Протоколы и стеки протоколов. Мониторинг и настройка сетевого стека Linux: получение данных

Бытовая техника 15.06.2019
Бытовая техника

От сокетов до драйверов устройств

Введение в протоколы

В то время как формальное введение в работу в сети отсылает нас к модели взаимодействия открытых систем (OSI — Open Systems Interconnection), это введение в основной сетевой стек в Linux использует четырехуровневую модель, известную как модель Интернет (Internet model) (смотрите рисунок 1).

Рисунок 1. Интернет-модель сетевого стека

Внизу стека располагается канальный уровень. Канальный уровень относится к драйверам устройств, обеспечивающим доступ к физическому уровню, который может состоять из многочисленных сред, таких как последовательные каналы или устройства Ethernet. Над канальным находится сетевой уровень , который отвечает за направление пакетов по назначению. Следующий уровень под названием транспортный отвечает за одноранговые (peer-to-peer) коммуникации (например, в пределах хоста). Сетевой уровень управляет связью между хостами, а транспортный — взаимодействием между конечными точками внутри этих хостов. Наконец, существует прикладной уровень , который обычно является семантическим и понимает перемещенные данные. К примеру, протокол передачи гипертекста (HTTP — Hypertext Transfer Protocol) перемещает запросы и ответы для содержимого Web между сервером и клиентом.

В сущности, уровни сетевого стека проходят под более узнаваемыми названиями. На канальном уровне вы найдете Ethernet, наиболее распространенную высокоскоростную среду. К более старым протоколам канального уровня относятся такие последовательные протоколы, как Internet-протокол для последовательной линии (SLIP — Serial Line Internet Protocol), Compressed SLIP (CSLIP) и Point-to-Point Protocol (PPP). Наиболее распространенным протоколом сетевого уровня является Internet Protocol (IP), но существуют и другие, которые удовлетворяют другим нуждам, такие как Протокол управляющих сообщений Internet (ICMP — Internet Control Message Protocol) и Протокол разрешения адресов (ARP — Address Resolution Protocol). На транспортном уровне это Протокол управления передачей (TCP — Transmission Control Protocol) и Протокол пользовательских датаграмм (UDP — User Datagram Protocol). Наконец, прикладной уровень включает в себя множество привычных нам протоколов, в том числе HTTP, стандартный Web-протокол, и SMTP (Simple Mail Transfer Protocol), протокол передачи электронной почты.

Архитектура базовой сети

Теперь перейдем к архитектуре сетевого стека Linux и посмотрим, как он реализует модель Internet. На рисунке 2 представлен высокоуровневый вид сетевого стека Linux. Наверху располагается уровень пользовательского пространства или прикладной уровень , который определяет пользователей сетевого стека. Внизу находятся физические устройства , которые обеспечивают возможность соединения с сетями (последовательные или высокоскоростные сети, как Ethernet). В центре, или в пространстве ядра , — сетевая подсистема, которая находится в центре внимания данной статьи. Через внутреннюю часть сетевого стека проходят буферы сокетов (sk_buffs), которые перемещают данные пакета между источниками и получателями. Кратко будет показана структура sk_buff .

Рисунок 2. Высокоуровневая архитектура сетевого стека Linux

Во-первых, вам предлагается краткий обзор основных элементов сетевой подсистемы Linux с подробностями в следующих разделах. Наверху (смотрите рисунок 2) находится система под названием интерфейс системного вызова. Она просто дает способ приложениям из пользовательского пространства получать доступ к сетевой подсистеме ядра. Следующим идет протоколо-независимый (protocol agnostic) уровень, который предоставляет общий способ работы с нижестоящими протоколами транспортного уровня. Дальше следуют фактические протоколы, к которым в системе Linux относятся встроенные протоколы TCP, UDP и, конечно же, IP. Следующий — еще один независимый уровень, который обеспечивает общий интерфейс к отдельным доступным драйверам устройств и от них, сопровождаемый в конце самими этими драйверами.

Интерфейс системного вызова

Интерфейс системного вызова может быть описан в двух ракурсах. Когда сетевой вызов производится пользователем, он мультиплексируется через системный вызов в ядро. Это заканчивается как вызов sys_socketcall в./net/socket.c, который потом демультиплексирует вызов намеченной цели. Другой ракурс интерфейса системного вызова — использование нормальных файловых операций для сетевого ввода/вывода (I/O). Например, обычные операции чтения и записи могут быть выполнены на сетевом сокете (который представляется файловым дескриптором как нормальный файл). Поэтому пока существуют операции, специфичные для работы в сети (создание сокета вызовом socket , связывание его с дескриптором вызовом connect и так далее), есть также и некоторое количество стандартных файловых операций, которые применяются к сетевым объектам, как к обычным файлам. Наконец, интерфейс системного вызова предоставляет средства для передачи управления между приложением в пользовательском пространстве и ядром.

Протоколо-независимый интерфейс (Protocol agnostic interface)

Уровень сокетов является протоколо-независимым (protocol agnostic) интерфейсом, который предоставляет набор стандартных функций для поддержки ряда различных протоколов. Этот уровень не только поддерживает обычные TCP- и UDP-протоколы, но также и IP, raw Ethernet и другие транспортные протоколы, такие как Протокол управления передачей потоков данных (SCTP — Stream Control Transmission Protocol).

Взаимодействие через сетевой стек происходит посредством сокета. Структура сокета в Linux — struct sock , определенная в linux/include/net/sock.h. Эта большая структура содержит все необходимые состояния отдельного сокета, включая определенный протокол, используемый сокетом, и операции, которые можно над ним совершать.

Сетевая подсистема знает о доступных протоколах из специальной структуры, которая определяет ее возможности. Каждый протокол содержит структуру под названием proto (она находится в linux/include/net/sock.h). Эта структура определяет отдельные операции сокета, которые могут выполняться из уровня сокетов на транспортный уровень (например, как создать сокет, как установить соединение с сокетом, как закрыть сокет и т.д.).

Сетевые протоколы

Раздел сетевых протоколов определяет отдельные доступные сетевые протоколы (такие как TCP, UDP и так далее). Они инициализируются в начале дня в функции inet_init в linux/net/ipv4/af_inet.c (так как TCP и UDP относятся к семейству протоколов inet). Функция inet_init регистрирует каждый из встроенных протоколов, использующих функцию proto_register . Эта функция определена в linux/net/core/sock.c, и кроме добавления протокола в список действующих, если требуется, может выделять один или более slab-кэшей.

Можно увидеть, как отдельные протоколы идентифицируют сами себя посредством структуры proto в файлах tcp_ipv4.c, udp.c и raw.c, в linux/net/ipv4/. Каждая из этих структур протоколов отображается в виде типа и протокола в inetsw_array , который приписывает встроенные протоколы их операциям. Структура inetsw_array и его связи показаны на рисунке 3. Каждый из протоколов в этом массиве инициализируется в начале дня в inetsw вызовом inet_register_protosw из inet_init . Функция inet_init также инициализирует различные модули inet , такие как ARP, ICMP, IP-модули и TCP и UDP-модули.

Рисунок 3. Структура массива Internet-протокола

Корреляция сокета и протокола

Вспомните, что когда сокет создается, он определяет тип и протокол, например, my_sock = socket(AF_INET, SOCK_STREAM, 0) . AF_INET указывает семейство Internet-адресов с потоковым сокетом, определенным как SOCK_STREAM (как показано здесь, в inetsw_array).

Перемещение данных для сокетов происходит при помощи основной структуры под названием буфер сокета (sk_buff). В sk_buff содержатся данные пакета и данные о состоянии, которые охватывают несколько уровней стека протокола. Каждый отправленный или полученный пакет представлен в sk_buff . Структура sk_buff определяется в linux/include/linux/skbuff.h и показана на рисунке 4.

Рисунок 4. Буфер сокета и его связи с другими структурами

Как можно заметить, несколько структур sk_buff для данного соединения могут быть связаны вместе. Каждая из них идентифицирует структуру устройства (net_device), которому пакет посылается или от которого получен. Так как каждый пакет представлен в sk_buff , заголовки пакетов удобно определены набором указателей (th , iph и mac для Управления доступом к среде (заголовок Media Access Control или MAC). Поскольку структуры sk_buff являются центральными в организации данных сокета, для управления ими был создан ряд функций поддержки. Существуют функции для создания, разрушения, клонирования и управления очередностью sk_buff .

Буферы сокетов разработаны таким образом, чтобы связываться друг с другом для данного сокета и включать большой объем информации, в том числе ссылки на заголовки протоколов, временные метки (когда пакет был отправлен или получен) и соответствующее устройство.

Устройство-независимый интерфейс (Device agnostic interface)

Под уровнем протоколов располагается другой независимый уровень интерфейса, который связывает протоколы с различными драйверами физических устройств с разными возможностями. Этот уровень предоставляет стандартный набор функций, которые используются низко-уровневыми сетевыми устройствами, чтобы иметь возможность взаимодействовать с высоко-уровневым стеком протокола.

Прежде всего, драйверы устройств могут регистрировать и разрегистрировать себя в ядре вызовом register_netdevice или unregister_netdevice . Вызывающая команда сначала заполняет структуру net_device , а затем передает ее для регистрации. Ядро вызывает свою функцию init (если она определена), выполняет несколько проверок исправности, создает запись sysfs и потом добавляет новое устройство в список устройств (связанный список устройств, активных в ядре). Структуру net_device можно найти в linux/include/linux/netdevice.h. Некоторые функции находятся в linux/net/core/dev.c.

Для отправления sk_buff из уровня протокола устройству используется функция dev_queue_xmit . Она ставит в очередь sk_buff для возможной пересылки соответствующим драйвером устройства (устройством, определенным при помощи net_device или указателя sk_buff->dev в sk_buff). Структура dev содержит метод под названием hard_start_xmit , который хранит функцию драйвера для инициализации передачи sk_buff .

Получение пакета выполняется традиционно при помощи netif_rx . Когда драйвер устройства более низкого уровня получает пакет (содержащийся внутри выделенного sk_buff), sk_buff идет выше, на сетевой уровень, с помощью вызова netif_rx . Эта функция затем ставит sk_buff в очередь на более высокий уровень протоколов для дальнейшей обработки при помощи netif_rx_schedule . Функции dev_queue_xmit и netif_rx находятся в linux/net/core/dev.c.

Наконец, для взаимодействия с устройство-независимым уровнем (dev) в ядро был введен новый интерфейс прикладных программ (NAPI). Его используют некоторые драйверы, но подавляющее большинство все еще пользуется более старым интерфейсом получения кадров (по грубой оценке шесть из семи). NAPI может давать лучшую производительность при больших нагрузках, избегая при этом прерываний при каждом входящем кадре.

Драйверы устройств

Внизу сетевого стека находятся драйверы устройств, которые управляют физическими сетевыми устройствами. Примерами устройств этого уровня могут служить драйвер SLIP над последовательным интерфейсом или драйвер Ethernet над устройством Ethernet.

Во время инициализации драйвер устройства выделяет место для структуры net_device , а затем инициализирует ее необходимыми подпрограммами. Одна из них, с названием dev->hard_start_xmit , определяет, как верхний уровень должен поставить в очередь sk_buff для передачи. Ей передается sk_buff . Работа этой функции зависит от оборудования, но обычно пакет, описываемый в sk_buff , перемещается в так называемое "аппаратное кольцо" (hardware ring) или "очередь" (queue). Поступление кадра, как описано на устройство-независимом уровне, использует интерфейс netif_rx или netif_receive_skb для NAPI-совместимого сетевого драйвера. Драйвер NAPI накладывает ограничения на возможности базового оборудования. Подробности смотрите в разделе .

После того как драйвер устройства настроил свои интерфейсы в структуре dev , вызов register_netdevice делает ее доступной для использования. В linux/drivers/net можно найти драйверы, характерные для сетевых устройств.

Идем дальше

Исходный код Linux — прекрасный способ узнать о конструкции драйверов для множества типов устройств, включая драйверы сетевых устройств. Вы обнаружите различия в конструкции и использовании доступных API ядра, но каждый будет полезен либо инструкциями, либо как отправная точка для нового драйвера. Остальной код в сетевом стеке стандартен и используется, пока не потребуется новый протокол. Но даже тогда реализации TCP (для потокового протокола) или UDP (для протокола на основе передачи сообщений) служат полезными моделями для начала новой разработки.

В современном мире информация распространяется за считанные секунды. Вот только что появилась новость, а через секунду она уже доступна на каком-либо сайте в сети интернет. Интернет считается одной из самых полезных разработок человеческого разума. Чтобы пользоваться всеми благами, которые предоставляет интернет, необходимо подключиться к этой сети.

Мало кто знает, что простой процесс посещения веб-страничек подразумевает незаметную для пользователя, сложную систему действий. Каждый переход по ссылке активирует сотни различных вычислительных операций в сердце компьютера. В их числе передачи запросов, прием ответов и многое другое. За каждое действие в сети отвечают так называемые протоколы TCP/IP. Что они собой представляют?

Любой протокол интернета TCP/IP работает на своем уровне. Иными словами, каждый занимается своим делом. Все семейство TCP/IP протоколов одновременно выполняет колоссальную работу. А пользователь в это время видит только яркие картинки и длинные строки текста.

Понятие стека протоколов

Стек протоколов TCP/IP - это организованный набор основных сетевых протоколов, который иерархическим способом разделен на четыре уровня и представляет собой систему транспортного распределения пакетов по компьютерной сети.

TCP/IP - это наиболее известный стек сетевых протоколов, который используется на данный момент. Принципы стека TCP/IP применяются как в локальных, так и в глобальных сетях.

Принципы использования адресов в стеке протоколов

Стек сетевых протоколов TCP/IP описывает пути и направления отправки пакетов. Это основная задача всего стека, выполняющаяся на четырех уровнях, которые взаимодействуют между собой протоколированным алгоритмом. Для правильной отправки пакета и его доставки ровно в ту точку, которая его запросила, была введена и стандартизирована адресация IP. Этому послужило наличие следующих задач:

  • Адреса различного типа, должны быть согласованы. Например преобразование домена сайта в IP адрес сервера и обратно, или преобразование имени узла в адрес и обратно. Таки образом становится возможен доступ к точке не только с помощью IP адреса, но и по интуитивному названию.
  • Адреса должны быть уникальны. Это вызвано тем, что в некоторых частных случаях пакет должен попасть только в одну конкретную точку.
  • Необходимость конфигурирования локальных вычислительных сетей.

В малых сетях, где используется несколько десятков узлов, все эти задачи выполняются элементарно, с помощью простейших решений: составление таблицы с описанием принадлежности машины и соответствующего ей IP адреса, или можно вручную раздать всем сетевым адаптерам IP адреса. Однако для крупных сетей на тысячу или две тысячи машин задача ручной выдачи адресов не кажется такой выполнимой.

Именно поэтому для сетей TCP/IP был изобретен специальный подход, который и стал отличительной чертой стека протоколов. Было введено понятие - масштабируемость.

Уровни стека протоколов TCP/IP

Здесь существует определенная иерархия. Стек протоколов TCP/IP предусматривает четыре уровня, каждый из которых обрабатывает свой набор протоколов:

Прикладной уровень : создан для обеспечения работы пользователя с сетью На этом уровне обрабатывается все то, что видит и делает пользователь. Уровень позволяет пользователю получить доступ к различным сетевым службам, например: доступ к базам данных, возможность прочитать список файлов и открыть их, отправить электронное сообщение или открыть веб-страницу. Вместе с пользовательскими данными и действиям, на этом уровне передается служебная информация.

Транспортный уровень: это механизм передачи пакетов в чистом виде. На этом уровне совершенно не имеет значения ни содержимое пакета, ни его принадлежность к какому бы то ни было действию. На этом уровне имеет значение только адрес узла отправки пакета и адрес узла, на который пакет должен быть доставлен. Как правило, размер фрагментов, передаваемых с использованием разных протоколов, может изменяться, потому на этом уровне блоки информации могут дробиться на выходе и собираться в единое целое в точке назначения. Этим обусловлена возможная потеря данных, если в момент передачи очередного фрагмента произойдет кратковременный разрыв соединения.

Транспортный уровень включает в себя много протоколов, которые делятся на классы, от простейших, которые просто передают данные, до сложных, которые оснащены функционалом подтверждения приема, или повторного запроса недополученного блока данных.

Данный уровень, предоставляет вышестоящему (прикладному) два типа сервиса:

  • Осуществляет гарантированную доставку, с помощью протокола ТСР.
  • Осуществляет доставку по возможности по протоколу UDP.

Чтобы обеспечить гарантированную доставку, согласно протоколу TCP устанавливается соединение, которое позволяет выставлять на пакетах нумерацию на выходе и подтверждать их прием на входе. Нумерация пакетов и подтверждение приема - это так называемая служебная информация. Этот протокол поддерживает передачу в режиме "Дуплекс". Кроме того, благодаря продуманному регламенту протокола, он считается очень надежным.

Протокол UDP предназначен для моментов, когда невозможно настроить передачу по протоколу TCP, либо приходится экономить на сегменте сетевой передачи данных. Также протокол UDP может взаимодействовать с протоколами более высокого уровня, для повышения надежности передачи пакетов.

Сетевой уровень или "уровень интернета": базовый уровень для всей модели TCP/IP. Основной функционал этого уровня идентичен одноименному уровню модели OSI и описывает перемещение пакетов в составной сети, состоящей из нескольких, более мелких подсетей. Он связывает соседние уровни протокола TCP/IP.

Сетевой уровень является связующим между вышестоящим транспортным уровнем и нижестоящим уровнем сетевых интерфейсов. Сетевой уровень использует протоколы, которые получают запрос от транспортного уровня, и посредством регламентированной адресации передают обработанный запрос на протокол сетевых интерфейсов, указывая, по какому адресу направить данные.

На этом уровне используются следующие сетевые протоколы TCP/IP: ICMP, IP, RIP, OSPF. Основным, и наиболее популярным на сетевом уровне, конечно же является протокол IP (Internet Protocol). Основной его задачей является передача пакетов от одного роутера к другому до тех пор, пока единица данных не попадет на сетевой интерфейс узла назначения. Протокол IP разворачивается не только на хостах, но и на сетевом оборудовании: маршрутизаторах и управляемых коммутаторах. Протокол IP работает по принципу негарантированной доставки с максимальными усилиями. Т. е., для отправки пакета нет необходимости заранее устанавливать соединение. Такой вариант приводит к экономии трафика и времени на движении лишних служебных пакетов. Пакет направляется в сторону назначения, и вполне возможно, что узел останется недоступным. В таком случае возвращается сообщение об ошибке.

Уровень сетевых интерфейсов: отвечает за то, чтобы подсети с разными технологиями могли взаимодействовать друг с другом и передавать информацию в том же режиме. Реализовано это двумя простыми шагами:

  • Кодирование пакета в единицу данных промежуточной сети.
  • Преобразование информации о месте назначения в стандарты необходимой подсети и отправка единицы данных.

Этот подход позволяет постоянно расширять количество поддерживаемых технологий построения сетей. Как только появляется новая технология, она сразу попадает в стек проколов TCP/IP и позволяет сетям со старыми технологиями передавать данные в сети, построенные с применением более современных стандартов и способов.

Единицы передаваемых данных

За время существования такого явления, как протоколы TCP/IP, установились стандартные термины по части единиц передаваемых данных. Данные при передаче могут дробиться по-разному, в зависимости от технологий, используемых сетью назначения.

Чтобы иметь представление о том, что и в какой момент времени происходит с данными, нужно было придумать следующую терминологию:

  • Поток данных - данные, которые поступают на транспортный уровень от протоколов вышестоящего прикладного уровня.
  • Сегмент - фрагмент данных, на которые дробится поток по стандартам протокола TCP.
  • Датаграмма (особо безграмотные произносят как "Дейтаграмма") - единицы данных, которые получаются путем дробления потока с помощью протоколов, работающих без установления соединения (UDP).
  • Пакет - единица данных, производимая посредством протокола IP.
  • Протоколы TCP/IP упаковывают IP-пакеты в передаваемые по составным сетям блоки данных, которые называются кадрами или фреймами .

Типы адресов стека протоколов TCP/IP

Любой протокол передачи данных TCP/IP для идентификации узлов использует один из следующих типов адресов:

  • Локальные (аппаратные) адреса.
  • Сетевые адреса (IP адреса).
  • Доменные имена.

Локальные адреса (MAC-адреса) - используются в большинстве технологий локальных вычислительных сетей, для идентификации сетевых интерфейсов. Под словом локальный, говоря о TCP/IP, следует понимать интерфейс, который действует не в составной сети, а в пределах отдельно взятой подсети. Например, подсеть интерфейса, подключенного к интернет - будет локальной, а сеть интернет - составной. Локальная сеть может быть построена на любой технологии, и независимо от этого, с точки зрения составной сети машина, находящаяся в отдельно выделенной подсети, будет называться локальной. Таким образом, когда пакет попадает в локальную сеть, дальше его IP адрес ассоциируется с локальным адресом, и пакет направляется уже на MAC-адрес сетевого интерфейса.

Сетевые адреса (IP-адреса). В технологии TCP/IP предусмотрена собственная глобальная адресация узлов, для решения простой задачи - объединения сетей с разной технологией в одну большую структуру передачи данных. IP-адресация совершенно не зависит от технологии, которая используется в локальной сети, однако IP адрес позволяет сетевому интерфейсу представлять машину в составной сети.

В итоге была разработана система, при которой узлам назначается IP адрес и маска подсети. Маска подсети показывает, какое количество бит отводится под номер сети, а какое количество под номер узла. IP адрес состоит из 32 бит, разделенных на блоки по 8 бит.

При передаче пакета ему назначается информация о номере сети и номере узла, в который пакет должен быть направлен. Сначала маршрутизатор направляет пакет в нужную подсеть, а потом выбирается узел, который его ждет. Этот процесс осуществляется протоколом разрешения адресов (ARP).

Доменные адреса в сетях TCP/IP управляются специально разработанной системой доменных имен (DNS). Для этого существуют серверы, которые сопоставляют доменное имя, представленное в виде строки текста, с IP адресом, и отправляет пакет уже в соответствии с глобальной адресацией. Между именем компьютера и IP адресом не предусмотрено соответствий, поэтому, чтобы преобразовать доменное имя в IP адрес, передающему устройству необходимо обратиться к таблице маршрутизации, которая создается на DNS сервере. Например, мы пишем в браузере адрес сайта, DNS сервер сопоставляет его с IP адресом сервера, на котором сайт расположен, и браузер считывает информацию, получая ответ.

Кроме сети интернет, есть возможность выдавать компьютерам доменные имена. Таким образом, упрощается процесс работы в локальной сети. Пропадает необходимость запоминать все IP-адреса. Вместо них можно придумать каждому компьютеру любое имя и использовать его.

IP-адрес. Формат. Составляющие. Маска подсети

IP адрес - 32-битное число, которое в традиционном представлении записывается в виде чисел, от 1 до 255, разделенных между собой точками.

Вид IP адреса в различных форматах записи:

  • Десятичный вид IP адреса: 192.168.0.10.
  • Двоичный вид того же IP адреса: 11000000.10101000.00000000.00001010.
  • Запись адреса в шестнадцатеричной системе счисления: C0.A8.00.0A.

Между ID сети и номером точки в записи нет разделительного знака, но компьютер способен их разделять. Для этого существует три способа:

  1. Фиксированная граница. При этом способе весь адрес условно делится на две части фиксированной длины побайтно. Таким образом, если под номер сети отдать один байт, тогда мы получим 2 8 сетей по 2 24 узлов. Если границу сдвинуть еще на байт вправо, тогда сетей станет больше - 2 16 , а узлов станет меньше - 2 16 . На сегодняшний день подход считается устаревшим и не используется.
  2. Маска подсети. Маска идет в паре с IP адресом. Маска имеет последовательность значений "1" в тех разрядах, которые отведены под номер сети, и определенное количество нулей в тех местах IP адреса, которые отведены на номер узла. Граница между единицами и нулями в маске - это граница между идентификатором сети и ID узла в IP-адресе.
  3. Метод классов адресов. Компромиссный метод. При его использовании размеры сетей не могут быть выбраны пользователем, однако есть пять классов - А, В, С, D, Е. Три класса - А, В и С - предназначены для различных сетей, а D и Е - зарезервированы для сетей специального назначения. В классовой системе каждый класс имеет свою границу номера сети и ID узла.

Классы IP адресов

К классу А относятся сети, в которых сеть идентифицируется по первому байту, а три оставшихся являются номером узла. Все IP адреса, которые имеют в своем диапазоне значение первого байта от 1 до 126 - это сети класса А. Количественно сетей класса А получается совсем мало, зато в каждой из них может быть до 2 24 точек.

Класс В - сети, в которых два высших бита равны 10. В них под номер сети и идентификатор точки отводится по 16 бит. В результате получается, что количество сетей класса В в большую сторону отличается от количества сетей класса А количественно, но они имеют меньшее количество узлов - до 65 536 (2 16) шт.

В сетях класса С - совсем мало узлов - 2 8 в каждой, но количество сетей огромно, благодаря тому, что идентификатор сети в таких структурах занимает целых три байта.

Сети класса D - уже относятся к особым сетям. Он начинается с последовательности 1110 и называется групповым адресом (Multicast adress). Интерфейсы, имеющие адреса класса А, В и С, могут входить в группу и получать вдобавок к индивидуальному еще и групповой адрес.

Адреса класса Е - в резерве на будущее. Такие адреса начинаются с последовательности 11110. Скорее всего, эти адреса будут применяться в качестве групповых, когда наступит нехватка IP адресов в глобальной сети.

Настройка протокола TCP/IP

Настройка протокола TCP/IP доступна на всех операционных системах. Это - Linux, CentOS, Mac OS X, Free BSD, Windows 7. Протокол TCP/IP требует только наличия сетевого адаптера. Разумеется, серверные операционные системы способны на большее. Очень широко, с помощью серверных служб, настраивается протокол TCP/IP. IP адреса в в обычных настольных компьютерах задаются в настройках сетевых подключений. Там настраивается сетевой адрес, шлюз - IP адрес точки, имеющий выход в глобальную сеть, и адреса точек, на которых располагается DNS сервер.

Протокол интернета TCP/IP может настраиваться в ручном режиме. Хотя не всегда в этом есть необходимость. Можно получать параметры протокола TCP/IP с динамически-раздающего адреса сервера в автоматическом режиме. Такой способ используют в больших корпоративных сетях. На DHCP сервер можно сопоставить локальный адрес к сетевому, и как только в сети появится машина с заданным IP адресом, сервер сразу даст ему заранее подготовленный IP адрес. Этот процесс называется резервирование.

TCP/IP Протокол разрешения адресов

Единственный способ установить связь между MAC-адресом и IP адресом - ведение таблицы. При наличии таблицы маршрутизации каждый сетевой интерфейс осведомлен о своих адресах (локальном и сетевом), однако встает вопрос, как правильно организовать обмен пакетами между узлами, применяя протокол TCP/IP 4.

Для чего был придуман протокол разрешения адресов (ARP)? Для того, чтобы связывать семейство TCP/IP протоколов и других систем адресации. На каждом узле создается таблица соответствия ARP, которая заполняется путем опроса всей сети. Происходит это после каждого выключения компьютера.

ARP таблица

Так выглядит пример составленной ARP таблицы.

Интернет – глобальная система взаимосвязанных компьютерных, локальных и других сетей, которые взаимодействуют друг с другом посредством стека протоколов TCP/IP (рис. 1.).

Рисунок 1 – Обобщенная схема сети Интернет

Интернет обеспечивает обмен информацией между всеми компьютерами, подключенными к нему. Тип компьютера и используемая им операционная система значения не имеют.

Основные ячейки Интернета – локальные вычислительные сети (LAN – Local Area network). Если некоторая локальная сеть непосредственно подключена к Интернету, то каждая рабочая станция этой сети также может подключаться к нему. Существуют также компьютеры, самостоятельно подключенные к Интернету. Они называются хост-компьютерами (host – хозяин).

Каждый подключенный к сети компьютер имеет свой адрес, по которому его может найти абонент из любой точки света.

Важной особенностью сети Интернет является то, что она, объединяя различные сети, не создает при этом никакой иерархии - все компьютеры, подключенные к сети, равноправны.

Еще одной отличительной особенностью Интернета является высокая надежность. При выходе из строя части компьютеров и линий связи сеть будет продолжать функционировать. Такая надежность обеспечивается тем, что в Интернете нет единого центра управления. Если выходят из строя некоторые линии связи или компьютеры, то сообщения могут быть переданы по другим линиям связи, так как всегда имеется несколько путей передачи информации.

Интернет не является коммерческой организацией и никому не принадлежит. Пользователи Интернета имеются практически во всех странах мира.

Пользователи подключаются к сети через компьютеры специальных организаций, которые называются поставщиками услуг Интернета. Соединение с Интернетом может быть постоянным или временным. Поставщики услуг Интернета имеют множество линий для подключения пользователей и высокоскоростные линии для связи с остальной частью Интернета. Часто мелкие поставщики подключены к более крупным, которые, в свою очередь, подключены к другим поставщикам.

Организации, соединенные друг с другом самыми скоростными линиями связи, образуют базовую часть сети, или хребет Интернета Backbon [Бэкбон]. Если поставщик подключен непосредственно к хребту, то скорость передачи информации будет максимальной.

В действительности разница между пользователями и поставщиками услуг Интернета достаточно условна. Любой человек, подключивший свой компьютер или свою локальную вычислительную сеть к Интернету и установивший необходимые программы, может предоставлять услуги подключения к сети другим пользователям. Одиночный пользователь, в принципе, может подключиться скоростной линией непосредственно к хребту Интернета.

В общем случае, Интернет осуществляет обмен информацией между любыми двумя компьютерами, подключенными к сети. Компьютеры, подключенные к Интернету, часто называютузлами Интернета, или сайтами, от английского слова site, которое переводится как место, местонахождение. Узлы, установленные у поставщиков услуг Интернета, обеспечивают доступ пользователей к Интернету. Существуют также узлы, специализирующиеся на предоставлении информации. Например, многие фирмы создают узлы в Интернете, с помощью которых они распространяют информацию о своих товарах и услугах.

Как же осуществляется передача информации? В Интернете используются два основных понятия: адрес и протокол . Свой уникальный адрес имеет любой компьютер, подключенный к Интернету. Так же, как почтовый адрес однозначно определяет местонахождение человека, адрес в Интернете однозначно определяет местонахождение компьютера в сети. Адреса в Интернете являются важнейшей его частью, и ниже о них будет подробно рассказано.

Данные, пересылаемые с одного компьютера на другой с использованием Интернета, разбивается на пакеты. Они перемещаются между компьютерами, составляющими узлы сети. Пакеты одного сообщения могут пройти разными маршрутами. Каждый пакет имеет свою маркировку, что обеспечивает правильную сборку документа на компьютере, которому адресовано сообщение.

Что такое протокол? Как ранее было сказано, протокол - это правила взаимодействия. Например, дипломатический протокол предписывает, как поступать при встрече зарубежных гостей или при проведении приема. Так же сетевой протокол предписывает правила работы компьютерам, которые подключены к сети. Стандартные протоколы заставляют разные компьютеры "говорить на одном языке". Таким образом осуществляется возможность подключения к Интернету разнотипных компьютеров, работающих под управлением различных операционных систем.

Базовыми протоколами Интернета является стек протоколов TCP/IP. Прежде всего требуется уточнить, что, в техническом понимании TCP/IP - это не один сетевой протокол, а два протокола, лежащих на разных уровнях сетевой модели (это так называемый стек протоколов). Протокол TCP - протокол транспортного уровня. Он управляет тем, как происходит передача данных. Протокол IP - адресный. Он принадлежит сетевому уровню и определяет, куда происходит передача.

Протокол TCP. Согласно Протоколу TCP, отправляемые данные «нарезаются» на небольшие пакеты, после чего каждый пакет маркируется таким образом, чтобы в нем были данные, необходимые для правильной сборки документа на компьютере получателя.

Для понимания сути протокола TCP можно представить игру в шахматы по переписке, когда двое участников разыгрывают одновременно десяток партий. Каждый ход записывается на отдельной открытке с указанием номера партии и номера хода. В этом случае между двумя партнерами через один и тот же почтовый канал работает как бы десяток соединений (по одному на партию). Два компьютера, связанные между собой одним физическим соединением, могут точно так же поддерживать одновременно несколько TCP-соединений. Так, например, два промежуточных сетевых сервера могут одновременно по одной линии связи передавать друг другу в обе стороны множество ТСР-пакетов от многочисленных клиентов.

Когда мы работаем в Интернете, то по одной единственной телефонной линии можем одновременно принимать документы из Америки, Австралии и Европы. Пакеты каждого из документов поступают порознь, с разделением во времени, и по мере поступления собираются в разные документы.

Протокол IP. Теперь рассмотрим адресный протокол - IP (Internet Protocol). Его суть состоит в том, что у каждого участника Всемирной сети должен быть свой уникальный адрес (IP-адрес). Без этого нельзя говорить о точной доставке ТСР-пакетов на нужное рабочее место. Этот адрес выражается очень просто - четырьмя числами, например: 195.38.46.11. Структуру IP-адреса мы подробнее рассмотрим позже. Она организована так, что каждый компьютер, через который проходит какой-либо TCP-пакет, может по этим четырем числам определить, кому из ближайших «соседей» надо переслать пакет, чтобы он оказался «ближе» к получателю. В результате конечного числа перебросок ТСР-пакет достигает адресата.

Слово «ближе» взято в кавычки не случайно. В данном случае оценивается не географическая «близость». В расчет принимаются условия связи и пропускная способность линии. Два компьютера, находящиеся на разных континентах, но связанные высокопроизводительной линией космической связи, считаются более «близкими» друг к другу, чем два компьютера из соседних поселков, связанные простым телефонным проводом. Решением вопросов, что считать «ближе», а что «дальше», занимаются специальные средства - маршрутизаторы. Роль маршрутизаторов в сети обычно выполняют специализированные компьютеры, но это могут быть и специальные программы, работающие на узловых серверах сети.

Стек протоколов TCP/IP

Стек протоколов TCP/IP - набор сетевых протоколов передачи данных, используемых в сетях, включая сеть Интернет. Название TCP/IP происходит из двух наиважнейших протоколов семейства - Transmission Control Protocol (TCP) и Internet Protocol (IP), которые были разработаны и описаны первыми в данном стандарте.

Протоколы работают друг с другом в стеке (англ. stack , стопка) - это означает, что протокол, располагающийся на уровне выше, работает «поверх» нижнего, используя механизмы инкапсуляции. Например, протокол TCP работает поверх протокола IP.

Стек протоколов TCP/IP включает в себя четыре уровня:

  • прикладной уровень (application layer),
  • транспортный уровень (transport layer),
  • сетевой уровень (internet layer),
  • канальный уровень (link layer).

Протоколы этих уровней полностью реализуют функциональные возможности модели OSI (таблица 1). На стеке протоколов TCP/IP построено всё взаимодействие пользователей в IP-сетях. Стек является независимым от физической среды передачи данных.

Таблица 1 – Сравнение стека протоколов TCP/IP и эталонной модели OSI

Прикладной уровень

На прикладном уровне (Application layer) работает большинство сетевых приложений.

Эти программы имеют свои собственные протоколы обмена информацией, например, HTTP для WWW, FTP (передача файлов), SMTP (электронная почта), SSH (безопасное соединение с удалённой машиной), DNS (преобразование символьных имён в IP-адреса) и многие другие.

В массе своей эти протоколы работают поверх TCP или UDP и привязаны к определённому порту, например:

  • HTTP на TCP-порт 80 или 8080,
  • FTP на TCP-порт 20 (для передачи данных) и 21 (для управляющих команд),
  • запросы DNS на порт UDP (реже TCP) 53,

Транспортный уровень

Протоколы транспортного уровня (Transport layer) могут решать проблему негарантированной доставки сообщений («дошло ли сообщение до адресата?»), а также гарантировать правильную последовательность прихода данных. В стеке TCP/IP транспортные протоколы определяют, для какого именно приложения предназначены эти данные.

Протоколы автоматической маршрутизации, логически представленные на этом уровне (поскольку работают поверх IP), на самом деле являются частью протоколов сетевого уровня; например OSPF (IP идентификатор 89).

TCP (IP идентификатор 6) - «гарантированный» транспортный механизм с предварительным установлением соединения, предоставляющий приложению надёжный поток данных, дающий уверенность в безошибочности получаемых данных, перезапрашивающий данные в случае потери и устраняющий дублирование данных. TCP позволяет регулировать нагрузку на сеть, а также уменьшать время ожидания данных при передаче на большие расстояния. Более того, TCP гарантирует, что полученные данные были отправлены точно в такой же последовательности. В этом его главное отличие от UDP.

UDP (IP идентификатор 17) протокол передачи датаграмм без установления соединения. Также его называют протоколом «ненадёжной» передачи, в смысле невозможности удостовериться в доставке сообщения адресату, а также возможного перемешивания пакетов. В приложениях, требующих гарантированной передачи данных, используется протокол TCP.

UDP обычно используется в таких приложениях, как потоковое видео и компьютерные игры, где допускается потеря пакетов, а повторный запрос затруднён или не оправдан, либо в приложениях вида запрос-ответ (например, запросы к DNS), где создание соединения занимает больше ресурсов, чем повторная отправка.

И TCP, и UDP используют для определения протокола верхнего уровня число, называемое портом.

Сетевой уровень

Сетевой уровень (Internet layer) изначально разработан для передачи данных из одной (под)сети в другую. С развитием концепции глобальной сети в уровень были внесены дополнительные возможности по передаче из любой сети в любую сеть, независимо от протоколов нижнего уровня, а также возможность запрашивать данные от удалённой стороны, например в протоколе ICMP (используется для передачи диагностической информации IP-соединения) и IGMP (используется для управления multicast-потоками).

ICMP и IGMP расположены над IP и должны попасть на следующий - транспортный - уровень, но функционально являются протоколами сетевого уровня, и поэтому их невозможно вписать в модель OSI.

Пакеты сетевого протокола IP могут содержать код, указывающий, какой именно протокол следующего уровня нужно использовать, чтобы извлечь данные из пакета. Это число - уникальный IP-номер протокола . ICMP и IGMP имеют номера, соответственно, 1 и 2.

Канальный уровень

Канальный уровень (Link layer) описывает, каким образом передаются пакеты данных через физический уровень, включая кодирование (то есть специальные последовательности бит, определяющих начало и конец пакета данных). Ethernet, например, в полях заголовка пакета содержит указание того, какой машине или машинам в сети предназначен этот пакет.

Примеры протоколов канального уровня - Ethernet, Wi-Fi, Frame Relay, Token Ring, ATM и др.

Канальный уровень иногда разделяют на 2 подуровня - LLC и MAC.

Кроме того, канальный уровень описывает среду передачи данных (будь то коаксиальный кабель, витая пара, оптическое волокно или радиоканал), физические характеристики такой среды и принцип передачи данных (разделение каналов, модуляцию, амплитуду сигналов, частоту сигналов, способ синхронизации передачи, время ожидания ответа и максимальное расстояние).

Инкапсуляция

Инкапсуляция – упаковка, или вложение, пакетов высокого уровня (возможно, разного протокола) в пакеты одного протокола (нижнего уровня), включая адрес.

Например, когда приложению требуется послать сообщение с помощью TCP, то производится следующая последовательность действий (рис. 2):

Рисунок 2 – Процесс инкапсуляции

  • в первую очередь, приложение заполняет специальную структуру данных, в которой указывает информацию о получателе (сетевой протокол, IP-адрес, порт TCP);
  • передаёт сообщение, его длину и структуру с информацией о получателе обработчику протокола TCP (транспортный уровень);
  • обработчик TCP формирует сегмент, в котором в качестве данных выступает сообщение, а в заголовках находится TCP-порт получателя (а также другие данные);
  • обработчик TCP передаёт сформированный сегмент обработчику IP (сетевой уровень);
  • обработчик IP рассматривает переданный TCP сегмент как данные и предваряет их своим заголовком (в котором, в частности, находится IP-адрес получателя, взятый из той же структуры данных приложения, и номер верхнего протокола;
  • полученный пакет обработчик IP передаёт на канальный уровень, который опять-таки рассматривает данный пакет как «сырые» данные;
  • обработчик канального уровня, аналогично предыдущим обработчикам, добавляет в начало свой заголовок (в котором так же указывается номер протокола верхнего уровня, в нашем случае это 0x0800(IP)) и, в большинстве случаев, добавляет конечную контрольную сумму, тем самым формируя кадр;
  • далее полученный кадр передаётся на физический уровень, который осуществляет преобразование битов в электрические или оптические сигналы и посылает их в среду передачи.

На стороне получателя для распаковки данных и предоставления их приложению производится обратный процесс (снизу вверх), называемый декапсуляцией.

Похожая информация.


Стек или соединение сетевых коммутаторов в стек - это соединение двух или более управляемых коммутаторов , предназначенное для увеличения числа портов, при этом полученная группа идентифицируется остальными сетевыми устройствами как один логический коммутатор - имеет один IP-адрес , один MAC-адрес .

Обычно стек используется для подключения возрастающего числа сетевых машин в локальной сети . Управление локальной сетью усложняется незначительно, так как администратор сети продолжает управлять одним логическим коммутатором.

Коммутаторы стековые (стекируемые) и нестековые . Стековый коммутатор имеет специальные порты (интерфейсы) для соединения в стек, часто при этом производится физическое объединение внутренних шин . При соединении в стек у таких коммутаторов сохраняется основная часть функций.

Нестековый коммутатор не имеет специальных портов и имеет (или вовсе не имеет) крайне ограниченную функциональность при соединении в стек.

Как правило, стековое соединение между коммутаторами осуществляется со скоростью передачи данных, в 2 и более раз большей, чем скорость передачи по портам коммутатора.

Среди стековых коммутаторов можно выделить коммутатор с неблокирующей архитектурой . Неблокирующий коммутатор имеет пропускную способность стекового порта , равную сумме пропускных способностей всех остальных портов. То есть в таких коммутаторах отсутствует блокировка трафика при обмене между соединенными в стек коммутаторами.

Объединение коммутаторов в стек для разных коммутаторов осуществляется следующими способами:

  • При помощи специальных портов коммутаторов для объединения в стек (при помощи специального кабеля)
  • При помощи патч-кабелей Ethernet (в том числе и нескольких для кратного увеличения скорости); при этом в настройках коммутаторов соединяемые этим кабелем порты объявляются портами для стекирования
  • При помощи кабелей с оконечными разъемами SFP , GBIC и пр.

Некоторые стековые сетевые коммутаторы в случае сбоя автоматически соединяют входной и выходной разъемы стека, пропуская сетевой трафик сквозь себя.

Стек позволяет объединять лишь небольшое количество коммутаторов (до 4, 8 или 16 у разных моделей), находящихся на небольшом расстоянии друг от друга.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 3

    Просмотров:

Сетевой стек протоколов, формирующий конвейеризацию и передачу данных между хостами, разработан для наилучшего взаимодействия между различными сетевыми уровнями. В этой статье мы попытаемся описать перемещение данных через расположенные в стеке уровни и попробуем внедрить модуль ядра Linux, помогающий нам захватывать и отображать данные, проходящие через уровень TCP. Ниже представлена программа, показывающая как установить новый элемент в файловой системе proc. И что наиболее важно, эта программа взламывает TCP протокол, отслеживает все данные, проходящие через tcp уровень, и отображает их в /proc/TCPdata.

Шямитх, перевод Алексей Антипов

Сетевой стек протоколов, формирующий конвейеризацию и передачу данных между хостами, разработан для наилучшего взаимодействия между различными сетевыми уровнями. В этой статье мы попытаемся описать перемещение данных через расположенные в стеке уровни и попробуем внедрить модуль ядра Linux, помогающий нам захватывать и отображать данные, проходящие через уровень TCP. Так как обсуждение всех видов сетевых соединений выходит за рамки данной статьи, то мы остановимся на TCP/IP соединениях.

Сетевой стек протоколов

Сетевые устройства формируют базовый уровень стека протоколов. Для связи с другими устройствами и приема-передачи трафика они используют протокол канала передачи данных (обычно Ethernet). Интерфейс, организуемый драйверами сетевых устройств, копирует пакеты с физической среды, выполняя некоторые проверки ошибок, после чего помещает пакеты в сетевой уровень. Интерфейсы вывода принимают пакеты из сетевого уровня, выполняют некоторые проверки ошибок и пересылают их в физическую среду. Мы будем обсуждать IP (протокол Интернет) являющийся стандартным протоколом сетевого уровня. Главными функциями IP являются маршрутизация, проверка входящих пакетов, определяющая направлены ли эти пакеты на данный хост или они нуждаются в дальнейшей пересылке. При этом, в случае необходимости, пакеты дефрагментируются и доставляются на транспортные протоколы. Такие протоколы имеют динамическую базу данных маршрутов для исходящих пакетов, адресуют и фрагментируют их перед посылкой на уровень связи.

TCP и UDP являются наиболее часто используемыми протоколами транспортного уровня. UDP создает структуру для адресации пакетов в пределах хоста, в то время как TCP поддерживает более комплексные операции подключения типа восстановления потерянных пакетов и управления трафиком.

Продвигаясь по транспортному уровню, мы можем найти INET уровень, формирующий промежуточный уровень между транспортным уровнем и сокетами приложений. С помощью INET уровня поддерживаются принадлежащие приложениям сокеты. В этом уровне осуществлены все специфические операции сокетов.

BSD - абстрактная структура данных, содержащая INET сокеты. Запрос приложения на подключение, чтение или запись через сокет, преобразовывается в INET операции с помощью BSD.

Общая структура пакетов. Данные заключаются в общую структуру данных, называемую sk_buff. Все уровни используют эту структуру данных. Сразу после копирования данных из пространства пользователя в пространство ядра, они помещаются в sk_buff и перемещаются на различные уровни. В свою очередь уровень добавляют к этой структуре свои заголовки. Sk_buff содержит ссылки на всю информацию о пакете, его сокете, устройстве, маршруте, расположении данных и т.д.

Сетевые функции Linux

Для нормального сетевого программиста, интерфейсная часть сетевых служб доступна с помощью следующих подпрограмм библиотеки С.

socket(), bind(), listen(), connect(), accept(), send(), sendto(), recv(), recvfrom(), getsockopt(), and setsockopt().

Функция socket() используется для создания нового сокета. Все операции с различными протоколами происходят с помощью сокетов. Поскольку функция socket() возвращает значение дескриптора файла, то к нему могут обращаться стандартные операции работы с файлами типа read(), write().

Фунция bind() используется для связи созданного сокета с портом. Порт, наряду с IP адресом сетевого интерфейса, используется для уникальной идентификации сокета.

Функция listen() используется для программирования сервера. После создания сокета и связи его с портом функция listen() устанавливает сокет в состояние прослушивания. Это означает, что сокет ожидает подключения со стороны других хостов.

При вызове на сервере функции accept() происходит непрерывный опрос сокета происходящий до получения запроса на подключение от другого хоста. После установления соединения серверная программа пробуждается и дает процессу возможность обрабатывать запрос от чужого хоста. Со стороны клиента используется функция connect(), показывающая серверу, что клиент желает открыть подключение на сокете и послать запрос.

Необходимые структуры данных

Эта структура является основой для выполнения интерфейса BSD сокетов. Установка и инициализация этой структуры происходит при помощи системного вызова socket().

sk_buff:

Эта структура управляет индивидуальными пакетами соединений приходящими и отсылаемыми с хоста. При этом происходит буферизация ввода-вывода.

Эта структура управляет различными частями сокетов, зависящими от конкретной сети. Она необходима для TCP, UDP и RAW сокетов.

Эта структура содержит ряд операций, одинаковых для всех протоколов.

Sockaddr (sockaddr_in):

Такая структура необходима для поддержки различных форматов адресов.

Модули ядра Linux

Ядра Linux ядра состоят из модулей. Некоторые части ядра находятся в памяти постоянно (типа планировщика), а некоторые загружаются при необходимости. Например, файловая система VFAT для чтения дисков, загружается только при необходимости. Такая особенность linux ядра позволяет пространству ядра занимать немного места.

Таким образом, существенным является проектирование вашего протокола, драйверов и любых видов программного обеспечения ядра как модулей ядра и вставлять их в ядро из пространства пользователя. После вставки, модуль становиться неперемещаемым до его удаления из пространства ядра. Единственно вы должны быть привилегированным пользователем, чтобы вставлять или удалять модули. Это является общим форматом записи модуля ядра.

#define MODULE #include /* ... other required header files ... */ /* * ... module declarations and functions ... */ int init_module() { /* code kernel will call when installing module */ } void cleanup_module() { /* code kernel will call when removing module */}

Проект хакерского модуля для TCP протокола.

Наш модуль ядра является очень простым, он виртуально размещен между интерфейсом операций сокетов для пересылки TCP пакетов и TCP уровнем. Теперь все пакеты данных, проходящие через сокет, зарегистрированный с TCP протоколом, будут перехвачены нашим модулем ядра. Эти данные будут переданы в /proc/TCPdata.

Используемые структуры данных

tcp_prot -> Содержит указатели на все осуществленные TCP операции

struct msghdr -> Содержит данные, посылаемые приложением, а также другими полями для идентификации адреса сокета

Struct msg_iov -> находится в msghdr, в нем содержатся указатели на данные

Перед началом кодирования давайте поймем значение файловой системы /proc. Файловая система proc называется так, из-за того что она находиться в каталоге /proc на большинстве Linux машин. Система является мощным инструментом, часто используемым приложениями. Это часть механизма при помощи которого ядро связывается с пространством пользователя и наоборот. Хотя она разработана как файловая система со структурой каталогов и inodes, в тоже время это фактически компонент зарегистрированных функций, обеспечивающих информацией важные переменные.

При создании файла в /proc, он сразу регистрируется с набором функций, сообщающих ядру, что необходимо делать при открытии этого файла или записи в него. Большинство файлов поддерживают только чтение, и лишь некоторые поддерживают запись.

Теперь мы начнем кодирование

/* tcpdata.c. Ниже представлена программа, показывающая как установить новый элемент в файловой системе proc. И что наиболее важно, эта программа взламывает TCP протокол, отслеживает все данные, проходящие через tcp уровень, и отображает их в /proc/TCPdata. */ #define MODULE #define __KERNEL__ /*we are doing kernel work*/ #include #include #include /*for registering proc entry*/ #include #include #include #include #include #include #include static struct proc_dir_entry *test_entry; struct msghdr *msg_moniter; struct iovec *iovec_moniter; static char *tcp="Tcp monitered data"; int (*orginalSend)(struct sock *, struct msghdr *,int); /* show_tcp_stats This function is what the /proc FS will call when anything tries to read /proc/TCPstat you could see last 200 bytes move out of the sockets through tcp connections */ static int show_tcp_stats(char *buf,char **start,off_t offset,int len,int unused) { len += sprintf(buf+len,"%s\n",tcp); return len; } /* Это функция обработчика, захватывающая tcp sendmsg запросы */ int moniter_tcp(struct sock *sk, struct msghdr *msg,int len) { int size; char *temp; printk("I am dangerously monitoring your tcp data \n"); msg_moniter=(struct msghdr *)kmalloc(sizeof(struct msghdr),GFP_KERNEL); memcpy(msg_moniter,msg,sizeof(struct msghdr)); orginalSend(sk,msg,len); iovec_moniter=msg_moniter->msg_iov; size=sizeof(tcp); printk("sizeof of TCPdat is %d \n",size); (sizeiov_base):strcpy(tcp,"Tcp monitered data"); kfree(msg_moniter); return len; } /* init_module Данная функция устанавливает модуль; она просто регистрирует новый каталог в /proc и создает указатель. */ int init_module() { test_entry=create_proc_entry("TCPdata",S_IRUGO,NULL); test_entry->read_proc=show_tcp_stats; orginalSend=tcp_prot.sendmsg; /* printk("the address of send send mes is %x \n",tcp_prot.sendmsg); printk("the address of hack mes is %x \n",orginalSend); */ tcp_prot.sendmsg=moniter_tcp; /* printk("the address of send send mes after hacking %x \n",tcp_prot.sendmsg); printk("the address of send send mes after hacking %x \n",moniter_tcp); */ return 0; } /* init_module */ /* cleanup_module Данная функция удаляет модуль; Она удаляет регистрацию записи директории из /proc FS */ void cleanup_module() { /* put the pointer back to tcp"s orginal message sender */ tcp_prot.sendmsg=orginalSend; /* unregister the function from the proc FS */ remove_proc_entry("TCPdata",NULL); } /* cleanup_module */ MODULE_AUTHOR("shyamjithe.c.s "); /*macros*/ MODULE_DESCRIPTION("moniter tcp data"); MODULE_LICENSE("GPL");

Данная программа была протестирована на ядре 2.4, так что вы можете откомпилировать её используя:

Gcc -O6 -Wall -c tcpdata.c -I /usr/src/linux-2.4.20-8/include/ this will produce tcpdata.o now insmod tcpdata.o open some tcp applications cat /proc/TCPdata to remove the module use rmmod tcpdata Теперь для того, чтобы понять этот код, я дам некоторые пояснения. Вся программа - это только хитрый путь для использования функциональных указателей. Но необходимо быть внимательным при использовании ваших собственных обработчиков, потому что неправильное размещение функционального указателя может привести к зависанию системы. Как было сказано, это является минимальным путем для взлома TCP. Вы можете сформировать новый уровень над уровнем TCP подобно этому, который будет вмешиваться во все типы заданий, сделанных TCP. Тоже может быть проделано и с UDP.

Заключение

Наиболее важным выводом, получаемым их описанной выше программы, является то, что не всегда необходимо изменять исходный код ядра, когда мы проделываем любую связанную с протоколом модификацию. Это объектно-ориентированная реализация Linux ядра, позволяющая нам манипулировать объектами данных внутри ядра.



Рекомендуем почитать

Наверх