Сегодня мы рассмотрим: Настоящие ценители музыки знают, что для качественного...
Развивать интеллектуальный потенциал малыша можно с самого раннего возраста:
- развивающие карточки познакомят с окружающими предметами (овощами, фруктами, животными и т. д.);
- динамические кубики научат читать, а магнитные цифры - считать и понимать математические знаки.
Наборы и книги для раннего развития
Игр, направленных на развитие детского интеллекта и творческих задатков, очень много. Все они интересные и приносят много пользы, ведь ребенок не только играет - он общается с родителями, учится выражать мысли.
Интеллектуальные игры учат сосредотачиваться, развивают внимание, память и волевые качества. Впоследствии полученные знания, умения и навыки пригодятся при подготовке к школьным занятиям и в младших классах.
Особую нишу занимают наборы для творчества. Например, комплект «Жираф и пятнышки» из серии «Мои первые шедевры» фирмы «Умница» предлагает 30 уроков, в течение которых ребенок будет рисовать красками и карандашами, лепить из пластилина. В наборе предусмотрены арт-листы для мамы.
В нашем ассортименте есть игры для слабовидящих детей, способные не только дать новые знания, например, по математике, но и помогающие освоить систему Брайля.
Читать, считать, изучать иностранные языки ребенок вполне может начинать практически с пеленок, лишь бы у родителей было желание с ним заниматься. Приобретая игры для раннего развития, мы закладываем основу будущей гармоничной и успешной личности, ведь главное в этом возрасте - научить учиться, привить желание познавать новое, будь то незнакомые слова, непонятные предметы или поиск выхода из запутанного лабиринта.
Сейчас я работаю над новой статьей для журнала «Лиза. Мой ребенок» о трудностях первого года материнства. Как мама, дважды имевшая счастье пройти через этот опыт, я считаю, что это очень важная тема, о которой нужно говорить как можно больше. Собственно, это сейчас и происходит. Практически через день в сети мне встречаются статьи и перепосты публикаций молодых мам, которые делятся своими откровениями о жизни с малышом.
Я не сторонница крайностей, поэтому не люблю чересчур слащавых постов, в которых мамы пытаются убедить читателей, что все успевают с ребенком на руках или, наоборот, ничего не успевают, даже помыться, но это «все равно так здоровски, и вообще, муж меня любит любой». Не люблю я и депрессивно-агрессивных постов, в которых появление ребенка в семье преподносится как тяжкий крест, непосильная ноша, которую так тоскливо и тяжело теперь нести до самого совершеннолетия (кстати, у меня сложилось ощущение, что именно таких настроений вокруг больше, может, потому что о спокойном ровном счастье мало кому приходит в голову писать в интернете).
Я попросила своих подписчиц в соцсетях рассказать о том, с какими трудностями им пришлось столкнуться в первый год материнства. Конечно, мои подписчицы — увлеченные мамы — это особенные мамы, тем не менее, ответы были очень разными. Спасибо за них всем, кто писал в соцсетях, и особенно тем, кто написал в личку и искренне рассказал о своем особенно болезненном опыте.
Любая любящая мама может растеряться и запаниковать, ведь важно не пропустить «тревожный звоночек» и вовремя обратиться к врачу, если малыш в какой-то из сфер отстает в развитии. Оба варианта: и полная беспечность, и повышенная тревожность нам не подходят. Лучше всего, если мама будет владеть полной информацией по нормам развития ребенка до года по месяцам и оценивать его способности самостоятельно, а в случае неоднозначности ситуации, советоваться с педиатром и узкими специалистами.
У вас родился малыш. Как же это здорово! И теперь Вам хочется подарить ему весь мир. Вот малыш уже немного подрос и даже пытается держать какие-то первые предметы в ручках, а вот он уже переворачивается на животик сам и тянет в ротик все, что попадается ему в ручки. И нам так хочется дать ему какие-то особые первые игрушки, чтобы они были самыми-самыми лучшими. кучу прорезывателей, погремушек, каких-то музыкальных игрушек. Но постойте, а будет ли он ими играть?
Недавно у меня родилась третья дочка, и вот ей уже четыре месяца. Пришло как раз то самое время для первых игрушек. От первых двух деток в наследство младшей осталось много разных покупных игрушек. Но чем же она играет сейчас и что она грызет с особым восторгом? В этой статье я поделюсь этим с вами.
24 января моей крошке-дочке исполнилось полгодика. Чем не повод порадовать ребенка новой развивающей игрушкой своими руками ? Тем более, что для меня процесс изготовления таких игрушек — это самый лучший отдых и хобби одновременно.
Когда еще Егорка был малышом, для него я делала подобную игрушку-перетягивалку своими руками из картонной коробки — просто вставляла в нее ленточки, и он тянул их с разных сторон. Для Василисы мне захотелось сделать более прочный и долговечный вариант и добавить игрушке дополнительные свойства — так появились деревянные бусины-грызунки, разные ленточки, бусины внутри игрушки и вязаная основа для обогащения сенсорных впечатлений, более привлекательного вида игрушки, да и просто для утилизации остатков пряжи.
Прогуливаясь вдоль полок с так называемыми развивающими игрушками для детей , я пришла к выводу, что моя 5-месячная дочь не нуждается в таком подарке от Деда Мороза на Новый год. С одной стороны, все эти игрушки кажутся мне какими-то однотипными, с другой — от Егора осталось множество таких игрушек (ведь в его первые месяцы жизни я еще не была увлеченной мамой и скупала все, до чего могла «дотянуться»), к тому же, Василисе, конечно, пока еще нет дела ни до подарков, ни до Деда Мороза, ни до Нового года. Тем не менее, за пару дней до Нового года «супер-мама» внутри меня все-таки проснулась, и я решила смастерить для Василисы подарочек сама — сделать игрушку-неваляшку своими руками . Целый вечер я рисовала эскизы будущей игрушки — сначала у меня была идея сделать ее в виде снеговика, потом — в виде головы Санта-Клауса, и наконец (наверное, вдохновившись недавно проходившим у нас ), я остановилась на том, что буду делать елку-неваляшку .
Вы когда-нибудь задумывались о том, что ритм – это не только что-то из мира музыки и танцев? Ритм — это сама наша жизнь. Мы спим и бодрствуем, опять спим и бодрствуем. Нормальный сердечный ритм и ритмичное дыхание (попробуйте задержать его хоть надолго) дают нам возможность радоваться этой жизни и тому, что нас окружает. Но и то, что нас окружает, — тоже ритмично. Утро, день, вечер и ночь, смена времен года, приливы и отливы — это ритм планеты, на которой мы живем. Развивая чувство ритма у малыша , мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире.
Эта публикация — просто гимн тем людям, которые догадались печатать рисунок на фетре. Сколько же времени они сэкономили мама-рукодельницам, которые любят побаловать своих малышей игрушками, сделанными своими руками . Если честно, слово «рукодельница» ну никак не вяжется у меня с моим образом, хотя я страсть как люблю что-нибудь придумывать и мастерить для сынули, а теперь и для доченьки. Фетр с рисунком я уже использовала, когда делала игру-рыбалку для Егорки (о ней я рассказывала ), а недавно в сети мне попался фетр с черно-белым рисунком! Конечно, я сразу же его заказала. Потом уже посмотрела варианты использования, которые предлагались на сайте, — среди них была мини-книжечка и мобиль. А поскольку уже давно значился в моем рукодельном списке хотелок, я немедленно приступила к реализации этой идеи.
Как вы понимаете, для изготовления такого мобиля совсем необязательно покупать фетр с рисунком, да и вообще шить. Мобиль вполне можно быстро смастерить из картона или бумаги, распечатав развертки кубиков из интернета и раскрасив их по своему усмотрению.
Наверняка многие из вас слышали о том, что с самых первых месяцев жизни можно и нужно стимулировать движения малыша — почаще выкладывать его на живот, подвешивать в кроватку или манеж интересные игрушки, до которых крохе непременно захочется дотянуться, учить малыша захватывать погремушку из разных положений и т.д. Предприимчивые родители придумали и еще одну интересную игрушку для малыша — погремушку в виде браслетика, которая крепится прямо на ручку или ножку малыша.
Приветствую участниц курса «Вижу. Слышу. Ощущаю. Сенсорное развитие ребенка до года». Сегодня пятый заключительный день нашего курса. Я очень надеюсь, что за прошедшие дни вы чуть лучше разобрались в вопросах сенсорного развития ребенка до года, чуть внимательнее присмотрелись к своему малышу и уже научились подбирать подходящее время для игры и подходящий вариант занятия в зависимости от настроения крохи и ситуации.Сегодня мы закрепим этот «побочный» результат ежедневных игр и обсудим вопросы организации занятий с малышом первого года жизни.
В конце этой публикации вы найдете домашнее задание (конечно же, обязательное к выполнению) и условия финального розыгрыша.
Проблема интенсификации развития вызывает множество споров в среде педагогов, педиатров и психологов. Некоторые эксперты убеждены: чем раньше начнутся занятия с ребёнком, тем скорее он приобретёт полезные для дальнейшей жизни навыки и возможности.
Другие же эксперты уверены, что раннее обучение – всего лишь инструментарий для удовлетворения маминых или папиных амбиций и выкачивания денежных средств. Некоторые медики и вовсе считают, что некоторые методы вредны для детского здоровья.
Какие методики раннего развития пользуются популярностью на сегодняшний день? Ниже подобрана информация о достоинствах и недостатках таких программ. Всё это позволит родителям составить собственное суждение о каждой из них.
3 типа детского развития
Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.
По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.
Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.
Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:
- преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
- позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
- своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.
Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.
В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.
Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.
Под условиями понимают:
- организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
- знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
- активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
- приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).
Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.
Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.
Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.
Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.
Самые популярные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет
Если вы решили целенаправленно и регулярно заниматься с младенцем по определённой развивающей методике, необходимо понимать, что подготовительные работы и непосредственно занятия займут у вас огромное количество времени, а результат может быть оценён лишь через пару лет.
Не следует забывать об естественных нуждах грудничка. Например, в 6-месячном возрасте ребёнку намного важнее учиться сидеть или ползать, чем изучать буквы и слова или плавать. Здравый смысл только усилит эффективность от применяемых методик.
Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях.
Обучающая программа, разработанная автором ещё в начале XX века, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала.
Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение.
Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития.
Основное положение программы – наблюдение за ребёнком и отказ от вмешательства в его дела, за исключением тех ситуаций, когда малыш сам попросит о поддержке или помощи.
- сенсорная;
- математическая;
- речевая;
- практической жизни;
- космическая.
Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами (Монтессори избегала слова «игрушки»), которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр.
В классическом варианте методика предполагает начало занятий в 3 года, однако некоторые упражнения заинтересуют детей старшего годовалого возраста.
Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – ребятишки с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.
Плюсы и минусы
У данной методики имеются как положительные, так и отрицательные моменты, о которых следует рассказать подробнее.
Достоинства:
- стимулирование психических процессов при помощи особых дидактических материалов с учётом сенситивных периодов детского развития;
- огромный выбор пособий и развивающих материалов;
- совершенствование навыков самообслуживания;
- формирование самодисциплины.
Недостатки:
- многие занятия всё равно требуют участия педагога или родителя, поскольку им необходимо будет объяснить ребёнку правила взаимодействия с конкретным пособием;
- очень дорогие Монтессори-материалы (правда, их можно изготовить своими руками);
- для строгого следования всем заветам Монтессори ребёнка необходимо водить в специальный центр. Причём важно убедиться, что педагоги действительно работают целиком по этой методике, а не используют отдельные элементы;
- большинство упражнений направлено на интеллект, сенсорику, логическое мышление. Однако творческая, эмоциональная и игровая сферы развиваются в меньшей степени;
- традиционная методика отказывается от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок, считая эти обучающие приёмы несущественными.
В целом методика итальянского доктора пользуется популярностью у российских и зарубежных родителей. Однако в авторском варианте систему используют крайне редко, скорее, мамы и папы берут из неё некоторые наиболее удачные моменты, разбавляя их занятиями и упражнениями из других образовательных программ.
Эта образовательная и воспитательная программа выдвигает следующий постулат – максимальное развитие возможностей каждого ребёнка и его уверенности в собственных силах.
В отличие от многих других развивающих систем, данная методика отказывается от предоставления ребёнку любых типов интеллектуальных заданий, если ему ещё не исполнилось 7 лет.
Так, ребятишки только в третьем классе приступают к обучению чтению. До поступления в школу детям дают игрушки, изготовленные из натуральных материалов (соломы, шишек и пр.).
Ещё один акцент педагоги Вальдорфской школы делают на комфортности образовательного процесса. На уроках не ставятся оценки, отсутствуют соревновательные «нотки», классы комплектуются малым количеством учеников – не более 20 детей.
Приоритетом в программе является художественная и театральная деятельность ребятишек, совершенствование воображения. С этой же целью методика запрещает детям пользоваться такими современными гаджетами, как мобильник, компьютер и телевизор.
Обучающие принципы строятся с учётом возрастного фактора:
- ребёнок младше 7 лет учится через подражание взрослым;
- дети в возрасте 7 — 14 лет подключают к процессу усвоения знаний эмоциональную составляющую;
- с 14-летнего возраста подключается логика и интеллект.
Достоинства:
- основное внимание уделяется воображению и творчеству;
- комфортность образовательного процесса;
- развитие независимой личности.
Недостатки:
- слишком позднее развитие интеллектуальных функций;
- отсутствие подготовительных занятий к школьному обучению;
- слабая приспособленность к современным реалиям (телефон для ребёнка на сегодня необходимая вещь).
Данная методика отличается своеобразием, поэтому многие родители относятся к ней настороженно. В сети можно встретить самые разные комментарии по поводу Вальдорфской школы: как положительные, так и отрицательные. Стоит ли заниматься по этой программе? Решать родителям.
Американский учёный Доман, изучая особенности психики и обучения детей с поражением головного мозга, установил следующую закономерность – развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет.
Более подробную информацию о том, какие занятия предлагает автор и в чём заключаются основные принципы этой образовательной программы, можно узнать, прочитав статью детского психолога.
Основная задача родителей – максимально реализовать огромнейший потенциал новорождённого ребёнка.
Методика Глена Домана состоит из четырёх главных составляющих:
- физическое развитие;
- счёт;
- чтение;
- энциклопедические знания.
Американский доктор был убеждён, что нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать и проводить систематизацию различные факты и информацию.
Наверняка многие мамы знакомы с таким термином, как «карточки Домана». Этот дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т.д.
Количество информации поражает. Для лучшей систематизации и удобства эксплуатации карточки нужно разделить на группы. На протяжении дня родитель демонстрирует эти карты на несколько секунд, регулярно вводя «в обращение» всё новые и новые изображения.
Достоинства:
- интенсификация детского развития;
- активное вовлечение родителей в занятия с детьми;
- расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока;
- развитие детского внимания.
Недостатки:
- потребуется просто огромное количество дидактического материала;
- мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности;
- карточки Домана не развивают у ребёнка логического мышления, способности к анализу и систематизации фактов;
- методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности;
- возможна перегрузка детской нервной система из-за слишком большого объёма информации, в результате чего у ребёнка возникают тик, энурез и прочие проблемы.
Система Домана – типичный образец интеллектуальных методик. Ребёнка не учат, а, скорее, дрессируют с помощью карточек. По крайней мере, так считают многие мамочки и неврологи. Однако другие родители хвалят данную обучающую программу за возможность развития с пелёнок.
Петербургский педагог Николай Зайцев несколько десятилетий назад разработал уникальную развивающую систему, которая включает комплект пособий по обучению ребёнка грамоте, математическим навыкам и английскому языку.
Зайцевская программа основывается на ведущей деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста – игре. А это позволяет развивать и физическую, и эмоциональную сторону детской личности.
Информация подаётся в системе, но одновременно в игровой форме, именно поэтому ребёнок с радостью включается в занятие. Причём не так важно, проходит ли оно наедине с родителем (педагогом) или с детским коллективом.
Раскованная обстановка – важное условие зайцевской системы обучения. Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, хлопать в ладони и топать ножками, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.
Однако подобная раскрепощённость не означает, что занятия являются развлечением. Именно в процессе такой игры дети не только получают знания, но и осуществляют самостоятельный выбор предпочитаемой деятельности.
Преимущества:
- широкий возрастной диапазон – от 1 годика до 7 лет;
- можно заниматься как в домашних условиях, так и в детском саду;
- ускоренный курс обучения чтению в игре;
- выработка навыков грамотного письма.
Недостатки:
- при домашнем обучении родителю придётся самому сначала научиться данной методике, поскольку она отличается от традиционных методов обучения;
- специалисты указывают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады;
- первый класс – важная веха в жизни каждого ребёнка, именно в этот момент у детей, учившихся по данной методике, начинаются трудности, поскольку наблюдается несоответствие в цветовом обозначении гласных и согласных звуков.
По мнению многих родителей, кубики Зайцева – лучшие в своём роде пособия по обучению чтения. Ребёнок может научиться читать уже в 3 года, и это умение остаётся с ним на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, в копилку плюсов мамы относят и игровые приёмы, делающие занятие весёлым и непосредственным.
Разработать собственную методику бельгийскую актрису Сесиль Лупан заставила неудовлетворённость системой Глена Домана, которая и была взята за основу.
Данную обучающую программу сложно назвать научной, разработанный метод скорее является комплексом занятий, которые учитывают детскую индивидуальность, интересы и склонности каждого ребёнка.
Автор методики в своих книгах советует общаться с грудничком буквально с первых секунд его жизни, и не нужно переживать, что он чего-то не поймёт. Лупан убеждена, что чем раньше ребёнок узнает что-то, тем скорее поймёт определённые закономерности и связи.
Ребёнок в первые месяцы только привыкает к родительской речи, а затем, казалось бы, бессмысленные звуки начинают наполняться смыслом. Как только он начнёт выговаривать первые слова, следует переходить к чтению (обычно это годовалый возраст).
Главная идея, предлагаемая Сесиль Лупан, состоит в следующем: ребёнку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель.
Преимущества:
- возможность заниматься с 3-месячного возраста и до 7 лет;
- много внимания уделяется раннему физического развитию;
- методика подойдёт для домашних занятий;
- упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику;
- очень тесное общение матери и ребёнка;
- стимуляция познавательного интереса малыша.
Недостатки:
- требует от родителя полной самоотдачи;
- множество дидактических материалов, которые нужно будет изготовить маме;
- своеобразное обучение .
Поскольку автор не является педагогом, нельзя сказать, что её подход полностью научен. Однако некоторые моменты мамы могут взять на вооружение, например, создание самодельных книжек о своём ребёнке, в которые можно вписывать авторские сказки и вставлять его фотоснимки.
Фамилия авторов прогремела ещё во времена Советского Союза. Супружеская пара стала воспитывать детей по собственной программе, которая могла поразить неподготовленного человека необычными приёмами и воспитательными методами.
Никитины не рекомендовали ограничивать экспериментаторскую натуру ребёнка приспособлениями, поэтому негативно относились к любым коляскам (в том числе и прогулочным) и манежам, называя их тюрьмами.
Следовали принципу детской самостоятельности супруги и в выборе занятий ребёнком. Они отказались от специальных тренировок, занятий. Малыши могли заниматься тем, что им ближе, без ограничений. Родители только помогали разбираться со сложностями.
Система Никитиных включает закаливание и приёмы физического воспитания. Для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры. Эти приспособления не должны выделять, они настолько же естественны, как, например, мебель.
Авторы убеждены, что ребёнок не должен быть «заорганизованным» или заброшенным. Мамам и папам нельзя относиться равнодушно к детскому развитию и времяпрепровождению, однако, участвуя в детских играх, не следует вставать в позицию надзирателя и контролёра.
Основным принципом системы является вариант сенситивных периодов по Монтессори – угасание возможности ребёнка эффективно развиваться по мере взросления. Проще говоря, если не развивать вовремя определённые способности, то они не достигнут оптимального уровня.
Преимущества:
- используется с самого рождения до школьного возраста;
- детская самостоятельность;
- хорошо развивается интеллект ребёнка;
- совершенствование логического мышления и воображения;
- игра как обучающий приём;
- особое внимание уделяется физическому развитию;
- изобретение специальных дидактических игрушек – например, кубиков Никитиных, уникуба.
Недостатки:
- неусидчивость малыша из-за того, что он сам выбирает себе занятия;
- такой образ жизни больше подходит для сельской местности;
- закаливание считают достаточно экстремальным типом воспитания;
- из-за опережающего развития детям может быть неинтересно заниматься в школе.
У данной системы имеются как ярые сторонники, так и не менее категоричные противники. Однако некоторые моменты не утратили своей актуальности и в сегодняшнее время, другие же приёмы являются сомнительными.
Данная программа, под названием «метод интеллектуального развития ребёнка» была разработана П. В. Тюленевым – педагогом и социологом. Занимаясь по МИРРу, можно научить малыша грамоте, математике, развить музыкальные, спортивные способности.
Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное в этот момент – предоставить ему разнообразных тактильных раздражителей, чтобы кора больших полушарий смогла активно формироваться.
Выбор занятий зависит от возраста ребёнка:
- в первые два месяца малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки;
- от 2 до 4 месяцев детям демонстрируют рисунки зверей, растений, букв, цифр;
- в 4-месячном возрасте играют в «Игрушкобол», когда грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары;
- с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Кроха, прикасаясь к ним, пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки;
- с полугодовалого возраста осваивают буквы, разглядывая особую магнитную азбуку. В 8 месяцев ребёнка просят принести букву, в 10 месяцев – показать букву, а потом – назвать букву или целое слово;
- с полуторагодовалого возраста с малышом играют в шахматы;
- с 2 лет малыш не просто складывает из буковок слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре;
- с трёх лет дети пробуют вести дневник на ноутбуке или компьютере.
Преимущества:
- разностороннее развитие малыша;
- упражнения не потребуют от взрослых много времени;
- упражнения подойдут каждому ребёнку;
- хорошая подготовка к школьному обучению;
- раскрытие всех задатков малыша.
Недостатки:
- непросто найти пособия;
- сложно говорить об эффективности упражнений;
- слишком строгие ограничения от автора;
- не всегда учитываются возрастные особенности малыша;
- ограничение познавательной свободы ребёнка;
- превалирование интеллектуальной составляющей над всеми остальными.
Неоднозначная методика, которая не по нраву многим специалистам. Однако и в ней можно отыскать интересные моменты, которые можно реализовать на практике. Важно лишь следить за реакцией ребёнка на внедряемые инновации.
Другие авторские развивающие методики
Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.
В число самых популярных входят следующие обучающие методики:
- «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
- Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
- Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
- Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
- Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.
Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.
Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.
За и против раннего развития
Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.
Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.
Аргументы «за»
- Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
- Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
- Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
- Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.
Аргументы «против»
- Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
- Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
- Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
- Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
- Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
- Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.
Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.
В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.
Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.
Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.
Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:
- внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
- не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
- все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
- обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
- не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.
Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!
По дате ▼ ▲
По имени ▼ ▲
По популярности ▼ ▲
По уровню сложности ▼
Не знаете, чем занять малыша? Заходите на «Твиди» и выбирайте для него увлекательные игры. Здесь ребят ждут развлечения на разную тематику. Любителей приключений сайт зовет отправиться в путешествие вместе с любимыми героями мультфильмов. Девочки могут наряжать принцесс, менять им стиль и прически. Читайте в режиме онлайн комиксы и веселые рассказы. Не беда, если вы в дороге и с вами нет компьютера - данный портал сможет развлекать ваше чадо благодаря мобильной версии.
http://www.tvidi.ru/Если ваш ребенок находится в возрасте почемучки, обратите внимание на этот сайт. Здесь вы найдете ответы практически на все вопросы, которые задает малыш. Вам не придется подбирать понятные слова и перестраивать предложения по смыслу, чтобы кроха вас понял. Детская энциклопедия работает в режиме онлайн, факты изложены простым, доступным языком. Расскажите, почему трава зеленая и как ездит машина. Каждый день на портале выкладывается новая порция разъяснительной информации.
http://potomy.ru/Вас приветствует интернет-журнал о технике и науке, в котором познавательную информацию можно найти не только родителям, но и детям. Читайте о достижениях в области медицины, о космических кораблях и новых изобретениях. В разделе «Жажда творчества» вам расскажут о дизайне, арт-объектах и архитектуре. Смотрите презентации с новинками как отечественного, так и зарубежного автопрома. Чтобы быть в курсе новостей, можете регистрироваться на сайте и получать рассылку материала.
http://www.membrana.ru/Все для досуга ребенка можно найти на данном сайте. Здесь малышей ждут мультфильмы, рассказы, сказки и увлекательные игры. Слушайте и скачивайте детские песни, разучивайте к ним слова. В рубрике «Раскраски» детишки могут рисовать животных и растения. Юным защитникам сайт предлагает охранять королевскую крепость от нападения врагов. В помощь родителям создан раздел «Учимся говорить», где собраны упражнения по развитию речи и для тренировки дыхания.
http://detochki.su/
Сборник заданий для учеников 1-4 классов выложен на этом сайте. Здесь вы найдете задания по всем предметам, которые преподают в начальной школе. Ознакомиться с упражнениями и попробовать их решить вы можете в демо-версии, а чтобы изучать полный курс, необходимо сделать заказ и оплатить услуги портала. Проверьте знания своего чада по математике, литературе и русскому языку. Выбирайте книги по внеклассному чтению. Хотите немного отвлечь малыша? Загружайте на портале мультфильмы и сериалы.
http://nachalka.info/Сайт приглашает всех желающих посетить выставку самодельных сказок под названием «Жили-были». Их придумывали и оформляли пользователи интернет-ресурса. Бродите по рубрикам портала и выбирайте понравившиеся рассказы. Раскрашивайте любимых героев и отгадывайте головоломки. Здесь можно заказывать книги по воспитанию и обучению детей. В изданиях вас ждут полные сценарии занятий, которые помогут родителям в организации урока. На форуме мамочки могут получить бесплатную консультацию опытного педагога.
http://www.koshki-mishki.ruСайт станет хорошим помощников в воспитании детей. Здесь родителей ждет много познавательных статей об уходе и кормлении малышей, а также по их обучению. Учитесь правильно доносить ребенку знания. Портал подскажет, как привить любовь к литературе и не погасить желание учиться. Читайте о развитии речи крохи, разрабатывайте дикцию и тренируйте его дыхание. В разделе «Аппликации, поделки» мамочек ждут идеи для рукоделия. Знакомьте детишек с профессиями, названиями животных и растений.
http://www.poznayka.ruHttp://www.smeshariki.ru
Здесь малыши найдут, что почитать. Выбирайте произведения русских и зарубежных писателей. Знакомьтесь с народными сказками и учите веселые стихи. В разделе «Смотреть» юные спортсмены могут ознакомиться с видео-уроками по физкультуре. Для тех, кто ни дня не может прожить без песни, - музыка в рубрике «Послушать», наслаждайтесь хитами из мультфильмов и кино. Развивать свои таланты и учиться делать поделки ребятам поможет «Мастерская», где собраны примеры необычных идей для творчества.
http://webdeti.net/index.php?option=com_content&ta...На данном сайте ребята найдут много интересной и познавательной информации. Читайте анекдоты и веселые истории. Развивайте речь и тренируйте дикцию с помощью скороговорок. Учите стихи к мероприятиям. В разделе «Искусство общения» малышам расскажут, как расположить к себе собеседника и научат гостевому этикету. Смотрите идеи для проведения незабываемого дня рождения и обратите внимание на советы о выборе подарков. Участвуйте в конкурсах и викторинах - обладателей лучших ответов ждут ценные призы.
http://www.kostyor.ru/Ежедневный курс «Эрудит» приглашает всех желающих присоединиться к обучающим занятиям. Здесь каждый день - новые задания, подобранные по возрасту детей с разной сложностью. Учитесь считать и читать, различать цвета и узнавать предметы по их форме. Сайт обещает, что занятия не будут скучными, они придуманы в виде головоломок, загадок, ребусов и криптограмм. В разделе «Игротека» ребята смогут играть в режиме онлайн и участвовать в конкурсах и викторинах, а также делать фокусы и мастерить поделки.
http://www.solnet.ee/Сайт полон детскими развлечениями и советами для родителей. Здесь вы можете вместе с ребенком учить стихи и слова песен, играть в режиме онлайн и читать новости. В разделе «Образование» детишки смогут ознакомиться с творчеством великих писателей и композиторов. Мамочек портал зовет на кулинарные уроки, где собраны рецепты полезных блюд. Хотите устроить ребенку незабываемый праздник? Смотрите идеи мероприятий и скачивайте сценарии. Устройте своему крохе настоящий карнавал с играми и конкурсами.
http://chudesenka.ru/Интернет-журнал приглашает к себе в гости ребят от 6 до 14 лет. Здесь малышам расскажут о книжных новинках и выставках. На страницах проиллюстрированной истории с собакой Янкой ребята узнают, как отличить ромашку от других цветов на поляне, а также где водятся птицы с голубыми лапами. В разделе «ИгроДом» малыши найдут для себя много увлекательных игр. Разгадывайте кроссворды и загадки прямо на сайте. Смотрите мастер-классы, в которых покажут идеи поделок из молочных упаковок.
http://www.murzilka.org/
Смотреть мультфильмы, документальное кино и сказки можно на данном сайте. Здесь - развивающие игры, раскраски, головоломки и паззлы. В разделе «Кинозал» для малышей выложены видео с уроками по азбуке, математике и литературе. Учите буквы и запоминайте новые слова вместе с известными персонажами. Знакомьтесь с окружающей средой и изучайте названия животных. В рубрике «Популярное на сайте» изложены варианты плетения браслетов из резинок на вилке и разнообразные идеи самодельных открыток.
http://pustunchik.ua/Зайдя на сайт, вы точно не скажете, что даром потратили свое время. Здесь родители и дети найдут, чем себя развлечь. В разделе «Игры» выложено большое количество развивающих заданий. Малышей ждут головоломки, загадки, аркады и паззлы. Учите стихи к праздникам и утренникам. Чтобы отдохнуть от задач или для поднятия настроения, можете включить песни и послушать любимые хиты из фильмов и сказок. Родителям портал советует обратить внимание на статьи о воспитании и обучении своего чада.
http://mir-skazok.net/С интересными фактами о животных и растениях можно ознакомиться на этом портале. Здесь ребятам расскажут об окружающей среде и что нужно делать, чтобы ее не загрязнять. В разделе «Читалка» собрана коллекция детской литературы о веселых путешествиях главной героини сайта Клёпы. Узнайте о том, как она решилась полетать на воздушном шаре и какие блюда любит готовить у себя на кухне. Рубрика «Улыбка» подарит крохам хорошее настроение. Присылайте детские рисунки и лучшие будут опубликованы на сайте.
http://www.klepa.ru/Познакомьте ребенка в игровой форме с правилами безопасности. На данном сайте Спасик расскажет детишкам о том, как следует себя вести на отдыхе, находясь в воде и на улице. Скачивайте методические пособия, в которых речь идет о том, чего не нужно делать одному дома, проходите тесты и отвечайте на вопросы викторины. В галерее найдете тематические рисунки. Смотрите обучающие мультики и видео-уроки. Также на портале выложены все номера телефонов экстренной помощи и адреса спасательных служб.
http://www.spas-extreme.ru/Если ребенка интересует все вокруг, тогда предложите ему посетить «Детскую страничку», где его ждут фотографии растений, истории о вселенной и рассказы о звездах. Здесь малыш прочитает о планетах, откуда появились их названия и почему жизнь есть только на Земле. В разделе «Животные» собрана информация об обитателях лесов. Смотрите картинки с водоплавающими и жителями морского дна. Читайте былины о Добрыне и Кощее, а также о том, как Василиса Премудрой стала.
http://www.deti.religiousbook.org.ua/