировать сложные социальные сети и наглядно анализировать структуры, содержащие сотни и тысячи вершин. Одна из первых работ в области автоматического построения социограмм - программа SOCK - была выполнена в 1970 году (авторы - Альба (Alba), Гутман (Gutmann) и Кадушин (Kadushin)). Эта программа позволяла автоматически строить граф (социограмму) на базе текстовых исходных данных. На рис. 6 показан пример использования программы для анализа американских интеллектуальных кругов.

Рис. 6. Компьютерная социограмма американских интеллектуальных кругов

Интересной особенностью работы было то, что на базе графа анализировались субгруппы. На рис. 6 они показаны в виде изолиний, объединяющих вершины (людей) по некоторому профилю: «литературная интеллигенция», «биологи», «литераторы и социологи» и т.п. Таким образом можно было проанализировать пересечение множеств людей, обладающих той или иной профессией, имеющих определенные политические убеждения и т.д.

После этой работы, выполненной в начале 1970-х годов, в течение нескольких лет велись исследования, направленные преимущественно на анализ сетей, а непосредственно визуализацией занимались мало.

NEGOPY

В 1978 году Лесняк (Lesniak) и ряд других авторов предложили программу NEGOPY (http://www.sfu.ca/~richards/negopy.htm), которая предусматривала графическую визуализацию сетей. Программа получила широкое распространение. Сегодня NEGOPY - это одна из старейших программ для анализа социальных сетей, для поиска связей в коллективах, так называемых клик и изолированных групп в сетях, имеющих до тысячи членов и 20 тыс. связей. Программа используется в более чем 100 университетах и исследовательских центрах по всему миру.

Основная цель приложения - выделить области, в которых контактов друг с другом больше, чем с узлами, принадлежащими другим кластерам (рис. 7). Данные кластеры называются группами (groups) и концептуально близки по смыслу термину «клики» (cliques), часто используемому в социометрической литературе. NEGOPY также позволяет сортировать узлы в ограниченный набор ролевых категорий (role categories).

Рис. 7. Основная цель программы - выделить субгруппы (клики)

В качестве вводимых данных NEGOPY принимает на вход список пар, имеющих связь. Связи (links) определяются путем присвоения ID-номеров личностям, связанным линками, а кроме того, задается число, определяющее силу этой связи. Программа позволяет учитывать направленные или ненаправленные связи.

Заказать программу можно по адресу: [email protected] . PDF-копия руководства пользователя находится по адресу: http://www.sfu.ca/~richards/Pdf-ZipFiles/negman98.pdf .

View_Net II

Программа View_Net II (автор - Кловдаль (Klovdahl)) была написана под платформу Silicon Graphics и предназначалась для визуализации и анализа больших баз данных. Данное приложение впервые позволяло построить трехмерное изображение социальной сети. Работа была новаторской в плане интеграции визуального и численного анализа графов.

На рис. 8 показан результат работы программы View_Net II. Картинка показывает взаимодействия студентов, которые учились вместе с разработчиком программы в 1989 году в Канберре (Австралия).

Рис. 8. Визуализация социальных связей среди студентов на базе программы View_Net II

MultiNet

MultiNet - это программа, которая позволяет анализировать исследовательские данные, представленные в виде социальных или иных сетей. MultiNet - это интерактивная программа, которая позволяет получить как численный анализ исходных данных, представляющих некий граф, так и визуальное представление сети. Использование цвета и интерактивности является новаторским элементом, реализованным в MultiNet. Программа позволяет находить положения вершин, представлять социосеть в виде двух- и трехмерных изображений, а также манипулировать объектом (вращать сеть в трехмерном представлении и менять цвет вершин). Рис. 9 свидетельствует о том, что программа позволяет визуализировать действительно сложные системы.

MultiNet с самого начала создавалась как приложение для анализа больших объемов информации и поэтому использует специальные компактные форматы хранения данных, специальные схемы вычислений, оптимизированные для анализа больших массивов данных. Подробную информацию о программе можно найти по адресу: http://www.sfu.ca/%7Erichards/Papers/DissAJS.pdf .

Spring Embedder

Spring embedder - это разработка студентов Университета штата Иллинойс (University of Illinois), Java-программа для анализа и визуализации социальных сетей.

Рис. 10. Пример работы программы Spring Embedder

Как видно из приведенного обзора, программ для построения социограмм существует довольно много, однако мы остановили свой выбор на программе NetDraw, о которой расскажем подробнее.

NetDraw

NetDraw - это бесплатное приложение, написанное Стивом Боргатти (Steve Borgatti) для визуализации социальных сетей. Скачать программу можно по адресу: http://www.analytictech.com/Netdraw/netdraw_versions.htm или загрузить с прилагаемого к журналу CD-ROM.

Для ввода данных используется так называемый DL-протокол, который включает несколько форматов: nodelist (лист узлов), edgelist (лист граней) и fullmatrix (матричная запись).

Формат Nodelist

Данный формат весьма прост. Вам необходимо создать текстовый файл, для чего подойдет любой текстовый редактор. Рассмотрим конкретный пример:

format = nodelist

DL в начале списка указывает на тип файла; n = 50 указывает программе, что ожидается 50 узлов (nodes); format = nodelist означает, что ожидается nodelist-формат; data: показывает начало собственно данных в записи.

Первая строка (1 7 8 2) говорит о том, что персона 1 имеет связи с тремя людьми, которые обозначены как 7, 8 и 2 . Вторая строка (3 19 21 49 6) говорит о том, что персона 3 имеет связи с четырьмя людьми, которые обозначены как 19, 21, 49 и 6 .

Формат Edgelist

Этот формат ввода данных удобен, когда имеется информация о парах. Рассмотрим конкретный пример:

format = edgelist

N = 4 - это четыре узла, первая строка (ROMUL AMBROSE 1) говорит о том, что ROMUL и AMBROSE 1 имеют связь, и т.д. На рис. 11 показана социограмма, соответствующая данному примеру, а на рис. 12 - сеть, в которой уже 18 узлов.

Рис. 11. Отображение направленных связей в NetDraw (4 узла)

Рис. 12. Отображение направленных связей в NetDraw (18 узлов)

Формат FullMatrix

Этот формат удобен для небольших наборов данных, которые содержат множество связей. Для подготовки данных можно использовать любой текстовый редактор или Excel (не забудьте сохранить файл как текстовый). Данные должны быть представлены следующим образом:

format = fullmatrix

Строка format = fullmatrix указывает на тип формата. После указателя data: следуют данные в виде таблицы типа «персона-персона» (person-by-person table). Поскольку у нас пять узлов (n = 5) , матрица должна иметь пять строк и пять столбцов. Первая строка (0, 0, 1, 0, 0) показывает, что персона 1 имеет связь с персоной 3 . Вторая строка показывает, что персона 2 имеет связи с персонами 4 и 5 .

Нецифровые метки могут быть вставлены при внесении указателя labels embedded в следующем виде:

format = fullmatrix

Bill Jan Jim Sue Zoe

Проект «исторические личности как социальная сеть»

Целью данного проекта была разработка социограммы наиболее значимых исторических деятелей русской истории.

Сбор данных

Для построения графа использовались исторические ресурсы Интернета. С помощью поисковых запросов типа «N входил в ближайшее окружение M », «N познакомился c M », «N вел приписку с M » и т.д. составлялась база значимых взаимодействий исторических деятелей и краткие описания данных взаимодействий. При этом типы взаимодействий были разделены на пять категорий:

  1. родственные и брачные связи (ненаправленная связь).
  2. наставничество (один являлся учеником другого) (направленная связь).
  3. друзья или соратники (ненаправленная связь).
  4. конфликтные отношения (ненаправленная связь).
  5. один явился прямой или косвенной причиной смерти другого (направленная связь).

Планирование структуры графа

Рис. 13. Фрагмент графа, полученный с помощью программы NetDraw

Программа позволяет создавать структуру с оптимальным расположением узлов, трансформировать граф (рис. 14), перетаскивать отдельные узлы вручную и рассматривать трехмерное представление графа (рис. 15 и 16).

Рис. 14. Возможности реструктуризации графа (NetDraw)

Рис. 15. Возможности 3D-представления графа (NetDraw)

Рис. 16. Возможности манипуляций с 3D-моделью графа (NetDraw)

Создание наглядной социограммы

Программа NetDraw позволяет спланировать и отобразить структуру графа при малом числе элементов - при большом количестве элементов наглядность падает. Получить наглядную схему большой социальной сети, на которой можно нарисовать боксы разного цвета и связи (грани) разной толщины, в программе Netdraw нам не удалось. Используя NetDraw для построения отдельных фрагментов графа, мы в дальнейшем перешли к ручному построению графа с помощью программы Visio (рис. 17).

Рис. 17. Фрагмент графа в программе Visio

Создание интерактивной web-версии социограммы

Следует отметить, что при всей наглядности графическое изображение социальной сети не удобно для изучения, пока не снабжено интерактивной справочной системой. Гораздо удобнее рассматривать сеть, где, щелкнув мышью по любому элементу (вершине, грани), можно получить справку.

Для создания интерактивной web-версии мы конвертировали граф в программу Flash. Как средство разработки интерактивных приложений, Flash дает массу преимуществ, позволяя быстро создать интерактивные кнопки и разворачивающиеся меню при минимальном уровне программирования.

В результате была создана интерактивная версия графа (пока только фрагмент), в котором все вершины и грани (при щелчке по ним мышью) вызывают окно-справку о том или ином историческом деятеле или о событиях, которые раскрывают суть взаимодействия в паре.

В качестве примера на рис. 18 показан фрагмент графа с иллюстрацией интерактивной справки о взаимодействии в паре «Екатерина II - Потемкин», а на рис. 19 - «Екатерина II - Павел I».

Рис. 18. Фрагмент графа с иллюстрацией справки по связи (Екатерина II - Потемкин)

Рис. 19. Фрагмент графа с иллюстрацией справки по связи (Екатерина II - Павел I)

Полученный граф выполняет роль как социограммы, так и интерактивного интерфейса для просмотра базы данных об исторических деятелях и их взаимодействиях.

В таком виде граф может использоваться как пособие, в котором можно анализировать различные социальные подгруппы, получать справки по отдельным личностям и, главное, по связям в парах. Проект находится в развитии, фрагмент графа в Flash-версии можно посмотреть на прилагаемом к журналу CD-ROM. По завершении работы планируется создание сайта и, возможно, энциклопедического мультимедийного диска. Учитывая масштабность проекта, авторы заинтересованы в подключении к работе соисполнителей. Авторы будут признательны за комментарии, которые можно присылать по адресу:



Рекомендуем почитать

Наверх