Открытый сабвуфер (без корпуса). В качестве заключения

Электроника 23.04.2019
Электроника

Автомобильный сабвуфер предназначен для воспроизведения низших частот. Чтобы получить хорошие низкие частоты на обычных акустических системах (без сабвуфера) требуются большие и мощные колонки.

Применение сабвуфера позволит разгрузить акустическую систему по низким частотам. Поскольку человеческий слух не может распознать направление низкочастотного звука, сабвуфер понадобиться только один и расположить можно в любом месте автомобиля. Качество звука при этом повысится, поскольку не придется перегружать колонки басами, а значит уменьшится количество искажений.

Существует три типа оформления: закрытый ящик, фазоинвертор и бандпасс.

Тип корпуса сабвуфера - закрытый ящик (ЗЯ)

Это наиболее простой в изготовлении тип акустического оформления. Колебания в таком ящике находятся в закрытом объеме и в конечном итоге гасятся. Поскольку звуковая волна это энергия, то затухая она превращаются в тепло. И хотя количество этого тепла невелико - оно все же оказывает влияние на характеристики акустической системы.

Для предотвращения этого эффекта ЗЯ заполняют изнутри звукопоглощающим материалом (вата или синтепон), который, поглощая звук поглощает и тепло. Повышение температуры воздуха становится намного меньше и динамику "кажется" что позади него существенно больший объем, чем на самом деле. На практике таким способом удается добиться увеличения "акустического" объема ящика по сравнению с геометрическим на 15-20%.

При всей простоте конструкции закрытого ящика, он обладает многими достоинствами. Во-первых, простота расчета. Здесь есть всего один параметр - объем. Во-вторых, существенно снижает вероятность перегрузки динамика и его механических повреждений. В-третьих, при грамотном выборе параметров сабвуферной головки и объема корпуса - закрытый ящик не имеет равных в области характеристик, определяющих субъективное восприятие басовых частот.

Если все так хорошо, зачем нужны остальные типы акустического оформления? Подвох один - КПД. У закрытого ящика он наименьший по сравнению с любым другим типом акустического оформления. Чем меньше сделать объем ящика, тем меньше будет его эффективность.

Тип корпуса сабвуфера - фазоинвертор (ФИ)

В фазоинверторе часть энергии, которая в закрытом ящике "ставится к стенке" используется в мирных целях. Для этого внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством тоннелем, заключающим в себе некоторую массу воздуха. Величина этой массы выбирается таким образом, чтобы, в сочетании с упругостью воздуха внутри ящика создать вторую колебательную систему, получающую энергию от тыльной стороны диффузора и излучающую ее куда нужно и в фазе в излучением диффузора. Такой эффект достигается в не очень широком диапазоне частот, но в его пределах к.п.д. существенно возрастает.

Помимо более высокого к.п.д. фазоинвертор обладает еще одним достоинством - наличие здоровенной прорехи в корпусе громкоговорителя может сдержать движение диффузора и вблизи частоты настройки значительно уменьшается амплитуда колебаний диффузора. В рабочем диапазоне фазоинвертор создает для динамика совершенно тепличные условия, причем точно на частоте настройки амплитуда колебаний минимальна, а большая часть звука излучается тоннелем. Допустимая подводимая мощность здесь максимальна, а искажения, вносимые динамиком - наоборот, минимальны.

Фазоинвертор капризен к выбору параметров и настройке , поскольку выбору, под конкретный динамик, подлежат три параметра: объем ящика, поперечное сечение и длина тоннеля. Тоннель часто делают так, чтобы можно было регулировать длину тоннеля, меняя частоту настройки.

Тип корпуса сабвуфера - полосовой громкоговоритель (bandpass)

Если закрытый ящик и фазоинвертор - акустические фильтры верхних частот, то полосовой - объединяет в себе фильтры верхних и нижних частот. Простейший полосовой громкоговоритель - одинарный 4-го порядка. Он состоит из закрытого объема, т.н. задней камеры и второго, снабженного тоннелем, как у фазоинвертора (передняя камера). Динамик установлен в перегородке между камерами так, что обе стороны диффузора работают на полностью или частично замкнутые объемы - отсюда и термин "симметричная нагрузка".

Из традиционных конструкций, бандпасс - чемпион по эффективности. Эффективность прямо связана с шириной полосы пропускания. Частотная характеристика полосового громкоговорителя имеет вид колокола.

Бандпасс - капризен в расчете и трудоемок в изготовлении. Поскольку динамик закопан внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке ящика, чтобы наличие съемной панели не нарушало жесткости и герметичности конструкции. Импульсные характеристики тоже не из лучших, в особенности при широкой полосе.

Чем же это компенсируется? Прежде всего - высочайшим к.п.д. Во-вторых - весь звук излучается через тоннель, а динамик полностью закрыт. При компоновке такого сабвуфера открываются немалые возможности для установки его в автомобиль. Достаточно найти небольшое местечко на стыке багажника и салона, где может разместиться жерло тоннеля - и путь мощнейшим басам открыт.

Какой тип корпуса выбрать для сабвуфера

Если любите слушать качественную музыку - выбирайте сабвуфер с закрытом типом ящика. Если нужно много баса, чтобы дрожало стекло автомобиля - выбор в пользу сабвуфера с корпусом фазоинвертора. Этот вариант даст наибольшую мощность. Вариант с корпусом "бандпасс" - лучше оставить профессионалам авто звука.

Сабвуфер в машину — это устройство, производящее низкочастотные звуки диапазона 10 — 150 Гц с большим диаметром диффузора. Сабвуфер даёт возможность добиться более мощного и глубокого звука. Основное звучание диапазона от 80 до 200 Гц идет через колонку.

Наверняка, большая часть водителей в процессе вождения слушают радио или любимые песни на дисках, флешке. Поэтому мультимедийная система играет большую роль. Качество звучания связано напрямую с магнитолой, колонками или сабвуфером. Первые два варианта не гарантируют настолько чистый звук, но подобрать для себя оптимальный вариант легче. Но к выбору сабвуфера нужно подойти ответственней и со знаниями.

Типы автомобильных сабвуферов

Активный сабвуфер представляет собой усилитель мощности и разделительный фильтр с линейными входами и выходами, а также с возможностью регулировки уровня частоты разделения и сигнала. Если подобрать качественный активный саб, то можно добиться широкого динамического диапазона звучания.

Достоинства

Подключить такой сабвуфер может даже не профессионал. Дешевле по стоимости, чем аналоги, а также прекрасно подойдёт для тех, кто просто хочет наслаждаться музыкой в своей машине, не углубляясь в детали.

Недостатки

Уже укомплектованная полностью конструкция, помещающаяся не в каждом авто. Нет опциональности и вариантов модернизации. Экономия в материалах оказывает негативное влияние на качество при неправильном подборе или сборке.

Пассивный сабвуфер

Пассивный сабвуфер для автомобиля — это низкочастотный динамик, который устанавливается в специальном акустическом корпусе с подключением ко внешнему усилителю. Также возможен вариант его подключения с помощью разделительного фильтра частот. Это даст возможность достичь более глубоких басов.

Достоинства

В сочетании с качественным усилителем, пассивный сабвуфер даст возможность наслаждаться любой музыкой. Выбрать пассивный сабвуфер в машину рекомендуется тем, кто действительно хочет организовать хорошую аудиосистему и готов потратить на это некоторую сумму денег.

Недостатки

Для установки пассивного сабвуфера необходимо приобретение дополнительного оборудования в виде усилителя или электронного разделительного фильтра. Естественно, это сказывается также на стоимости подобного устройства, а также для его подключения, скорее всего, придется прибегнуть к помощи специалиста.

Конструкция сабвуферов

Открытого типа

Открытый вид сабвуфера – мощный низкочастотный динамик, который устанавливается непосредственно в автомобильную панель. «Подгонку» воспроизводимых частот производят при помощи фильтров, но подобное регулирование не дает глубоких басов до 100 Гц.

Закрытого типа

Корпусный (закрытый) тип сабвуфера – низкочастотный динамик, который устанавливается в корпусе. Такая конструкция или приобретается отдельно, или изготавливается на заказ по индивидуальным параметрам. Больше подходит для любителей «глубокого низа».

Сабвуфер с герметичным корпусом

Герметично закрытый — динамики помещают в закрытую коробку заданных объёмов. При этом замкнутые звуковые волны позади динамиков гасятся в корпусе. Простые расчёты объёма конструкции, практически отсутствующая перегрузка динамика, качественные нижние частоты считаются основными преимуществами данного сабвуфера в автомобиль. Но у такой конструкции слишком низкий КПД, что объясняет её непопулярность.

Фазоинверторные

Фазоинвертор – коробка, имеющая лабиринты, определённых размеров, благодаря чему повышается звуковое давление на усилителе. Это поднимает звучание на определенных частотах в границах 50 — 120 Гц. Герметичность коробки гарантирует диффузорное давление с уменьшением вероятности звуковых неточностей, а фазоинвертором (фильтром для акустики) корректируется подъем амплитудно-частотной характеристики и разгружается диффузор от избыточного давления, так КПД колонок повышается.

Полосовые

Если герметичный сабвуфер с фазоинвертором — это фильтр для верхних частот, то полосовой вид является фильтром верхней и нижней частоты. Динамики устанавливаются между перегородками камер, чтобы обе стороны диффузора работали не полноценно или с частично замкнутыми объемами – отсюда понятие «симметричной нагрузки».

Компактный сабвуфер

Бюджетный вариант сабвуфера небольших размеров, который идеально подойдет для небольших автомобилей. Такой вариант, как правило, размещают или в салоне в районе пассажирского сидения, или в багажнике. Недостатком такого способа является сравнительно посредственное звучание.

Характеристики сабвуферов

Выбирать необходимо сабвуфер по характеристике.

Частота диапазона – допустимая граница пределов звучания. У сабвуферов может быть низкий бас (до Гц), средний (до 80 Гц) и высокий (до 160 Гц). Данная техника звучит на средних и высоких диапазонах, но более комфортный – до 60 Гц.

Далее учитывается частота деления кроссовера. При соответствии в 70 Гц, отчётливо слышится разная звуковая частота и достигается более установленный предел (в большинстве случаев, это от 70). Настройку данных устройств производят на усилителях. Кроссовер устанавливают на магнитолу, а для достижения гибких в басовых настроек с лучшей функциональностью, необходимы отдельные звуковые процессоры.

Так же обращается внимание на максимум в звуковых делениях. Если говорить просто – максимально-допустимые звучания устройств. Но, если человек интересуется только качеством басов, эта характеристика не учитывается.

Узнается чувствительность. В основном, для этого показателя идеальной будет высота от 90 децибел. Если показатель хороший, то допустимы усилители слабее. При подобной чувствительности снижается нагрузка усилителя. Это значит, что после увеличения громкости, системой не будет искажаться звук.

Немаловажную роль играют параметры динамика. Стандартным размером считается около 10 — 12 дюймов, но можно установить и пару сабвуферов, имеющих динамики до 10 дюймов.

Последнее, на что обращается внимание – резонансные частоты. Определяются условиями распространения без акустики и изменчивы, в зависимости от физической характеристики.

Если внимательно относиться к своей акустической системе и подойти к выбору грамотно, то даже за небольшую цену можно будет приобрести качественный продукт.

На что стоит обратить внимание при выборе сабвуфера?

При выборе важно учитывать некоторые моменты:

  1. Выбирать технику нужно только в проверенном официальном магазине или сервисе, где гарантируется замена или ремонт за несколько дней, если будут дефекты или несоответствия в звучании.
  2. Указание максимальной мощности сабвуфера является только рекламным ходом для покупателей. Эта цифра не считается критичной и не несет важной информации чаще всего, но стоит учитывать данный факт.
  3. Необходимо рассматривать номинальную мощность. Это считается разницей для отсутствия искажений. Обычная мощность для автомобиля составляет до 300 Ватт, но для лучшего ощущения басов можно подобрать акустику до 600 Ватт. Всё, что выше указанной мощности используется фанатами или же глухими.
  4. Чувствительность сабвуфера отвечает за звуковое давление, которое воспроизводит усилитель. При высшем давлении, улучшается звучание.
  5. Необходимо учесть резонансную частоту сабвуфера, которая является частотой резонанса усилителя. Допускается значение до 35 Гц, показатель свыше считают завышенным, что негативно скажется на звуке.

Производители и цены

16/09/2013 , Posted in

Существует целый ряд принципов, по которым можно классифицировать все сабвуферы для , или комнаты прослушивания. Далее мы перечислим основные из них, в каждом случае указывая преимущества и недостатки каждого вида.

Наличие встроенного усилителя

В зависимости от наличия или отсутствия встроенного усилителя различают Активные и Пассивные сабвуферы.

Активные сабвуферы в настоящее время наиболее распространены и, по большому счету, являются оптимальным выбором для использования в или . Активные сабвуферы, попросту говоря, наиболее гибки и удобны в плане инсталляции. Однако они совершенно не обязательно звучат наилучшим образом. Самый простой активный сабвуфер несет на борту усилитель, регулятор частоты раздела кроссовера (LPF или ФВЧ – Low Pass Filter или Фильтр Высоких Частот), переключатель фазы и два типа входных соединений. Наличие встроенного усилителя обуславливает необходимость отдельного шнура питания от розетки 220В до сабвуфера. Регулятор частоты раздела кроссовера позволяет вам ограничить сверху диапазон, который будет воспроизводить сабвуфер. Регулятор (чаще переключатель) фазы позволит вам лучше интегрировать сабвуфер с остальными колонками вашей системы. Он предназначен для инвертирования или плавного изменения фазы аудио сигнала, поступающего на вход сабвуфера. Для его правильной установки вам, скорее всего, придется послушать, как играет система в обоих режимах (0 и 180), и выбрать вариант с наиболее приятным и глубоким басом. Ну, и, конечно же, активному сабвуферу нужно подать сигнал с соответствующего линейного выхода вашего AV ресивера или процессора.

Активные сабвуферы LJAudio и SVSound

Преимущества активных сабвуферов:

  • Очень удобны в использовании (как и AV ресиверы по сравнению с набором отдельных компонентов);
  • Легче в установке и настройке за счет того, что в них уже встроено все необходимое;
  • Как правило, являются менее дорогими (как и AV ресиверы по сравнению с набором AV процессор + многоканальный усилитель).

Недостатки активных сабвуферов:

  • Встроенные усилители на большинстве, хотя и не на всех, сабвуферов являются относительно менее качественными;
  • Менее удобны в плане установки, т.к. всегда требуется тянуть 2 кабеля (питание и сигнал);
  • Если что-то нехорошее случается с усилителем, ему не так просто найти замену или отремонтировать;
  • Производители далеко не всегда продают запасные части к старым моделям;
  • Некоторые активные сабвуферы не включаются автоматически, если на них подается низкий по уровню аудио сигнал (плохо работает система автоотключения\включения).

Пассивные сабвуферы изначально созданы для использования в паре с внешним усилителем. Усилитель может использоваться как выделенный (наилучший вариант), так и интегрированный (к примеру, можно задействовать свободные каналы AV ресивера). Важный момент состоит в том, что, поскольку сабвуфер изначально требует больше мощности для воспроизведения НЧ-звуков, усилитель должен быть достаточно мощным. В дополнение к этому, если сабвуфер не имеет встроенного фильтра высоких частот (а, как правило, пассивный сабвуфер его не имеет), сигнал должен быть отфильтрован на стороне AV ресивера прежде, чем он попадет на сабвуфер.

Пассивные сабвуферы PRO, RBH и JBL

Преимущества пассивных сабвуферов:

  • Внешние усилители обычно более добротны, у них правильные массивные блоки питания, качественная разводка сигнальных цепей;
  • Способны переварить большую мощность и выдать большее количество дБ;
  • Многоканальный усилитель может заставить играть несколько пассивных сабвуферов в вашем ;
  • Пассивные сабвуферы более просты и дешевы в производстве;
  • Внутренний полезный объем корпуса получается больше при тех же размерах, что позволяет более гибко подходить к размещению динамика и портов фазоинвертора;
  • Если усилитель начинает барахлить, его легко можно заменить на любой другой;
  • Менее пожароопасен (электрика и деревянный корпус разнесены в пространстве);
  • Один из главных плюсов – большая гибкость при установке. Вы можете установить усилитель в стойке вместе с остальным оборудованием вашего ДК, а к сабвуферу протянуть лишь один обычный акустический провод. Питание к ним тянуть не нужно!
  • Длинные акустические (колоночные) провода, как правило, дешевле специальных сабвуферных кабелей аналогичной длины;
  • Акустические провода (могут быть исполнены совершенно плоскими) гораздо легче спрятать, нежели сабвуферные кабели.

Внешний сабвуферный усилитель

Недостатки пассивных сабвуферов:

  • Значительно сложнее в организации и установке;
  • Внешние усилители могут быть дороже, чем встроенные.

Направленность излучателя

В зависимости от того, в какую сторону смотрит динамик, сабвуферы можно разделить на:

Излучающие вниз (Down Firing). Этот тип сабвуферов имеет динамик, установленный в нижнюю стенку корпуса и направленный в пол. Сабвуферы данного типа выглядят больше похожими на некую мебель, нежели на акустическую систему. Им не нужен защитный гриль. Играть они могут даже более эффективно, чем их сородичи, потому следует избегать их установки в углах комнат и в непосредственной близости к стенам (касается варианта с одним сабвуфером в системе). Иначе звук может быть слишком гулким.

Down Firing cабвуферы Yamaha и Atlantic Tech

Излучающие вперед (Front Firing). Динамик у этого типа сабвуферов установлен на одной из фронтальных стенок корпуса и направлен параллельно плоскости пола. Сабвуферы данного типа нуждаются в защитном гриле, оберегающем от повреждений динамик, и больше похожи на обычную акустическую систему.

Front Firing cабвуферы Earthquake и Rhythmic Audio

Тип акустического оформления

Данная классификация является наиболее обширной и уходит глубоко корнями в раздел Акустика науки Физика. В качестве минимального ликбеза немного расскажем о предназначении и функции какого бы то ни было акустического оформления динамика. Динамик излучает звук не только вперед, но и назад. Фронтальная и тыловая звуковые волны при этом противоположны по фазе. В связи с этим, существует термин “акустическое замыкание” при котором волны с обеих сторон диффузора динамика складываются и (если они целиком противоположны по фазе) гасят друг друга. В теории вы вообще не должны слышать звук от голого динамика, на практике же звук будет, но сильно далеким от оригинала. Корпус (ящик) акустической системы, в который устанавливается динамик, позволяет это замыкание ликвидировать и придать звуковым волнам требуемые параметры по динамике и частотной характеристике.

Мы опустим дальнейшую теорию и постараемся кратко рассмотреть наиболее часто встречающиеся типы акустического оформления, не забыв рассказать о достоинствах и недостатках каждого из них.

Закрытый ящик (ЗЯ, Закрытый корпус, Enclosure) . Динамик установлен в закрытый воздухонепроницаемый корпус. Такое решение полностью изолирует тыловую звуковую волну динамика от фронтальной.

Достоинства:

  • Легкость конструирования и производства (нужно учесть всего два параметра: объем ящика и добротность динамика);
  • Относительно небольшой объем корпуса;
  • Превосходные импульсные характеристики (отклик на кратковременный сигнал, способность компонента точно воспроизводить кратковременные музыкальные события);
  • Нет нужды в применении сабсоник фильтра (ФНЧ), т.к. присутствует естественная склонность ЗЯ к подавлению частот, ниже резонансной частоты динамика;
  • Быстрый, натуральный, гладкий, упругий, четкий, контролируемый и теплый – вот ряд субъективных характеристик, очень часто используемых при описании баса, воспроизводимого хорошим сабвуфером данного типа.

Недостатки:

  • Относительно высокая нижняя частотная граница, редко находящаяся ниже 30 Гц (по уровню -3 дБ);
  • Самый низкий КПД в сравнении с другими типами акустического оформления.

Фазоинвертор (ФИ , Ported, Vented, Bass-Reflex) . Динамик установлен в корпус, который имеет тоннель, продолжающийся внутрь в виде трубы, короба или щели на определенную длину. Этот тоннель называется портом фазоинвертора. За счет него внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством. Длина и площадь сечения тоннеля являются критически важными параметрами для корректной работы этого типа акустического оформления. И динамик и порт фазоинвертора работают в тандеме, образую вторую колебательную систему, излучающую (уже в фазе с диффузором динамика) дополнительную звуковую энергию тыловой волны. Динамик, как правило, устанавливается во фронтальную стенку корпуса. Порт фазоинвертора чаще всего располагается на той же стенке, реже на перпендикулярной (в случае вниз смотрящего динамика) стенке корпуса и настраивает аппарат на максимальную отдачу в определенном (редко шире 1-2 октав) диапазоне частот. В этом диапазоне динамик работает с минимальной нагрузкой, колебаниями и искажениями (большую часть звука излучает порт), позволяя сабвуферу переваривать большую максимальную мощность. Выше частоты настройки тоннель становится все менее «прозрачным» для звуковых колебаний, и динамик работает, будто в закрытом ящике. Ниже частоты настройки происходит обратное: инерция порта постепенно сходит на нет, и на самых низких частотах динамик работает практически без нагрузки, как если бы его вынули из корпуса. Амплитуда колебаний быстро возрастает, а вместе с ней и риск выплевывания диффузора динамика или повреждения звуковой катушки от удара о магнит. Это особенность обуславливает необходимость применения в сабвуферах фазоинверторного типа фильтров инфранизких частот (сабсоников).

Достоинства:

  • Более низкая граница АЧХ, спокойно располагающаяся в районе или даже ниже 20 Гц (по уровню -3 дБ);
  • Позволяет подводить большую мощность за счет меньшей амплитуды колебаний диффузора динамика, особенно в районе и выше частоты настройки;
  • Более производительны, превосходя в среднем на 3дБ по уровню звукового давления своих собратьев в закрытом ящике;
  • Глубокий, мощный, полный, громкий, вдохновляющий, потрясающий и сотрясающий землю – такие эпитеты часто сопровождают описание НЧ эффектов, воспроизводимых сабвуферами данного типа.

Недостатки:

  • Требует большего размера корпуса;
  • Сложнее получить желаемый результат при конструировании и производстве;
  • Требуют наличия дополнительного фильтра инфранизких частот (сабсоника) или ограничения громкости, т.к. велика вероятность повреждения динамика на частотах ниже частоты настройки;
  • Импульсные характеристики хуже ЗЯ, что сказывается на субъективном восприятии басовых нот, особенно в музыке;
  • Диаметр порта должен быть относительно большим, чтобы избежать нежелательных призвуков проходящего через него воздуха. Это тянет за собой необходимость увеличения длины тоннеля, что, в свою очередь, влечет необходимость увеличивать сам корпус. В итоге может получиться ящик совершенно непотребных размеров;
  • Гулкий, спертый, вялый, однонотный, медленный и неточный – часто встречающиеся субъективные эпитеты относительно баса от неудавшихся сабвуферов данного типа.

Большинство представленных на рынке потребительской электроники сабвуферов являются фазоинверторными. Аппараты данного типа позволяют получить самый глубокий и самый громкий бас, пускай местами и за счет качества воспроизведения особо тонких и требовательных к точности музыкальных деталей.

Полосовой громкоговоритель 4-го порядка (Bandpass Vented\ Sealed, Бэндпасс, БП) . Бэндпасс 4 порядка характеризуется динамиком, фронтальная и тыловая части которого установлены в двух отдельных камерах единого корпуса. Причем тыловая часть динамика находится в закрытом ящике, а фронтальная в ящике с портом (туннелем) либо наоборот. Корпус такого сабвуфера создается, как закрытый ящик, но с добавлением акустического фильтра (порта). Данный фильтр, работая в тандеме с фронтальной звуковой волной динамика, ограничивает полосу пропускания аппарата, попутно поднимая уровень звукового давления в этом частотном диапазоне.

Достоинства:

  • Достижима довольно низкая граница АЧХ (по уровню -3 дБ), но лишь за счет меньшей отдачи и большего уровня искажений;
  • Достижимы экстремально высокие уровни звукового давления, ценой которым будет более высокая частота настройки и узкая полоса пропускания;
  • Требуется меньший совокупный ход динамика, меньше вероятность его повредить;

Недостатки:

  • Трудно сконструировать все правильно. Результат сильно зависит от точности полученных объемов обеих камер, а также от частоты настройки;
  • Склонен к однонотному басу, особенно если сконструирован недостаточно корректно;
  • Для достижения широкой полосы пропускания придется смириться с невысокой чувствительностью и наличием искажений в некотором диапазоне;
  • Слабые импульсные характеристики;
  • Ширина полосы пропускания и чувствительность связаны обратно пропорционально.


Bandpass сабвуферы Lanzar и Sonance

Наиболее часто сабвуферы подобного типа встречаются в автомобильных инсталляциях, нацеленных на участие в соревнованиях по автозвуку в категории максимального звукового давления (SPL).

Полосовой громкоговоритель 6-го порядка (Bandpass Vented) . Бэндпасс 6 порядка характеризуется динамиком, фронтальная и тыловая части которого установлены в двух отдельных камерах единого корпуса. Причем и тыловая и фронтальная часть динамика находятся в ящике с портом (туннелем). Каждая камера настраивается на свою расчетную частоту. Результирующая АЧХ по идее должна быть лучше, чем у всех описанных ранее вариантов оформления. Правами на данный тип акустического оформления и секретами принципов расчета корпуса владеет компания Bose. Они объясняют теорию таким образом: «НЧ динамики располагаются между двумя отдельными акустически упругими объемами внутри запатентованного Bose модуля «Acoustimass». Когда диффузор динамика двигается, он возбуждает воздух в камерах. Находящийся в камере воздух, играя роль акустической пружины, взаимодействует с воздухом, находящимся в туннеле, и выдает больше НЧ звука при меньшей мощности усиления. Система более чувствительна и требует меньшей амплитуды колебаний диффузора динамика, что, в свою очередь, рождает меньшее количество искажений. Даже если каким-то образом искажение было создано, благодаря запатентованной технологии оно останется в плену акустических объемов корпуса и никогда не достигнет ваших ушей».

Достоинства:

Недостатки:

  • Общий объем двух камер выливается в довольно громоздкий ящик;
  • Трудно сконструировать. Результат сильно зависит от точности реализации расчетных параметров;
  • Нет четких формул расчета объемов и размеров портов из-за патента, принадлежащего компании Bose;
  • Динамик довольно легко может выйти из строя в результате постоянного высокого давления, влекущего за собой перегрев его частей;
  • Слабые импульсные характеристики.

EBS (Extended Bass Shelf, Расширенная Басовая Полка) . EBS – это разновидность фазоинверторного оформления корпуса динамика. Различие в том, что рабочий объем корпуса нарочно выбирается больше на 25-75% от оптимального расчетного, а порт настраивается на частоту, близкую к резонансной частоте динамика. Как результат мы получаем приличную прибавку в нижней граничной частоте сабвуфера. Если измерить АЧХ такого аппарата, становится видна та самая «Полка», находящаяся сразу выше частоты настройки.

Достоинства:

  • Низкая граница АЧХ (по уровню -3 дБ), легко достигающая значений далеко вниз за 20 Гц;
  • Инфранизкий, содрогающий землю бас;
  • Увеличенная отдача на частотах ниже 25 Гц за счет уменьшенной отдачи выше 30 Гц (частоты зависят от параметров внутреннего объема и частоты настройки порта).

Недостатки:

  • Гигантский размер корпуса;
  • Динамик способен выдержать на 25-50% меньшую максимальную мощность прежде, чем начнет разрушаться;
  • Нехватка эффекта присутствия, недостаток атаки – такие эпитеты встречаются при описании EBS;
  • Общий эффект от баса значительно смягчен. Сигналы на частотах от 40 до 60 Гц крайне низки по уровню;
  • Сложнее «продать», т.к. большинство людей слабовосприимчивы к звукам на таких низких частотах;
  • Нужно в 8 раз больше мощности (впрочем, как и объема передвинутого воздуха), чтобы сделать звук на 20 Гц таким же громким, как на 40 Гц.

Бесконечный экран (Infinite baffle, IB). IB – это разновидность открытого оформления динамика, в котором экран, разделяющий фронтальную и тыловую звуковые волны представляется в виде бесконечной плоскости. Данная конструкция подразумевает монтаж НЧ-динамиков в очень большой изолированный рабочий объем, размеры которого позволяют пренебречь силой сопротивления, создаваемой при сжатии воздуха в других типах оформления. Такой тип оформления не влияет на изменения резонансной частоты динамика, что неминуемо происходит в остальных случаях. Зачастую в качестве «изолированного» объема используют соседнее с комнатой домашнего кинотеатра помещение (подвал, чердак, погреб, кладовку, гараж и т.д.). В отличие от своих фазоинверторных и закрытых собратьев, IB-сабвуферы отличает отсутствие посторонних призвуков, так часто создаваемых портами фазоинверторов и стенками корпуса ЗЯ. Как говорят сторонники IB: «Слушайте бас, а не корпус (Hear The Bass, Not The Box)».

Достоинства:

  • Максимально низкая граница АЧХ (по уровню -3 дБ), достигающая значения в 5 Гц;
  • Экстремально инфранизкий, содрогающий землю и перехватывающий дыхание бас;
  • Отсутствие посторонних призвуков и окраса звучания;
  • Экономия внутреннего пространства – нет нужды устанавливать большие ящики в помещении ;
  • Скрытность установки – находка для дизайнера интерьера.

Недостатки:

  • Всегда сложный кастомный инсталляционный проект. IB не бывают промышленного исполнения;
  • Наличие соответствующего смежного помещения для установки динамиков;
  • В смежном помещении баса будет столько же, сколько и в вашем кинотеатре (встает вопрос дополнительной звукоизоляции);
  • Требуется большее количество динамиков, т.к. их максимальная мощность уменьшается на 50% (нет акустического сопротивления воздуха, легче повредить динамик);
  • Сложность расчета и настройки, требующая профессионального калибровочного оборудования и эквалайзеров.

Варианты организации IB сабвуферов

Такие сабвуферы вы встретите лишь дома у продвинутых энтузиастов домашнего кинотеатра, которых по праву называют «Bass Head» (Басовая голова). Эти ребята не знают компромиссов и строят сабвуферы, выделяя для них целую смежную комнату, монтируют несколько пар 15-18” динамиков, подводят 3-4 кВт усилительной мощности – все ради достижения того самого эффекта присутствия. И, видимо, не зря, ведь LFE канал саундтрека целого ряда фильмов содержит НЧ-эффекты, опускающиеся вплоть до 5 Гц!

Реальный пример АЧХ IB сабвуфера (красный график)

Пассивный излучатель (ПИ, Passive Radiator, PR). Пассивный излучатель используется всегда в сочетании с активным и служит в качестве замены туннелю фазоинвертора. АС с пассивным излучателем больше всего похожа на АС с фазоинвертором в плане своих акустических характеристик, однако, с возросшей чувствительностью. Пассивные излучатели часто исполняются в виде обычного динамика, у которого отсутствует магнит и катушка, или просто в виде плоской диафрагмы на подвесе. Излучатель должен быть больше или как минимум таких же размеров, как и активный динамик.

Достоинства:

  • Отсутствие призвуков и окраса звучания, создаваемых портом фазоинвертора;
  • Простота настройки. Простым добавлением или отыманием небольших значений массы ПИ настроечная частота корпуса может быть изменена на значение от 0,1 до 15 Гц. Легкодостижима точная настройка;
  • Возможность настройки небольших корпусов на более низкую частоту – нет ограничений по длине туннеля;
  • Меньше угроза выхода динамика из строя на инфранизких частотах, нет нужды в применении сабсоника.

Сабвуферы с пассивным излучателем Paradigm, Definitive Tech и Mirage

Недостатки:

  • Возможны искажения в связи с эффектом «пинг-понга» (если кратко, колебания ПИ могут повлечь колебания основного динамика);
  • Немногим более высокая нижняя граница АЧХ сабвуфера по сравнению с ФИ;
  • Самый крутой спад (36 дБ/октава) ниже частоты настройки;
  • Более дорогие в производстве (ПИ стоит дороже пластмассовой трубы ФИ).

Трансмиссионная линия (ТЛ, Лабиринт, Transmission Line, TL). Динамик устанавливается в корпус, внутри которого организован акустический лабиринт или длинная труба, которую и называют трансмиссионной линией. Длина такого лабиринта зависит от резонансной частоты динамика и материала, из которого изготовлен демпфирующий состав, покрывающий стенки всего лабиринта. ТЛ может сужаться и расширяться или по всей своей длине оставаться с неизменной площадью поперечного сечения, а также иметь целый ряд изгибов и поворотов для уменьшения итоговых размеров корпуса АС. Длина трансмиссионной линии соответствует 1/4 длины волны резонансной частоты динамика. Лабиринт обычно наполнен демпфирующим материалом различного типа, что помогает абсорбировать большую часть энергии обратной звуковой волны и позволяет использовать более короткую ТЛ при сохранении целевой частоты настройки АС.

Достоинства:

  • Отличные импульсные характеристики, равные (а зачастую и превосходящие) закрытые конструкции (ЗЯ) и значительно превосходящие фазоинверторные исполнения (ФИ);
  • Априори более жесткая конструкция корпуса избавляет от вносимых его стенками искажений;
  • Низкая крутизна спада АЧХ (в районе 10 дБ/октава и менее), влекущая увеличение отдачи в зоне глубокого баса;
  • Меньше окрас верхних басовых нот в связи с уменьшенными пиками импенданса;
  • Более живой, чистый и глубокий бас.

Transmission Line сабвуферы PMC и Earthquake

Недостатки:

  • Сложность проектирования и постройки;
  • Далеко не все динамики проявят себя хорошо в лабиринте, а конкретных рекомендаций по их выбору не существует;
  • Отсутствуют четкие методики проектирования и расчетные формулы для создания ТЛ, по большому счету это всегда метод проб и ошибок;
  • Размер корпуса может оказаться внушительным.

В домашних кинотеатрах встречается редко. В большинстве своем АС на основе лабиринта – удел энтузиастов Hi-Fi и Hi-End.

Изобарик (Compound, Isobaric) с двумя динамиками. Два динамика устанавливаются вместе в корпус, имеющий замкнутое пространство определенного объема между ними. Динамики должны работать друг с другом в фазе. Объем замкнутого между динамиками пространства должен быть минимальным, насколько это возможно для беспрепятственного хода диффузоров. В процессе моделирования корпуса данного типа берут вдвое меньший внутренний объем ЗЯ, что позволяет исполнить любой сабвуфер вдвое более компактном виде по сравнению с любым другим типом акустического оформления.

Достоинства:

  • Вдвое меньшие размеры корпуса для любого динамика относительно ЗЯ – основной плюс;
  • Улучшенная отдача на самых низких частотах;
  • Более плотный, быстрый, четкий и натуральный – эпитеты, встречающиеся при описании баса, воспроизводимого изобариком.

Недостатки:

  • Для работы внутреннего динамика требуется дополнительная аналогичная по величине мощность усиления, расходуемая «зря»;
  • Чувствительность системы ниже на 3 дБ по сравнению с ЗЯ за счет увеличенной вдвое массы диффузоров и уменьшенного вдвое внутреннего объема;
  • Чувствительность системы ниже на 6 дБ по сравнению с двумя ЗЯ аналогичного объема и с аналогичными динамиками.

В настоящее время сабвуферы такого типа встречаются крайне редко и лишь там, где есть большие проблемы с пространством для их установки, а бас требуется скорее четкий, нежели громкий.

Тяни/Толкай (Push/ Pull) с двумя динамиками. В закрытый корпус с единым внутренним объемом устанавливаются два динамика особым способом. Оптимальным считается вариант, когда динамики устанавливаются в одной плоскости корпуса, причем один направлен наружу, а второй направлен внутрь. Подключение к усилителю осуществляется в противофазе, когда в реальности работа диффузоров динамиков получается синфазной. Нечетные гармоники, согласно теории Венса Дикесона (Vance Dickason) самоустраняются. А если верить фирме, M&K, специализирующейся на производстве Push/Pull сабвуферов, такой подход позволяет избавиться даже и от четных гармоник. Так или иначе, гармонические искажения рожденные аномалиями динамика и его составных частей, сокращаются за счет аналогичных инвертированных аномалий второго динамика. Звук, как говорят сторонники данного вида оформления, получается настолько натуральным и естественным, насколько это возможно за счет коррекций, вносимых динамиками друг в отношении друга. Часто встречается вариант Push/Pull дизайна, когда оба динамика смотрят наружу, что выглядит более эстетично и привычно. Хотя в этом случае эффект сокращения искажений выражен слабо, все остальные плюсы подхода сохраняются. Размер корпуса должен быть вдвое большим, нежели чем при его расчете для одного динамика. Система получается более чувствительной (на 3 дБ) по сравнению с ЗЯ половинного объема и одним динамиком на борту при полностью аналогичной кривой АЧХ. Сабвуфер становится способен выдержать вдвое большую мощность.

Достоинства:

  • Лучшая чувствительность;
  • Возросшая вдвое максимальная мощность;
  • Отсутствие гармонических искажений;
  • Соответствующие способности к созданию высоких уровней звукового давления (SPL).

Недостатки:

  • Единый большой корпус сабвуфера, который может быть как с виду уродлив, так и сложен в конструировании и дальнейшем перемещении.
  • АЧХ, по большому счету, соответствует двум отдельным сабвуферам в корпусах вдвое меньших габаритов, однако, здесь вы не имеете возможности разнести их по разным частям комнаты при настройке, что зачастую крайне необходимо.

Push/Pull сабвуферы от Blue Sky, MK Sound, а также 3D DIY модель

Компании, достигшие совершенства в производстве сабвуферов по технологии Push/Pull, такие как MK Sound и Ken Kreisel (основатель MK), сегодня предлагают превосходно выглядящие сабвуферы и АС, обладающие непревзойденными характеристиками и звучанием. Это подтверждается использованием их продукции в ведущих киностудиях Голливуда и звукозаписывающих студиях Лондона. Добавим лишь то, что Кен Крейсел является изобретателем сабвуферов как таковых и систем типа «сателлит-сабвуфер».

Размер громкоговорителя (динамика)

Очень часто сабвуферы делят на классы согласно размеру (чаще диаметру) рабочей поверхности диффузора установленного динамика. Применяемые в строительстве сабвуферов динамики (вуферы) имеют, как правило, наибольшие размеры, т.к. они должны двигать большое количество воздуха для создания низкочастотных звуковых волн. Для получения того же уровня громкости на частоте на одну октаву ниже (например на 30 Гц вместо 60 Гц) вам потребуется в четыре раза больше мощности. Чем ниже резонансная частота динамика, тем меньшей частоты звуки способен воспроизвести громкоговоритель с заданным уровнем искажений. Резонансная частота динамика (обозначается Fs) определяется комбинацией массы его подвижных частей (диффузора, защитного колпачка, катушки и ее основания) и гибкости подвеса. При нормальных условиях нам потребуется более мощный усилитель, чтобы «раскачать» динамик сабвуфера, нежели обычную акустическую систему. Однако важно помнить, что хотя вы и должны иметь усилитель с запасом по мощности, чтобы избежать искажений (клипинг), основной задачей все же является согласование сабвуфера с основными акустическими системами. На любом уровне громкости сабвуфер не должен выделяться и локализироваться, а лишь невидимо расширять границу звучания системы вниз по кривой АЧХ.

Самыми распространенными размерами динамиков для использования в сабвуферах являются 8″, 10″, 12″, 15″ или 18″ (речь о диаметре круглого диффузора). Несмотря на то, что 18″ сабвуфер способен воспроизвести бас самой низкой частоты и на максимальной уровне громкости, самый большой динамик далеко не всегда является наилучшим выбором для оптимального воспроизведения басовых нот. Большие вуферы сложнее контролировать и настраивать. В наши дни на рынке присутствуют 10″ сабвуферы, способные двигать столько же воздуха, сколько могли переместить старые 15″ модели. Это стало возможным благодаря очень длинноходному диффузору 10″ динамика, спроектированному с учетом сохранения параметров линейности на протяжении всего своего рабочего хода, и высокомощному цифровому усилителю класса D, способному как следует раскачать такой вуфер в корпусе небольших размеров.

Качественное звучание музыки является одним из основополагающих факторов комфорта во время езды. Сегодня существует множество видов акустических систем, однако благодаря сабвуферу можно добиться действительно качественного звука. Сейчас предлагаем вам узнать, что представляет собой сабвуфер в машину, какие бывают виды таких устройств и как его правильно выбрать.

[ Скрыть ]

Что такое сабвуфер?

Для начала давайте разберемся с тем, что представляет собой музыкальный сабвуфер в машину. Это устройство представляет собой динамик для воспроизведения басов, то есть наиболее низких частот звука. По сути, это музыкальное автомобильное устройство — низкочастотная колонка. Использование таких колонок актуально в большинстве случаев для более молодых водителей, предпочитающих качественное звучание и желающих выделить свое авто среди других (автор видео — павел дацюк).

Итак, автомобильный музыкальный мини сабвуфер предназначен для воспроизведения низких частот, однако разве их мало? Как правило, недостаток басов обычно компенсировался путем монтажа широкополосных колонок заднюю полку за сиденьем, размер таких колонок в авто должен составлять 6х9 дюймов. На первый взгляд может показаться, что это идеальный вариант решения проблемы, поскольку стоимость решения такого вопроса довольно невысокая. Однако необходимо учитывать и то, что бас в авто может быть совершенно разным. К примеру, вышеописанные музыкальные колонки позволяют воспроизводить диапазон низких частот от 80-100 герц.

Разумеется, на упаковке от таких колонок будет написано, что они позволяют воспроизвести частоту до 22 тысяч герц, однако это далеко не так и такой показатель можно назвать маркетинговым ходом. При необходимости вы можете выставить самую низкую частоту, которая согласно инструкции может составлять от 45 до 80 герц. Однако нужно учитывать, что по факту бас в современных музыкальных треках составляет не менее 100, а то и 200 герц, соответственно, реальных низких частот в этом случае можно и не услышать.

Компактные плоские или тонкие мини устройства в последнее время становятся все более распространенными среди потребителей. Благодаря своей компактности, эти тонкие плоские мини девайсы можно без проблем установить под сиденье. Благодаря этому, компактные плоские тонкие мини усилители позволяют значительно сэкономить место в багажном отделении. Компактные мини сабы без проблем монтируются под водительские или пассажирские сиденья. Кроме того, активные автомобильные мини колонки можно установить и на заднюю полку или к спинке заднего сидения в багажнике. В результате того, что мини автосабвуферы почти не занимают места, их популярность в последнее время стремительно растет.

Усилители free-air

Не каждый автосабвуфер представляет собой усилитель, установленный в корпус, некоторым вполне достаточно давать качественный звук, играя на объеме багажного отделения. Чтобы установить free air сабвуфер, достаточно просто прорезать соответствующее отверстие в задней полке машины и монтировать устройство в него. Но если вы хотите получить действительно качественный звук, заднюю полку необходимо правильно обустроить, в частности, ее нужно не только усилить, но и шумоизолировать.

Следует отметить, что такой подход возможен только в случае с автомобилями в кузове седан, поскольку багажное отделение должно быть нормально отделено от салона, при этом непосредственно полка должна быть жесткой. Если неправильно подойти к этому вопросу, то вы просто выбросите деньги на ветер. Усилители типа free air сегодня не особо популярны среди потребителей из-за своей дороговизны, а также трудностей, с которыми столкнется покупатель при установке. Подробнее о том, как может функционировать сабвуфер на полную мощность, узнайте из видео ниже (автор видео — Гай Фокс).

Как выбрать?

  1. Наличие акустики. В первую очередь, необходимо определиться с тем, что есть в вашем авто. В том случае, если у вас установлены простые автомобильные динамики с усилителем, то покупка мощного автосабвуфера — дело необязательное. По мнению специалистов, установка саба будет актуальна в том случае, если акустика в транспортном средстве уже выдает качественный звук. Не верьте тем людям, которые утверждают, что качественный усилитель позволит выдать как нижние, так и верхние частоты.
  2. Тип устройства. Также необходимо определиться с тем, какой тип саба вы собираетесь купить — пассивный или активный. Активные устройства просты в монтаже, их необходимо просто подключить к акустике. Саб продается фактически готовым к эксплуатации, но активные устройства обладают и недостатками. В первую очередь, это низкое качество звука, по сравнению с пассивным. Также звук от таких усилителей обычно более грубый из-за использования менее качественных деталей при сборке. Что касается пассивных, то их нужно ставить только в комплекте с хорошими усилителями. По стоимости такие устройства более дорогие, однако качество их звучания обычно более высокое.
  3. Размер. Также необходимо определиться с габаритами — по мнению многих автолюбителей, чем больше размеры устройства, тем качественнее будет звук, однако это не верно. Чем больше габариты девайса, тем больше шума он будет издавать. Большие усилители будут попросту издавать больше вибраций, поэтому оптимальным размером будет выбор саба на 10-12 дюймов. Благодаря этому можно получить лучшее качество звучания, тем более, что у автомобилиста появится больше возможностей для установки девайса в салоне авто.
  4. Материал. Не менее важным является подбор материала, из которого будет выполнен непосредственно сам подвес. Сегодня в продаже есть множество моделей, производители которых применяют каучук — учтите, что такой материал делает звук более жестким. В том случае, если вы хотите добиться более мягкого звука, мы рекомендуем остановить свой выбор на сабах с прорезиненным подвесом.
  5. Мощность. Наверное, одним из основных параметров, которыми руководствуются автомобилисты при покупке, является мощность.

Мы рекомендуем не брать во внимание то, что пишут производители на этикетках от устройств, поскольку вам необходимо ориентироваться не на эти параметры. Разумеется, не стоит брать во внимание и дизайн, поскольку он совершенно неважен, если вам нужна качественная акустика. Мы не советуем покупать автосабвуферы от неизвестных производителей, особенно, если о них можно встретить негативные отзывы в сети. Насторожить вас должно и то, что отзывов о бренде в принципе нет. Нет смысла приобретать устройство, мощность которого 500 Вт с огромным по размерам магнитом. Чтобы добиться качественного звучания, вполне хватит усилителя, мощность которого составит до 250 Вт.

Нужен ли сабвуфер?

Здесь нельзя точно ответить на этот вопрос, поскольку все зависит исключительно от автовладельца. Некоторым автомобилистам кажется, что установив мощную акустику, можно будет выделить автомобиль из серой массы. Другим нравится качество низкого звучания. Если вы без ума от мощного баса и низких частот, то вполне можете порадовать себя установкой качественного сабвуфера.

По мнению других автолюбителей, штатная акустика, которую многие считают низкокачественной, может выдавать неплохой звук, при этом низкие частоты таким автомобилистам совершенно не важны. Так что в любом случае, все зависит от вас.

Видео «Инструкция по подключения автомобильного сабвуфера»

Как правильно подключить устройство в домашних условиях — узнайте из подробной инструкции, приведенной на видео ниже (автор видео — Anton 2393).

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

У любого сабвуфера, помимо красивой цифры RMS которая говорит о его номинальной мощности, есть еще масса параметров, которые гараздо важнее! Эти данные, могут заочно дать представления о том как будет звучать сабвуфер, для какой музыки он подойдет и какой ему нужен короб.

На какие параметры стоит обращать внимание при выборе сабвуфера.

В первую очередь это значения параметров Fs, Vas и Qts, на основании этих параметра можно с легкостью узнать для какого оформления подойдет данный сабвуфер и какие жанры он сможет играть и как хорошо, правда если использовать их в программе для расчета сабвуферных коробов, например JBL SpeakerShop или BassBox 6 prо. Сами по себе, по отдельности, данные параметры дают малое представление о савуфере, но кое какие выводы сделать все же можно.

Fs - резонансная частота.
- низкое значение Fs, ниже 25Гц, может говорить о том что у сабвуфера тяжелая подвижная система и он больше сгодится под низкие жанры, бас будет низкий и глубокий, а на быстрых жанрах музыки, бас будет вялым и отстающим. Но это не всегда так, есть исключения! Mms в помощь.
- высокое значение Fs, от 40Гц и выше, говорит о том, что сабвуфер может играть только быстрые жанры. А если у сабвуфера будет еще и низкое значение Qts 0.2 - 0.3, а еще и легкий Mms, до 200гр. - то это чисто Spl-ный саб.

Vas - эквивалентный объем. Vas говорит о жесткости подвижной системы (центрирующая шайба, подвес), при прочих равных, сабвуфер с низким значением Vas будет с более жестким звуком неже ли сабвуфер с боле высоким значением Vas, у которого бас будет мягче.

Qts - полная добротность. Значение Qts косвенно говорит об мощности сабвуферного мотора (имеется в виду магнитная сила), чем меньше значение Qts - тем мощнее мотор и наоборот, чем выше Qts - тем слабее мотор. А чем слабее мотор, тем более просторный короб необходим сабвуферу! Free Air сабвуферы имеют значение Qts от 0,6 и выше.

Оптимальные значения Fs, Vas и Qts

По мимо трех основных параметров, не лишним будет обратить внимание на следуюие параметры, которые так же будет полезны при выборе сабвуфера.

Mms - масса подвижной системы сабвуфера, которая включает в себя массу диффузора, катушки, и частично массы подвеса с центрирующей шайбы. Сабвуферы с Mms до 200 гр. хорошо играют все музыкальные жанры, кроме низких треков. Для флекса и заниженных треков ищите сабвуферы с Mms от 250гр. и ниже.

X-max - максимальный линейный ход диффузора сабвуфера. Для быстрых музыкальных жанров подходят сабвуферы с x-max не более 20мм в обе стороны. Для низкоиграющих сабвуферов x-max от 40мм.

И напоследок я бы отметил параметр Sd - эффективная площадь диффузора, чем она больше тем громче сабвуфер. К примеру - два совершенно одинаковых по всем прочим параметрам сабвуфера, но один с широким подвесом, а второй с хайрол подвесом, у второго Sd будет больше, соответственно он будет громче. А еще бывает!, что на сабвуфер с небольшим линейным ходом, ставят неоправданно широкий подвес в "комерческих целях", что бы придать сабуферу грозный вид насоса, что б люди лучше его брали, а можно было бы поставить обычный подвес и выиграть в отдаче, правда такой сабвуфер покупали бы уже не так хорошо. Так, что обращайте внимание на x-max в таких случаях.



Рекомендуем почитать

Наверх