Фотограф, стань оператором! Обзор камеры Panasonic Lumix GH4

Электроника 29.01.2018
Электроника

Panasonic Lumix GH4 стала первой в мире беззеркальной камерой с поддержкой записи 4K-видео. На самом деле, камеры с такими возможностями появились намного раньше. Взять хотя бы Canon EOS-1D C или GoPro HERO3+ Black Edition. Но в беззеркальных фотоаппаратах эта технология действительно появилась впервые у Lumix GH4. Не за горами тот день, когда и другие производители фототехники подтянутся, однако пока что формат 4К выглядит маловостребованным. Весь мир еще сидит за Full HD мониторами и смотрит Full HD, HD или даже SD видео, а в сети Интернет до сих пор лидирует HD формат.

Panasonic Lumix GH4 вышла спустя год после , совершив при этом внушительный качественный скачок и еще более отчетливо позиционируясь как камера для видеосъемки. В ней улучшены не только видеофункции, но и проведена работа по совершенствованию фотографической части. При всем этом камера предлагается как доступный цифровой гибрид потребительского класса, а ценой в разы отличается от той же Canon EOS-1D C или Blackmagic Production Camera 4K.

Технические характеристики, комплектация

Panasonic Lumix GH4

Canon EOS-1D C

беззеркальная камера со сменной оптикой

кинокамера со сменной оптикой

полнокадровая зеркальная камера

Micro Four Thirds (17,3х13 мм), CMOS, 16,1 Мп

Super 35 (21,12х11,88 мм), CMOS, 8 Мп

Full frame (36x24мм), CMOS, 18 Мп

Тип байонета

Micro Four Thirds

Canon EF и Zeiss ZE

Формат снимков

JPEG, RAW (максимальное разрешение 4608x3456)

JPEG, RAW (максимальное разрешение 5184x3456)

Формат видео

AVCHD, MPEG-4 (4096x2160/24p, 3840x2160/30p,

Cinema DNG RAW, Apple ProRes

3840 x 2160/30p, 1920x1080/30p, 1920x1080/60i

(4096x2160/24p, 3840x2160/30p,

Диапазон светочувствительности

(расширяется до 204800)

Диапазон выдержек

OLED, наклонно-поворотная конструкция, диагональ — 3”, разрешение — 1 036 000 точек

TFT LCD, фиксированная конструкция, диагональ — 5”, разрешение — 840x480

TFT LCD, наклонная конструкция, диагональ — 3,2”, разрешение — 1 040 000 точек

Видоискатель

электронный, разрешение 2,36 млн. точек

оптический (пентапризма), 100% покрытие кадра, увеличение 0,76х

встроенная, ведущее число 17 м при ISO 200

карты SD/SDHC/SDXC

сменный диск 2,5” SSD

карты Compact Flash (Type I или II)

встроенный модуль

опционально

Интерфейсы

USB/AV, SDI, Thunderbolt

Аккумулятор

Lithium-Ion, DMW-BLF19, 1860 мАч

Lithium-Ion, LP-E4N, 2450 мАч

Габариты и вес

133x93x84 мм, 560 г

166x113x126 мм, 1700 г

158x164x83 мм, 1355 г

Стоимость по данным price.ru

Panasonic Lumix GH4

Фотокамера комплектуется отдельным сетевым зарядным устройством и аккумулятором DMW-BLF19, широким наплечным ремнем, DVD-диском с софтом (PHOTOfun STUDIO 9.5 PE, SILKYPIX Developer Studio 4.1 SE и LoiLoScope), кабелем USB, набором заглушек и объемной бумажной инструкцией. То же самое входило в комплект поставки предшествующей модели. Камера поставляется без объектива, а дополнительно имеется комплект из камеры и интерфейсного блока DMW-YAGH. О его назначении мы поговорим позже.

Дизайн и эргономика

Panasonic Lumix GH4 стала самой крупногабаритной беззеркалкой, причем не только в классе Micro Four Thirds, а вообще на рынке. Для сравнения — схожие габариты корпуса имеют полнокадровые зеркалки. В этом есть и свои плюсы, такие как уверенный хват, продуманная эргономика, а также погодозащищенность корпуса, изготовленного целиком из магниевого сплава. Габариты камеры и ее вес немного увеличились в сравнении с GH3, но этот прирост совершенно незаметен невооруженным глазом. Внешне обе камеры очень похожи, изменения в дизайн внесены минимальны. Сильной стороной, помимо влагозащищенного корпуса, также является прочность всех элементов управления и высочайшее качество исполнения всех деталей.

Лицевая сторона лишь сменила логотип с GH3 на GH4, а все остальное осталось без изменений. Предсерийный образец, кстати, как раз не имел маркировки названия модели и спутать его с GH3 было элементарно. Почти такая же лицевая панель и у . Здесь выделяется массивная рукоятка, покрытая мягкой резиной, а на ее верхнем склоне располагается кнопка спуска. Под логотипом модели находится лампа подсветки автофокуса, а в центре всего этого расположен байонет с кнопкой фиксации. В правом верхнем углу также можно заметить гнездо синхроконтакта с винтовой резьбой, закрытое заглушкой.

На верхней панели расположение органов управления сохранилось, но есть и несколько нюансов. Так, небольшой селектор режимов протяжки на левом краю теперь имеет пять позиций вместо четырех. Новая позиция отвечает за настройку интервальной съемки. Остальные четыре задают режимы серийной съемки, покадровой съемки, съемки с таймером, а также брекетинг по экспозиции. При записи видеороликов этот селектор никак не задействуется. В центре, чуть правее, расположен блок видоискателя, совмещенного со вспышкой и «горячим башмаком». В правой части панели размещен основной селектор режимов, который лишился пункта выбора сценария съемки. Таким образом, позиций селектора стало 10, три из которых отвечают за выбор пользовательских настроек.

Еще одно нововведение — фиксатор селектора теперь представляет собой кнопку, после нажатия которой селектор имеет свободный ход. Повторное нажатие кнопки блокирует селектор. Такой способ гораздо удобнее традиционного, когда кнопку фиксации нужно удерживать зажатой одновременно с вращением селектора. Других изменений сверху не выявлено. И, кстати, рычажок управления зумом на объективах с функцией Power Zoom так и не появился.

Рычажок включения питания совмещен с диском селектора режимов, а поблизости можно заметить два светоиндикатора. Один символизирует включение питания, а второй оповещает о работе Wi-Fi. Клавиша Fn1 по умолчанию отвечает за работу Wi-Fi, но может быть перепрограммирована. Около верхнего скроллера в ряд лежат три кнопки, ответственные за настройку ISO, установку баланса белого и ввод экспокоррекции.

Задняя панель тоже совершенно идентична панели Lumix GH3. Кнопки входа в режим просмотра и переключения режима дисплей/видоискатель лежат в левом верхнем углу, рядом с глазком видоискателя. Значительную часть задней панели занимает дисплей, справа от которого лежит диск управления и навигации с центральной кнопкой, кнопка удаления снимков и возврата, кнопка запуска быстрого меню, а также кнопки смены типа фокусировки и информационных дисплеев. Дополняет всё это решетка системного динамика.

В правом верхнем углу находится задний скроллер, а справа от глазка видоискателя находится блокиратор AE/AF Lock, совмещенный с кольцевым переключателем режимов фокусировки, и кнопка старта записи видео.

На правой боковине расположен отсек для карт памяти формата SD (с поддержкой класса UHS-I), а также 2,5-мм разъем для подключения устройства дистанционного управления. Для записи высокобитрейтного видео следует выбирать наиболее быстрые карты памяти.

Левая боковая панель содержит два отсека, закрытых резиновыми заглушками. Под ними скрывается стереовыход 3,5-мм для подключения наушников, а также порты micro USB и micro HDMI. В верхней части особняком располагается гнездо для внешнего стереомикрофона.

Камера также содержит модули Wi-Fi и NFC, что позволяет использовать смартфон или планшет в качестве видоискателя или для передачи файлов.

И, наконец, снизу мы видим отделение для аккумулятора, резьбовое отверстие для крепления штатива, а также прикрытый резиновой заглушкой разъем для стыковки батарейной рукоятки или интерфейсного блока. Батарейная ручка, кстати, совместима и с Lumix GH4 и с Lumix GH3.

Экран, видоискатель и интерфейс

При включении камеры в глаза сразу бросается возросшее разрешение дисплея. Оно увеличилось с 614 000 точек у GH3 до 1 040 000 точек у GH4, то есть почти вдвое. Работать с таким разрешением намного приятнее. Дисплей выполнен по OLED-технологии и снабжен сенсорным слоем, как и у Lumix GH3. Примечательно, что Panasonic использует OLED-матрицы только для камер серии Lumix GH. Во всех остальных камерах устанавливается классическая TFT матрица. Экран с матрицей на основе органических светодиодов хуже передает оттенки белого цвета, а также имеет малые углы обзора, особенно по вертикали. Последний недостаток отчасти компенсируется наклонно-поворотной конструкцией, особо удобной при съемке видео.

Электронные видоискатели Panasonic не входят в топ лучших по своему качеству, но уверенно стремятся к этому. Разрешение видоискателя Lumix GH4 было увеличено с 1,74 млн. точек до современного стандарта 2,36 млн. точек, хотя для Panasonic это не рекорд. Цветопередача и детализация достаточно реалистичны, однако при съемке ярких сцен заметна нереалистичная передача яркости. Видоискатель снабжен датчиком приближения и колесиком диоптрийной коррекции. Камерой можно управлять, не отвлекаясь от видоискателя — все настройки и информационные экраны выводятся и в электронный глазок.

Меню системных камер Panasonic остается неизменным уже не первый год. Да и что-либо кардинально тут менять нет нужды. В Lumix GH4 присутствует шесть разделов основного меню, а также быстрое меню. Разнообразие настроек умеренное, а русификация вполне грамотная. Был дополнен раздел настроек видеозаписи, а также внесен ряд несущественных дополнений и в другие пункты.

Функциональные возможности

Panasonic GH4 оборудована Live MOS сенсором с привычным разрешением 16 Мп, а также расширенным динамическим диапазоном и переделами регулировки ISO. Перед нами серьезно доработанный сенсор, доставшийся от GH3. Разработчик заявил также об увеличенной вдвое частоте считывания данных с сенсора, а этот параметр напрямую влияет на наличие эффекта rolling shutter при съемке видео. Диапазон настройки ISO расширился до отметок ISO 100-25600.

Камера также получила новейший четырехъядерный процессор Venus Engine 9AHD для обработки 4К-видео и роликов с высоким битрейтом. Процессор стал, по сути, ключевым нововведением, за счет которого были подтянуты и остальные параметры. К примеру, соответственно возросла частота серийной съемки и глубина буфера. При зафиксированном по первому кадру автофокусе камера способна «стрелять» сериями из 12 кадров за секунду с глубиной буфера 40 кадров в формате RAW или 100 — в JPEG. При условии непрерывной фокусировки скорострельность составляет 7 кадров за секунду.

Улучшения закономерно коснулись и затвора, точнее, диапазона доступных выдержек. Минимальная выдержка теперь составляет 1/8000 с, а максимальная в режиме Bulb составляет 60 минут. Кроме того, минимальная выдержка для синхронизации вспышки составила 1/250 с вместо 1/160 с у Lumix GH3. Новый затвор рассчитан на 200 000 срабатываний — буквально вдвое больше, чем у предыдущей модели. В настройках камеры можно выбрать полностью электронный затвор, что будет особенно полезно при съемке большого числа кадров в режиме интервальной записи. Электронный затвор, в отличие от механического, не изнашивается.

Panasonic Lumix GH4 серьезным образом отличается от всех других беззеркалок Lumix в плане автофокусировки. Контрастный принцип остался по-прежнему единственным, но в данном случае Panasonic реализовала свое ноу-хау под названием Depth-From-Defocus (DFD). Стоит рассказать об этой новой технологии подробнее. Еще до момента нажатия на кнопку спуска камера периодически анализирует сцену и оценивает размытость объектов в кадре. Умная система фокусировки просчитывает также насколько расфокусирован объект, чтобы затем, во время частичного нажатия кнопки спуска, использовать эту информацию для более быстрой фокусировки. В классическом виде контрастная фокусировка является итерационным, медленным процессом, то есть последовательным смещением линз и оценкой точности фокусировки. Метод Depth-From-Defocus позволяет пропустить сразу несколько шагов такого процесса и не оценивать фокусировку объекта там, где она заведомо исключена. Как результат — снижение времени автофокусировки, рост частоты серийной съемки с непрерывной фокусировкой и улучшения в режиме слежения за объектом. Такая сверхбыстрая контрастная система легко конкурирует с гибридной контрастно-фазовой фокусировкой.

Надо заметить, что в работе новой системы фокусировки используется информация о подключенном объективе, причем этот объектив должен быть «родным». Автофокус работает по 49 точкам и умеет распознавать лица в кадре, а также устанавливать точку фокусировки предельно точным образом на отдельных мелких деталях объекта. Впрочем, для видеозаписи контрастный метод фокусировки не является оптимальным, но в случае с GH4 все негативные эффекты сведены к минимуму. Кроме того, профессиональная съемка видео подразумевает ручную фокусировку. Для ручной фокусировки подспорьем является функция focus peaking, а также увеличение кадра.

Система стабилизации изображения в самой камере отсутствует и полагаться придется лишь на объективы с маркировкой O.I.S, снабженные оптическим стабилизатором. Это довольно серьезный минус, который будет особо заметен при съемке видео нестабилизированной оптикой. К слову, продвинутая беззеркалка Lumix GX7 предлагает на выбор два типа стабилизации — оптическую и механическую, реализованную в самой камере.

Встроенная вспышка имеет ведущее число 17 метров при ISO 200 и обеспечивает равномерное освещение кадра при съемке с фокусным расстоянием 24 мм в эквиваленте. Со времен Lumix GH3 в работе вспышки ничего не изменилось. На выбор доступно несколько режимов срабатывания вспышки, в том числе по передней или задней шторке затвора, а также в режиме медленной синхронизации. Как уже было сказано, синхронизация с затвором возможна при выдержках не короче 1/250 с.

Возможности видеосъемки, управление

Раз уж Panasonic Lumix GH4 преподносится как фотокамера для профессиональной съемки видео, то стоит рассмотреть эти функции более детально.

Для начала разберемся с разрешением. Так, существует два формата, причем оба причисляют к стандарту 4К и часто путаются друг с другом. Первый, Quad HD, означает запись с разрешением 3840x2160, что соответствует четырехкратному росту разрешения в сравнении с Full HD. Lumix GH4 записывает такие ролики с частотой 30 полных кадров в секунду. Второй стандарт является кинематографическим и обозначается как Cinema 4K, что означает разрешение 4096х2160. Такие ролики без обрезаний отображаются на экранах с соотношением сторон 16:9, а Lumix GH4 записывает видео в Сinema 4К с частотой 24 кадра за секунду, что довольно мало.

Камера способна также выдавать просто гигантский битрейт при условии съемки в Full HD. Для целого ряда режимов он достигает 200 Мб/с при кодировании в ALL-Intra. Еще одной особенностью является функция съемки видео с переменной частотой следования кадров. Ее можно менять прямо в процессе съемки, тем самым придавая эффект замедления или ускорения.

Продвинутой особенностью камеры является возможность выбора видеорежимов PAL или NTSC и соответствующих частот записи. Посредством HDMI видеопоток может выводиться в несжатом виде на внешний приемник. Напомним: стандарт HDMI 1.4 имеет максимальную пропускную способность 10 Гбит/с и поддерживает вывод видео в разрешении 4096х2160/24p, а также 3840х2160 при 24p, 25p или 30p.

Все возможные режимы видео сведены для удобства в таблицу, которую мы рекомендуем внимательно проанализировать. Очевидно, что Panasonic GH4 является самой навороченной видеобеззеркалкой из когда-либо созданных и в плане видео с легкостью конкурирует с любой зеркалкой.

Формат

Частота

Качество

Full HD (1920x1080), 29,97p, 200 Mbps (All-I), Linear PCM

4K (3840x2160), 25,00p, 100 Mbps (IPB), Linear PCM

Full HD (1920x1080), 25,00p, 200 Mbps (All-I), Linear PCM

4K (3840x2160), 29,97p, 100 Mbps (IPB), Linear PCM/AAC

4K (3840x2160), 23,98p, 100 Mbps (IPB), Linear PCM

Full HD (1920x1080), 59,94p, 200 Mbps (All-I), Linear PCM

Full HD (1920x1080), 29,97p, 20 0Mbps (All-I), Linear PCM

Full HD (1920x1080), 23,98p, 200 Mbps (All-I), Linear PCM

Full HD (1920x1080), 59,94p, 28 Mbps (IPB), AAC

Full HD (1920x1080), 29,97p, 20 Mbps (IPB), AAC

HD (1280x720), 29,97p, 10 Mbps (IPB), AAC

VGA (640x480), 29,97p, 4 Mbps (IPB), AAC

4K (3840x2160), 25,00p, 100 Mbps (IPB), Linear PCM/AAC

Full HD (1920x1080), 50,00p, 200 Mbps (All-I), Linear PCM

Full HD (1920x1080), 25,00p, 200 Mbps (All-I), Linear PCM

Full HD (1920x1080), 50,00p, 28 Mbps (IPB), AAC

Full HD (1920x1080), 25,00p, 20 Mbps (IPB), AAC

HD (1280x720), 25,00p, 10 Mbps (IPB), AAC

VGA (640x480), 25,00p, 4 Mbps (IPB), AAC

Cinema 4K (4096x2160), 24,00p, 100 Mbps (IPB), Linear PCM

4K (3840x2160), 24,00p, 100 Mbps (IPB), Linear PCM

Full HD (1920x1080), 25,00p, 200 Mbps (All-I), Linear PCM

Full HD (1920x1080), 59,94p, 28 Mbps, Dolby Digital

Full HD (1920x1080), 59,94i, 24 Mbps, Dolby Digital

Full HD (1920x1080), 59,94i, 17 Mbps, Dolby Digital

Full HD (1920x1080), 23,98p, 24 Mbps, Dolby Digital

Full HD (1920x1080), 50,00p, 28 Mbps, Dolby Digital

Full HD (1920x1080), 50,00i, 24 Mbps, Dolby Digital

Full HD (1920x1080), 59,00i, 17 Mbps, Dolby Digital

А теперь поговорим об альтернативных способах управления камерой. Спуск затвора можно осуществлять дистанционно — для этого даже имеется специальный разъем. Однако самым современным и практичным способом дистанционного управления является подключение по Wi-Fi.

Lumix GH3 стала одной из первых камер Panasonic, оснащенных модулем беспроводной связи, однако реализация большинства функций тогда еще выглядела достаточно сырой. В Panasonic Lumix GH4 Wi-Fi дополняется чипом NFC для быстрой настройки сети между камерой и смартфоном. Для связи с камерой по воздуху владельцам мобильных устройств следует установить бесплатное приложение Panasonic Image App, доступное для iOS и Android. Приложение позволяет дистанционно изменять основные настройки камеры, снимать фото и видео, передавать отснятый материал на мобильные устройства, копировать данные на ПК, получать GPS данные о месте съемки из смартфона, а также загружать снимки напрямую в социальные сети и облачное хранилище Lumix Club. Получить представление об интерфейсе приложения Panasonic Image App можно по приведенным ниже скриншотах.

Режимы съемки традиционны для флагманских беззеркалок Panasonic. В наличии мультиэкспозиция, интервальная съемка, покадровая анимация, набор художественных фильтров и сценариев, вынесенный на селектор режим съемки видео с ручными настройками, полностью автоматический режим iAuto, а также функции склеивания HDR и панорамных снимков. Lumix GH4 является первой и пока единственной камерой в коллекции Panasonic, способной обрабатывать RAW встроенными инструментами. Эта камера также позволяет профессионалам устанавливать диапазоны относительной яркости: 0-255, 16-235 или 16-255.

Panasonic Lumix GH4 совместим с широким набором аксессуаров, как и прочие беззеркалки производителя. Есть несколько вспышек, внешний стереомикрофон, батарейная рукоятка и многое другое. Но самым необычным аксессуаром, совместимым только с GH4, является специальный интерфейсный блок DMW-YAGH, продающийся по цене чуть ниже самой камеры. Блок пригодится исключительно профессиональным видеооператорам — уж очень специфические функции он выполняет. Он имеет два входа типа XLR для ручного контроля аудиозаписи, а также терминал для подачи внешнего временного кода и HD-SDI коннекторы для вывода 10-битного 4:2:2 видео. Блок оснащен разъемом для питания от сети. Основной функцией интерфейсного блока является сопряжение камеры и выводимых сигналов с прочим профессиональным оборудованием.

Тестовые снимки, видео, автономная работа Panasonic Lumix GH4 @ ISO 3200

О режимах, форматах и типах видеосъемки мы подробно рассказали выше, а теперь посмотрим на примеры записи в разрешении 4К и Full HD с различным битрейтом.

Panasonic Lumix GH4 питается от литий-ионного аккумулятора DMW-BLF19 емкостью 1860 мАч, почти как в зеркалках. Полного заряда аккумулятора хватает на полтысячи кадров, а если ограничиться лишь съемкой фото, то это значение смело можно увеличить процентов на 25. Как уже говорилось, Lumix GH4 совместима с той же батарейной ручкой, что была выпущена для Lumix GH3. Опциональная рукоятка не только вдвое увеличит время автономной работы, но и позволит удобно снимать в портретной ориентации.

Конкуренты

Эта камера составляет доступную альтернативу дорогим 4К-кинокамерам, однако она заметно дороже конкурента от Panasonic. Камера оснащена сенсором формата Super 35 и поддерживает съемку видео с разрешением QHD и максимальной частотой 30 кадров в секунду.



Она совместима с кинооптикой Canon и Zeiss, а также оборудована пятидюймовым сенсорным экраном, сменным SSD-накопителем, а также портами Thunderbolt, SDI и USB. Всё это заключено в прочный влагозащищенный алюминиевый корпус. Blackmagic Production Camera 4K предназначена исключительно для видеосъемки, а сохранение данных производится в форматах CinemaDNG RAW или Apple ProRes 422.

Вызов вертелки: 3711 3 conf

Sony Alpha 7, конечно, предлагает более скромные возможности для съемки видео. Но в то же время это камера с отличным полнокадровым сенсором и возможностью установки внешних аксессуаров, в том числе для съемки видео.



Запись видеороликов доступна с ручными настройками экспозиции в разрешении Full HD при частоте 60p, 60i и 24p.

Вызов вертелки: Sony Alpha A7 3701 3 conf

  • Уникальное на сегодняшний день сочетание функциональности фотоаппарата и видеокамеры в одном устройстве.
  • Прочный корпус на основе шасси из магниевого сплава, качественная внешняя отделка.
  • Всепогодное исполнение, пыле- и влагозащита.
  • Эргономичная рукоятка, удобный и надежный хват камеры.
  • Поворотный на двух осях монитор с диагональю 3" разрешения 1036000 точек.
  • Встроенный электронный видоискатель технологии OLED разрешения 2.36 Мточек.
  • Наличие встроенной вспышки.
  • Набор экспорежимов PASM, поддержка формата RAW, хороший в целом уровень функциональности.
  • Очень быстрый автофокус, уверенно работающий и при недостатке освещенности. Впервые использована новая технология DFD (Depth From Defocus).
  • Высокая отзывчивость камеры во всех режимах.
  • Быстрая серийная съемка (до 12 полноразмерных кадров в секунду, до 40 кадр/с в разрешении 4 Мп при использовании электронного затвора).
  • Достаточно короткая минимальная выдержка - от 1/8000 секунды при фотосъемке, от 1/16000 в видеорежиме.
  • Удачный сенсорный интерфейс дополняет обычную систему управления и расширяют ее возможности.
  • Хорошая реализация ручной фокусировки с автоматическим увеличением масштаба и выделением контуров (фокус-пикинг).
  • Функция "зебры" (выделение пересвеченных областей), в двух вариантах, с настройкой уровня срабатывания.
  • Регулировка тоновой кривой, раздельно в тенях и светах, с несколькими подстраиваемыми пресетами. Работает и при фотосъемке, и при видеозаписи (хотя, возможно, настройку для фото и видео лучше было бы сделать раздельной).
  • Двухкоординатный электронный уровень (правда, он не очень удачно расположен в центре экрана, перекрывает изображение).
  • Динамическое отображение информации о количестве кадров, которые можно сделать до заполнения буфера.
  • Богатый набор цифровых фильтров.
  • Экспобрекетинг с 3-5-7 кадрами в серии, режим HDR.
  • Интервальная съемка, создание анимированных роликов в камере.
  • Видеосъемка в формате 4K (3840x2160) при 25/24 кадр/сек и Cinema 4K (4096x2160) при 24 кадр/сек, с битрейтом 100 Мб/сек.
  • Видеосъемка Full HD вплоть до формата 1920x1080@60/50p ALL-I с битрейтом 200 Мб/с (конечно, есть и множество других вариантов).
  • Видеосъемка в Full HD с регулируемой частотой кадров (ступенчато, от 2 до 96 кадр/сек) – однако при этом не работает автофокус.
  • Множество функций и настроек, ориентированных на серьезную работу с видео.
  • Наличие стандартных разъемов для подключения внешнего микрофона и наушников.
  • При установке камеры на штатив доступ к аккумулятору и карте памяти не блокируется.
  • Долгое время работы на одном заряде аккумулятора.
  • Передача файлов через Wi-Fi, возможность управления камерой по Wi-Fi.
  • Разъем "горячий башмак" для подключения внешних аксессуаров.
  • Наличие в системе дополнительных аксессуаров – батарейной ручки, микрофонов и вспышке, а также интерфейсного устройства для серьезной работы с видео (комплект DMC-GH4-YAGH).
  • Очень широкий парк оптики в системе Микро 4/3.
  • Более года назад мы изучили первую доступную на рынке потребительской электроники камеру, снимающую в режиме 4K. Назвать ее полноценным инструментом, к сожалению, не получится — это экшн-камера . Однако данную камеру вполне можно считать первым звоночком, пробным. Теперь, спустя довольно долгий срок, мы встречаем второй 4K-звонок. Но уже диаметрально противоположный по своему весу, поскольку речь идет о недешевой фотокамере профессионального назначения.

    Конструкция, технические характеристики

    Поступившая для тестирования фотокамера имеет в комплекте USB-кабель с нестандартным мини-разъемом, подключаемым к порту фотоаппарата, зарядное устройство, основное руководство пользователя на английском языке и компакт-диск с ПО и полными версиями руководств на разных языках.


    В «нагрузку» к фотокамере компания Panasonic предоставила также объектив H-HS35100 , батарейную рукоятку DMW-BGGH3 и модуль интерфейсов AG-YAGHG .


    По правде, рассматриваемую камеру можно — и правильней — называть не DMC-GH4, а AG-GH4U. Таковы жесткие условия маркетологов Panasonic: камера GH4 в поставке с модулем интерфейсов AG-YAGHG называется AG -GH4U, а без такого модуля этот же аппарат зовется иначе — DMC -GH4 (фирменные индексы видеооборудования Panasonic: DMC — бытовой сектор, AG или AJ — профессиональный сектор). Но мы не станем вносить сумятицу и будем рассмотривать именно бытовую версию камеры под именем DMC -GH4, поскольку для тестирования модуля интерфейсов требуется специальное оборудование, которым мы не располагаем (а и вообще, что там изучать? Надежность коммутации?).

    Фотоаппарат, водруженный на данный постамент, выглядит более чем внушительно. Именно поэтому было решено остановиться на такой фотографии.


    Следует отметить, что конструкция интерфейсного модуля не позволяет откинуть дисплей камеры так, как хочется — мешает входной блок, соединяющий HDMI-выход фотоаппарата с внутренней видеоразводкой интерфейсного модуля.


    Дисплей камеры имеет поворотную конструкцию, его можно развернуть в любом направлении, как вперед, так и вниз. В том числе зафиксировать в корпусе фотоаппарата в положении «экраном наружу».


    Управляющих элементов на корпусе аппарата более чем достаточно для быстрой активации того или иного режима/функции. Но тут, конечно, требуется хорошая мышечная память или большая практика съемки данной фотокамерой, чтобы не разглядывать корпус всякий раз при необходимости что-либо включить — очень уж мелки эти кнопки, расположенные рядышком друг с другом и часто утопленные в корпус.


    Слот для карт памяти находится сбоку — очень хорошо, не нужно снимать камеру со штатива, если потребуется заменить карту.

    Кстати, о картах. Несмотря на то, что камера поддерживает стандартные типы карт формата SD/SDXC, работа в некоторых режимах с такими картами не гарантируется — аппарату требуется более скоростное хранилище. Рекомендуемая карта памяти маркируется как microP2 , а следующая табличка отображает общие требования к носителям информации.


    Ввиду большого риска получить неработающий кирпич вместо 4K-камеры, мы попросили предоставить вместе с фотоаппаратом требуемую карту памяти. Обратите внимание на количество контактов в этой карте (о ее стоимости лучше не знать, нервы надо беречь):


    Конечно, мы проверили работу камеры с несколькими другими картами памяти, имеющимися в наличии стандартными SDHC объемом до 32 ГБ (более емкие карты покупать нет смысла, все они одинаково ненадежны).


    В режиме AVCHD никаких проблем замечено не было, что неудивительно. Зато выяснилось, что съемка в высокобитрейтных режимах на обычные карты памяти даже 10-го класса — дело рискованное. Не исключены долгая и часто безуспешная финализация файлов, самопроизвольная остановка записи через несколько секунд после старта, зависания аппарата и, возможно, иные негативные последствия, нами не виденные. Систематизировать все эти отказы, свести их в отдельную табличку, выявив причинно-следственные связи между типом отказа и классом карты, ее объемом, производителем или номером партии — теоретически это сделать можно, но никак не в рамках данной статьи.

    Батарейная рукоятка — довольно удобный способ удвоить количество носимой энергии (аккумулятор в камере + аккумулятор в батарейной рукоятке). Помимо этого, здесь имеется несколько органов управления, дублирующих основные, находящиеся на корпусе аппарата. По всей видимости, без такого аксессуара, пусть и недешевого, профессионалу не обойтись.

    Гораздо более узкую специализацию имеет другой аксессуар — недавно анонсированный модуль интерфейсов. Здесь, в отличие от батарейной рукоятки, нет аккумулятора, а питание требуется подавать стационарное. Зато пользователь с помощью такого «довеска» получает 2 XLR-порта, возможность записи на внешний рекордер видео 4K с битностью 4:2:2 + таймкод.

    Светодиодные индикаторы уровня стереозвука, регуляторы уровня и переключатели микрофонных входов Три стандарта винтовых штативных креплений Два XLR-аудиовхода, вход питания 12V, вход таймкода, четыре SDI-выхода Полноразмерный HDMI-выход

    Данный модуль интерфейсов позволяет организовать следующие типы записи и трансляции:


    Основные технические характеристики рассматриваемой фотокамеры приведены в следующей таблице:

    Датчик изображения, процессор

    LiveMos 17,3×13 мм 16,05 Мп, Venus Engine IX

    Носитель

    карта памяти SDXC/SDHC/SD

    Время работы от батареи, входящей в комплект

    Н/Д (программное ограничение: макс. время записи одного видеоклипа — 29 мин. 59 сек.)

    Форматы видео

    В тексте статьи

    Формат фото
    Интерфейсы
    Прочие характеристики
    • поворотно-откидной сенсорный OLED-монитор 3″ 1040K точек
    • электронный видоискатель 2360K точек
    • система стабилизации в объективе
    • Фокус пикинг
    • Переменный фреймрейт
    • Зебра
    • Master Pedestal
    • киногамма «Cinelike Gamma» (ДД пленки)
    • Синхро-скан
    • Центральный маркер
    • Тестовый звук 1 КГц
    • Цветные полосы (SMPTE / EBU / ARIB, Стандартная)
    • Таймкод (совместимость с SMPTE)
    • Корректировка уровня освещенности
    • Бесшумный режим
    • Управление светами/тенями
    Габариты, масса

    (Ш×В×Г) 133×93×84 мм, 560 г (с аккумулятором и без объектива)

    Видеосъемка

    Для начала следует разобраться с режимами записи, которых в нашем фотоаппарате превеликое множество. Имеющийся на тестировании экземпляр позволяет переключать системную частоту, на выбор предоставляется три: 59,94Hz (NTSC), 50Hz (PAL) и 24Hz (Cinema). В зависимости от выбранного режима, становятся доступны соответствующие форматы и разрешения кадра. Так, запись с максимальным размером кадра 4096×2160 доступен только в системе 24Hz (Cinema). Полный список доступных разрешений можно увидеть в следующей таблице (а в качестве бонуса здесь же приведено сравнение с режимами, доступными в предыдущей версии фотоаппарата, GH3):


    В следующей таблице приведены участки стоп-кадров и оригинальные видеоролики, снятые в одном из имеющихся видеоформатов, а именно — в MOV. Перед съемкой аппарат был переключен на системную частоту 24Hz (Cinema) с тем, чтобы получить возможность съемки в максимальном режиме, 4096×2160. Снять во всех имеющихся режимах, конечно, было несложно, однако ввиду крайне высокого битрейта видео мы не в состоянии снабдить данную статью таким количеством материала — всего лишь десять этих роликов продолжительностью десять секунд каждый уже занимают 1,3 гигабайта. Кстати, по этой же причине (нецелесообразности закачки столь больших объемов данных) многие видеоролики и стоп-кадры в данной статье не сопровождаются ссылками на оригинальные видеофайлы. Но не страшно: если вас заинтересует какой-то конкретный файл, обратитесь к автору в почту либо изъявите данное желание в обсуждении статьи, а мы что-нибудь придумаем. Не простаивать же расплодившимся облачным хранилищам, пусть поработают.

    По щелчку на миниатюре можно увидеть полный стопкадр. Методом сравнения приведенного материала можно составить впечатление о качестве записи с тем или иным размером и частотой кадра. Здесь же доступны к скачиванию оригинальные видеофайлы.


    4096×2160 25p 100 Мбит/сек, MOV 3840×2160 25p 100 Мбит/сек, MOV

    Скачать ролик Скачать ролик
    1920×1080 50p 200 Мбит/сек, MOV 1920×1080 50p 100 Мбит/сек, MOV

    Скачать ролик Скачать ролик
    1920×1080 50p 50 Мбит/сек, MOV 1920×1080 25p 200 Мбит/сек, MOV

    Скачать ролик Скачать ролик
    1920×1080 25p 100 Мбит/сек, MOV 1920×1080 25p 50 Мбит/сек, MOV

    Скачать ролик Скачать ролик
    1920×1080 25p (96 fps), MOV 1920×1080 50p 28 Мбит/сек, MTS

    Скачать ролик Скачать ролик

    Нужно отметить наличие в фотоаппарате довольно полезной функции — изменения частоты кадра. Такая функция доступна лишь в нескольких режимах: MOV и MP4 1920×1080 25p 100 Мбит/сек, а также AVCHD 1920×1080 50i 24 Мбит/сек. Выбрав один из этих трех режимов, пользователь может перейти к настройке частоты кадров, с которой будет вестись съемка. Доступны значения от 2 до 96 кадров в секунду (за исключением AVCHD-режима, где диапазон доступных значений составляет 2—50 кадров в секунду).


    Полученный файл, снятый в таком режиме, будет иметь стандартную частоту кадров, соответствующую характеристикам выбранного формата, просто при воспроизведении мы увидим либо замедленную, либо ускоренную смену кадров:

    Такой режим будет полезно использовать при съемке длительных или быстротечных событий. Но нужно помнить, что детализация в этих файлах с измененной частотой кадров отличается от детализации видео, снятого со стандартной частотой. В случае ускоренного FPS разрешающая способность серьезно падает:


    Что касается оптимального выбора режима для вашей съемки — ответ полностью зависит от предъявляемых требований. Но в любом случае, если частота кадров для вас не критична, то предпочесть следует режим 4K, без вариантов. Только не его Cinema-версию с нестандартным соотношением сторон и размером кадра 4096×2160, а 3840×2160 25p либо 30p, в зависимости от установленной системной частоты. Однако для большей части съемок, результаты которых будут приведены ниже, мы выбрали режим с размером кадра, максимальным из возможных — 4096×2160.

    Настала пора высказать жалобу в адрес объектива , с которым тестировался аппарат. Объектив, несомненно, хороший (возможно), но только по фотографическим меркам. Его фокусное расстояние составляет 35—100 мм, или 70—200 мм в эквиваленте 35 мм. Да, угол маловат — о видеосъемке в помещении нечего и думать (если это не спортзал). В довесок к узкоугольности имеем также минимальное расстояние фокусировки почти в метр. Это означает, что объекты, находящиеся ближе, чем на 85 сантиметров от объектива, никогда не окажутся в фокусе (данный параметр здорово мешал при тестировании, особенно при съемке в стационарных условиях — таблицы и прочие объекты снимаются с расстояния максимум в полметра). Эти факторы не дают оснований рассматривать данное «стекло» в качестве универсального; для полноценной работы пользователю понадобится еще несколько объективов с разными характеристиками, дабы охватить хотя бы часть параметров, характерных для видеокамер (небольшая дистанция фокусировки, широкий угол обзора, высокая кратность зума).

    Хорошо одно: данный объектив оснащен системой оптической стабилизации. По крайней мере, на его корпусе находится соответствующий переключатель с надписью Power O.I.S. Однако, памятуя об особенностях фотоаппаратных стабилизаторов, повременим радоваться. В следующем ролике демонстрируется работа стабилизатора объектива при съемке из движущегося автомобиля, при ходьбе и при зуммировании с рук. Честное слово — камера удерживалась так бережно, как только можно, а во время зум-съемки по-снайперски задерживалось дыхание. Однако несмотря на все старания...

    Фотографический стабилизатор, предназначенный для фотосъемки, для устранения микроскопической дрожи от рук фотографа, не справляется с выравниванием картинки в видеорежиме. А если учесть, что съемка ведется с размером кадра 4K, то результат получается вчетверо хуже, чем если бы съемка велась в разрешении Full HD.

    Допускаем, что, по меркам фотографа, этот стабилизатор показывает неплохой результат. Но увы, помимо фотоаппаратных стабилизаторов в мире существуют также видеокамерные. Сам факт существования которых не позволяет назвать такой фотостабилизатор сколь-нибудь подходящим для видео съемки. Сделать фотоснимок? Пожалуйста! Размазывание объекта стабилизатор предотвратит (до определенных выдержек, конечно). Снять видео? Дайте подумать... А к «подумать» дайте-ка лучше хороший штатив, самый тяжелый и самый устойчивый из имеющихся. Хотя в некоторых случаях и штатив не поможет, если съемка ведется, например, в помещении с деревянным полом и большим количеством людей в кадре.

    Взглянем трезво — все мы отдаем себе отчет в том, что рассматриваемая камера не предназначена для простого свадебщика-«поливальщика» и уж тем более для обычного домашнего пользователя. Аппарат явно требует эксплуатации в других условиях, киношных, тепличных — риги, стедикамы, краны, тележки, ассистенты, режиссер в свитере с мегафоном в одной руке и сигаретой в другой...

    О зуме в нашем случае говорить вряд ли имеет смысл, фотообъективы не могут похвастаться высокой кратностью (за исключением редких и очень дорогих). Так и наш объектив, имея кратность 2,85х, позволяет лишь чуток «приблизиться» к снимаемому объекту, если ногами подойти к нему не получается.

    Для просмотра в большем размере нажмите кнопку «Оригинальный размер»

    Треск вместо звука в приведенном выше ролике — не ошибка оператора или программы кодирования. Предоставленный на тестирование фотоаппарат, снимая в режиме MP4 4069×2160, почему-то не сохраняет звук — скорее всего, недоработка прошивки, поскольку камера эта является тестовым образцом. Когда данный факт был вскрыт, мы немедленно перешли на съемку в формате MOV, где звук сохраняется, однако в обзоре могут быть встречены MP4-ролики с дефектным звуком.

    Следующая проблема (то есть тема) — автофокус. Здесь мы не увидим ничего нового — автофокус рассматриваемой спарки камера/объектив традиционно фотоаппаратный, «приторможенный» в видеорежиме, изредка шустрый, если в кадре имеется контрастный объект. Огромным плюсом механизма автофокусировки является низкий уровень издаваемого шума. Точнее, почти полное отсутствие лишних звуков. Услышать слабый отзвук передвигаемых внутри объектива подвижных элементов можно, лишь приложившись к камере ухом.

    Для просмотра в большем размере нажмите кнопку «Оригинальный размер»

    Никакого вердикта выносить не требуется — наверное, каждому понятно, что не стоит надеяться на адекватную работу автофокусировки во время видеосъемки важных сюжетов, какой способ фокусировки ни выбирай (всего их пять). Иногда возникает ощущение, что автофокус заснул, особенно если съемка ведется в условиях плохого освещения. Даже несмотря на наличие в кадре ярких объектов, автофокус просыпаться ни в какую не желает.

    Для просмотра в большем размере нажмите кнопку «Оригинальный размер»

    Конечно, аппарат можно сфокусировать и до старта записи — известный спуск полунажатием (но очень осторожно, иначе этот спуск сработает как кнопка REC). Только это, увы, не всегда получается — фотоаппарат, ухватив фокус, вдруг почему-то его вновь теряет, сколько ни используй полунажатие. При старте записи аппарат иногда вдруг быстро находит фокус. Либо не находит — как повезет. Нет уж, оставим это любителям гадать на ромашке. Регулировать фокуса вручную надежнее и даже нагляднее, поскольку в режиме ручной фокусировки включается двойной помощник (об этом ниже).

    Для просмотра в большем размере нажмите кнопку «Оригинальный размер»

    Наконец, затронем вопрос роллинг шаттера (подробнее о нем можно прочитать в материале Rolling Shutter (роллинг шаттер) в видеосъемке — описание дефекта, примеры, пояснения . Этот дефект, присущий в той или иной степени всем современным камерам, имеющим CMOS-датчик с построчным считыванием, довольно трудно «выловить» и тем более как-то подсчитать. Имеется способ определить степень наклона вертикалей, и сделать это максимально точно. Например, с помощью вот такой несложной установки:

    Важнейшая ее особенность — постоянная неизменяемая скорость вращения диска, на котором расположено полотно с вертикальной линией. В нашем случае эта скорость составляет ровно 78 оборотов в минуту, именно столько дает привод, взятый от старинного электрофона (кстати, поражаешься качеству, с которым сделан этот привод — ему более полувека, а работает, словно новенький). Сделав несколько съемок в разных режимах, мы получили следующий результат:

    О чем могут сказать эти линии и градусы? Разве что об уменьшении степени роллинг-шаттера вместе с увеличением частоты кадров (за исключением режима 4K 24p — здесь используется бо́льшая площадь матрицы, поэтому и роллинг шаттер выражен более ярко). Впрочем, данные результаты ясны и понятны любому: чем выше скорость опроса матрицы, тем менее выражен эффект роллинг шаттера. Но, когда мы провели через этот тест несколько других видеокамер, то с удивлением обнаружили, что наклон вертикальных линий в них такой же или похожий, как в рассматриваемом фотоаппарате. Но позвольте, как такое может быть? Видео, снятое фотоаппаратом, имеет ярко выраженный эффект «желейности», в то время, как видеокамерное видео такого дефекта лишено, хотя наклон линий у них почти такой же, как у фотоаппарата. В чем тут дело?

    Скорее всего, в том, что желейный эффект проявляется вследствие сочетания нескольких факторов, а горизонтальный сдвиг вертикалей — лишь один из параметров. Такими факторами могут являться совмещенное вертикальное и горизонтальное движение, плюс беспорядочная непредсказуемая тряска. Как добиться идеально повторяемых результатов в тестировании, чтобы точно зафиксировать степень «желейности»? Да никак. Только случайность и только психовизуальная оценка случайного результата. А для этого придется зарядить аккумуляторы нашего электромобильчика. Никуда мы, похоже, не денемся от суровой несинтетической действительности.

    Для просмотра в большем размере нажмите кнопку «Оригинальный размер»

    4K 1080 50p 1080 96p

    Нельзя не заметить очередную пощечину видеокамерам в части динамического диапазона, который в рассматриваемом фотоаппарате, несомненно, выше, чем в любой бытовой видеокамере. Один из следующих стопкадров взят из видео, снятого нашей фотокамерой в Full HD режиме, другой же стопкадр принадлежит видеокамере, новинке, обзор которой готовится к публикации. Подписывать стопкадры мы не стали — думается, это излишне. Считайте это немножко провокацией.

    Кадры, снятые при недостатке освещенности, наверняка интересуют читателя не меньше, чем яркие дневные съемки. Мы решили не ограничиваться автоматическими параметрами, а снять одинаковый сюжет с разным уровнем чувствительности (ISO). Диафрагма при съемке была максимально открыта — F2,8, величина выдержки — 1/60 с.

    Для просмотра в большем размере нажмите кнопку «Оригинальный размер»

    Ниже приведены небольшие участки из стопкадров, в которых можно оценить количество шума при разных значениях ISO. Полноразмерные стопкадры доступны по щелчку.

    ISO 200 ISO 400 ISO 800

    ISO 1600 ISO 3200 ISO 6400

    В данных конкретных условиях оптимальным значением ISO можно назвать 1600, поскольку при бо́льших значениях цветной шум становится слишком назойливым.

    Программное обеспечение

    Во-первых, о непрерывной съемке. Эта тема касается только фотоаппаратов — они, в отличие от поставляемых в Россию видеокамер, обычно имеют ограничение в 29 минут 59 секунд непрерывной записи. По достижении этого времени запись останавливается, и кнопку Rec приходится нажимать вновь, самостоятельно. В руководстве к рассматриваемой камере имеется упоминание о похожем ограничении, которое, однако, не касается режимов записи 1920×1080 в форматах AVCHD (MTS) и MOV. Остальные режимы — MP4 и разрешение 4K любого формата — имеют известное ограничение 29 минут 59 секунд, если верить инструкции. На деле же мы таких ограничений не увидели, что, вероятно, объясняется происхождением рассматриваемого экземпляра фотокамеры.

    На прилагаемом к камере компакт-диске имеются дистрибутивы трех программ:

    • PhotoFunStudio — каталогизация, печать и несложная обработка изображений, просмотр видео
    • Silkypix — конвертирование и обработка RAW файлов, снятых камерами серии Lumix
    • LoiLoScope — 30-дневная пробная версия несложного видеоредактора, задействующего в работе архитектуру Nvidia CUDA ()

    Как уже говорилось, наш экземпляр фотокамеры имеет разблокированный, абсолютно работоспособный HDMI-выход. Такой, какой имеется во всех видео камерах. Однако это, увы, не означает, что, приобретя в магазине данную модель, вы обнаружите такой же разблокированный выход. Ведь наша камера, во-первых, является тестовым образцом, а во-вторых, образцом, предназначенным для японского рынка. Вывод: если для вас данный фактор жизненно важен, перед покупкой обязательно проверяйте работоспособность видеовыхода.

    Программное обеспечение камеры работает шустро, информационные блоки и пункты служебного меню мгновенно отвечают на нажатие механических кнопок либо на команды сенсорного экрана.

    Ввиду неуверенной работы автофокуса (это было показано выше) при съемке частенько приходится пользоваться ручной фокусировкой. Делать это, ориентируясь на небольшой дисплей, затруднительно. Но здесь на помощь придет двойной помощник по фокусировке, имеющийся в фотоаппарате: цветное оконтуривание резких границ плюс увеличение центральной части кадра на дисплее.

    Полное изображение доступно по щелчку


    Разумеется, все остальные «плюшки», необходимые профессиональному видеооператору, здесь также в наличии, включая «зебру» и гистограмму.

    Чтобы представить информационное наполнение экрана и состав служебного меню камеры, приведем несколько его снимков, сделанных с помощью устройства захвата (благо, незаблокированный HDMI позволяет это сделать):

    Быстрая подстройка отдельных параметров съемки (на дисплее камеры отображается в полноэкранном полупрозрачном виде)

    Для управления камерой по Wi-Fi используется мобильное приложение ImageApp , стандартное для камер производства Panasonic. В нашем фотоаппарате довольно удобно организован процесс создания нового подключения — достаточно сфотографировать смартфоном QR-код, возникающий на дисплее камеры, и соединение установится автоматически. Хотя, если смартфон оснащен передатчиком NFC, то соединение и вовсе устанавливается простым касанием корпусов.

    Последовательные шаги, отображаемые на дисплее камеры

    Быстрое и удобное соединение мобильного устройства с камерой посредством NFC либо с помощью QR-кода, отображаемого на дисплее камеры Режим просмотра и управления камерой, задержка в передаче видеосигнала составляет 0,5 с В мобильном приложении предусмотрены все доступные в камере настройки

    Камера может передавать по Wi-Fi потоковое видео в режиме DLNA на телевизор, если он поддерживает данную технологию, либо передавать изображения с карты памяти на мобильное устройство. Обмен этими данными осуществляется с помощью мобильного приложения ImageApp.

    Мы намеренно не вмешивались в процесс съемки, включив программное управление экспозицией. Можно видеть, как сцена, где освещенность составила 700 люкс, выглядит более темной по сравнению с 260-люксовой. Повторив съемку несколько раз с разными параметрами, включая ручные настройки, мы все же решили оставить этот результат как наиболее характерный, показывающий особенность работы автоматики в условиях слабого освещения. Этот результат говорит о том, что в таких условиях нельзя полагаться на автоматику. Что, в общем-то, лишь подтверждает назначение камеры — она не для любителя, не для житейских съемок в духе «включил-нажал-записал».

    Разрешающая способность камеры в режиме 4K достигает 1400 условных (двойных) линий, а то и 1500, если поиграться с уровнем резкости картинки, чуток ее «подшарпить». Отличный результат, сражающий наповал неподготовленного пользователя. Но есть тут и ложка дегтя — в режиме 1080p разрешающая способность оказывается сравнимой с разрешающей способностью недорогих любительских видеокамер — всего 800 условных линий.

    Режим 4096×2160 Режим 1920×1080

    Видео Видео

    Наглядно увидеть эту разницу можно в следующем сравнении.


    Обидно? Еще как. Такое ощущение, словно нас заставляют снимать в 4K-режиме, даже если нам требуется всего лишь Full HD.

    Выводы

    Сведем воедино плюсы и минусы, полученные в ходе знакомства с аппаратом. Наиболее существенными негативными факторами видятся ненадежный автофокус камеры и практическое отсутствие стабилизатора. Первое обстоятельство требует существенной доработки, хотя таковая вряд ли возможна без увеличения глубины резкости и фокусировки объектива (что, в свою очередь, малоосуществимо с таким размером кадра). Выход, как уже говорилось, один — не полагаться на автоматику и в большинстве случаев регулировать фокус вручную.

    Если с первым минусом можно как-то бороться, то слабую стабилизацию не улучшишь. Она, увы, не «лечится» никак. Для решения данной проблемы необходим некий кардинальный сдвиг, переход на иную технологию стабилизации, которую мы предложить не можем (и, похоже, никто не может). Ну а пока, с нынешним стабилизатором, единственный способ получить не дрожащий кадр — это забыть о видеосъемке с рук и использовать специальные инструменты, удерживающие камеру в относительном покое. Что никак не вяжется с любительской съемкой.

    Если же оператору удастся хотя бы иногда победить оба указанных выше отрицательных фактора, то полученные кадры будут являться бесценным приобретением — настоящая ожившая фотография!

    Изначально «беззеркалки» появились как своего рода промежуточное звено между зеркалками и компактами. Никто тогда всерьёз не воспринимал камеры без зеркала со сменными объективами и компакты как внушительную угрозу классическим камерам зеркального типа, причём даже для бюджетных решений. Более того, высокопоставленные особы из Canon не раз заявляли, что не видят долгосрочных перспектив у данного сегмента и в борьбу за него вступать не намерены (но позже всё-таки вступили и представили своё решение, хотя и не очень удачное). Однако «беззеркалки» развивались весьма активно, и со временем появились модели, которые противопоставляются даже не бюджетным, а весьма продвинутым камерам зеркального типа. И таких аппаратов немало — даже без учёта единственной (в трех лицах) и пока неповторимой полнокадровой «семёрки» от Sony. Это, например, Fujifilm X-T1 и Olympus OM-D E-M1 , которые уже успели побывать у нас на тестировании, а также герой материала — Panasonic Lumix DMC-GH4. Внешне камера практически копирует прошлогоднюю Lumix DMC-GH3 , но внутри новшеств хватает — выше разрешение экрана и видоискателя, гораздо больше зон фокусировки, короче минимальная выдержка и выдержка синхронизации, а на закуску — поддержка карт UHS II и честного 4K-видео. В общем, в сегменте топовых «кропнутых беззеркалок» появился чрезвычайно сильный игрок.

    ⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

    Panasonic Lumix DMC-GH4
    Сенсор изображения Live MOS, 17,3x13,0 мм, 17,2 Мп
    Эффективное количество точек, Мп 16,05
    Формат сохранения изображения Фотокадр : JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW, MPO
    Видео : AVCHD Ver 2.0 compliant (AVCHD Progressive), MPEG4-AVC(H.264), (MOV, MP4)
    Объектив Сменный объектив micro 4/3
    Размер кадра в пикселях Фотокадр :
    до 4608x3456
    Видео :
    4096x2160, 3840x2160, 1920x1080, 1280х720, 640x480
    Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте 100 — 25 600 с шагом 1/3 EV
    Диапазон выдержек, секунд 1/8000 — 60;
    Ручная (до 60 минут)
    Экспозамер, режимы работы Замеры в 1728 зонах; мульти, точечный, средний
    Экспокоррекция +/- 5 EV с шагом 1/3 ступени
    Ведущее число встроенной вспышки 12 при ISO 100, 17 при ISO 200
    Автоспуск, с 2/10
    Устройство хранения информации SD, SDHC, SDXC(UHS-II)
    ЖК-дисплей Наклонный, сенсорный OLED-дисплей, 7,6 см (3,0 дюйма), разрешение 1 036 тыс. точек
    Видоискатель Цветной видоискатель с разрешением 2 359 тыс. точек
    Интерфейсы HDMI, USB, внешний микрофон, подключение наушников
    Дополнительно Модуль Wi-Fi
    Питание Литий-ионный аккумулятор DMW-BLF19E, 14 Вт·ч
    Габариты, мм 132,9x93,4x83,9
    Масса, г 560 (включая батарею и карту памяти)
    480 (только корпус)

    ⇡ Комплект поставки

    На тестирование был предоставлен некоммерческий образец с предпродажной версией прошивки. Разумеется, в предпродажном образце и комплект поставки оказался неполным — диск с ПО, зарядное устройство, аккумулятор и USB-кабель. Вот, собственно, и всё. Объектив был предоставлен отдельно. Им оказался простенький Panasonic Lumix G Vario 14-42mm F3.5-5.6 ASPH OIS, представленный ещё в 2010 году.

    ⇡ Внешний вид и удобство использования

    Внешне, как мы уже говорили, камера практически полностью повторяет свою предшественницу, модель DMC-GH3. Отличия столь незначительны, что если закрыть имя модели, то даже опытный пользователь не сразу признает новинку. Фактически единственное существенное отличие — это более высокий диск выбора режима работы, получивший к тому же кнопку блокировки по центру, которой у DMC-GH3 не было. Соответственно, как и предшественница, внешне DMC-GH4 похожа на классическую зеркалку. В отличие от двух основных конкурентов, а именно Olympus OM-D E-M1 и Fujifilm X-T1, в облике GH4 нет ни намёка на ретромотивы, которые сейчас весьма популярны (все хотят походить на Leica). Да, металлический корпус не выглядит как произведение искусства, но зато камера чрезвычайно удобна в работе.





    Благодаря удобной рукоятке в лицевой части, а также небольшому выступу под большой палец с тыльной стороны Lumix GH4 прекрасно лежит в руке средних размеров, хотя вес «тушки» приличный — самый большой среди конкурентов. Конечно, учитывать лишь вес корпуса без объектива не совсем корректно, но всё же разница весьма существенная. Все органы управления попадают чётко под пальцы, и даже трио клавиш вызова меню выбора баланса белого, чувствительности и введения коррекции экспозиции легко и удобно нажимать разными частями ногтевой фаланги указательного пальца и при этом не приходится перехватывать камеру. В общем, один из тех редких случаев, когда камера кажется продолжением руки. С качеством сборки промахов также нет — тут всё безупречно.


    Спереди находятся байонет объектива, лампа подсветки автофокуса, а также разъём подключения кабеля синхронизации, наличие которого для топовых «беззеркалок» уже успело стать правилом хорошего тона.


    С тыла настолько много различных функциональных элементов, что даже большой дисплей среди них теряется. К слову, дисплей поворотный, а не наклонный, как у Olympus OM-D E-M1 (у конкурента от Fujifilm дисплей нельзя даже наклонить), с двумя степенями свободы. Над ним находится видоискатель, дополненный регулятором диоптрий. Левее расположена программируемая клавиша Fn5 (по умолчанию отвечающая за переключение между дисплеем и видоискателем), а также кнопка перехода в режим просмотра. Справа от видоискателя находится клавиша видеозаписи, а также кнопка блокировки экспозиции/фокусировки с рычажком выбора режима фокусировки. В правой части тыльной поверхности находятся диск управления, системный динамик, клавиша выбора режима отображения, три программируемые кнопки (по умолчанию — вызова быстрого меню, выбора зоны фокусировки и удаления/возврата на один уровень в меню), а также круглая 4-позиционная клавиша навигации, дополненная кнопкой ввода/входа в основное меню по центру и окружённая вращающимся кольцом.


    Сверху по центру расположилась вспышка, в основании которой уместились «горячий башмак» и пара встроенных микрофонов. Левее вспышки находится только диск выбора режима протяжки. Правее установлены клавиши вызова меню выбора баланса белого, чувствительности и введения коррекции экспозиции, программируемая клавиша (по умолчанию — переход к настройкам беспроводного соединения), спусковая клавиша, фронтальный (в случае тестируемой камеры — верхний) диск управления, а также диск выбора режима работы с кнопкой блокировки хода, дополненный рычажком питания.


    Снизу, помимо отсека для аккумулятора, находится стандартный разъём установки на штатив, а также скрытый резиновой заглушкой разъём подключения батарейной ручки.


    Правая боковая поверхность почти пустует. Тут находится только лишь заглушка разъёма подключения проводного пульта ДУ, а также дверца отсека установки карты памяти. Отдельный отсек для карт памяти — это большой плюс, ведь иногда даже у зеркалок он скрыт под единой крышкой вместе с аккумулятором, а для гибридных камер подобная практика и вовсе является нормой.


    Левый борт загружен сильнее. Тут, под тремя резиновыми заглушками, скрыты разъёмы подключения внешнего микрофона, наушников, а также HDMI- и USB/AV-кабелей. На боковой поверхности видоискателя установлена клавиша управления вспышкой. Место весьма неожиданное, да и использовать данную клавишу не особо удобно.

    Беззеркальный цифровой фотоаппарат Panasonic Lumix GH4 был анонсирован в январе 2014 на выставке CES, и стал первой компактной камерой в мире, которая может снимать 4K видео. Тогда была только информация о технических характеристиках камеры, но на днях кампания сделала официальный релиз и сегодня мы сделаем подробный обзор этой замечательной камеры.

    И как видно, это некий преемник на основе GH3 , и в нём всё хорошее, что была у предшественника. Panasonic GH4 поражает своими невероятными характеристиками: “настоящим” кинематографическим разрешением видео 4K , 4096 х 2160 пикселей, 24p (к сожалению не 25p) и UltraHD видео с разрешением 3840 х 2160 пикселей.

    Камера может снимать 24p, 25p, 30p, и даже 50p и 60p видео. 4K видео, можно записать в формате MOV или контейнер MP4 . К сожалению, запись все 4K разновидности имеют битрейт 100MBps , в то время как Full HD 1080p , можно записать с битрейтом до 200MBps (ALL-Intra) , с частотой кадров до 96 кадров в секунду. Full HD видео также может быть сжат родным кодеком AVCHD . Полный список форматов смотрите на рисунке ниже.

    Система сенсорного управления позволяет во время съёмки бесшумно управлять такими функциями, как Touch AF/AE и скоростью затвора. Wi-Fi позволяет использовать смартфон для изменения параметров камеры (настройка фокуса , экспозиции , ISO , WB и фото стилей ) и даже можно дистанционно нажать на кнопку спуска затвора, а в это время авто передаточная функция автоматически создает резервные копии фотографий на планшете. Также можно использовать GPS данные с смартфона для записи место съемки на изображениях.

    Имеет контрастный 49-точечный систему автофокуса, аналогичной той, что обычно используется для компактных камер. GH4 имеет один из самых быстрых систем AF , с заявленной скоростью всего 0,07 секунды, при использовании некоторых объективов, благодаря DFD технологии.

    Доступно широкий диапазон AF режимов, в том числе, мультизонная автофокусировка с 49 зонами, 1-зонная автофокусировка имеет возможностью выбора зоны фокусировки, а также режимы Face/Eye Detection , AF Tracking , Custom Multi и Pinpoint AF . Как следует из названия, новый пользовательский режим позволяет настроить точки автофокусировки из широкого спектра вариантов и моделей, можно сохранить до трех индивидуальных вариантов. В GH4 доступен Quick AF функция, которая начинает фокусировку, как только начинается наводка камеры.

    В новой Lumix DMC GH4 от Panasonic , есть замечательная функция time lapse , в котором можно задать временной интервал и число изображений, что позволит отказаться от циферблата,

    Функция мульти-экспозиции позволяет объединять до четырех экспозиций в одном кадре. DMC GH4 один из компактных системных камер, которая имеет NFC (Near Field Communication) технологию, это та же технология, что используется для мобильных платежей. Она может позволять подключать камеру к интернет-совместимым устройствам или другим NFC -совместимым камерам.

    Вместе скамерой, была анонсировала опциональный “профессиональный 4K интерфейсный блок” .



    Этот дополнительный блок имеет 2 порта XLR , которые обеспечивают ручной аудио контроль, а также полноразмерный HDMI порт , и 3G-SDI терминал с выводом 4K , 2K 4:2:2 10 бит видео на другой стороне. Согласитесь, это впечатляющий технологический подвиг.

      • 16.05-Мегапиксельный Live MOS Micro 4/3 Датчик
      • Процессор Venus Engine
      • Видеосъёмка с разрешением 4096 x 2160, при частоте 24 кадров / с (100 Мбит / с)
      • Видеосъёмка с разрешением 3840 x 2160, при частоте 30 кадров в секунду (100 Мбит / с)
      • 1080p до 60 кадров в секунду
      • Переменная Slow Motion до 96fps
      • 200 Мбит / с (ALL-Intra) или 100 Мбит / с (IPB) в разрешении 1080p
      • 2,359K-точечный видоискатель LVF (Live View Finder)
      • 3-дюймовый задний монитор с 1,036K-точек
      • Cinegamma режим
      • Пикинг и Зебра
      • ISO 200-25600 (Расширенный Режим: 100-25600)
      • Новая SD-карта UHS I Класса III (мин. 30 МБ/сек) необходима для захвата 100 Мбит / с
      • 1/8″ порт для наушников, Микрофона, AV-Выход, HDMI, D (Микро), USB 2.0, Проводной порт для дистанционного управления

    В американском онлайн магазине B&H, цена Panasonic GH4 1,697 долларов а цена интерфейса AG-YAGHG 1,997. Как было объявлено в первом релизе на CES 2014, камера стоит меньше 2000 долларов.



    Рекомендуем почитать

    Наверх