Информационная сфера ее структура. Информационная сфера общества

Электроника 16.04.2019

Основным объектом информационной сферы является информация , в том числе информационные ресурсы - массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.

Информация (от лат. Informatio - «разъяснение, изложение, осведомлённость») - сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, где невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путём их сопоставления с содержанием других понятий. В случае с понятием «информация» проблема его определения ещё более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

Свойства информации: запоминаемость; передаваемость; преобразуемость; воспроизводимость; стираемость.

Запоминаемость информации является ее самым важным свойством. Именно с запоминаемой информацией мы имеем дело в реальной практике. Незапоминаемая информация (с юридической точки зрения - незафиксированная) не может быть подвергнута преобразованиям, передана, воспроизведена, сохранена и т.д. Передаваемость информации предполагает способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть «запомнена» и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании. Воспроизводимость информации является продолжением свойства передаваемости. Она характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. при копировании информация остается тождественной самой себе. За счет этого свойства можно изготовить неограниченное количество копий одной и той же информации. Преобразуемость информации является одним из ее основных свойств. Она означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может. Стираемость информации является продолжением свойства преобразуемости. Оно связано с таким преобразованием или передачей информации, при котором ее количество уменьшается или становится равным нулю.

К характеристикам информации относятся достоверность, достаточность, ценность, точность, доступность, своевременность, надежность, устойчивость.

Достоверность. Информация достоверна, если она отражает реально существующие объекты с необходимой точностью. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию решения. Достоверная информация может стать недостоверной, так как обладает свойством устаревать.

Достаточность. Информация полная, если она содержит минимальный, но достаточный для правильного решения набор сведений. Неполная и избыточная информация снижает эффективность принимаемых приемником информации решений.

Ценность. Определяется степенью сохранения актуальности информации для решения задачи, а так же от того, найдет ли она в дальнейшем применение в каких-либо видах деятельности человека. Точность. Определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления.

Доступность. Определяет соответствие информации тезаурусу пользователя, а так же его возможности воспринимать информацию с целью дальнейшего преобразования.

Своевременность. Определяет поступление информации не позднее заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения задачи.

Надежность. С помощью этой характеристики можно определить наличие ошибочно переданных приемнику информации сообщений.

Устойчивость. Отражает способность реагировать на изменение исходных данных без нарушения необходимой точности. Однако данные характеристики оценивают информацию прежде всего с технической точки зрения.

Следующим объектом информационной сферы является информационная инфраструктура , включающая в себя совокупность информационных систем:

  • а) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.
  • б) информационно-телекоммуникационные структуры - территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;
  • в) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;
  • г) системы средств массовой информации.

Некоторые авторы предлагают в составе информационной сферы рассматривать также и другие компоненты: систему взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями; систему обеспечения информационной защиты (безопасности); систему информационного законодательства. С таким подходом, нельзя согласиться, поскольку перечисленные компоненты скорее являются качественными характеристиками, условиями, признаками, при наличии которых совокупность объектов системы образует единое информационное пространство.

Реализация этого положения предполагает: оценку состояния и эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях их осуществления; разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе.

Рассмотрим подробнее социальное воздействие широкого распространения информационных технологий в ходе происходящей в настоящее время шестой информационной революции. Информатизация общества, как отмечалось во введении, является процессом, охватывающим все стороны общественной жизни, предусматривающим систематическую реорганизацию и повышение эффективности любой социально значимой деятельности на основе применения современных информационных и коммуникационных систем и технологий. Создание на основе глобальных сетей единой мировой информационной инфраструктуры, обеспечивающей активное взаимодействие людей, предприятий, государственных и общественных организаций, приводит к формированию информационного общества.

Важность этого процесса была осознана широкой научной общественностью. Еще в середине 70-х гг. прошлого века для обозначения новой научной дисциплины, изучающей на основе информационного подхода общественное знание, социальную коммуникацию и управление обществом, был использован термин «социальная информатика». В последующем предмет этой дисциплины неоднократно уточнялся, однако необходимо отметить имеющую место несогласованность в определении перечня и содержания основных понятий социальной информатики. В этом параграфе мы рассмотрим некоторые основные вопросы социальной информатики, полагая ее предметом закономерности и тенденции развития информационной сферы общества и ее взаимодействия с другими сферами общественной жизни.

В Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» дано определение информационной сферы (среды) как сферы деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации раскрывает понятие информационной сферы более подробно, включая в нее совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений. Таким образом, информационную сферу можно характеризовать как сферу общественной и человеческой деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей, в которую входят следующие взаимосвязанные компоненты (рис. 1.34):

1. Информационные субъекты (индивидуальные и коллективные), осуществляющие деятельность по реализации информационных процессов.

2. Потоки создаваемой и потребляемой информации.

3. Информационная инфраструктура.

Информационная инфраструктура включает в себя:

1) информационные ресурсы общества;

2) информационную индустрию производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, в том числе средства вычислительной техники, связи, массовой информации; производства информационно-коммуникационной техники и программных средств (ИКТ и ПС), создания информационных технологий и систем;

Рис. 1.34. Информационная сфера общества


3) системы (государственные, общественные и коммерческие организационные структуры), осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы.

Информационные ресурсы, создаваемые обществом и составляющие часть его информационной инфраструктуры, являются основным источником информации, потребляемой обществом и его членами. Некоторые элементы инфраструктуры могут выступать в качестве информационных субъектов. Эти отношения показаны на рис. 1.34 пунктиром.

Рассмотрим подробнее тенденции развития каждого из компонентов информационной сферы.

Существенное повышение роли и места информации в жизни государства, общества, личности превратило ее в мощный, реально ощутимый ресурс, ставший одним из ведущих факторов общественного развития. Понятие информационного ресурса, хотя и является сравнительно новым, нашедшим широкое употребление лишь в 80-х гг. прошлого века, занимает все более важное место в современном научно-техническом и общественно- политическом лексиконе. Информатизация общества не только ставит его в один ряд с остальными видами экономических ресурсов: природными, энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми, но и придает ему приоритетный характер. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). При этом под документированной информацией в этом законе понимается зафиксированная на материальном носителе (документе) информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Необходимость введения категории информационного ресурса вызвана, с одной стороны, лавинообразным ростом объема документов, накопленных человечеством, и степени их использования; с другой - превращением их в один из ключевых факторов развития современного общества.

Говоря об информационных ресурсах, необходимо иметь в виду, что они представляют собой подготовленные для социального использования знания создававших их людей, зафиксированные на бумаге, магнитном, оптическом или ином материальном носителе. По способу организации хранения и использования информационных ресурсов выделяют традиционные (массив документов, фонд документов, архив) и автоматизированные (база данных, автоматизированная информационная система, Интернет) формы. Актуальной является задача перевода существующих в традиционной форме ресурсов в автоматизированную форму с использованием массовых технологий. Существуют классификации информационных ресурсов и по другим основаниям: по тематике, по форме собственности, по доступности информации и др.

Как и у других видов ресурсов, у информационных ресурсов имеются собственники и владельцы. Ими могут быть граждане, организации, органы местного самоуправления, органы государственной власти. Собственником информационного ресурса (а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения), согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации», является субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами. В отличие от собственника владелец информационных ресурсов осуществляет владение, пользование и распоряжение ими в пределах, установленных законом и собственником. Необходимо отметить две тенденции развития информационной инфраструктуры, связанные с информационными ресурсами. С одной стороны, происходит все большая децентрализация информационных ресурсов (как объекта собственности и владения), с другой - налицо стремление органов государственной власти, специализированных информационных центров и организаций к интеграции информационных ресурсов на уровне их владения и использования.

Активное вовлечение информационных ресурсов в экономическую и другие сферы общественной жизни, рост масштаба их использования привели к выделению существенной их части, предназначенной не для внутреннего потребления их производителями (собственниками), а для удовлетворения информационных потребностей широкого круга внешних информационных субъектов. Информация из информационных ресурсов распространяется в результате подготовки информационных продуктов и оказания информационных услуг. Информационными продуктами (продукцией) называется документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная для удовлетворения этих потребностей путем распространения или реализации. Информационные продукты могут распространяться как в вещественной, так и в электронной форме, например по телекоммуникационным сетям. Действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами, согласно Федеральному закону «Об участии в международном информационном обмене», являются информационными услугами.

Диапазон информационных услуг достаточно широк и не ограничивается предоставлением в распоряжение пользователей необходимых им информационных продуктов. К информационным услугам относят также:

Консультационные услуги (результат не обязательно фиксируется документально);

Услуги по передаче информации (информационным продуктом обеспечивается не пользователь услуги, а его адресат);

Услуги по доступу в Интернет (информационный продукт не определен);

Услуги по формированию (предоставлению возможности создания) личных сайтов на сервере провайдера и обеспечению доступа к ним (информационный продукт создает сам пользователь, являющийся его владельцем).

Обобщая эти примеры, назовем информационными услугами действия информационных субъектов по обеспечению выполнения информационных процессов, удовлетворяющих информационные потребности пользователей.

Анализ информационной сферы позволяет выделить в ней три основных вида информационных субъектов, осуществляющих деятельность по реализации информационных процессов:

1) производители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг;

2) обладатели (владельцы) информационных ресурсов и продуктов;

3) потребители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг.

Кроме того, часть субъектов информационной сферы осуществляет деятельность в ее инфраструктуре, например производители информационных систем и технологий, средств их обеспечения, а также собственники этих систем и средств.

Среди производителей информационных ресурсов можно выделить:

Органы государственной власти и управления различных уровней, органы местного самоуправления, формирующие правовые и управленческие документы;

Органы государственной системы статистики, обрабатывающие колоссальные потоки социально-экономической информации;

Информационные центры различных министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ, а также межведомственные центры, формирующие информационные ресурсы и распространяющие информационные продукты соответствующего профиля;

Когнитивные структуры общества - научные и образовательные организации, аналитические центры, в которых формируются новые знания;

Предприятия и организации различных сфер деятельности;

Средства массовой информации.

В качестве примеров субъектов - производителей информационных ресурсов укажем Министерство юстиции РФ, формирующее и распространяющее базу правовых документов «Эталон», Институт научной информации в области общественных наук (ИНИОН), Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ).

Потребителями информационных продуктов и услуг являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия и организации различных форм собственности и сфер деятельности, а также частные лица.

Характерной чертой информатизации общества является расширение информационной сферы за счет вовлечения в нее все большего числа новых субъектов. Свидетельством этого процесса служит, например, претворение в жизнь концепций электронного правительства (e-govemment), электронного бизнеса (e-business), электронной торговли (e-marketing) электронного (дистанционного) образования (e-education). Информатизация вторгается и в неожиданные области: в мае 2002 г. в Москве прошел фестиваль медиаискусства «Программное обеспечение как произведение искусства, или Художественные игры с софтом», ориентированный на искусство, адекватное информационному обществу. Активность его участников была нацелена на художественное и теоретическое осмысление новой цифровой реальности, создаваемой программным обеспечением, управляющим аудио- и видеорядом, а также артистическое программное обеспечение, являющееся само по себе художественным продуктом.

Информационная инфраструктура общества кроме информационных ресурсов включает в себя также информационную индустрию, приобретающую начиная с 80-х гг. прошлого века все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. В информационной индустрии выделяют два сектора:

1) сектор производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, называемый также информационной техносферой;

2) сектор производства информационно-коммуникационной техники и программных средств, создания информационных технологий и систем, т. е. сектор средств производства информационной техносферы.

В информационную техносферу включают:

Средства вычислительной техники и информатики, обеспечивающие возможность формирования информационных ресурсов на основе электронного представления, хранения и обработки информации;

Средства информационно-телекоммуникационных систем, обеспечивающие передачу данных по каналам связи;

Телевизионные и радиовещательные системы, а также телефонную, телеграфную и радиосвязь;

Сеть проводных, оптоволоконных, радиорелейных, спутниковых и других видов каналов связи, предназначенных для распространения информации в пространстве;

Полиграфическую, копировальную, множительную и другую технику, предназначенную для документирования и тиражирования информационных продуктов;

Средства записи и воспроизведения изображения и звука (электронно-оптические устройства отображения информации, кино- и фотоаппаратура, аудиотехника).

Уровень и тенденции развития информационной техносферы различных стран оцениваются с помощью ряда количественных показателей, как абсолютных, так и относительных (на 1000 человек населения).

В табл. 1.7 приведены взятые из различных источников значения некоторых из этих показателей для ряда ведущих стран мира и России на 1997 г. 1 (верхнее число) и на 2001 г. 2 К приведенным цифрам следует относиться как к ориентировочным, так как различные источники используют разные методики оценки и могут давать существенно различающиеся значения одного и того же показателя.

Таблица 1.7

Показатели развития информационной техносферы (на 1000 человек)

Показатель Япония США Финляндия Германия Россия
Количество 1118 612 120
телефонов 2020 1960 1373 1187 240,5
в том числе 570 159
мобильных 1020 980 726 586 22,2
Количество 323
компьютеров 1200 886 396 336 43-80
Количество
пользователей 137 5
Интернета 483 345 101
Количество 511 560
телевизоров 790 640 580 420

1 См.: Юсупов Р.М., Заболотский В.П.

Научно-методологические основы информатизации. СПб.: Наука, 2000; Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Сетевой журнал. 2002. № 11. С. 76 и др.

2 См.: Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации: Мировой опыт / Под ред. В.И. Дрожжинова. М.: Эко-трендз, 2002.


Анализ показателей развития информационной техносферы позволяет выявить следующие тенденции:

Развитие электронных средств массовой информации приводит к вытеснению печатных средств (газет);

Происходит быстрый рост количества домашних компьютеров, число которых становится сравнимым с числом компьютеров, используемых на предприятиях и в организациях;

В ведущих странах рост числа домашних компьютеров становится сравнимым или превышает рост числа телевизоров;

Доля граждан, охваченных спутниковым и кабельным телевещанием, в развитых странах приближается к 100%; в России в 2002 г. она составляла лишь 20%.

В 2003 г. темпы развития связи и информационных технологий значительно превысили средние показатели по стране (более 40% и 20% соответственно). Объем рынка информационных технологий в 2003 г. - 6,9 млрд долл., в том числе доля продажи аппаратных средств оценивается в 64%, услуг - в 25%, программного обеспечения - в 11%.

Об успешном развитии сектора средств производства информационной техносферы говорит тот факт, что общее количество ЭВМ превысило в 2003 г. 213 млн штук, а плотность ПК составила 9,0 единицы на 100 человек населения против 8,4 в 2002 г. В то же время начиная с 2002 г. отчетливо прослеживается не только значительное вытеснение отечественными производителями западных, но и насыщение спроса на вычислительную технику.

Объем услуг Интернета (без доступа) вырос в 2003 г. на 25% и составил 220 млн долл. Количество пользователей Интернета оценивается в 12-14 млн человек, а среднегодовой прирост числа пользователей - не менее 40% (в 2001 г. было 4,3 млн пользователей). Рост трафика Интернета превысил 180%, из них до 70% замыкается внутри России.

Темпы роста российского рынка легального программного обеспечения сохраняются в пределах 20-40%. В 2004 г. его объем вырос до 760 млн долл, (в 2002 г. - 500 млн долл.).

В 2003 г. в России было установлено 1,8 млн новых телефонов. Число абонентов сотовой связи выросло более чем вдвое и составило 36,4 млн человек. В 2004 г. планируется рост числа пользователей мобильной связи в стране до 55-60 млн .

Согласно эмпирическому закону Мура, вычислительная мощность компьютера удваивается каждые два года. При этом каждое новое поколение программ требует вдвое больше ресур

сов. Еще одно эмпирическое правило указывает, что удвоение пропускной способности каналов связи происходит каждые 10-13 месяцев. Некоторые исследователи делают из этого вывод, что мир больше любит болтать, чем думать.

Государственные, общественные и коммерческие организации, осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы, составляют еще один блок информационной инфраструктуры общества. В этом блоке можно выделить:

Органы государственной власти и управления, проводящие политику, направленную на развитие информационной сферы общества путем создания благоприятных условий для деятельности информационных субъектов, а также правовое регулирование отношений в информационной сфере;

Научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские организации, проводящие теоретические и экспериментальные исследования по определению эффективной структуры и основных направлений развития информационной индустрии, созданию новых средств реализации информационных процессов и разработке перспективных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на их основе;

Учреждения образования, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров для информационной индустрии, а также обучение широкого круга граждан эффективному использованию современных ИКТ с целью обеспечения их успешной адаптации к новым реальностям современной жизнедеятельности;

Организации, занимающиеся распространением, оптовой и розничной торговлей средствами ИКТ.

Важность процесса информатизации как ключевого фактора развития была осознана органами власти ведущих стран мира.

В 1993 г. правительство США обнародовало планы развития национальной информационной инфраструктуры как технологической основы информационного общества. В специально подготовленном докладе были перечислены основные принципы формирования информационного общества, среди которых:

Обеспечение универсального интерактивного доступа;

Обеспечение доступа к государственной информации;

Защита неприкосновенности личной жизни, безопасности и надежности сетей;

Защита прав интеллектуальной собственности;

Координация государственных усилий, поощрение частных инвестиций и помощь в технологических новациях.

В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали, определяемой как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, включая телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, мобильную связь, технологии онлайновых услуг.

Разработана стратегия и реализуются рекомендации по вхождению в информационное общество и стран Европы. В июле 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был принят план действий «Европейский путь в информационное общество». В 1995 г. Европейская комиссия учредила Форум для обсуждения общих проблем процесса становления информационного общества. Цель работы Форума - проследить этот процесс в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание новых социальных и демократических ценностей в «виртуальном сообществе»; воздействие на общественные и государственные службы; образование, обучение и переквалификация; культура и средства массовой информации, устойчивое развитие; технология и инфраструктура. В 1998-2002 гг. усилия Европейского союза (641 проект) были сконцентрированы в специальной программе «Технологии информационного общества», которая будет продолжена и в 2002-2006 гг. В качестве основных были определены следующие направления исследований:

Системы и услуги для граждан;

Новые методы работы и электронная коммерция;

Мультимедийное содержание и средства;

Технологии и инфраструктура общего пользования;

Перспективные и вновь возникающие технологии.

Практически каждая из стран Европы также имеет программу, излагающую национальную политику в деле построения информационного общества, невыполнение которой влечет потерю конкурентоспособности страны, сравнительное снижение уровня жизни, потерю темпов развития.

В июле 2000 г. «Большая восьмерка» наиболее промышленно развитых стран мира приняла Хартию глобального информационного общества, которая получила название Окинавской Хартии (по названию японского города, где она была принята). В начальных пунктах Хартии зафиксированы следующие основные положения, которые будут применяться этими странами в процессе формирования и развития информационного общества:

1. Революционное воздействие И КТ, являющихся одним из наиболее важных факторов формирования общества XXI в., касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. И КТ становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики.

2. Суть стимулируемой И КТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Для более широкого использования людьми своего потенциала руководители стран «Большой восьмерки» будут принимать меры, чтобы ИКТ служили достижению целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия, укрепления демократии, прозрачного и ответственного управления, международного мира и стабильности.

3. Все люди повсеместно должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Его устойчивость основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, включая свободный обмен информацией и знаниями.

4. Усилия правительств будут направлены на укрепление политики и нормативной базы, стимулирующей конкуренцию и новаторство, оптимизацию глобальных сетей, борьбу со злоупотреблениями, подрывающими целостность сети, сокращение разрыва в цифровых технологиях, инвестирование в людей, обеспечение глобального доступа и участия в этом процессе.

5. Хартия является прежде всего призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторе ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИКТ может изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире.

В разделе Хартии, посвященном использованию возможностей цифровых технологий, указывается на необходимость реализации полных экономических, социальных и культурных преимуществ информационного общества и выделяются ключевые направления работы, среди которых:

Проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, дополняемых мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов, обеспечению социального согласия;

Рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий;

Разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений;

Развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего спроса на специалистов в области И КТ во многих секторах экономики;

Активное использование И КТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

Отмечается также, что на правительствах лежит задача создания предсказуемой, транспарентной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, в соответствии со следующими основными принципами и подходами:

Содействие развитию конкуренции и открытию рынков для информационно-коммуникационных технологий, продукции и услуг;

Защита права интеллектуальной собственности на информационные технологии;

Обязательство правительств использовать только лицензионное программное обеспечение;

Развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, улучшения сетей, соответствующих услуг и процедур; повышение доверия потребителей к электронным рынкам;

Продвижение рыночных стандартов, включая технические стандарты функциональной совместимости;

Развитие эффективного и значимого механизма защиты личной жизни при обработке личных данных; дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.

Подчеркивается важность согласованных действий по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства, необходимость нахождения эффективных политических решений таких актуальных проблем, как несанкционированный доступ и компьютерные вирусы.

Второй раздел Хартии посвящен важному вопросу преодоления электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними. Для обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным сетям предлагается:

Содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению информационных услуг;

Обеспечивать возможность доступа через учреждения, открытые для широкой публики;

Совершенствовать сетевой доступ, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;

Уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, обладающих меньшей социальной защищенностью;

Содействовать дальнейшему развитию «удобных для пользования» технологий, включая мобильный доступ к Интернету, более широкому использованию бесплатного общедоступного информационного наполнения и открытых для всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность.

Констатируется, что стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, для чего «Большая восьмерка» берет обязательство предоставить всем гражданам возможность освоить и получить навыки работы с ИКТ посредством образования, пожизненного обучения и подготовки.

Два заключительных раздела посвящены вопросам эффективного международного сотрудничества государств, в том числе развивающихся, международных общественных и коммерческих организаций в целях активного формирования глобального информационного общества.

Естественно, что процесс информатизации различных объектов протекает неодинаково. Так, переход различных стран и регионов к информационному обществу начался в разное время и происходит разными темпами. Предполагается, что США завершат этот переход к 2020 г., Япония и страны Западной Европы - к 2030-2040 гг., Россия - к 2050 г.

Одним из основных механизмов перехода нашей страны к информационному обществу призвана стать программа «Электронная Россия» на 2002-2010 гг., реализация которой позволит:

Эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере И КТ;

Обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;

Преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития И КТ;

Обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.

Для достижения целей программы предусматривается решение следующих задач:

Формирование эффективной нормативной правовой базы в сфере И КТ, регулирующей в том числе вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных И КТ;

Обеспечение условий для повышения эффективности и более широкого использования И КТ в экономической и социальной сфере;

Повышение уровня подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе И КТ;

Содействие развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения И КТ в их деятельность;

Содействие развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенное повышение качества предоставляемых услуг в этой области;

Формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для совершенствования работы органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и других организаций;

Формирование условий, необходимых для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.

  • Функции журналистики. Понятие функцию Многообразие социальных и информационных потребностей общества – объективная основа функций журналистики.
  • Генезис и история журналистской профессии, особенности тенденции развития. Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры, в информационном постиндустриальном обществе. Современное состояние профессии.
  • Прежде всего, необходимо отметить, что понимание информационной сферы тесно связано с понятием природы информации, главным содержанием которой является образ отражения существующей действительности, т.е. той, которая связана с человеческой деятельностью. Нет такой ее области, которая бы не отражалась в сознании человека. Поэтому информационная сфера имеет непосредственное отношение или связь со всеми областями деятельного человеческого поведения.

    Известно, что человеческая деятельность проходит в определенных пространствах и имеет какую-то протяженность, что отражается в соответствующих формах информации. При этом необходимо отметить, что информационная деятельность в современных информационно-телекоммуникационных формах, как правило, не ограничивается территориальными границами, поскольку распространение сигнала в физической среде практически безгранично.

    Нельзя не отметить и временной фактор распространения информации. Совершенствование физических и технологических возможностей передачи и получения электронного сообщения, с помощью которого передается информация, активно влияет на длительность ее распространения, т.е. на скорость. Иначе говоря, временные интервалы информационного обмена постоянно изменяются.

    Движение человеческой деятельности, а вместе с ней и информации в обществе проходит в нескольких формах.

    Первой формой является поиск информации.

    Пожалуй, одно из самых серьезных проблем современной жизни – найти важную информацию и в нужное время. Сегодня уже не объем информации и не ее разнообразие, а точность и скорость поиска интересны для пользователя.

    Следующей формой движения информации является ее обработка. Как известно, мало найти нужную информацию - не менее важно ее сохранить, защитить и обработать. Здесь многое зависит от технических возможностей компьютера, программного обеспечения и умения пользователя.

    Формой существования, точнее, движения информации является и ее передача . И здесь технические характеристики телекоммуникационных средств (средств связи) играют ведущую роль при передаче информации. Современные мобильные телефоны подчеркивают эту качественную характеристику систем связи. На рубеже 1970-х гг. прошлого века произошли революционные телекоммуникационные преобразования. Вначале была создана цифровая технология передачи информации, а затем на основе лазерных технологий появились оптико-волоконные каналы связи. Такие открытия позволили создать уникальные технические и технологические возможности передавать на большие расстояния огромные объемы информации и с высокой скоростью. На основе цифровых технологий были созданы возможности существенно преобразовать глобальные телекоммуникационные сети, в том числе глобальную сеть Интернет, которая в 80-90-е гг. революционно изменила систему передачи информации. Разновидностью передачи информации является ее обмен – взаимная передача информации.


    Наконец, последней формой движения информации является ее использование . Думается, что не нужно представлять названную форму существования информации, поскольку она самая распространенная.

    Итак, информация проходит во времени несколько этапов: поиск, обработка, передача и использование. Прохождение информации по названному кругу и приобретение соответствующих форм ее существования обычно связывают с термином «оборот информации» . Постараемся запомнить его, поскольку мы не один раз будем использовать этот термин при характеристике информационной темы.

    Область любого вида человеческой деятельности принято называть сферой. Человек может заниматься производством товаров, что будет являться производственной деятельностью. Область человеческой деятельности, связанной с движением денежных средств именуется финансовой деятельностью. Включаясь в область получения знаний, человек погружается в научную и образовательную деятельность. При использовании правовых средств защиты своих интересов человек вступает в сферу права.

    При использовании одной из названных форм информации человек, следовательно, погружается в сферу информации или информационную сферу.

    Рассмотрев все формы движения информации характере информационной человеческой деятельности, можно определить информационную сферу как пространственно-временную область человеческой деятельности, связанную с поиском, обработкой хранением (защитой), передачей и использованием информации.

    Для понимания информационной сферы человеческой деятельности, связанной с информацией, немалое значение имеет определение понятия «информационная среда» .

    В научной литературе этому понятию уделяется внимание не только в контексте рассмотрения его соотношения с категорией «информационная сфера» (38), но и с понятиями, определяющими физико-технические сущности информационных процессов (1, 119-141).

    Необходимо отметить, что такие сопоставления представляют довольно сложные теоретические конструкции и носят преимущественно строго научный характер, хотя и на образовательном уровне они имеют значение, поскольку позволяют правильно определить границы информационных процессов в юридической практике.

    Понятие «информационная сфера» описывает самые широкие, практически не определяемые, границы информационной человеческой деятельности. Такое наиболее обобщенное понимание не дает возможности «увидеть» более конкретные пространственные области общественных отношений, возникающих по поводу информации и, в частности, в ситуациях применения различных технических средств и информационных технологий.

    В связи с этим И. Л. Бачило правильно определяет значение выбора термина «информационная среда» для обозначения жестких границ конкретной информационной деятельности, и отмечает, что только в пространстве среды можно определить конкретного субъекта такой деятельности, его цель и интересы (38, 20).

    Авторы Глоссария по информационному обществу (Институт развития информационного общества) определяют информационную среду как «совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации» (177, 59).

    Это правильно, поскольку информационные интересы конкретных субъектов человеческой деятельности реализуются не в абстрактно существующей пространственно-временной области информационного общества, а в реально существующих условиях существования окружающей технической и технологической обстановки информационного среды.

    Правильно организованные и технологически (на физико-техническом уровне) обустроенные условия производства документов, их передачи и использования создают благоприятные условия принятия правильных управленческих решений (1, 131).

    Действительно, среда как часть сферы представляет собой более конкретное начало, она несет в себе иную смысловую нагрузку, нежели понятие «сфера». К информационной среде относятся та конкретная обстановка или совокупность условий, в которых осуществляется человеческая деятельность, связанная с информацией, использованием информационных технологий и других информационных элементов инфраструктуры.

    В литературе по теории и методологии систем исследователи, описывая состав элементов любой системы, включают среду существования системы как обязательный элемент и определяют ее как «окружение любой системы» (76, 46 – 55).

    Иначе говоря, информационная среда является не только необходимым структурным элементом информационной деятельности как системы, но важной совокупностью условий (параметров) , которые влияют на существование и развитие информационных процессов, складывающихся по поводу использования объектов информационной инфраструктуры. В состав таких параметров входят организационные, организационно-технические, организационно-технологические, организационно-правовые условия. От того, как и каким образом сформулированы, смоделированы, структурированно описаны и скоординированы названные условия, зависит эффективность и устойчивость информационной деятельности.

    Названная совокупность параметров (условий) характеризующих функционирование системы может быть представлена как состояние (76, 55) информационной системы, а совокупность правовых и связанных с ними организационных и технологических параметров (условий) может определять уровень устойчивости информационного обеспечения любой человеческой деятельности.

    Среда благоприятна, когда условия (обстановка) реализации информационных интересов являются предпочтительными и более приемлемыми. И наоборот, когда такие условия затрудняют реализацию информационных потребностей, то информационная среда является неблагоприятной, а может быть и агрессивной. К таковой относится, допустим, среда сети Интернет. Для того, чтобы Интернет-среда была более благоприятной, необходимо на организационно-правовом и технологическом уровне исключить, например, несанкционированные почтовые рассылки (спам), создать технологические гарантии против воздействия вирусов, способных вывести из строя пользовательские системы многомиллионной аудитории глобальных сетей и т.д.

    Таким образом, информационная среда представляет собой совокупность наиболее оптимальных благоприятных организационно-правовых, технических и технологических условий реализации конкретных (ситуационных) информационных потребностей субъектов информационной сферы.

    ТЕМА 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И СФЕРА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

    Вопросы для семинара:

    1. Определение понятия «информация». Информация как основной объект информационной сферы и правовой системы. Информация в актах законода­тельства Российской Федерации.

    2. Юридические особенности и свойства информации. Классификация ин­формации по роли, в которой она выступает в правовой системе Классифика­ция информации по доступу к ней

    3. Структура информационной сферы, основные и обеспечивающие области информационной сферы

    4. Информационные процессы. Информационные системы

    Информационное право составляет правовой фундамент инфор­мационного общества, а следовательно, без скорейшего формирова­ния такого права невозможно и нормальное развитие информацион­ного общества XXI в.

    В основе деятельности членов информационного общества лежат информация, информационные ресурсы и информационные продук­ ты, а само существование информационного общества основано на об­ ращении информации. В этой связи основным назначением информа­ ционного права является регулирование отношений, возникающих при обращении информации.

    Правовые проблемы обращения инфор­ мации исследуются на основе модели информационной сферы - сфе­ ры производства, преобразования и потребления информации.

    Вполне очевидно, что основным объектом информационного права явля­ется собственно информация. Сам термин "информация" в переводе с латинского означает ознакомление, разъяснение, изложение.

    "Отец кибернетики" Н. Винер при определении информации указывает лишь то, что "это информация, а не энергия и не материя". Это определе­ние, хотя и интересно с философской точки зрения, для практического ис­пользования непригодно, т. к. лишь говорит о невозможности идентифици­ровать информацию с другими известными объектами материального мира.

    Информация не относится к энергии и материи, однако связана с ними. Она в широком смысле присуща любой материи, по определению академи­ка В.М.. Глушкова: "Информация представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изме­нений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы" .

    Толковый словарь СИ. Ожегова дает определение информации, со­гласно которому это, во-первых, сведения об окружающем мире и проте­кающих в нем процессах и, во-вторых, - сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

    Современное легальное понятие информации сформулировано в Фе­деральном законе "Об информации, информатизации и защите инфор­мации" (далее - Закон об информации), согласно которому информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явле­ниях и процессах независимо от формы их представления.

    Информация в качестве объекта правового регулирования обладает специфическими особенностями и юридическими свойствами, которые во многом определяют и отношения, возникающие при ее обращении между субъектами, и характер их поведения.

    В.А. Копылов выделяет следующие свойства информации как объекта правового регулирования :

    - физической неотчуждаемости - информация практически не можетбыть отчуждена от создателя или иного обладателя, т. е. при передачеинформации другому лицу (лицам) она по-прежнему остается у пер­воначального носителя;

    - обособляемости - для включения в оборот информация должна быть овеществлена, т. е. закодирована в виде волн {в т. ч. звуковых), сим­волов, знаков и т. п. Вследствие этого она обособляется от создателя(носителя) и существует независимо от него;

    - информационной вещи (информационного объекта) - при овеществлении и включении в оборот информация обычно закрепляется на каком-то материальном носителе и распространяется с его помощью;

    - тиражируемости (распространяемости) - информация может тиражи­роваться и распространяться в неограниченном количестве экземпля­ров без изменения ее содержания;

    - организационной формы - информация, находящаяся в обороте, как правило, является документированной, т. е. существует в виде доку­мента или массива документов;

    - экземплярности - информация распространяется, как правило, не са­ма по себе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учет экземпляров информации через учет носителей, содержащих ин­формацию.

    Информация может проявляться в различных формах . Основными фор­мами информации являются:

    Документированная;

    Недокументированная.

    Документированная информация - это информация, закрепленная на материальном носителе. Понятие документированной информации (до­кумента) содержится в ст. 2 Закона об информации и обозначает "зафик­сированную на материальном носителе информацию с реквизитами, по­зволяющими ее идентифицировать"

    Практически только документированная информация может быть объектом правоотношения; недокументированная информация находится за пределами правового регулирования.

    Понятие "документированная информация" основано на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отраже­на в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения. Примером документированной информации является книга, CD-диск и др.

    В древние времена документирование информации осуществлялось посредством ее закрепления на каких-либо материальных объектах: камне, дереве, глине, коже животных и др. Позднее наиболее распространенным носителем информации стала бумага. Созданный на таком носителе до­кумент, подтвержденный соответствующими реквизитами и снабженный подписями, широко используется в различных правоотношениях и сегодня.

    Достоинством данного способа фиксации информации является воз­можность установления в большой долей вероятности ее автора по почерку. Это несколько усложнилось с массовым внедрением машинописи, однако оставалась возможность установления авторства по подписи.

    С развитием информационных технологий в качестве материальных носителей информации стали использоваться машиночитаемые (элек­тронные) носители информации: дискеты, CD-диски, постоянная и опе­ративная память компьютеров, электромагнитные волны и т. п.

    Электронная информация представляет собой сведения о лицах, предме­тах, фактах, событиях, явлениях и процессах, представленные в форме, по­зволяющей провести их непосредственную машинную обработку.

    Электронная информация обладает следующими специфическими свойс­твами:

    - трудностью установления авторства - авторство электронной ин­формации чаще всего невозможно установить, если создателем в це­лях защиты своих прав не использовались специальные технические средства типа электронной цифровой подписи;

    - изменяемостью - технически несложно произвести несанкциониро­ванное изменение электронной информации без ведома автора. В наибольшей степени это относится к информации, распространяе­мой посредством глобальных электронных сетей;

    - распространяемостью - электронная информация легко копируется и может сравнительно легко тиражироваться в большом количестве эк­земпляров, что заметно усложняет охрану ее институтом авторского пра­ва (если таковое на нее распространяется).

    В.А. Копылов указывает, что на документированную (овеществлен­ную) информацию распространяется одновременно действие двух инсти­тутов: вещной и интеллектуальной собственности: «Совместное исследование информационных, процессов в инфор­мационной сфере, правовых норм, регулирующих отношения, возни­кающие в этих процессах, с действиями над информацией, позволяет установить такие особенности и свойства. К основным из них можно отнести следующие: … Свойство информационной вещи (информационного объекта). Это свойство возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на материальном носителе или с помощью материального носителя и проявляется как «двуединство» информа­ции (ее содержания) и носителя, на котором эта информация (содер­жание) закреплено. Это свойство позволяет распространить на ин­формационную вещь (объект) совместное и взаимосвязанное действие двух институтов - института авторского права и института вещной собственности»

    Однако это далеко не всегда является верным.Во-первых, как совершенно справедливо отмечено А.Е Шерстобитовым, "...далеко не во всех случаях материальный носитель информации носит вещный характер" .

    С.В. Петровский приводит в связи с этим сле­дующий пример: в случае передачи результатов сканирования по каналам сети Интернет материальный результат деятельности будет присутство­вать в виде изменения магнитных характеристик накопителя информации (жесткого диска) в компьютерной системе заказчика после получения им заказа. Такой материальный результат не имеет признаков вещи .

    Во-вторых, не всегда информация является объектом интеллектуаль­ной собственности. Например, в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 09.07.1993 г. № 5351-Т "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. От 19.07.1995 г.) (далее - Закон об авторском праве) не являются объек­тами авторского права официальные документы (законы, судебные ре­шения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);-произведения народного творчества; сообщения о со­бытиях и фактах, имеющие информационный характер.

    По роли в правовой системе информация разделяется на правовуюи неправовую.

    Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах..

    Ненормативная правовая информация создается, как правило, в по­рядке правоприменительной и правоохранительной деятельности. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. Эта информация создается в объекте управления и движется в контуре обратной связи системы правового управления.

    К ненормативной правовой информации относятся:

    1) общая информация о состоянии законности и правопорядка;

    2) информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

    3) информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по испол­нению нормативных предписаний;

    4) информация судов и судебных органов (судебные дела, судебныерешения и т.п.);

    5) информация, связанная с раскрытием и расследованием право­нарушений.

    По степени доступа информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа, распространение которой воз­можно в условиях конфиденциальности или секретности.

    Документированная информация может быть подразделена и на другие виды. Так, ее можно разделить по создателям, по владельцам, по способам хранения и т. д.

    Модель информационной сферы

    Прежде чем перейти к изучению вопросов правового регулирова­ния общественных отношений, связанных с информацией, нужно хо­рошо исследовать ту сферу, в которой возникают общественные отно­шения, регулируемые информационным правом или подлежащие та­кому регулированию, определить состав объектов, которые наличествуют в этой сфере, выявить и установить особенности поведе­ния субъектов, действующих в информационной сфере и участвующих в информационных процессах.

    Законодатель определил:

    Информационную сферу, как «сферу дея­тельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации» (Федеральный закон «Об участии в между­народном информационном обмене»),

    А информационные процессы как процессы производства, передачи, поиска, получения и распростране­ния информации {Федеральный закон «Об информации, информатиза­ции и защите информации», а также Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»).

    К информационным сле­дует также относить и процессы создания и применения информацион­ных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

    Общественные отношения, подлежащие правовому регулирова­нию в информационной сфере, возникают при выполнении именно этих информационных процессов. Такие общественные отношения называют информационными, а деятельность по осуществлению ин­формационных процессов - информационной деятельностью.

    Информационная сфера , исходя из видов и способов представле­ния информации, особенностей ее преобразования и обращения, мо­ жет быть разделена на две части:

    Основную часть или часть собствен­но обращения информации

    И часть, обес­печивающую обращение информации.

    Каждая из них в свою очередь подразделяется на области:

    - основ­ ная часть включает три области:

    Область поиска, получения и потребления информации

    Область производства и распространения исходной и производной информации

    Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг

    - обеспечивающая – две:

    Область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения

    Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности

    Разделение информационной сферы на области условно, посколь­ку все они тесно связаны между собой. Исходная информация создает­ся под воздействием окружающей среды, а также на основе производ­ной информации и сведений из информационных ресурсов. Произ­водная информация создается на основе как исходной информации, так и сведений из информационных ресурсов. Информационные же ресурсы формируются на основе исходной и производной информа­ции, прежде всего как «запасы» ретроспективной информации. И, на­конец, в результате потребления информации вновь создается новая исходная и производная документированная информация, формиру­ются или дополняются информационные ресурсы. Таким образом, за­мыкается кругооборот движения информации в информационной сфере (обращение информации).

    Для выявления субъектов, участвующих в информационных про­цессах, установления разновидностей информации, циркулирующей в информационной сфере, рассмотрим более подробно каждую из ука­занных выше областей на протяжении «жизненного цикла» обраще­ния информации.

    Жизненный цикл (обращение) информации

    Область поиска, получения и потребления информации - в определенном смысле «задающая» обращение ин­формации. Именно здесь возникают потребности в информации и обеспечивается информацией широкий круг ее потребителей. Основ­ ные субъекты данной области - потребители, или получатели инфор­ мации.

    Информация в область создания и распространения исходной и производной информации создается с целью удовлетворения информационных потребностей субъектов рассмотренной выше об­ласти поиска и получения информации. Субъектами, обеспечивающи­ ми функционирование данной области, выступает широкий круг произ­водителей информации .

    В области формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг в отличие от предыдущей сосредоточена ретроспек­тивная документированная информация в форме информационных ресурсов как аккумуляторов (запасов) совокупных знаний человечества, накопленных за долгие годы цивилизации. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» дает определе­ние понятия информационных ресурсов: «...информационные ресур­ сы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архи­ вах, фондах, банках данных, других информационных системах )» (ст. 2).

    К объектам в области создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения относятся: информационные системы и информационные технологии, средства их обеспечения. Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено понятие «информационная система» - организационно упо­ рядоченная совокупность документов (массивов документов) и информа­ционных технологий, в том числе с использованием средств вычислитель­ной техники и связи, реализующих информационные процессы {ст. 2)

    Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности. В соответствии с Федеральным законом «Об участии в междуна­родном информационном обмене» под информационной безопасно­стью понимается состояние защищенности информационной среды об щества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

    Чаннов С.Е. Информационное право России: Учебник для ссузов. - М: "Приор-издат", 2004.

    См.: Бачило И.Л. Методология решения правовых проблем в области информа­ционной безопасности// С.б. Информатика и вычислительная техника. 1992. № 2-3.

    Копылов В.А. Информационное право: Учебник. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.

    Информационная сфера (среда) - сфера деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации (см. ст. 2 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене"). Как сфера правового регулирования она представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих такую деятельность, объектов нрава, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых нравом или подлежащих правовому регулированию.

    В основе производства, распространения, преобразования и потребления информации лежат информационные процессы - создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, получения, распространения и потребления информации в государстве и обществе, а также процессы создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, средств и механизмов информационной безопасности. Социальные (общественные) отношения, подлежащие правовому регулированию, возникают при выполнении именно этих информационных процессов. Такие общественные отношения называют информационными отношениями, а деятельность но осуществлению информационных процессов - информационной деятельностью.

    Анализируя информацию как предмет правоотношений, нельзя говорить о ней вообще, неконкретно. Предметом рассмотрения должна быть в первую очередь информация, которая находится в гражданском, административном или ином общественном обороте и по поводу которой или в связи с которой поэтому и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом.

    Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет информацию как "сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления" (ст. 2). Учитывая социальный аспект рассматриваемого объекта, добавим: включаемой в оборот в виде, понятном для восприятия человеком. Такое определение дает возможность "вывести" из понятия "информация" программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), отнесенные названным Законом к средствам обеспечения ЭВМ.

    Этот закон вводит термин "документированная информация (документ)" и определяет его как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать" (ст. 2).

    Понятие "документированная информация" основано на двуединстве - информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения. В результате документирования происходит как бы материализация и овеществление сведений. Информация "закрепляется" на материальном носителе или даже "привязывается" к нему и тем самым обособляется от своего создателя. В итоге в качестве документированной информации мы получаем книгу, статью в журнале, сборник статей, фонд документов, банк данных или иной массив документов (данных) на бумажном, машиночитаемом и иных носителях.

    Согласно приведенному выше определению, документированная информация (документ) есть по сути дела объект материальный, что дает основание относить ее также и к категории вещей. А это означает, что на нее распространяется право вещной собственности. Следует, однако, отметить, что документированная информация относится к вещам особого рода. Главное ее отличие от других вешен заключается в упомянутом выше двуединстве информации и материального носителя, что предопределяет специфику требовании, касающихся ее правового режима.

    Таким образом, с правовой точки зрения двуединство информации и материального носителя дает возможность защищать документированную информацию с использованием одновременно двух институтов: института интеллектуальной собственности и института вещной собственности.

    Традиционно для документирования в качестве материального носителя применялась писчая бумага. Созданный на таком носителе документ, подтвержденный соответствующими реквизитами и снабженный подписями, широко использовался, да и используется в гражданских, экономических и иных отношениях, в том числе и как доказательственный материал при судебном разбирательстве. Известно, что доказательственная способность документированной информации основана на возможности установления с помощью почерковедческой экспертизы того факта, что данный конкретный документ является оригиналом и что подпись на нем точно (вернее, с большой степенью вероятности) принадлежит конкретному лицу.

    С внедрением новых информационных технолог ни вместо бумаги в качестве материальных носителей стали использоваться машиночитаемые носители - .магнитные и оптические диски, память ЭВМ, электрические колебания, электромагнитные волны. К сожалению, в отличие от информации, зафиксированной на бумажном носителе, информация на машиночитаемом носителе может быть легко изменена без желания ее автора в результате несанкционированного доступа к ней постороннего лица, причем без всяких следов такого вмешательства. Естественно, в этом случае документ на машиночитаемом носителе теряет свою доказательственную способность, его легко подделать и никакая экспертиза не в состоянии эту подделку выявить.

    Возникла проблема установления доказательственной силы машиночитаемого документа. Необходимо было создать такой механизм записи информации на нем, который, с одной стороны, исключал бы возможность несанкционированного доступа постороннего лица к информации с целью ее искажения или подделки, а с другой - позволял бы конкретному лицу ставить на этом документе некоторую отметку, аналогично его подписи на бумаге, которую было бы невозможно подделать, а экспертиза могла бы надежно подтвердить принадлежность этой отметки-подписи данному лицу.

    Отсюда возникло понятие "электронная цифровая подпись", которая посредством специального программно-информационного комплекса обеспечивает надежное подтверждение оригинальности сведений, реквизитов документа и факта его "электронного подписания" конкретным лицом.

    Распространение в системах связи и телекоммуникации информации на машинном носителе, снабженной электронной цифровой подписью, аналогично распространению оригинала документов на бумажном носителе традиционными способами. Распространение же информации на машиночитаемом носителе без электронной цифровой подписи или других аналогичных средств идентификации подобно или передаче устной информации, идентичность содержания которой гипотетическому оригиналу может быть подтверждена показаниями свидетелей, или передаче копии документа, по отношению к которой требуется доказать возможными способами соответствие ее оригиналу.

    Таким образом, электронная цифровая подпись обеспечивает ввод и передачу документа по системе связи и телекоммуникации с предоставлением возможности в любой точке трафика и в любой момент времени вывести этот документ из системы и представить его для разрешения спора.

    Сложнее обстоит дело, когда документ автоматически формируется внутри автоматизированной системы (банка данных) алгоритмическим путем на основе исходных документов (данных), получаемых из разных точек информационного пространства этой системы и в разные моменты времени. Такие документы до последнего времени должны были подписываться должностным лицом, ответственным за их подготовку. Очевидно, что при большом количестве исходных данных и автоматических вычислений, необходимых для подготовки выходного документа, это лицо фактически не в состоянии проверить правильность произведенных системой расчетов и должно подписывать документ, так сказать, по должности. Действительно, ведь кто-то должен нести ответственность за документ, хотя и подготовленный автоматизированной системой, но используемый для принятия ответственных решений.

    Возникает вопрос: возможна ли автоматическая простановка электронной цифровой подписи на документе, подготавливаемом автоматически автоматизированной системой, самой этой системой (или компьютером)? С одной стороны, казалось бы, это нонсенс - ведь в данном случае создается впечатление, что никто не несет ответственности за содержание документа - с компьютера не спросишь. Но ведь, с другой стороны, возлагать обязанность подписывать такой документ на должностное лицо, которое не в состоянии проверить его содержание и привлекать к ответственности и за недостоверность в нем сведений - тоже неправильно. Как же следует поступить?

    По-видимому, простановку такой электронной подписи можно возложить на автоматизированную систему, но при условии четкого решения задачи распределения обязанностей и ответственности за качество исходной и промежуточной информации, используемой при автоматической подготовке окончательного документа компьютером, между:

    субъектами, обеспечивающими подготовку исходной информации; субъектами, ответственными за разработку алгоритмов и программ обработки информации на ЭВМ; субъектами, обеспечивающими работоспособность технических средств.

    Для этого должна быть разработана такая снабженная качественным организационно-правовым обеспечением технология подготовки и движения исходной и промежуточной информации в автоматизированной системе, которая в случае установления недостоверности окончательного результата, отмеченного в документе, позволила бы быстро и надежно выявить ту точку технологического процесса, в которой была допущена ошибка, приведшая к искажению окончательного результата, а также лицо, ее допустившее. В правовом плане здесь возникает необходимость урегулирования отношений по поводу обязанностей и ответственности лиц, осуществляющих подготовку, обработку и передачу исходной и промежуточной информации по всем этапам ее движения, а также разработку программы для ЭВМ и обеспечение надежной эксплуатации технических средств (ЭВМ, средств связи и телекоммуникации).

    Для выявления множества видов документированной информации как разновидностей объектов правового регулирования, а также комплекса общественных отношений (информационных отношений), возникающих при осуществлении действий над такими объектами, необходимо рассмотреть движение информации в информационной сфере и процедуры ее трансформации при осуществлении процессов создания, преобразования и потребления информации.



    Рекомендуем почитать

    Наверх