Формирование обж у дошкольников посредством кейс технологии. Применение кейс метода на уроках обж

Авто 12.04.2019
Авто

Поиск Искать

Например: Грамматические ошибки допущены в

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»

  • Вперед >>

1. Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 1 В результате нарушений правил пожарной безопасности в ночном клубе «Хромая лошадь», повлекших за собой гибель людей, к руководству применена …

2. Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 2 5 декабря 2009 года в ночном клубе «Хромая лошадь» в Перми произошел крупнейший по числу жертв пожар. По основной версии, пожар был вызван неосторожным применением пиротехники в клубе. От пожара пострадало 234 человека, включая 156 погибших. По заключению следствия жертвы пожара погибли преимущественно из-за отравления угарным газом и продуктами горения, ожогов и давки. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Укажите последовательность осуществления первой медицинской помощи при отравлении угарным газом.

3. Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 3 5 декабря 2009 года в ночном клубе «Хромая лошадь» в Перми произошел крупнейший по числу жертв пожар. По основной версии, пожар был вызван неосторожным применением пиротехники в клубе. От пожара пострадало 234 человека, включая 156 погибших. По заключению следствия жертвы пожара погибли преимущественно из-за отравления угарным газом и продуктами горения, ожогов и давки. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества и государства, называется … (Слово введите в поле ответов в форме соответствующего падежа.)

4. Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 1 Удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях, называется …

5. Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 2 8 марта 2010 года в Ловозерском районе Мурманской области на перевале Северный Тавайок в результате схода лавины погибли четверо туристов из Беларуси. Двум участникам группы удалось спастись. Их попытки самостоятельно откопать пострадавших оказались безуспешными. По данным МЧС, ориентировочно в горном массиве сошло 2,1 тыс. м 3 снега: ширина лавины составила 7 метров, глубина – 3 метра и длина – 100 метров. http://news.bigmir.net/ Укажите последовательность осуществления первой медицинской помощи при сильном обморожении конечностей.

6. Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 3 8 марта 2010 года в Ловозерском районе Мурманской области на перевале Северный Тавайок в результате схода лавины погибли четверо туристов из Беларуси. Двум участникам группы удалось спастись. Их попытки самостоятельно откопать пострадавших оказались безуспешными. По данным МЧС, ориентировочно в горном массиве сошло 2,1 тыс. м 3 снега: ширина лавины составила 7 метров, глубина – 3 метра и длина – 100 метров. http://news.bigmir.net/ Если скорость лавины составляет 200 км/ч, а дальность ее выброса – 1 км, то время (в секундах), за которое лавина сойдет с горного массива, составит … (Ответ запишите в виде целого числа.)

7. Тема: Понятие о первой медицинской помощи и ее объемах в чрезвычайных ситуациях различного характера При начальных признаках обморожения обмороженные участки тела в первую очередь следует …

8. Комплекс реанимационных мероприятий необходимо проводить до появления у пострадавшего …

9. Тема: Оказание первой медицинской помощи в терминальных состояниях Как только пострадавший с признаками клинической смерти уложен спиной на твердую поверхность, подложен под его плечи валик из одежды, запрокинута назад голова, необходимо …

10. Тема: Основные законодательства Российской Федерации об охране труда Нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия и в иных местах, называется ____________ по охране труда.

11. Тема: Световой и воздушно-тепловой режимы помещений Организованная естественная общеобменная вентиляция помещений в результате поступления и удаления воздуха через открывающиеся фрамуги окон и фонарей называется …

На любом производстве к вновь пришедшему выпускнику вуза руководство обращается с одной и той же фразой: «Теперь вы можете забыть, чему вас там, в институте, учили, и начнём учиться заново!» и каждый начинает задумываться: « а зачем тогда всё это было?»

Налицо одна из проблем нашей системы образования, причём не только высшего, но и среднего. Высокая теоретизированность учебных курсов, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности. На помощь приходит технология анализа конкретных ситуаций или, как говорят на Западе, технология case – study или кейс – метод. Кейс – технология на уроках ОБЖ формирует у учащихся высокую мотивацию к учёбе; развивает такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; формирует основы деловой этики, повышает качество знаний.

На уроках ОБЖ «Кейс - технология» в основе использует метод конкретных ситуаций имитационного моделирования и разработки конкретного примера. Кейс-технология использует следующие дидактические принципы: индивидуальный подход, информация о предмете изучения, активность обучения, успешность в обучении, проблемность, вариативность, прагматизм в обучении, умение работать с информацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кейс метод на уроках ОБЖ Преподаватель – организатор ОБЖ ГБОУ гимназия №70 Санкт-Петербурга Козлов Игорь Владимирович 2015г

«Учить – это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого подсознания. Вы знаете, когда они отправлены, но никогда не известно, когда они будут получены и в каком виде» Э. Ловелл Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.

Кейс-метод широко используется в обучении за рубежом. Впервые применён на факультете права Гарвардского университета. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году. Типы кейсов: практический (отражает абсолютно реальные жизненные ситуации);

обучающий (основная задача - обучение); научно-исследовательские (осуществление исследовательской деятельности).

Содержание кейса Цель создания кейса Основная обучающая, образовательная задача кейса Кейсы Содержание кейса Цель создания кейса Основная обучающая, образовательная задача кейса Практический кейс Жизненные ситуации Познание, понимание жизни Тренинг поведения Обучающий кейс Учебные (условные) ситуации Понимание типичных характеристик ситуации Анализ, осмысливание Научно-исследовательский кейс Исследовательские ситуации Создание моделей ситуаций Исследование, проектирование

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям: соответствовать чётко поставленной цели создания; иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся; быть актуальным на сегодняшний день; быть ориентированным на коллективную выработку решений; иметь несколько решений, многоальтернативность решений (принципиальное отсутствие единственного решения)

Деятельность в режиме кейс-метода Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию; Преподаватель готовит кейс объемом от одной до нескольких страниц. Обучающиеся прочитывают и изучают кейс, привлекая материалы учебника и другие различные источники информации, анализируют материал. После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и происходит выработка нескольких решений. Преподаватель совместно с обучающимися подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение

Кейс метод развивает: Компетентности Их характеристика Способность принимать решения Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий. Способность к обучению Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации Системное мышление Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ Самостоятельность и инициативность Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности Готовность к изменениям и гибкость Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Способность работать с информацией Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую Упорство и целеустремлённость Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров Коммуникативные способности Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт Способность к межличностным контактам Умение слушать и понимать собеседника Проблемность мышления Умение вырабатывать модели решения проблем

10 основных правил для анализа кейса: Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах. Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики. Составить список проблем, с которыми придется иметь дело. Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить. Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания. Составление основательного анализа имеющейся ситуации.

Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации. Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения». Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы. Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.

Мыслительный лист Ученик обязательно высказывает любую версию, даже неправильную и невероятную. Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей. Это обычный лист бумаги, на котором по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления.

Примеры кейсов. 1. практический

Задание 1. Сформулируйте правила дорожного движения при езде на велосипеде. 2. Пользуясь жизненным опытом определите причины нарушения этих правил. 3. Можно ли избежать нарушений если ДА то как, если НЕТ то почему? 4. А как в других странах нарушают или нет?

2. Обучающий

Задание Составьте классификацию и заполните таблицу Определите причины ЧС Дайте определение ЧС Сформулируйте меры борьбы с ЧС

Проклассифицировать лесные пожары и составить таблицу

3.Научно-исследовательский кейс

Задание Чтобы пересечь Атлантический океан, современный реактивный лайнер поглощает 35 т кислорода и оставляет инверсионные следы, увеличивающие облачность. Значительно загрязняют атмосферу и автомашины, которых уже сейчас насчитываются более 500 млн. Появляются различные проекты создания двигателей, работающих на других видах топлива. Немалый вклад в отравление атмосферы вносят различные заводы, тепло- и электростанции. Средней мощности электростанция, работающая на мазуте, выбрасывает ежесуточно в окружающую среду 500 т серы в виде сернистого ангидрида, который, соединяясь с водой, тотчас же даст сернистую кислоту, которая выпадает в виде кислотных дождей, обладающих большой химической активностью. Загрязнение атмосферы различными вредными газами и твёрдыми частицами приводит к тому, что воздух крупных городов становится опасным для жизни людей. Особую опасность представляют смертоносные туманы, опускающиеся на крупные города.

Задание: 1. Сформулировать проблему. 2. Определить причины. 3.Составить схему ликвидации проблемы. 4.Дать оценку возможных способов решения проблемы.

Гарифуллин Рафаэль Асхадуллович
Должность: преподаватель обж
Учебное заведение: ГАПОУ "Кукморский аграрный колледж"
Населённый пункт: с.Яныль Кукморского района РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Кейс-технология на уроках ОБЖ"
Дата публикации: 20.12.2017
Раздел: среднее профессиональное

Кейс - технология на уроках ОБЖ

Тема: Виды травм. Первая доврачебная помощь.

Цель: Сформировать у обучающихся первичные умения в оказании первой доврачебной

помощи при травмах.

Задачи:

1. Систематизировать знания обучающихся по видам травм и их симптомах.

2. Применение полученных знаний о травмах при оказании первой доврачебной помощи.

3. Профориентация обучающихся.

Оборудование:

Проектор, интерактивная доска

Плакаты, таблицы

Перевязочные материалы

Кровоостанавливающие материалы

Шины, лангеты

Пакеты с холодом

Форма проведения урока:

Комбинированный

Ход урока

Организационный момент:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Здравствуйте, ребята.

Сегодня я бы хотел провести занятие на тему «Виды травм. Первая доврачебная помощь».

Начать занятия я хочу с того, что тема травматизма актуальна в данный период времени.

сталкивались

ситуациями,

неправильной

постановке стопы при ходьбе, занятием спортом получаем различные виды травм. При

этом выполняя первую доврачебную помощь неправильно, мы только усугубляем свое

состояние. Сегодня на занятии вы самостоятельно расширите свои знания о видах травм, а

главное научитесь на практике выполнять первую доврачебную помощь.

Как вы думаете, почему на данный период проблема получения травмы так актуальна?

Ваше мнение?

Ответы:

Зимний период + гололед + скользкие дороги + под снегом лежат травмопасные

предметы и т.д.

Внимание на доску………

Показ видеофрагмента (ситуации получения травм в быту).

Вопрос:

Что могло произойти с мужчиной, спешившим на свидание, но оступившись, совершив

падение? Додумайте?

Правильные ответы:

Множественные ушибы тела;

Сотрясение головного мозга;

Вывих ноги или руки;

Переломы;

Повреждение внутренних органов;

Растяжение связок.

Вывод: Мужчина мог при падении получить различные виды травм.

Вопрос:

Если Вы являетесь свидетелем полученных травм, как вы будете действовать?

Ответы:

Вызовем скорую помощь;

Поможем встать на ноги, если это не усугубит состояние пострадавшего;

Создадим комфортные условия для пострадавшего;

Если потерял сознание, приведем в сознание;

Если имеется кровотечение, остановим его, используя подручные средства;

Обездвижим поврежденную конечность;

Самостоятельно доставим пострадавшего в медицинское учреждение.

Задание №1. У вас на столах лежат листы с таблицей №1. Возьмите и в течение 1минуты

заполните первый столбец, ставится плюс напротив того определения, с которым вы

Вопрос:

Какие определения вам знакомы?

С какими вопросами они были знакомы ранее, а с какими познакомились на занятии?

А теперь у вас на столах лежит информационный раздаточный материал по видам травм,

в течение 3-х минут группа изучает их и заполняет таблицу №2, отвечая на вопросы.

Каждой группе дается определенная травма: 1-растяжение связок, 2-перелом, 3-вывих.

Затем от группы выходит к доске спикер, который отвечает на вопросы и помещает листок

с ответом в нужную графу. Остальные участники групп, рассматривающие другой вид

травмы заполняют таблицы, со слов выступающего спикера. Внимательно заполняйте

Практическая часть

Обучающиеся

получают

практические

карточках

определённым видом травм. Выбирая в своей группе пострадавшего, показывают умения

оказания первой доврачебной помощи. При этом используют заранее приготовленные

учителем средства доврачебной помощи.

Задание выполняется на время.

Условие выполнения:

Правильная последовательность оказания первой доврачебной помощи.

1. При множественных ушибах тела (как действовать?)

2. При сотрясении головного мозга (как действовать?)

3. При вывихах ноги или руки (как действовать?)

4. При переломах (как действовать?)

5. При повреждении внутренних органов (как действовать?)

6. При растяжении связок (как действовать?)

Правильный выбор вспомогательных предметов.

Быстрота выполнения задания

Четкость и слаженность действий.

выполнения

командах

меняется.

рассказывает

последовательности

выполнения

доврачебной

последовательность.

вспомогательные

предметы

использовали

заключалось трудность выполнения задания?

Следом за спикерами выступает приглашенный врач. Он проводит анализ работы групп.

Специалист

указывает

допущенные

обучающимися

выполнении

практического

Указывает

последовательность

действий,

выполнить в той или иной ситуации.

групп. Определяют, какие полученные знания и как в будущем могут пригодиться в жизни.

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

Лукояновская средняя школа №2

Маркелова Н. В. –преподаватель-организатор ОБЖ

Кейс технологии на уроках ОБЖ

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить.
А. Дистервег

На любом производстве к вновь пришедшему выпускнику вуза руководство обращается с одной и той же фразой: «Теперь вы можете забыть, чему вас там, в институте, учили, и начнём учиться заново!» и каждый начинает задумываться: « а зачем тогда всё это было?»

Налицо одна из проблем нашей системы образования, причём не только высшего, но и среднего. Высокая теоретизированность учебных курсов, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности. На помощь приходит технология анализа конкретных ситуаций или, как говорят на Западе, технология case – study или кейс – метод.

Кейс – технология на уроках ОБЖ формирует у учащихся
высокую мотивацию к учёбе; развивает такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; формирует основы деловой этики, повышает качество знаний.

На уроках ОБЖ «Кейс - технология» в основе использует метод конкретных ситуаций имитационного моделирования и разработки конкретного примера. Кейс-технология использует следующие дидактические принципы: индивидуальный подход, информация о предмете изучения, активность обучения, успешность в обучении, проблемность, вариативность, прагматизм в обучении, умение работать с информацией.
При организации работы с учащимися следует опираться на характеристики функций кейса:

Функции кейса

Характеристика
функций кейса

Примеры

Тренинг

Тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях

Тренировка практических навыков получать разный результат в зависимости от разных условий

Обучение

Овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов

Изучение в сравнении, например: организм человека и животного.

Анализ

Выработка умений и навыков аналитической деятельности

Анализ явлений и объектов любой науки и практики

Исследова-

ние

Получение нового знания относительно развивающихся объектов

Исследовательский проект

Системати-

зация

Систематизация ситуационного знания

Разнообразные статистические материалы, например: анализ средних температур за определённый период времени в каком – либо регионе

Прогнази-рование

Получение сведений о развитии данной системы

Прогноз событий. Возможные последствия решения экологических проблем

Для реализации кейс – технологии на уроках ОБЖ используются различные виды ситуаций для кейса:

Иллюстративные ситуации (блиц - ситуации) ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему в кейс – технологии, общий объём не более одной страницы.

Функциональные ситуации характерны наличием проблем. Наряду с числовыми данными имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределённости в выборе решения. Ориентированы на развитие инноваций через предметное знание.

Нормативные ситуации (чаще с элементами ситуационных задач) позволяют провести анализ и найти однозначный ответ. Предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу.

Стратегическая ситуация не может иметь однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Это класс наиболее сложных ситуаций.

Какими же способами можно представить ситуации «кейс-технологии» на уроках ОБЖ:

1)Новая и сложная информация:
- Заострение внимания к новым объектам или их свойствам
- Поиск ответа на вопросы: «Что это значит?», «О чём говорит данная информация (факты) и т.п.?».
2) Противоречивая информация:
- Разные взгляды на один и тот же вопрос
- Необходимо обнаружить противоречивый характер связи между явлениями и понять, что данное противоречие лишь кажущееся.
3) Неполное представление содержания:
- Создание проблемной ситуации
- Обучающийся должен сам заняться поиском материала
- Учащийся должен выделить части проблемной ситуации и синтезировать их в единое целое.
4) Информация отсутствует:
- Построение своеобразных загадочных ситуаций
- Не указываются субъекты или объекты данной ситуации, но даны их
характеристики, условия, функции и т.п.
- Или наоборот, дан сам объект, но не указаны его характеристики.

На уроках ОБЖ используются различные варианты организации работы учащихся на основе кейс-технологии:

Первый вариант - учащиеся изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной литературой, часть заданий выполняется дома индивидуально каждым.

Второй вариант – учащиеся знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

Третий вариант – учащиеся получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним.

Четвёртый вариант - возможно использование кейса в дистанционном обучении.

Для успешного осуществления на уроках ОБЖ кейс-технологии необходимо использовать следующие методические рекомендации для составления технологической схемы создания кейса:

    Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

    Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над
    кейсом.

    Определение проблемы ситуации и создание обобщённой модели (ситуация:
    жизненная, учебная, научная).

    Поиск аналога обобщённой модели ситуации в реальной жизни, образовании или
    науке.

    Определение источников и методов сбора информации.

    Выбор техник работы с данным кейсом.

    Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).

    Создание заданной модели.

    Апробация в процессе обучения.

Для организации работы с кейсом непосредственно на уроках ОБЖ я использую разные приёмы с целью активизации учащихся. Рассмотрим некоторые из техник анализа решений проблем на примере урока в 9 классе по теме: «В движении – жизнь» в практической части урока. Цель урока: выявление основных факторов двигательной активности человека, специфики мобилизации физических резервов и правильного их использования для сохранения здорового образа жизни на примере технологии обучения конкретных ситуаций.

1. Работа в группах (учащиеся класса заранее распределяются на 3 группы, по 7 человек, они являются экспертами; а главными в группе являются специалисты – это лучшие учащиеся по предмету, у них отличительные знаки, приколотые к форме - «эксперт»).
2. Для каждой группы учащихся свои заготовленные приёмы различных техник анализа решения проблем.

а) для 1-ой группы: определяется проблема: Движение – жизнь?
- используется приём «Софт- анализ», где учащиеся на большое поле записывают индивидуальные мнения всех членов группы, а на центральное поле – общее мнение группы (плакаты с данными приёмами заготавливаются заранее).

б) для 2-ой группы определяется следующая задача: Физическая культура это средство сохранения и укрепления здоровья?

Используется приём: «Цветок лотоса» (8 способов решения проблемы)

в) для 3-ей группы устанавливается проблема: Гиподинамия – это приговор?
- используется приём «Как?»
Учащиеся заполняют плакат по следующей схеме:

3. Учащиеся работают в группе, выявляют пути решения проблемы, заполняют шаблоны приёмов различных техник анализа решения проблем (можно использовать для работы учебник, дополнительные источники литературы, статистический материал, журналы ОБЖ, интернет - ресурсы, которые заранее приготовлены для каждой группы экспертов). Регламент работы 15 минут.

4. Далее учитель вызывает представителя одной группы экспертов, затем второй и третьей. Во время просмотра каждой работы выходят специалисты данной группы и делают (по очереди) краткий отчёт о решении проблемы (регламент 3 минуты).

5. Специалисты групп выставляют своим экспертам оценки (на заранее приготовленных списках групп экспертов), отдают списки учителю и учитель подводит итоги работы экспертов и специалистов групп.

6. В завершении выступления всех групп учащиеся делают вывод о значении двигательной активности для организма человека.

7. После сделанных выводов проводится рефлексия (метод пантомима). Учитель задаёт вопрос учащимся «Как вы оцениваете свою работу на уроке?»
(на доске висит плакат: Руки верх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично). Учащиеся показывают, таким образом, как они поработали на уроке.
Кейс-технология на уроках ОБЖ позволяет использовать различные методы и формы учебной деятельности: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые; репродуктивные, исследовательские методы, методы выступления учащихся, обсуждение решений проблем; запись основных положений, исследовательские умения (анализ, сбор информации), умение работать в команде, коммуникативные умения. В результате своей деятельности учащиеся осуществляют связь с другими школьными предметами: с биологией, физической культурой, историей, литературой. Наряду с кейс-технологией на уроках частично используются и другие технологии: информационно- коммуникационная, здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, игровая технология.

«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Использованная литература:

1.Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии. Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпициной.СПб.: КАРО, 2006.- 176с.
2. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых //Новые знания. 2001. № 2.
3. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой и др. СПб., 2002.
4. Луи И. Барнс, К. Роланд Кристенсен, Эбби Жд. Хансен. Преподавание и метод конкретных ситуаций.. М., 2000.
5. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / Под ред. д. с. н., проф. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М .: ТЦ « Сфера », 2002.
7. htth: // www. educ. sfu. ca/case
htth: // www. pace. edu/ CTR CaseStudies
htth: // www. worldbank. org/ wbi/cases/tips/html
htth: // www. e-xecutive.ru/workshop
ъ
htth: // www. casemethod.ru/base1. php?tbl=artikel@id=1

Мастер-класс на тему: «Применение кейс-технологий на уроках филологического цикла»

Я не ошибусь, если скажу, что каждый из вас коллег, присутствующих здесь, мечтает о проведении интересных уроков. Меня эта проблема волнует тоже, поэтому постоянно нахожусь в творческом поиске. В одной из статей автора Щукиной Г.И. (известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы) я прочла, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

    личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

    содержания учебного материала;

    применения современных обучающих технологий.

Думаю, что каждый из нас понимает, что первые два пункта не всегда в нашей власти, а вот последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. В период перехода на новые стандарты одной из главных задач, стоящих перед учителем является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Кейсовая технология получила своё первое применение ещё в начале прошлого века в Америке и применялась больше всего при работе со студентами. В нашей же стране кейс- метод апробируют всего лишь 3-4 года, а в начальной школе и того меньше. Поэтому сказать, что я - мастер в применении этой технологии нельзя. Я делаю только первые шаги и пытаюсь найти единомышленников для обмена опытом.

В педагогической литературе даётся определение кейсовой технологии:

«Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием..

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)».

Главное её предназначение:

развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение (при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!)

Возможности кейс – технологии в обучении.

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся,опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Цели кейс-метода:

    отработка умений работы с информацией

    активизация познавательной деятельности

    повышение мотивации к учебному процессу

    умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации

    приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения

    выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки

Виды кейсов:

Практические

Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными .

Обучающие:

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

Научно-исследовательские:

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс относятся:

1.Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения)

2.Метод инцидента;

3.Метод ситуационно-ролевых игр;

4.Метод разбора деловой корреспонденции;

5.Игровое проектирование;

6.Метод дискуссии.

В педагогической литературе делается акцент на то, что в начальной школе не все перечисленные методы приемлемы. При использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из мультфильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по русскому языку по любой из тем и т. д. Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс-технологии.

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

Практический совет по созданию кейса выглядел таким образом.

Как создать кейс?

Вначале нужно ответить на три вопроса:

    Для кого и чего пишется кейс?

    Чему должны научиться дети?

    Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения – Структурирование учебного материала- Выбор методов средств обучения

Вооружившись теоретическими знаниями, я начала с малого. После беседы по содержанию сказки «Колобок», детям были предложены в группах пакеты с заданиями и через некоторое время они должны были высказать свои мнения – итоги обсуждения в группе.

Содержание практического кейса: Как уберечь себя от беды?

1. Почему у сказки трагический конец?

2.Составьте памятку безопасного поведения колобка в лесу.

3.Придумайте свой конец для сказки и сделайте вывод, чему научит ваша сказка.

Итог работы: Создание памятки безопасного поведения
(по мнению детей)

Уроки, которая преподнесла сказка.

1.Быть послушным.

2. Не играть на подоконнике! Опасно!

3. Не разговаривать с незнакомцами.

4.Не быть хвастливым.

6.Не оставлять совсем маленьких детей дома одних.

Какой урок я вынесла для себя? Дети были все включены в работу, на примере знакомой жизненной ситуации, когда дети не всегда слушаются родителей, они смогли сделать правильные выводы.

Таким образом, в процессе такой работы, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовыми знаниями. Дети получают возможность сопоставлять конкретную,
жизненную ситуацию с теоретическими знаниями.

Кейс-метод – это не ответ на вопросы учителя, не пересказ произведения, а умение мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания. В результате, данная технология способствует повышению интереса учащихся к предмету, развивает коммуникабельность, умение слушать товарища и грамотно излагать свои мысли.

Примеры:

Содержание обучающего кейса: «Составление памятки-алгоритма написания безударной гласной в корне»

1.Как правильно написать слово «зв..зда»?

2.Каков алгоритм твоих действий?

    Ставлю ударение

    Выделяю в слове корень

    Определяю графически орфограмму в слове «звезда»

    Подбираю проверочное слово

    Приведи примеры на это правило

    Сформулируй правило, сверь его с учебником

Содержание обучающего кейса : «Обучающий анализ текста»

Выполни задание, используя справочный материал .

1. Определите, что перед вами: слова, предложения, текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

4. Определите стиль текста. Докажите.

5. Определите тему и главную мысль текста.

6. На что указывает заглавие текста?

Приложение к кейсу

1. Слово - единица речи.

2. Предложение - группа слов, связанных по смыслу и грамматически.

3. Текст - группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

4. Текст - целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение.

5. Стихотворение, рассказ, научная статья, заметка в газету, школьное сочинение, обсуждение с приятелем планов на воскресенье - все это виды текстов.

6. Признаки текста: состоит из группы предложений, предложения связаны по смыслу и с помощью различных грамматических средств (повторением одних и тех же слов, интонацией); имеет заголовок, предложения связаны общей темой, единой мыслью (идеей).

7. Тема - то, о чем или о ком говорится в тексте. Часто тема отражена в заглавии.

Содержание научно-исследовательского кейса:

    Слово и его лексическое значение (работа со словарями)

    История происхождения слова (работа со словарями)

    Слово и его «родственники»

    Синонимы и антонимы

    Слово во фразеологических оборотах

    Рисунок слова

    Слово в фольклоре

Действия учителя в кейсе представлены таким образом:

    создание кейса или использование уже имеющегося

    распределение учеников по малым группам (4-6 человек)

    знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания

    решений проблемы, сроками выполнения заданий

    организация работы учащихся в малых группах

    определение докладчиков

    организация презентации решений в малых группах

    организация общей дискуссии

    обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации

    оценивание учащихся учителем

Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом :

    Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

    В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;

    Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.

Таким образом, главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения.

Кейс метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»
Конфуций



Рекомендуем почитать

Наверх