Возможности применения социальных сетей в образовании. Роль социальных сетей в современном образовании

Электроника 11.05.2019
Электроника

В статье раскрываются наиболее общие основания применения социальных сетей в образовательных целях. Основным преимуществом социальных сетей автор видит то, что они могут существенно расширить возможности для встречи познающего (ученого, старшеклассника, студента и т.д.) со знанием.

Памяти профессора А. Я. Райбекаса

Использование социальных сетей в образовательных и научных целях обусловлено исторически. Как известно, всемирно известный ресурс Facebook появился как академическая социальная сеть. Первоначально веб-сайт был доступен только для студентов Гарвардского университета, затем регистрация была открыта для других университетов Бостона, а позднее и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес в домене.edu. Т.е. студенты заходили на Facebook с учебных компьютеров и использовали для этого свой образовательный электронный адрес (тот же, на который приходили сообщения о расписании занятий, академических планах и задолженностях, учебные материалы и т.д.). И только начиная с сентября 2006 года (т.е. через 2,5 года после открытия), сайт стал доступен для всех пользователей Интернета в возрасте от 13 лет, имеющих адрес электронной почты. Точно так же американские ученые были одними из первых пользователей социальной сети Twitter. В течение первого года существования в ней преобладали сообщения о научных конференциях, симпозиумах, ссылки на научные работы и т.п. Использование социальной сети в образовательных целях, таким образом, воспринимается американскими студентами, преподавателями, исследователями как очевидная и неотъемлемая ее функция.

В России же первыми пользователями социальных сетей стали офисные работники с доступом в интернет на рабочих компьютерах (именно этим объясняется первоначальный успех социальной сети Одноклассники, в которой пользователи видели возможность отвлечься от повседневных должностных обязанностей). Следующим поколением пользователей социальных сетей стала молодежь с доступом в интернет на домашнем компьютере. Так как в России появление компьютеров носило резкий, скачкообразный характер, то наиболее продвинутыми их пользователями стали представители молодого поколения. Именно они оказались также основными потребителями функционала и интерфейса, предложенного социальной сетью ВКонтакте. Привязка к вузу в этой социальной сети до сих пор носит лишь условный характер, т.е. большинство зарегистрировавшихся ВКонтакте практически не используют этот ресурс в образовательных и, тем более, научных целях.

Именно благодаря вышеописанным факторам западные исследователи, в отличие от российских, видят в социальных сетях механизм развития науки и образования.Более того, в последнее время на Западе использование Твиттера, например, рассматривается как «актуальный тренд в научном дискурсе, журнальных клубах и обмене научной информацией» 1 , а применению Facebook в учебных и неучебных целях в образовательной среде современных вузов посвящаются десятки научных публикаций.

Рассматривая социальные сети как образовательный инструмент, западные исследователи проходят путь от описания простейших возможностей в поиске информации и обмене знаниями до конструирования уникальных познавательных механизмов (например, приложений для социальных сетей и смартфонов).

Так, британский исследователь Диана Истмен в 2010 году сделала обзор и дифференциацию блогов и социальных сетей (технические, ресурсные, институциональные блоги и блоги гуру) с точки зрения их полезности при изучении английского языка 2 . К сожалению, исследование Д. Истмен носит обзорный характер и не содержит дидактических рекомендаций и описания методик преподавания английского языка с использованием блогов. Ее коллега Ники Хокли описывает цифровое поколение в контексте разделения на цифровых туземцев (те, кто живет в цифровой эре столько, сколько себя помнит) и цифровых иммигрантов (те, кто столкнулся с цифровыми технологиями уже в сознательном возрасте) 3 , а также возможности приобретения ими базовых навыков, необходимых в XXI веке, таких как творчество и инновационная компетентность, коммуникации и сотрудничество, исследование и свободное владение информацией, критическое мышление, способность к разрешению проблем и продуцированию решений, цифровое гражданство, понимание технологических операций и концепций. Хокли делает вывод о том, что современный учитель должен соответствовать вызовам цифровой эры, но она не приводит в работе ни механизма адаптации, ни конкретных педагогических рекомендаций 4 .

Шэннон Б. Риналдо, Сьюзан Тапп и Дебра А. Лаверье из Техасского технологического университета рассмотрели Твиттер как инструмент развития знания и карьерных навыков для студентов и провели социологический эксперимент с использованием Твиттера в курсе по маркетингу. Исследователи предполагали в ходе эксперимента «увеличить взаимодействие между преподавателем и студентами и расширить доступ к информации, связанной с материалом курса» 5 . Тем не менее, авторы исследования не показали преимуществ Твиттера перед другими социальными сетями при использовании в образовании, не смогли связать использование Твиттера с академическим результатом студентов, прослушавших этот курс. Наиболее явным и доказанным фактом в исследовании является то, что использование Твиттера приводит к увеличению социальной вовлеченности курса. Например, и преподаватель, и студенты, и исследователи «были удивлены, когда бренды, торговые группы и маркетологи начали фолловить (добавлять в свою ленту) преподавателя после упоминания об их бренде или продукте» 6 .

Преподаватели журналистики в университете Окленда (Новая Зеландия) в своем исследовании возможности внедрения социальных медиа в учебный план по специальности «журналистика» выявили для этого два наиболее подходящих с их точки зрения направления 7 . Первый - это интегрировать социальные сети в сам учебный процесс, т.е. когда сообщения в социальных сетях сопровождают работу лекций, семинаров и мастерских. Второй путь - непосредственные практические задания в области социальных медиа (ведение блога, развитие общественных связей в социальных медиа и т.д.) не в рамках основного учебного процесса, а во время прохождения стажировок, работы над курсовыми и дипломными проектами и т.д.

В университете Кейптауна (ЮАР) задумались над внедрением инструментов социальных медиа в качестве сопровождения образовательного процесса, проводя широкий анализ литературы по исследуемому вопросу и приводя в пример создание сообществ, хэштегов курсов и даже разработку специальных академических приложений для социальных сетей, акцентируя свое внимание, прежде всего, на взаимодействии лектора и студентов: «Facebook может быть воспринят как общая область, не управляемая ни студентами, ни их лекторами, и таким образом разрушающая традиционную иерархию власти между студентом и преподавателем» 8 . Тем не менее, авторы исследования приводят и ряд препятствий в использовании социальных сетей в академических целях, в т.ч. технологические (неразвитость 3g-интернета, отсутствие во многих образовательных учреждениях Wi-Fi, пока недостаточная распространенность среди студентов современных смартфонов), административные (сопротивление управленцев в образовании его открытости и т.п.), методические (необходимость адаптации курсов) и др. При этом исследователи не видят альтернатив социальным сетям в образовании, в частности в вопросах «создания культуры чтения, и способствовании развитию навыков, связанных с критическим мышлением и взглядами» 9 .

Вольфганг Рейнгардт, Стив Уилер и Мартин Эбнер ссылаются на успешный опыт использования социальной сети Твиттер в изучении английского языка как иностранного китайскими студентами в университете Шанхая (выводы, подтвержденные академическими результатами), основного курса истории в Техасском университете Далласа, использование интеграторов сообщений с разных социальных сетей о различных курсах в Университете прикладных наук (Австрия). Исследователи приводят ряд методических рекомендаций, которые, в общем, сводятся к пониманию типа коммуникации в социальных сетях, его недостатков и использованию его преимуществ (дружелюбная атмосфера общения, возможность шире взглянуть на какую-либо проблему или событие: с использованием хэштегов, возможность обратиться к материалу 24 часа в сутки и 7 дней в неделю и т.д.) 10 . Также традиционно для обзоров образовательных технологий в социальных сетях приводятся возможности для расширения социальной составляющей университетских курсов, взаимодействия лектора и студентов, удобства сопровождения образовательных событий, таких как конференции, семинары и т.д.

Британские исследователи Клэр Мейдж, Джулиа Мик, Джейн Уилленс и Тристам Хули, анализируя поведение первокурсников в социальной сети в ходе масштабного проекта, в который было вовлечено более 10 000 участников, пришли к выводам, о том, что «Facebook использовался прежде всего по социальным причинам, а не в контексте формальных образовательных целей» 11 . Более того, авторы исследования утверждают, что социальные сети, наоборот, отвлекают студентов от выполнения образовательных заданий.

Если обобщить результаты этих, а также ряда других исследований 12 в области влияния социальных сетей на образовательный процесс, то можно говорить о том, что большинство ученых разделяет представление о социальных медиа как возможном образовательном инструменте, эффективность которого зависит от конфигурации различных функций сетей, применяемых к решению учебных задач. Так как исследования образовательных возможностей социальных сетей обладают высокой прикладной значимостью, становится актуальным вопрос о их применимости как образовательных инструментов на практике. Как мы смогли убедиться, анализируя исследования по влиянию социальных сетей на образовательный процесс, экспериментальные работы в этой области находятся сейчас на первой стадии, так что можно говорить лишь об их предварительных результатах. Пока нет законченных, осмысленных case study в этой сфере. На данный момент не существует описания какой-либо эффективной модели продолжения образовательного процесса в социальных сетях, четких методик и педагогических рекомендаций с возможностью их тиражирования в других учебных заведениях. Но именно в этом направлении движется большинство западных исследователей проблемы.

Тем не менее, существует возможность взглянуть на эту проблему и с другой стороны. Например, если рассматривать социальные сети не как часть образовательного процесса, обсуждая различные варианты увеличения интенсивности обучения, а как способ выхода за рамки аудиторий и привычных методик и потенциал расширения образовательного пространства до пределов обыденной жизни человека.

Раскрывая возможности расширения образовательного пространства, современная наука вводит понятие образовательной среды - университета, школы, тренинга и т.д. Образовательная среда - это совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, которые либо способствуют, либо, наоборот, препятствуют достижению образовательных задач. Образовательная среда оценивается западными учеными в терминах «эффективности школы» как социальной системы -- эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса 13 . Отечественные ученые, когда говорят об образовательной среде, обычно стереотипически воспроизводят пример Царскосельского лицея, выпускником которого был А. С. Пушкин, а также целая плеяда блистательно образованных людей своего времени, проявивших себя в разных областях деятельности. Наиболее ярким современным примером является Гарвардский университет, образовательная среда которого взрастила наибольшее количество долларовых миллиардеров 14 , и в рамках которой, кстати, появилась крупнейшая мировая социальная сеть - Facebook.

Информационная революция снизила значение пространственно-семантических (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений) и содержательно-методических компонентов (образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия, форма организации занятий и др.) в формировании образовательной среды. В современном образовательном процессе ведущую роль играют коммуникативно-организационные (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности, особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.) и символические (прежде всего, ценности, транслируемые образовательным центром и разделяемые участниками образовательного процесса, например, для Массачусетского технологического института - предпринимательская активность) факторы 15 .

Образование все больше происходит не в аудитории, где профессор читает определенную лекцию, а после аудиторных занятий или даже параллельно, например, в Твиттер-ленте или на стене образовательного сообщества на VK.com. Если ранее, говоря об образовательной среде, имели в виду совокупность факторов реальной действительности - от лужаек в кампусе до обучения по конкретным образовательным программам, то в ближайшем будущем речь будет идти о виртуальных образовательных средах, где и начнет происходить встреча познающего со знанием. Событие встречи подразумевает одновременное присутствие в каком-либо пространстве, совпадение пространственно-временного континуума. Именно представления о том, что социальные сети обладают иными пространственно-временными характеристиками 16 , чем реальная действительность, а также явное доминирование социальных сетей в структуре коммуникации у современной молодежи наталкивает нас на мысль о необходимости формирования виртуальных образовательных сред с использованием функционала социальных сетей.

Участникам образовательного процесса необходимо думать над тем, как повысить насыщенность коммуникации знанием настолько, чтобы бытие в социальных сетях не отдаляло человека различным информационным шумом от познания, т.е. целенаправленной деятельности по получению нового знания. И именно решение этой задачи будет являться методологической базой для снятия проблемы формирования конкретных методических рекомендаций по внедрению социальных медиа в образовательный процесс.

Современные исследования в области влияния социальных сетей на образовательный процесс и возможного их использования в нем идут в направлении разработки конкретных методических рекомендаций. Восприятие социальных сетей как принципиально иного способа познания, основанного на выводах об уникальной форме бытия в социальных медиа, наталкивает нас на мысль о возможности их рассмотрения в более широком контексте - прежде всего, как новой среды для научного поиска и образовательного процесса, обладающей рядом преимуществ перед оффлайн-средой. Социальные сети позволяют распространить образовательную среду на повседневную жизнь студентов и школьников, т.е. существенно расширить образовательный процесс в пространстве и во времени.

Массовый прогон Вашего сайта или интернет магазина по базам форумов и блогов .
База обнавляется каждых 10 дней
Прогон осуществляется 6 раз в месяц
В коментарии к заказу укажите по каким форумам и блогам нужен погон по ru или com
А также ключивые фразы для линков

1 — Тариф «НЧ» стоимость 1400р. (Более 3-х сайтов стоимость 1200 р, более 10 стоимость 1000 р.)

Описание: Очень эффективный прогон. Я парсю со статистики все ключевые слова, по которым к Вам на сайт заходили посетители. Потом по этим ключам провожу сбор релевантных страниц Вашего сайта. Далее веду прогон.

От Вас Нужно:

2) Пароль от статистики статистики liveinternet, Mail.ru, Yandex.Metrika, google analytics (надо для парсинга запросов для прогона)

2 — Тариф «Стандарт» стоимость 900р. Более 3х сайтов по 750р. Более 10 (700р)

Описание: Хороший прогон для повышения позиций ВЧ, СЧ и НЧ ключевых слов. Влияет на повышения траста и показателя Тиц, PR. Увеличение посетителей.

От Вас Нужно:
1)Урл сайта
2)Ключевые слова, по которым Вы бы хотели видеть Ваш сайт в топ 10.

3 — Тариф «Два в одном» (НЧ+Стандарт). стоимость 1820р

4 — Тариф «Статья» стоимость: 600-700 доноров 3500р. 1100-1200 доноров 5600 р.

Описание: Супер эффективный прогон. Что получаем после? Тематическая статья до 2 000 символов, хорошо размножена, анкор в середине статьи. На каждом доноре получаем уникальную статью. После прогона я пингую доноров (так они быстро попадают в индекс поисковиков). По желанию можно загнать в индекс все сразу или с разбивкой на 9 дней. За примерами пишите.

От Вас Нужно:
1) Адрес Сайта (с www или без www)
2) Ключевые слова

5 — Тариф «Старт». Для молодых сайтов от 3- х месяцев. cтоимость 420р

Описание: Анкорный и безанкорный прогон молодых сайтов по профилям. тИЦ доноров от 10. Все открыты для индексации.
К-во профилей: 180+
От Вас Нужно: Адрес Сайта (с www или без www), ключевые слова.

6 — Тариф «Пачка». Стоимость прогона одного домена 350р. Заказ от 10 сайтов. (Более 20 сайтов стоимость 280р, более 50 стоимость 210р.)

Описание: Безанкорный прогон сетки сайтов по профилям, тИЦ которых от 10. Для повышения траста.
К-во: 600+
От Вас Нужно: Адрес Сайта (с www или без www)

7 — Тариф «Статья ПРО» стоимость: 100 статей + 1000 беков 2450р . 300 статей + 2000 беков 3150. (Если надо больше статей и беков, пишите обсудим)

Описание: Супер эффективный и безопасный прогон. Что получаем после? Тематическая статья до 2 500 символов, хорошо размножена, анкор в середине статьи. На каждом доноре получаем уникальную статью.

После прогона я собираю урл статей и на них делаю безанкорный прогон по профилям и комментариям. Так мы получаем на свой сайт небольшое количество беков с тематических статей, что в свою очередь не вызывает подозрения у ПС. И прогоном прокачиваем ссылочный вес статьи. В итоге прокачанная статья передает намного больше веса нашему сайту.

По желанию:

— Статьи пингую в гугле и яндексе. (так они быстро попадают в индекс поисковиков).
— Пинг на 9 дней

От Вас Нужно:
1) Адрес Сайта (с www или без www)
2) Ключевые слова

8 — Тариф «Вопрос-ответ» стоимость: стоимость 3000р
Регистрируются несколько аков, один задает вопрос где можно купить то-то и то-то
Второй отвечает я покупал то-то на этом сайт
третий подтверждат качество
Все ответы и вопросы заменяются на синонимы таким образом вопросы и ответы будут разными на разных форумах, только ссылка будет вести на Ваш сайт

9 — Тариф «Анти-СПАМ» стоимость: 5000р
Регистрируется ак, на 60 000 форумах, собирает тематичемкую ин-цию и отвечает по теме 7-10 дней, набирает посты, заем вставляем список ключевых слов и подставляем ссылку, так же в подписи появляется на всех сайтах ссылка.
Наибольшый эффект для продвижения сайта

10 — Тариф «МП» стоимость: 3500р
Собирается тематическая база под проект. И рассылаются личные сообщения всем пользователям форумов. Самый эффективный для продаж, но эфект разовый.

О базах: Все базы собираю сам. Обновляю один раз в неделю. В зависимости от заспамленности. Следующим шагом я убираю те урлы сайтов, которые пишут абузы. Так получается наиболее подходящая база для обратных ссылок, которая не потянет за собой абуз и беков с заспамленных сайтов.

Выполнения заказа от 2 до 6 дней.

Пишите, пожалуйста на почту [email protected] на форуме бываю редко, много заказов

Wiki , персональные блоги, OneNote или любая другая платформа, рассчитанная на сохранение информации и обмен знаниями. Стоит также упомянуть про целое отдельное направление специальных инструментов, рассчитанных только на внутригрупповое общение. Одним из первопроходцев в этом направлении стали Google и Windows Live . Их главное его отличие - это направленность на групповую среду создания документов.

Однако система защищена от чужих. Выражается это в том, что зарегистрироваться в вашей учебной группе могут только те, у кого имеется Ваше разрешение. Так, например, посмотреть, о чем общаются студенты группы, у Вас получится только в том случае, если вы являетесь участником группы и допущены ими для обсужений.. Дополнительным отличием сервиса является возможность прикрепить к своему сообщению файлы любого формата, включая документы и таблицы.

Образовательный рынок для Майкрософт является одним из основных источников дохода, поэтому он не мог остаться в стороне от популярного тренда Social Learning . Исконно корпоративный продукт Microsoft SharePoint оброс всевозможными социальными кнопками, "лайками" и возможностью проставлять для себя метки (теги) по каждой отдельно найденной странице внутри образовательного SharePoint-nopTana. Появилась в нём возможность и вести персональные блоги, подписываться на блоги других и отслеживать любые изменения. Но основой для наших практических работ будет Windows Live , который имеет гораздо более высокий юзабилити , сочетает в себе опыт образовательного SharePoint-портала и новых идей социальных взаимодействий в сети.

Правила действия в социальной сети

  • Обсуждение . Прежде чем начать работу с социальной сетью, убедитесь, что обсудили каждый шаг и инструмент, как минимум дважды. Убедитесь, что как минимум один раз вы взглянули на вопрос с точки зрения предполагаемых пользователей.
  • Подготовка . Разберитесь с вашими проблемами прежде, чем приступите к общению.
  • План . Важно иметь стратегию, на которой вы сможете основывать вашу деятельность - нужны предопределенные заранее сценарии, которые помогут вам в каждый момент времени решить что делать (или не делать) для наиболее эффективного выхода из возникшей ситуации.
  • Мониторинг . Тот факт, что вы решили вести блог не означает, что вам не нужно проводить мониторинг социальных сетей.
  • Частичка себя . Участие в социальной сети требует, чтобы вы по максимуму проявили свои навыки общения, приправьте свою работу толикой своей подлинной индивидуальности.
  • Не замыкайтесь на себе . Если у вас нет времени, чтобы читать что пишут другие, отвечать, реагировать, давать им ссылки на подходящие материалы - значит, вы не участвуете в социальном взаимодействии, значит, вы просто тратите время.
  • Реагировать/Не реагировать . Быть частью вовсе не означает, что вы должны реагировать на каждую мелочь.
  • Расскажи о своих связях . Ссылки и рекомендации являются валютой в социальных сетях. Но будьте разумным советчиком: если вы даете слишком много ссылок, ваши читатели перестанут их читать: посчитают их бессмысленными.
  • Согласуйте ваши действия . Задачи вашей стратегии в социальной сети должны соответствовать задачам, которые ставит общая стратегия обучения.
  • Оценивайте и, наконец, оценивайте : что и как у вас получается.

Многие учебные заведения поняли большую важность участия в социальных сетях, и теперь должны выработать правильный подход, прежде чем начать общение со своими клиентами.

Возможности использования социальных сетей

Рассмотрим основные подходы к использованию социальных сетей при обучении. Дистанционное обучение сегодня приобретает особую актуальность, поскольку с развитием Интернета и обеспеченностью студентов персональными компьютерами улучшается обмен информацией как между преподавателем и студентами, так и студентов между собой. Все это способствует активизации и модернизации процесса обучения. Наиболее перспективной является социальное обучение - Интернет -технологии и социальные сети, поскольку позволяет значительно варьировать элементы обучения. Разработка и сопровождение личных учебных ресурсов преподавателей или вузовских порталов зависит от принятой учебным заведением формы развития дистанционного обучения, которая может быть децентрализованной, централизованной или смешанной.

В то же время при использовании социальных сетей отдельными преподавателями практически не возникает трудностей, а даже наоборот работать в сети интуитивно понятнее, чем в корпоративной системе. Преподаватель, являясь специалистом в своей области знаний, может испытывать затруднения при создании или использовании специализированного сайта. Вторая трудность - не всегда сайт для обучения является интересным и посещаемым студентами. Практика показывает, что студентов очень трудно приучить к использованию учебного сайта. Поэтому я предлагаю использовать в качестве инструмента дистанционных технологий уже созданные и работающие социальные сети. Какие же преимущества дает студентам и преподавателям использование социальных сетей с учебной целью:

  1. Сегодня молодые люди значительное время проводят в социальных сетях, то и общение в них (а также и получение знаний) для них становится не нудным изучением предмета, а привычным и приятным занятием, что приводит к более эффективному освоению материала.
  2. Студент, общаясь в социальной сети с преподавателем, ведет себя менее скованно, что позволяет ему задавать вопросы по предмету, не боясь для окружающих выглядеть не знающим или смешным.
  3. Студенты имеют возможность общаться в реальном времени не только с преподавателем, но и между собой. Могут организовывать подобие конференций, особенно перед сдачей зачета или экзамена.
  4. Преподаватель для студента психологически становится не только преподавателем, но и просто участником социальной сети - взаимодействие на вертикальном уровне сменяется на взаимодействие на горизонтальном уровне. Это вызывает большее доверие со стороны студента и улучшает процесс усвоения информации.
  5. У преподавателя значительно расширяется время общения с аудиторией, так как можно быстро оповещать обучаемых о событиях в учебном процессе. При этом появляется возможность проведения воспитательной работы с прогульщиками и отстающими.

Как эффективнее всего организовать использование социальных сетей для дистанционных консультаций студентов? Предлагаю два варианта взаимодействия преподавателя со студентами очного и заочного обучения. Первый вариант - использование социальной сети для дистанционных консультаций и второй вариант - использование социальной сети совместно с учебным сайтом дистанционного обучения.

При первом варианте преподаватель создает группу по дисциплине и на очных занятиях объявляет студентам, что является участником социальной сети, приглашает студентов стать участниками этой группы, а также сообщает примерное время, когда он находится в сети. Далее студентам предлагается во время выполнения самостоятельной работы при возникновении проблем задать преподавателю вопросы через социальную сеть . Здесь существует три способа общения:

  1. Общение через высказывания . Этот позволяет привлечь к обсуждению проблемы нескольких участников.
  2. Общение через сообщения . Может происходить в том случае, если у преподавателя нет времени для общения в реальном времени.
  3. Общение в реальном времени через короткие сообщения с теми участниками, которые в данный момент находятся в сети.

Использование социальной сети совместно с сайтом дистанционного обучения. Привлечение студентов и общение с ними происходит так же, как и в первом варианте, но в качестве ресурса привлекается сайт дистанционного обучения, ссылка на учебные материалы в котором размещается на странице преподавателя.

Студентам предлагается предварительно пройти на сайте тест перед сдачей экзамена по предмету, который также будет проходить в виде теста. Преподаватель только участвует в дальнейшей организации консультаций, не давая конкретных ответов на вопросы теста. В первые два дня подготовки к экзаменам студенты стремятся ответить на вопросы теста индивидуально, затем они начинают сравнивать оценки сдачи теста между собой и на третий день это выливается в глобальную конференцию между студентами (при направляющей роли преподавателя) по обсуждению различных вариантов ответов. Подобный метод консультаций дает следующее:

  1. У студентов растет мотивация к изучению материала предмета, в том числе и за счет сравнения собственных оценок с другими студентами.
  2. Изучение материала предмета коллективными методами (мозговой штурм), позволяет повысить качество знаний даже у слабых студентов.
  3. Освоение учебной дисциплины происходит в виде игры с конкурентной борьбой в реальном времени, что вызывает интерес у студентов к процессу обучения.

В социальных сетях, используемых преподавателем, размещены ссылки на учебный сайт . В начальный период преподавания дисциплины происходит взаимное добавление студентов и преподавателя "в друзья". Преподаватель в обязательном порядке налаживает постоянный контакт со старостами групп.

Для быстрого обмена сообщениями в сети есть служба мгновенных сообщений, где можно задать вопрос преподавателю и обсудить отдельные задания не только со студентами своей группы, но и со студентами родственных специальностей.

Сейчас в мире бум развития новых медиа, особенно, популяризация сетевых сервисов социальных сетей. В тоже время нарастает волна потребностей в обучении и создании адекватных систем обучения. Как в действительности связаны социальные сети и системы управления знаниями?

Социальные сети и системы управления обучением

Сегодня мы можем говорить, что лучший вид обучения происходит от участия и взаимодействия с другими. Обучения, которое не приходит от необходимости изучения установленного курса, скорее приходит обмен, что вы знаете и что вы можете узнать от других. E-leaming 2.0 должна быть связана со структурированными учебными модулями, которые доставляются через платформы программного обеспечения. Эти программные платформы направлены на структуру обучения и оснащены для измерения.

  1. Внутри организационное обучение - использование социальных сетей в целях информирования работников в курсе событий и оперативного решения стратегических и других внутренних инициатив и мероприятий
  2. Формализация структурированного обучения - возможность педагогам (учителям, тренерам), а также студентам использовать социальные сети в рамках получения образования и профессиональной подготовки
  3. Групповое обучение - возможность использования социальные сетей для работы и учебы вместе как группы людей (группы проектов, учебных групп и т.д.)
  4. Персональное обучение - использование социальных сетей людьми для собственного (самостоятельного) личного или профессионального обучения
  5. Случайное обучение - возможность отдельных лиц с помощью социальных сетей получать что-то новое не подозревая об этом сознательно (так называемое случайное обучение)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 40» имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова

Описание опыта работы:

Заместитель директора по ВР

МАОУ «СШ№40» им. Г.К. Жукова

Коршунова Юлия Владимировна

Хабаровск, 2015

Согласно статистике школы около 87 % обучающихся 5-11 классов имеют аккаунты в социальных сетях. Самой распространенной среди школьников социальной сетью является «Вконтакте».

«ВКонта́кте» (vk.com) - , принадлежащая . По данным , «ВКонтакте» является первым по популярности сайтом в и на , 6-м - в мире. По данным , второй по популярности сайт в и на , третий - в , 24-й - в мире. Проект запущен .

Ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских , позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». В январе ежедневная аудитория «ВКонтакте» составляла около 60 миллионов человек, а в январе - 70 миллионов человек в день. По данным на 15 июля 2015, среднесуточная аудитория составляет 64,525,950 посетителей.

По данным опроса «Сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими. Особенно активно возможности социальных сетей использует молодежь в возрасте от 16 лет.

Под термином «социальная сеть» в области информационных технологий понимают интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Это определение отличается от используемого в социологии, где под термином «социальная сеть» принято понимать социальную структуру, состоящую из группы

узлов, которыми являются социальные объекты, и связей между ними. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом.

1) идентификация – возможность указать информацию о себе (школу, институт, дату рождения, любимые занятия, книги, кинофильмы, умения и т. п.);

2) присутствие на сайте – возможность увидеть, кто в настоящее время находится на сайте, и вступить в диалог с другими участниками;

3) отношения – возможность описать отношения между двумя пользователями (друзья, члены семьи, друзья друзей и т. п.); Похожая статья: Интернет и социальные сети – как средство деловой коммуникации

4) общение – возможность общаться с другими участниками сети (отправлять личные сообщения, комментировать материалы);

5) группы – возможность сформировать внутри социальной сети сообщества по интересам;

6) репутация – возможность узнать статус другого участника, проследить его поведение внутри социальной сети;

И все эти принципы являются весьма привлекательными для ее участников в качестве альтернативы для времяпровождения, так похожего на реальную жизнь.

Ценность социальных сетей для обучения и развития еще недостаточно оценена: многие методисты скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, так как традиционно социальные сети рассматриваются как среда для проведения свободного времени, развлечения.

Аккаунт в данной соцсети для ребенка является чем-то сугубо личным: отражением внутреннего мира, средством самовыражения, его личным пространством. И пользуясь социальной сетью не просто как пользователь, а включая своего внутреннего «учителя, воспитателя» мы получаем уникальную возможность, так сказать «подсмотреть» за ребенком, чтобы понять, куда его направлять, а порой, и целую группу обучающихся.

Данная социальная сеть является мощным средством создания и регулирования информационного пространства внутри коллектива учащихся, как вариант, посредством создания школьной группы. У нас «Вконтакте» существует школьная группа «МАОУ «СШ № 40». Здесь все…» (Приложение 1)

В данной группе дети получают информацию о проводящихся в школе мероприятиях, акциях, комментируют и обсуждают проекты, социально значимые дела в школе. Добавляют и просматривают фотографии с мероприятий, проведенных в школе. Замечу, что данная информационная работа является продолжением работы, начатой в школе. Сегодня в группе 330 участников. Ведет группу заместитель директора по ВР, хотя данной работой может также заниматься активный представитель школьного самоуправления.

В социальной сети «Вконтакте» есть еще один такой интересный момент как создание групп «под грифом» «Подслушано». (Приложение 2) В подобных группах публикуются мнения, в данном случае, детей по самым разным аспектам школьной жизни, начиная от личных взаимоотношений в школе и заканчивая обсуждением цвета стен школьной столовой. Особенность данных групп в том, что все это целиком и полностью анонимно. Никто не знает и не узнает автора того или иного высказывания. Но неизвестным здесь остается не только высказавшийся, но и администратор данной группы. Таким образом, казалось бы полная свобода слова и действий. Уникальная возможность для представителей администрации школы контролировать внутреннюю жизнь учащихся, быть в курсе основных событий среди детей, понять разделение детского коллектива по группам, иерархические лестницы внутри их сообществ, отношения между классами, между отдельными категориями детей. Владея этой информацией, важно вовремя отреагировать в реальной жизни, увидев пост о желании умереть – усилить работу по профилактике суицида, увидев пост о существующем конфликте – вовремя педагогически его разрешить, не доводя до точки абсолюта, либо направлять стороны конфликта для его урегулирования. Однако, несмотря на полную анонимность участников и администратора, в группе «Подслушано МАОУ «СШ 40» вы не увидите оскорблений учителей, либо публикаций с призывом взорвать школу и планов по воплощению данной идеи в жизнь, так как группа под контролем, о котором не догадывается никто из участников данного сообщества. Заместитель директора по ВР систематически контактирует с администратором данной группы, и, имеет возможность контролировать и «фильтровать» материал, поступающий в публикацию. Важно дать понять детям, что на самом деле здесь нет взрослых, есть только детское сообщество, где каждый имеет право на мнение, а его им предоставляет социальная сеть.

Кроме того, данная группа, уникальная площадка для проведения опросов и сбора мнений учащихся, при чем независимых мнений, так как «мнимая» анонимность и ощущение отсутствия контроля со стороны, дают детям возможность и смелость высказать свою точку зрения, чего многие из них никогда не сделают в школе.

Еще один плюс данной социальной сети – это контакт с детьми группы риска. Во всех школах имеются дети, которые не посещают учебные занятия по неуважительной причине. Часто бывает так, что родителям этих детей абсолютно нет дела до дальнейшей судьбы своих чад, а вот нам ребенка извините, выпускать необходимо. А телефоны не отвечают, дома постоянно никого нет. И вот тут-то приходит на помощь социальная сеть. Путем нехитрых поисков обнаруживается страница ребенка, и педагог начинает простраивание взаимоотношений с данным ребенком, выяснение причин отсутствия и выстраивание дальнейшего плана действий по возвращению ребенка в школу. Из практики, дети охотно общаются с педагогом в сети. Во-первых, как уже было сказано выше, здесь они чувствуют себя в безопасности, «в своей тарелке», и, написав сообщение, ты не врываешься на территорию ребенка и в его личное пространство, заполняя его собой и не оставляя ему выбора, здесь немного иная ситуация. Ребенок сам решает вступать с вами в диалог или нет, у него есть право выбора, но в силу того, что здесь у него есть пути отступления, хотя бы даже в виде игнорирований сообщений, он охотно при желании идет на контакт. Таким образом, в прошлом учебном году нам удалось вернуть в школу троих «несидящих» детей. Летом, посредством налаживания контакта с детьми группы риска, педагогом в ходе общения в соцсети, было определено местонахождение двух убежавших из дома девочек, постоянно поддерживается контакт с детьми, пропускающими учебные занятия, ведется информационная, разъяснительная работа с данными подростками.

С помощью социальной сети осуществляется контроль за детьми склонными к суицидальному поведению. В школе имеются такие дети. Их настроения отслеживаются путем мониторинга аккаунта совместно с психологом школы.

Часто по просьбе классных руководителей проводится мониторинг социальных страниц детей с неустойчивой психикой, закрытых, замкнутых. Известны случаи кибер-буллинга (интернет-травля) среди обучающихся школы. Данные факты стали известны посредством обращения детей к заместителю по ВР в той же самой социальной сети, и проведена работа по устранению данных фактов.

Открытость и доступность администрации школы, взрослого человека для детского сообщества очень важна. Дети нередко обращаются в личных сообщениях с просьбой решить проблемы самого различного характера.

Социальная сеть позволяет активнее проводить работу по проектам, событиям. Издание школьной газеты (Приложение 3) также сопровождается закрытой (доступ только у обучающихся школы) страницей в социальной сети, что позволяет расширить читательскую аудиторию газеты. Добровольческий отряд школы «МДЛ» (Приложение 4) также имеет свою группу «Вконтакте». Тем самым среди школьников проводится популяризация волонтерского движения.

С помощью «Вконтакте» проводится работа по выявлению талантов, одаренных детей, их творческих способностей. Дети выкладывают в сеть свои творческие работы, создают видеоканалы, видеоканалы, фотографии, видео выступлений. Это позволяет вовремя «поставить у себя галочку» о том, что Вася Иванов отлично сочиняет стихи и отправить его на конкурс. В нашей школе, таким образом, были выявлены участники и призеры мероприятий различного уровня, а также дети, творческие способности которых теперь с успехом реализуются при подготовке и проведении школьных мероприятий.

Список используемых источников:

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5

    Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса / О. А. Клименко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 405-407.

Приложение 1

Приложение 4


Приложение 4

Социальные сети на сегодняшний день являются одним из самых популярных сервисов, удерживающих внимание большей части интернет-аудитории. Вместе с тем «Одноклассники», «В контакте» и подобные им проекты в отечественном образовании воспринимаются как ресурсы, содержащие развлекательную информацию, в контексте которой не целесообразна публикация учебного контента и, тем более, организация учебной деятельности.
https://pandia.ru/text/78/372/images/image001_323.gif" width="30">Исходя из представленных данных, логично предположить, что «В контакте» является самым популярным и интересным социальным ресурсом для школьников и студентов, и именно его можно рассматривать в качестве инструмента для учебной работы с молодой аудиторией. Конечно, виртуальные социальные сети не являются единственным средством сетевого обучения. Педагогическое сообщество должно стремиться к многообразию форм учебной деятельности. Но на сегодняшний день возможности социальных сетей в решении образовательных задач недооценены.
Можно выделить следующие преимущества использования социальных сетей в учебном процессе.
Понятность идеологии и интерфейса социальных сетей большей части интернет-аудитории позволяет значительно сэкономить время, минуя этап адаптации учащихся к новому коммуникативному пространству. А реализация потребностей учащихся к общению и стремлению влиться в коллектив сверстников повышает их мотивацию к обучению.
Коммуникативное пространство социальной сети позволяет выстроить неформальное общение между преподавателем и студентами, что позволяет преподавателю лучше узнать обучающегося: его интересы, мировосприятие, а значит и организовать личностно-ориентированное обучение.
Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов и вики позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный контент: глоссарии, статьи, обсуждения, мультимедийные библиотеки и др. Это стимулирует самостоятельную познавательную деятельность , сокращает производственный цикл получения конкретного интеллектуального или творческого результата, способствует совершенствованию навыков всесторонней оценки и сопоставления получаемой информации.
Высокий уровень взаимодействия преподавателя и студента обеспечивает непрерывность учебного процесса. Обсуждение теоретических вопросов курса и проектных работ учащихся выходит за рамки аудиторных занятий, что повышает эффективность обучения.
Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео - и аудиоматериалов, интерактивных приложений.
Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы способствует большей степени понимания и усвоения материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий. Кроме того, общее для всех участников учебного процесса коммуникативное пространство дает возможность коллективной оценки процессов и результатов работы, наблюдения за развитием каждого участника и оценки его вклада в коллективное творчество.
В качестве проблемных моментов при использовании социальных сетей в образовании следует отметить:
невысокий уровень мотивации и ИКТ-компетенций преподавателей, не позволяющий им активно использовать социальные сети в своей профессиональной деятельности ;
высокая степень трудозатрат по организации и поддержке учебного процесса в условиях непрерывного обучения для преподавателя;
частое отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий школ и вузов;
недопустимое для несовершеннолетних пользователей содержимое, поэтому при работе «В контакте» невозможно обеспечить информационную безопасность школьников и предотвратить их знакомство с контентом для «взрослых».
Решение названных проблем представляется возможным за счет повышения ИКТ-компетенций преподавателей в рамках программ повышения квалификации ; дальнейшего изучения педагогических возможностей социальных сетей; выработки и апробации эффективных методик их применения в образовательном пространстве; материального и морального поощрения педагогов через проведение конкурсов методических разработок и использование социальных ресурсов Интернет в образовании. Партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности несовершеннолетних пользователей виртуальных сетей.



Рекомендуем почитать

Наверх