Учебник: Информационное право.

Электроника 30.04.2019

Правовое регулирование информационных отношений основыва­ется на принципах информационного права, под которыми понима­ются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отноше­ний, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного права позволяет формировать это пра­во как самостоятельную отрасль.

Принципы информационного права базируются на положениях ос­новных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объектаправоотношений.

Основой формирования информационного права являются обще­правовые и специальные принципы.

К общеправовым принципам формирования информационного права относятся:

1. Принцип законности предполагает, что субъекты информаци­
онного права обязаны строго соблюдать Конституцию и законода­
тельство Российской Федерации. Отсюда также следует, что инфор­
мационно-правовое регулирование не должно противоречить Консти­
туции и законодательству Российской Федерации.

2. Принцип федерализма предполагает, что правовое регулирова­
ние информационных правоотношений осуществляется Российской
Федерацией совместно с ее субъектами.

3. Принцип ответственности применительно к информационно-
правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответ­
ственности за нарушение требований и предписаний информацион­
но-правовых норм.

4. Принцип наказуемости означает, что субъекты информацион­
ных правоотношений должны действовать правомерно и не совер­
шать деяний, запрещенных под страхом наказания.

5. Принцип гуманности в информационном праве означает, что к
нарушителям информационно-правовых норм применяются меры


наказания, соответствующие современным представлениям о спра­ведливости и гуманности.

6. Принцип гарантированности прав и свобод человека является
основой становления гражданского общества и построения правово­
го государства в России.

7. Принцип судебной защиты прав и интересов участников инфор­
мационных правоотношений.

Исходя из предписаний основных информационных норм, форми­руются специальные принципы.

1. Принцип приоритетности прав личности устанавливается ст. 2
Конституции, в которой утверждается, что признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность госу­
дарства. Отсюда следует, что органы государственной власти обяза­
ны защищать права и свободы человека и гражданина в информаци­
онной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой
информации, не ограниченной федеральным законом (принцип сво­
боды творчества и волеизъявления) закрепляет закономерность, ос­
нованную на конституционных положениях, составляющих основы
демократического государства, и выражается в том, что ограничение
этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в це­
лях и интересах личности, общества, государства.



3. Принцип запрещения производства и распространения инфор­
мации, вредной и опасной для развития личности, общества, госу­
дарства имеет целью защиту личности, общества, государства от воз­
действия вредной информации. Закономерность выражается в том,
что этот запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и
общества от воздействия вредной и опасной информации, которое
может привести к нарушению информационных прав и свобод, дес­
табилизации общества, нарушению стабильности и целостности го­
сударства. При этом запрет может налагаться только федеральным
законом, основанным на осторожном и тонком балансе демократи­
ческих свобод и ограничений, принципиально недопустимых в де­
мократическом обществе.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, не ог­
раниченной федеральным законом (право знать), или принцип глас­
ности, заключается в том, что ни одна государственная структура не
может вводить ограничения по доступу потребителей к информации,
которой она обладает в соответствии с установленной для нее компе­
тенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и
представляющей общественный интерес. Ограничения могут вво­
диться только федеральным законом.


5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления
информации означает обязанность любой государственной структу­
ры или органа местного самоуправления собирать, накапливать и
хранить информацию в полном объеме в соответствии с установлен­
ной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные
сроки потребителям всю запрашиваемую информацию.

На основе юридических особенностей и свойств информации фор­мируются следующие принципы.

6. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан
на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации
(ее содержания) от ее создателя (обладателя). Закономерность про­
является в том, что механизм юридического «отчуждения» инфор­
мации от субъекта реализуется через отчуждение прав на использо­
вание информации (ее содержания) в соответствии с законом или до­
говором. Суть такого отчуждения заключается в передаче произво­
дителем прав и обязанностей по использованию информации полу­
чившими ее субъектами (обладателем, потребителем информации),
а также ответственности за неправомерное использование информа­
ции (ее содержания).

7. Принцип оборотоспособности информации основан на юриди­
ческом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обла­
дателя) на основе ее овеществляемости. Закономерность заключает­
ся в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в
объект, существующий независимо от ее создателя, и, следователь­
но, который может быть включен в общественный оборот. Этот прин­
цип определяет необходимость правового регулирования отношений,
возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов
участвующих в нем сторон.

8. Принцип распространяемости информации основан на том, что
одна и та лее информация может многократно копироваться в неогра­
ниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. За­
кономерность заключается в том, что одна и та же информация (ее
содержание) объективно может принадлежать одновременно неогра­
ниченному кругу субъектов. Однако при этом объем прав на исполь­
зование информации (ее содержания) для разных категорий получа­
телей (потребителей) таких экземпляров - разный.

9. Принцип организационной формы основан на том, что инфор­
мация при включении ее в оборот всегда определенным образом орга­
низуется на материальном носителе. Закономерность заключается
в том, что находящаяся в обороте информация всегда существует не
сама по себе, а в определенной форме (например, в форме доку­
мента).


Информационное право как отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятель­ность субъектов права в информационной сфере (информационную деятельность).

Внутри отрасли информационного права эти нормы группируются в подотрасли и правовые институты. Напомним, что институт - это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы (совокупности) пра­вовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли (подотрасли) права.

Система информационного права существует объективно, ибо отражает реальные общественные отношения, являющиеся предме­том данной отрасли. Эта система получает выражение в информаци­онном законодательстве, в науке информационного права и в учеб­ном процессе, что облегчает изучение и преподавание курса «Инфор­мационное право».

Структурно система информационного права подразделяется на две части - Общую и Особенную.

В Общей части информационного права сосредоточиваются нор­мы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, право­вые формы и методы правового регулирования деятельности в ин­формационной сфере (информационной деятельности). Излагается содержание предмета и метода правового регулирования информаци­онных отношений, дается характеристика источника информацион­ного права, системообразующих начал информационного права: пра­вовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обо­роте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности. Формулируются правовые проблемы Интернета как виртуальной ин­формационной сферы.

Особенная часть включает в себя отдельные институты информа­ционного права, в которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы. Это две группы ин­ститутов: институты, содержащие нормы, регулирующие обще­ственные отношения по поводу обращения открытой, общедоступ­ной информации (институт интеллектуальной собственности приме­нительно к информационным объектам, институт массовой инфор­мации, институты библиотечного дела и архивного дела), и инсти­туты информации ограниченного доступа (институт государствен­ной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных). Набор таких институтов не ограничен, не исключается их


дополнение новыми институтами, например банковской тайны, слу­жебной тайны и т. п.

Итак, система информационного права выглядит следующим об­разом.

Общая часть

Введение. Информационные революции. Информационная сфера. Информационное общество.

Предмет и метод информационного права. Принципы информаци­онного права. Источники информационного права. Система инфор­мационного права.

Информационные правоотношения. Информация как объект ин­формационных правоотношений. Субъекты информационных пра­воотношений. Основные информационные права. Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информацион­ных правоотношений.

Информационно-правовые конфликты. Юридический механизм профилактики информационных конфликтов.

Государственная информационно-правовая политика. Концепция и Доктрина информационной безопасности России.

Особенная часть

Правовое регулирование информационных отношений интеллек­туальной собственности.

Правовое регулирование информационных отношений при созда­нии и распространении массовой информации.

Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела.

Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела и архивов.

Правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны.

Правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны.

Правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных.

Правовое регулирование информационных отношений в Интернете.

Рассматривая вопросы о месте информационного права в право­вой системе, следует отметить следующее. Информационное право


активно использует основные положения теории государства и пра­ва, «взаимодействует» с такими отраслями, как конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное пра­во, гражданское право, трудовое право, судоустройство, междуна­родное публичное и частное право.

Наиболее тесно информационное право взаимодействует с консти­туционным правом. Являясь ведущей отраслью российского права, конституционное право закрепляет основные права и свободы лич­ности, в том числе и информационные права и свободы (права и сво­боды в информационной сфере), регламентирует создание информа­ционного законодательства.

Существенная связь прослеживается с гражданским правом, преж­де всего при регулировании имущественных отношений и личных неимущественных отношений, возникающих по поводу информации и информационных объектов в информационной сфере.

Информационное право также активно использует методы адми­нистративного права, прежде всего в регулировании отношений, воз­никающих при осуществлении органами государственной власти и местного самоуправления обязанностей в области: распространения массовой информации, формирования информационных ресурсов и обеспечения свободного доступа к информации широкому кругу по­требителей. Кроме того, в области засекречивания информации и обеспечения системы доступа к ней.

С другой стороны, информационно-правовые нормы «проникают» практически во все отрасли права при регулировании ими отношений, возникающих при создании, преобразовании и потреблении информа­ции. Это объясняется тем фактом, что информация является неотъем­лемой составной частью деятельности человека, а поэтому отношения по созданию, преобразованию и потреблению информации в любых отраслях и направлениях деятельности подпадают под закономернос­ти правового регулирования информационного права.

1. Режим защиты информации не устанавливается в отношении сведений, относящихся к …
государственной тайне
деятельности государственных деятелей
конфиденциальной информации
персональным данным

2. В регистрации средства массовой информации не может быть отказано…
когда заявление подано не соответствующим лицом
по мотивам нецелесообразности
даже если сведения в заявлении не соответствуют действительности
если регистрирующий орган уже зарегистрировал другое средство массовой информации с тем же названием и формой распространения

3. Засекречиванию подлежат сведения о …
состоянии демографии
состоянии преступности
фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина
силах и средствах гражданской обороны

4. Проверить электронно-цифровую подпись под документом может…
только эксперт, преобразуя электронный образец документа и открытый ключ отправителя
любое заинтересованное лицо, преобразуя электронный образец документа, открытый ключ отправителя и собственно значение электронно-цифровой подписи
только эксперт с помощью преобразований электронного образца документа, открытого ключа отправителя и собственно значения электронно-цифровой подписи
только отправитель электронного документа

5. Режим документированной информации – это …
выделенная информация по определенной цели
электронный документ с электронно-цифровой подписью
выделенная информация в любой знаковой форме
электронная информация, позволяющая ее идентифицировать

6. Согласие субъекта персональных данных на их обработку требуется, когда обработка персональных данных осуществляется …
для доставки почтовых отправлений
в целях профессиональной деятельности журналиста
в целях профессиональной деятельности оператора
для защиты жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получить его согласие невозможно

7. Режим общественного достояния устанавливается для …
любой общедоступной информации
сведений, которые являются уникальными, незаменимыми по своей природе
любой общественной организации
для государственных органов и муниципальных образований

8. Учредителями средства массовой информации могут выступать…
граждане, достигшие 18 лет и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории российской Федерации
только юридические лица
граждане, достигшие 16 лет и юридические лица
граждане другого государства, постоянно не проживающие в Российской Федерации, юридические лица и органы государственной власти
граждане, достигшие 18 лет, объединения граждан, организаций, органы государственной власти

9. Чтобы обеспечить доказательства при возникновении спора, редакция радио-, телепрограммы обязана сохранять в записи материалы собственных передач, вышедших в эфир (не менее … со дня выхода в эфир) и фиксировать передачи, вышедшие в эфир в регистрационном журнале, который хранится не менее … с даты последней записи.
1 месяца, 1 года
7 месяцев, полгода
1 года, 3 лет

10. С точки зрения информационного права информация – это …
сведения о законодательстве, правовых явлениях, правоприменительной деятельности
данные о развитии конкретной правовой науки и ее практическом применении
сведения независимо от формы их представления
форма выражения объективных знаний

11. Не являются объектами информационного правоотношения …
неправовая информация
обладатели информации
информационные системы
элементы информационной системы
информационные продукты
недокументированная информация

12. Общее управление информационной сферой не вправе осуществлять …
экспертные советы
министерство информационных технологий
федеральное агентство по науке и инновациям
федеральные службы

13.Открытость информации в архивных фондах обеспечивается…
различными режимами доступа к информации
переходом информации из одной категории доступа в другую
различными режимами доступа к информации и переходом информации из одной категории доступа в другую
правовым статусом архивного фонда

14. Под периодическим печатным изданием понимается альманах, бюллетень, имеющие…
постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в месяц
постоянное название и выходящие в свет не реже одного раза в месяц
постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год
постоянное название и текущий номер

15. Признак, не относящийся к коммерческой тайне
информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность
сведения, содержащие коммерческую тайну, устанавливаются учредительными документами
отсутствует свободный доступ к информации
обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности

16. Основные объекты обеспечения информационной безопасности России
помещения, предназначенные для ведения закрытых переговоров
информационные ресурсы, содержащие сведения, которые относятся к государственной тайне и конфиденциальной информации
информационные продукты
квалифицированные кадры в области информационных технологий

17. Предмет информационного права на современном этапе развития законодательства – это …
информационные отношения, возникающие в процессе производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации
совокупность результатов труда, воплощенных в информации, информационных ресурсов, информационных технологий, средств и технологий коммуникации информации по сетям связи
продукты, производные от информации и деятельность, связанная с ними
общественные отношения в информационной сфере

18. К служебной тайне не относится …
профессиональная тайна
тайна деятельности соответствующего органа
вред, причиненный здоровью работника в связи с производственной травмой

19. Вредоносные программы, выраженные в объективной форме и имеющие творческий характер, … охраноспособными.
являются
не являются

20. В правовой режим документированной информации входит …
государственная тайна
тайна частной жизни
банковская тайна
электронная цифровая подпись
персональные данные

21. Исключите неправильный постулат:
информация не связана с определенным конкретным носителем
информация не существует без материального носителя
содержание информации меняется одновременно со сменой материального носителя

22. Редакция обязана…
отвечать на письма граждан и пересылать письма тем органам, в чью компетенцию входит их рассмотрение
соблюдать авторские права на результаты интеллектуальной деятельности
в любом случае соблюдать в тайне источник информации с условием неразглашения его имени
соблюдать в тайне источник информации с условием неразглашения его имени за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом
распространить опровержение или предоставить гражданину право зачитать его самому, если затронуты честь, достоинство или деловая репутация гражданина

23. К государственной тайне не относятся сведения, защищаемые государством …, распространение которых может нанести ущерб государству.
в экономической области
в контрразведывательной деятельности
в оперативно-разыскной деятельности
о частной жизни политических деятелей

24. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут устанавливать режим коммерческой тайны в отношении сведений…
которые составляют финансово-экономическую информацию и позволяют избежать неоправданных расходов
безопасности пищевых продуктов
о показателях производственного травматизма, профессиональной заболеваемости
о системе оплаты и условиях труда

25. Ответственность за создание вредоносной программы наступает в…
любом случае
совокупности с ответственностью за ее использование
случаях, установленных законодательством

26. Обработка специальных категорий персональных данных в отношении религиозных или философских убеждений допускается в случае, когда обработка персональных данных…
осуществляется в медицинских целях для установления диагноза при условии, что ее осуществляет профессиональный медицинский работник
необходима в связи с осуществлением правосудия
необходима в соответствии с оперативно-розыскной деятельностью
необходима в связи с выездом за пределы Российской Федерации

27. Субъектами информационных отношений могут (может) быть …
муниципальные образования
Российская Федерация
трудовой коллектив
трансграничные информационно-телекоммуникационные сети

28. Не является признаком информационного общества …
массовое подключение персональных компьютеров к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям
мгновенная коммуникация членов общества друг с другом, вне зависимости от времени и от расстояния
приоритетное развитие сельского хозяйства и промышленности на основе нанотехнологий
общедоступность и постоянное обновление информационных данных

29. Признак, не относящийся к охраноспособной информации – это …:
охране подлежит только документированная информация
доступ к охраноспособной информации ограничен только законом
доступ к охраноспособной информации ограничен владельцем информационных ресурсов
защита охраноспособной информации устанавливается Законом

30. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут устанавливать режим коммерческой тайны в отношении сведений…
о размере и составе имущества некоммерческих организаций
об оплате труда работников некоммерческих организаций
об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации
об использовании новых технологий, позволяющих получить коммерческую выгоду

31. Не являются принципами информационного права …
принцип оборотоспособности
принцип распространяемости
принцип свободы слова
принцип равноправия языков
принцип преимущества применения нанотехнологий в промышленности
принцип имущественной ответственности

32. Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. не регулирует отношения, возникающие при…
обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд
хранении, комплектовании, учете и использовании архивных документов
включении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей
обработке персональных данных, отнесенных к государственной тайне
обработке персональных данных, отнесенных к служебной тайне

33. Основное средство антивирусной защиты
резервное копирование ценных данных
регулярное сканирование жестких дисков
подготовка квалифицированных кадров в сфере информационной безопасности

34. Дети до 6 лет не вправе…
с согласия законных представителей пользоваться телефонными услугами
с разрешения законных представителей выходить в Интернет
с согласия законных представителей совершать сделки с компьютерной техникой

35. Владелец информационных ресурсов не обязан …
бесплатно опубликовывать библиографическую информацию
хранить производственные документы
использовать информацию по своему усмотрению
включать библиографическую информацию в международные автоматизированные банки данных

Методы информационного права

Под методом правового регулирования в информационном праве будем понимать способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения.

Рассматривая ту или иную отрасль права, некоторые ученые утверждают, что каждая отрасль имеет свой особый метод правового регулирования. Однако, по сути дела, все отрасли права в регулятивных целях используют единые правовые механизмы, заложенные в природе права. Можно согласиться с тем, что любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования юридические возможности, выражающиеся в предписании (распоряжении, повелении), запрете или дозволении.

Повеление - возложение на участников общественных отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы. Этот способ чаще всего используется в административном праве, где большая часть норм имеет повелительный (императивный) характер. Запрет - возложение на участников общественных отношений юридической обязанности воздержаться от совершения действий, предусмотренных правовой нормой. Чаще всего этот способ применяется в уголовном праве. Дозволение - разрешение участникам общественных отношений совершать те или иные юридически значимые действия, указанные в правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению. Такой способ правового регулирования характерен для гражданского (частного) права, где большая часть норм построена на способе диспозитивного регулирования (равенство сторон).

В информационном праве применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного воздействия на информационные отношения. Действительно, поскольку информация сопровождает практически все области человеческой деятельности, то для регулирования информационных отношений применяются различные существующие методы публичного и частного права в зависимости от вида и назначения информации и характера поведения субъектов и возникающих при этом отношений.

Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного права позволяет формировать это право как самостоятельную отрасль.

Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.


Исходя из предписаний основных конституционных информационных норм, формируются следующие принципы.

1. Принцип приоритетности прав личности . Этот принцип устанавливается ст. 2 Конституции, в которой утверждается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Имеет целью защиту личности, общества, государства от воздействия вредной информации. Закономерность выражается в том, что этот запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства. При этом запрет может налагаться только федеральным законом, основанным на осторожном и тонком балансе демократических свобод и ограничений, принципиально не допустимых в демократическом обществе.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, не ограниченной федеральным законом (право знать), или принцип гласности. Закономерность заключается в том, что ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес. Ограничения могут вводиться только федеральным законом.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры или органа местного самоуправления собирать, накапливать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям всю запрашиваемую информацию.

6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ. Отсюда также следует, что информационно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции и законодательству РФ.

7. Принцип ответственности применительно к информационно-правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.
На основе юридических особенностей и свойств информации формируются следующие принципы.

8. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя). Закономерность проявляется в том, что механизм юридического «отчуждения» информации от субъекта реализуется через отчуждение прав на использование информации (ее содержания) в соответствии с законом или договором. Суть такого отчуждения заключается в передаче производителем прав и обязанностей по использованию информации получившими ее субъектами (обладателем, потребителем информацию), а также ответственности за неправомерное использование информации (ее содержания).

9. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемое информации от ее создателя (обладателя) на основе ее овеществляемое. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя, и, стало быть, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

10. Принцип информационного объекта (информационной вещи) или принцип двуединства информации и ее носителя основан на свойстве двуединства материального носителя и содержания информации, отображенной на нем. Закономерность заключается в том, что, во-первых, объективно существуют сложные информационные объекты - информационные вещи, а во-вторых, при обороте информационных вещей объективно существуют особые категории их собственников (собственники информационных объектов - создатели информации, собственники информационных объектов - обладатели информации и собственники информационных объектов - потребители информации), которые реализуют традиционные правомочия собственников по поводу таких вещей (объектов) при обязательном соблюдении информационных правомочий по поводу содержания информации. Этот принцип устанавливает требования к юридическому механизму, который должен обеспечивать осуществление права информационной собственности.

11. Принцип распространяемости информации основан на том, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Закономерность заключается в том, что одна и та же информация (ее содержание) объективно может принадлежать одновременно неограниченному кругу субъектов. Однако при этом объем прав на использование информации (ее содержания) для разных категорий получателей (потребителей) таких экземпляров - разный.

12. Принцип организационной формы основан на том, что информация при включении ее в оборот всегда определенным образом организуется на материальном носителе. Закономерность заключается в том, что находящаяся в обороте информация всегда существует не сама по себе, а в четко определенной форме (например, в форме документа). При этом принадлежность таких документов может быть юридически подтверждена и закреплена.

13. Принцип экземплярности информации основан на одноименном свойстве информации. Закономерность заключается в том, что тиражированная информация распространяется по экземплярам, учет которых принципиально возможен и нередко необходим (например, в случае государственной или иной тайны).

Шпаргалка по информационному праву Якубенко Нина Олеговна

14. ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного право позволяет формировать это права как самостоятельную отрасль.

Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.

Выделяют следующие основные принципы.

1. Принцип приоритетности прав личности. Статья 2 Конституции утверждает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, или принцип гласности. То есть ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации.

6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

7. Принцип ответственности.

8. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя).

9. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обладателя) на основе ее ове-ществляемости. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя и, стало быть, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

10. Принцип информационного объекта (информационной вещи), или принцип двуединства информации и ее носителя, основан на свойстве двуединства материального носителя и содержания информации, отображенной на нем.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

ЛЕКЦИЯ № 1. Коммерческое право как отрасль права. Предмет, метод и принципы коммерческого права 1. Коммерческое право как отрасль права Коммерческое право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую или торговую деятельность. Коммерческое право

Из книги Наследственное право автора Гущина Ксения Олеговна

2. Принципы наследственного права Принципами наследственного права признаются основополагающие идеи, начала, закрепленные в действующем законодательстве, в соответствии с которыми осуществляется государственное регулирование общественных отношений в сфере

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Концепция государственной информационной политики 1998 г. призвана сыграть роль организующего и координирующего документа, представляющего основу для подготовки государственной программы по

Из книги Информация. Собственность. Интернет. Традиция и новеллы в современном праве автора Якушев Михаил Владимирович

9. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ХАРАКТЕР ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Информационное право обеспечивает взаимодействие и сотрудничество между государствами на уровне информации. К источникам международного права в области информации, информационных технологий относится Окинавская

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

11. СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Информационное право как отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность субъектов права в информационной сфере (информационную деятельность).Внутри отрасли информационного права

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

12. СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА СО СМЕЖНЫМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА Рассматривая вопросы о месте информационного права в системе права, необходимо отметить следующее.Информационное право активно использует основные положения теории государства и права,

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства,

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

23. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Основными субъектами правоотношений в этой области являются две группы лиц:1) потребители информации;2) производители информации.К потребителям относится широкий круг субъектов, испытывающих потребность в получении

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Из книги автора

§ 5. Принципы права Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере

Из книги автора

Принципы гражданского права Принципы гражданского права – основные начала, отражающие общественные отношения, регулируемые данной отраслью права (ст. 1 ГК РФ).Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Субъект гражданского правоотношения не может

Из книги автора

8. Принципы права Принципы права – это руководящие начала, в которых содержится сущность права.Виды принципов права:1) общие – в них определяются существенные черты права в целом;2) межотраслевые – они содержат общие составляющие нескольких родственных отраслей права

Из книги автора

Глава III Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права – это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы

Из книги автора

§ 1.2. Принципы права Принципы права - это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Они составляют в основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер



Рекомендуем почитать

Наверх