Влияние элементов информационного общества на личность будущего специалиста. Роль информационных компьютерных технологий в развитии личности специалиста в области инфокоммуникации

Электроника 22.06.2019

“В одобренной Правительством Российской Федерации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе… Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Поэтому жить в современном мире, адекватно этому миру, сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии, владеет современными ИКТ. Кроме этого, на сегодняшний день уровень и темпы внедрения, использования информационных и коммуникационных технологий во многом определяют состояние экономики, качество жизни населения, национальную безопасность, место государства в современном мире”. .

В последние годы персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь. Увеличивается их число в индивидуальном пользовании. Есть различные мнения о целесообразности использования компьютерных технологий в образовании, но этот вопрос представляется в значительной мере решенным. Компьютерные технологии являются мощным информационным средством, доступным и интересным для детей, поэтому они уже участвуют в процессе образования. Влияние новых технологий на образование неизбежно.

Остается определить наиболее эффективный способ применения компьютерных технологий в образовании, найти ответ на два вопроса: “Какие задачи образования должен помочь решить компьютер?”, и “Какова технология их решения?”. Скорее всего, внедрение новых технологий в образование будет целесообразным, если удастся сохранить преимущества устоявшихся форм обучения, устранив при этом их недостатки.

В течение нескольких лет я использую информационные технологии в качестве инструментария диагностики лингвистической компетентности учащихся и в качестве средства для создания продукта проектной деятельности во внеклассной работе. Таким образом, информационные технологии выступают средством развития личности учащихся.

Диагностику лингвистической компетентности учащихся по русскому языку я рекомендую осуществлять при помощи электронных образовательных ресурсов, таких программ, как: “Страна Лингвиния. Сборник диктантов, тренингов, электронных словарей”, “Обучающая программа-тренажер “Фраза”, “Мультимедиа-комплекс “1С: Репетитор”, ПМК “Семейный наставник”, “Менеджер тестов” (Приложение 2) и электронной таблицы Microsoft Excel (Приложение 3).

Оригинально представлена в “Стране Лингвинии”, во “Фразе”, мультимедиа-комплексе “1С: Репетитор” и в ПМК “Семейный наставник” система контрольно-диагностических тестов и задания, которые контролируют уровень владения орфографией и пунктуацией по темам, выявляют в ходе тестирования причины ошибок и обеспечивают пользователя индивидуальными рекомендациями, помогающими избежать ошибки в дальнейшем.

Данные программы удобны тем, что диагностические процессы (подведение итогов работы, формирование рекомендаций по устранению пробелов в усвоении учебных элементов, построение графиков и т.д.) происходят в компьютере автоматически. Но в рамках классно-урочной системы использование некоторых комплексов не совсем удачно, так как на выполнение предложенных заданий уходит большое количество времени, тесты, представленные в комплектах, не рассчитаны на разноуровневую подготовку учеников. Поэтому эффективнее использовать мультимедиа-комплекс “1С: Репетитор” и ПМК “Семейный наставник” для индивидуальной работы при подготовке к централизованному тестированию, единому государственному экзамену.

Отбирать тестовые задания с учетом времени, изучаемого материала и индивидуальных особенностей учащихся позволяют программа “Менеджер тестов” и электронная таблица Microsoft Excel.

Эти программы можно применять для преобразования тестов с бумажного носителя в компьютерное приложение. С их помощью можно очень быстро создавать программы-тесты, что позволяет без проблем многократно использовать тесты, не заботясь о подсчете баллов. Программа “Менеджер тестов” и электронная таблица Microsoft Excel имеют простую форму, но удобны и практичны в работе. Они дают учителю возможность быть самому “программистом”.

Составляя тест, необходимо придерживаться некоторых требован2ий:

  1. Тесты должны нести в себе содержательную валидность: включать задания по возрастающей трудности, включать правдоподобные ответы (при выборе ответа).
  2. Тесты должны быть функционально валидны, то есть соответствовать выявленному уровню.
  3. Тесты должны быть просты, то есть в одном тесте должны быть представлены задачи одного уровня.
  4. В тестах не должно быть двусмысленных формулировок.
  5. В тестах должна быть однозначность и правильность решения эталона.

Использование компьютерных технологий не заменяет традиционных видов и форм проверки знаний, а лишь дополняет их. Опыт показывает, что систематическое и целенаправленное использование программно-методических комплексов, являющихся логическим продолжением традиционной работы над орфографическими и пунктуационными правилами и ставящих своей целью организовать индивидуальную работу учащихся по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения дает более высокий уровень грамотности учащихся.

И все-таки при использовании информационных технологий возникают некоторые риски:

  • снижение мотивации к традиционным формам обучения;
  • снижение уровня коммуникативной компетентности.

Поэтому еще раз обращаю внимание на то, что информационные технологии на уроках русского языка необходимо применять в сочетании с традиционными формами и методами работы.

Результат работы по данной методической модели замеряется с помощью диагностики усвоения знаний, предложенной В.П. Беспалько, и мониторинговыми исследованиями уровня обученности и обучаемости.

По подходам В.П.Беспалько степень выполнения теста измеряется по формуле:

где K – коэффициент усвоения знаний,

N – число выполненных операций,

M – общее число операций.

В среднем у большего числа учащихся коэффициент усвоения знаний не менее 0.7, иногда 0,9 и 1 – значит, процесс обучения на данном этапе завершен, и дальше учащийся способен совершенствовать свои знания. Но есть и такие случаи, когда коэффициент менее 0.7, значит, учащийся не усвоил знания данного уровня и поэтому обучение на данном этапе не закончено. Учителю придется поработать с данными учащимися индивидуально для того, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, а затем опять провести тестирование по этой же теме.

Мониторинговые исследования позволяют сделать вывод о том, что уровень обученности по пройденным темам у большинства учащихся выше среднего.

Следует обратить внимание на психологическое состояние учащихся, а именно на уровень тревожности, во время работы на компьютере. Диагностика уровня тревожности осуществлялась с помощью тестирования Спилбергера, был выявлен положительный результат: при работе на компьютере уровень тревожности ниже по сравнению с уровнем тревожности при работе по карточкам.

Сегодня в результате процесса информатизации российского образования, реализации федеральных программ компьютеризации школ многие учебные заведения получили возможность использовать компьютерную коммуникацию и новые информационные технологии, как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеклассной работе с учащимися. Всё это способствует поиску нового содержания образования, изменению организационных форм и методов обучения и воспитания.

Уже стал очевидным тот факт, что использование информационных технологий в учебно-воспитательной работе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся,
  • совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,
  • повышать уровень работы с информационными ресурсами,
  • развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся,
  • развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Виды работ учащихся с применением ИТ:

  • Составление докладов, выступлений, рефератов с использованием электронных энциклопедий и Internet- источников.
  • Подготовка различных текстов, таблиц, рисунков, творческих работ.
  • Поиск нужной информации в Internet.
  • Подготовка коллективных проектов, их презентаций.
  • Моделирование и создание индивидуальных Web-страниц
  • Внеклассные и внеурочные мероприятия.
  • Классные часы (с демонстрацией мультимедийной презентации).
  • Создание видеофильмов.

Вот уже почти 10 лет в нашей школе под моим руководством действует литературное творческое объединение “Мир слова”. Объединение занимается разными видами деятельности: участие в конкурсах чтецов, создание рукописных книг, работа над проектами, создание видеофильмов и др. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”, происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход, противоположный знаниево-ориентированной педагогике. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс отечественной школы. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Проектирование - это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте. Это “деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть”.

Формат проекта в зависимости от целей и задач обучения задается по некоторым параметрам. По месту – школьный, внешкольный. По масштабу субъекта: индивидуальный, групповой, коллективный, корпоративный. По времени, которое может потребоваться по реализации проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. По территории распространения: международный, внутришкольный, сетевой. По содержанию: предметный, межпредметный, интегративный. По характеру приоритетной деятельности – исследовательский, экспериментальный, поисковый, коммуникационный.

Упорядочить работу учащихся и педагога помогает составление памяток, перечня этапов, плана работы над проектом. Например, обозначение этапов работы на стороне преподавателя и учащихся может выглядеть так.

  1. Введение учащихся в проектную деятельность.
  2. Определение и утверждение тематики проектов.
  3. Составление графика работы над проектом.
  4. Подбор и анализ литературных источников.
  5. Анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации).
  6. Контроль за выполнением проекта.
  7. Организация и проведение предзащиты проекта.
  8. Контроль за доработкой проекта.
  9. Защита проекта.
  10. Подведение итогов проекта.
  1. Получение информации о проекте.
  2. Выбор темы проекта.
  3. Составление индивидуального графика работы.
  4. Осуждения хода выполнения проекта.
  5. Оформление проекта.
  6. Предзащита в группе.
  7. Доработка проекта.
  8. Защита проекта.

Внедрение проектной методики в свою педагогическую деятельность я начала с изучения программы Intel “Обучение для будущего”, поэтому продукт проектной деятельности мы оформляем с помощью информационных технологий. Для меня программа Intel была начальным этапом знакомства с проектированием. С творческой группой ребят мы начали работать над проектом “Поэт “невольничьей музы”. Проект был посвящен изучению творчества украинского поэта Т.Г.Шевченко, связи поэта с Оренбургским краем. В итоге работы над проектом был создан слайд-фильм в программе Power Point “Страницы Оренбургской ссылки Т.Г.Шевченко”, путеводитель по оренбургскому музею-гауптвахте Шевченко, web-страница “Жизненный путь Тараса Шевченко”. В результате проектной деятельности ребята смогли реализовать свой творческий потенциал, расширить кругозор и получить интеллектуальное удовлетворение от процесса работы. Но это лишь некоторые положительные черты проектной деятельности, на самом деле каждый отдельный проект имеет свой перечень целей и задач, позволяющих сделать образовательный процесс разносторонним и современным.

В дальнейшем большая часть творческих работ стала сопровождаться проектированием.

Новый учебный год, 2006-2007, принес в нашу проектную деятельность некоторое усовершенствование. Мы получили возможность создавать видеофильмы также в рамках проектов с помощью программы Pinnacle Studio. Медиатека личных работ пополнилась первым видеофильмом “И ходит по Земле Босая Память…”, посвященным жизненному пути дубровского учителя, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, проектная деятельность способна развивать практически все личностные структуры человека. Те, кто много участвовал в проектировании, безусловно, отметили, что на каждом этапе проектной деятельности помимо запланированного продукта формируются свои личностные “приращения”. Становится заметна динамика ценностей, норм, установок, овладение новыми процедурами, смена отношений с окружающими людьми. Личностно-деятельностное начало проектирования содержит в себе глубокий стимул к самосовершенствованию.

В заключение отмечу самые яркие результаты проектной деятельности, осуществляемой с помощью информационных технологий:

  • 2004 год - участие во Всероссийском конкурсе литературно-творческих работ, посвященном 190-летию украинского поэта Т.Г.Шевченко (слайд-фильм “Страницы Оренбургской ссылки Т.Г.Шевченко”);
  • 2005 год – 1-е место в областном конкурсе исследовательских работ “Моабитская тетрадь”, посвященном 100-летию со дня рождения М.Джалиля (слайд-фильм “Лишь в отважном сердце вечность есть!”);
  • 2006 год – видеофильм “И ходит по Земле Босая Память …”. Этот фильм мы представили на конкурсы разных уровней: муниципальном, региональном, федеральном, и везде он был отмечен. На районном конкурсе, посвященном 80-летию, занял 1 место, на областном конкурсе исследовательских работ “Со школьного порога – в вечность” - 2 место, на областном конкурсе видеофильмов “Юные патриоты России” объединение стало Лауреатом, со Всероссийского конкурса исследовательских работ “Россия. Человек: XX век” ребятам были присланы свидетельства участников этого конкурса.
  • 2007 год – проект “Живи, моя родина!”. Проект состоит из трех видеофильмов: “Возникла среди лесов…”, “Судьба деревни”, “Дубровка сегодня”, посвященных истории возникновения села Дубровка и современной жизни в этом селе. Проект занял 2-е место в областном конкурсе видеофильмов в номинации “Памятники Отечества”. Планируем отправить проект на другие конкурсы.

Возможности внеклассной работы во многом шире, чем в пределах классно-урочной системы. Это объясняется тем, что внеклассная работа изначально ориентирована на развитие личности и не подразумевает выравнивание учащихся под единый шаблон. Внедрение новых информационных технологий во внеклассную работу позволяет придать новое качество традиционным формам работы во внеурочное время. Таким образом, практика показывает, что в образовательных учреждениях необходимо вести активную работу по внедрению новых информационных технологий не только в учебный процесс, но и во внеклассную и внеурочную работу.

Список литературы

  1. Болотов В.А. Основные направления информатизации общего образования // Вестник образования. - 2003. - № 4
  2. Intel. Обучение для будущего при поддержке Microsoft. 4-ое изд., испр. – М., 2004. – С.5.
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М., 2005.
  4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М., 2005.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность понятия "средства массовой информации". Условия функционирования массовой коммуникации. Виды периодических изданий. Негативное воздействие СМИ на ребенка. Уровень влияния телевидения на школьников. Интернет и средства массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    Роль информации как инструмента управления обществом. Принципы функционирования глобального информационного пространства. Место информации в структуре психики личности. Способы обработки информации индивидами. Видение роли СМИ в официальной науке.

    презентация , добавлен 03.02.2016

    Интернет как средство массовой информации. Особенности размещения информации в сети. Дополнительные возможности изучения посетителей через Интернет. Электронные СМИ. Анализ структуры информационного сайта Интернет-версии газеты "Вятский наблюдатель".

    реферат , добавлен 21.06.2014

    Роль средств массовой информации (СМИ) в развитии принципов российского гражданского общества. СМИ в формировании политической культуры населения России. Роль СМИ в политической социализации личности в современном российском гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Характеристика массовой коммуникации, ее основные цели и функции. Виды средств массовой информации (телевидение, радио, пресса, интернет и др.), их в формировании общественного мнения. Общие правила отношений с СМИ, понятие и задачи паблик рилейшнз.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2010

    Средства массовой информации и воспитательное воздействие телевидения как лидирующего СМИ. Основные модели медиавоздействия на сознание человека. СМИ как часть медиакультуры. Интернет и пресса как субъекты медиавоздействия на подрастающее поколение.

    дипломная работа , добавлен 22.02.2011

    Из истории развития средств массовой информации (СМИ). Эволюция журналистики. Качество информационных технологий. Виды, функции, влияние на культуру средств массовой информации. Роль СМИ в формировании активности, в политической жизни общества.

    реферат , добавлен 22.11.2008

    Средства массовой информации (СМИ) являются одним из важнейших институтов современного общества и политическая борьба в России неразрывно связана со СМИ. Пресса, радио и телевидение становятся настоящей ареной для предвыборных баталий всех партий.

    - 100.00 Кб

    Создание единой научной, социально-общественной информационной среды дает возможность получать качественное образование в любом месте и времени. При таком подходе сильно увеличивается роль самообразования и саморазвития личности. Влияние отдельной личности на информационные процессы всего общества повышаются. В связи с этим актуальным становится вопрос об этической и нравственной сторонах процесса обучения. Возрастает стремление воспитать разносторонне развитую личность. Идеал разносторонне развитой личности - это гармоничное развитие. Гармонические отношения между личностью и миром означают гармонию между тем, что личность требует от других, и тем, что она может им дать. Гармоничная личность находится в единстве с миром, людьми и самой собой. Это нравственная личность. Становление личности и профессиональное самоопределение активно идет в подростковом и юношеском возрасте. В этом возрасте детьми приобретаются трудовые умения и навыки, от которых зависит их профессиональная работа в будущем. Развитие любых профессиональных умений и навыков зависит от общего уровня сформированности интеллекта. Конечно же, ИТ стимулируют и повышают интеллектуальное развитие.

    В процессе обучения в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. При использовании ИТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся. При использовании ИТ возрастает эффективность самостоятельной работы, появляются совершенно новые возможности для творчества. Компьютер вместе с ИТ открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности учащегося. Впервые возникает такая ситуация, когда ИТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей практической профессиональной деятельности человека. Образование по истине интегрируется в жизнь на всем ее протяжении.

    Для жизни в информационном обществе становится важным сочетание устойчивого мировоззрения, личностной свободы с высокой психологической лабильностью, способностью творчески усваивать, перерабатывать и создавать информацию. Новый тип жизнедеятельности личности в таком обществе предполагает изменения в существе образования, его целях, содержании, методах и технологиях.

    При использовании ИТ необходимо стремится к реализации всех потенциалов личности. А именно: познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Для того, чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне необходима педагогическая компетенция в области ИТ. Развитие этой компетенции надо начинать еще при обучении педагогов в ВУЗах. Характеристиками компетенции в области ИТ можно назвать: способность к оценке и интеграции опыта деятельности в современной инфосреде; стремление к развитию личных творческих качеств; наличие высокого уровня общей коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия; наличие потребности к саморефлексии; освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, преобразования способов представления, передачи и интеграции информации.

    3. Роль информационных технологий на развитие личности студента

    Современное образование направлено на подготовку нового поколения к жизни в новых информационных условиях, к восприятию различной информации, на формирование умений понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, на овладение способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий. Следовательно, цель политики профессионального образования состоит в том, чтобы формировать у учащихся научное мировоззрение, основываясь на данных современной науки, используя научный метод познания, руководствуясь системно-информационным подходом к анализу окружающего мира.


    Развитие личности студента является основной задачей информационного общества, ставящей его в прямую зависимость от качества образования. Высокие информационные технологии, внедряемые в образовательный процесс, направлены на то, чтобы образование создавало для них необходимую интеллектуальную базу.
    В настоящее время информационным технологиям, методам и средствам получения, преобразования, хранения и использования информации, уделяется значительное внимание. Они создают принципиально новые возможности для организации учебного процесса; являются современным набором методов и приемов обучения; глубже и точнее отображают способы и средства доставки информации; позволяют осуществлять поддержку учебного процесса с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемых; оказывают существенное влияние на личность обучающихся.


    Информационные технологии – это вся совокупность форм, методов и средств автоматизации информационной деятельности в различных сферах. В сфере образования они представляют собой один из ведущих факторов формирования личности. Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова преподавателя и предъявляемого обучающимся изображения в процессе обучения. В связи с этим, применение информационных технологий позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего, на первоначальный этап усвоения знаний – ощущение и восприятие. Процесс запоминания, как логическое завершение процесса усвоения изучаемого материала, способствует закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогает запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Таким образом, информационные технологии дают возможность значительно экономить ресурсы учебного времени, уделять больше внимания содержательным аспектам учебной деятельности и тем самым повысить качество образовательного процесса и уровень обученности студентов.


    В аспекте реализации инноваций в педагогическом поиске преподавателя, отметим, что «информационное общество и компьютер породили новый компонент феномена «культура» – «культуру информационную», которая является подсистемой общей культуры и обладает рядом специфических черт, благодаря которым мы имеем основание рассматривать ее как самостоятельное понятие» . Кроме того, переход к информационному обществу имеет базовые образовательные ориентиры – образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь, а значит и к самообразованию . Это способствует разностороннему развитию личности современного студента, а также построению открытой образовательной системы, позволяющей каждому обучающемуся выбирать свою собственную траекторию обучения посредством более эффективной организации познавательной деятельности в ходе учебного процесса.


    В ходе освоения и использования компьютера в психике обучающихся возникает ряд изменений, связанных с преобразованием и « обогащением психической деятельности за счет ее опосредования информационными технологиями, алгоритмизация мышления, углубление символического опыта и развитие воображения, усиление позитивных интересов» . Значит, применение современных технологий дает большие возможности для развития у обучающихся соответствующих типов мышления, способности читать информацию в виде таблиц, графиков и др., создает условия для саморазвития и самообразования на компьютерной основе.


    Информационные технологии в обучении при правильном их использовании обеспечивают ряд преимуществ:
    - позволяют добиваться повышения результативности процесса обучения за счет его технологичности;
    - обеспечивают деятельностную основу подготовки обучаемых, при которой формирование и развитие умений и качеств обучаемого становится основой учебно-воспитательного процесса;


    - обеспечивают индивидуализацию учебного процесса по содержанию материала, объемам и темпам его усвоения;
    - повышают эффективность использования учебного времени, как следствие быстроты формирования основных умений учащихся; обеспечивают объективность оценки знаний обучаемого;


    - позволяют организовать оптимальное управление образовательным процессом за счет внедрения информационных систем.
    Таким образом, информационные технологии являются активным средством развития личности студента, с их помощью легче осуществляется переработка и усвоение различного вида информации, как на подсознательном, так и на сознательном уровнях, они способны существенно повысить уровень овладения знаниями учащихся по любой учебной дисциплине и способствовать их становлению в конкурентоспособных и высокопрофессиональных специалистов. Кроме того, информационные технологии создают условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, воображения, восприятия и оптимизируют познавательный процесс.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Применение ЭВМ стало обыденным делом, хотя совсем ещё недавно рабочее место, оборудованное компьютером, было большой редкостью. Информационные технологии открыли новые возможности для работы и отдыха, позволили во многом облегчить труд человека.

    Современное общество вряд ли можно представить без информационных технологий. Перспективы развития вычислительной техники сегодня сложно представить даже специалистам. Однако, ясно, что в будущем нас ждет нечто грандиозное. И если темпы развития информационных технологий не сократятся (а в этом нет никаких сомнений), то это произойдет очень скоро.

    С развитием информационных технологий растет прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы ее следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особенностей развития.

    Информационные технологии вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, а также математики, философии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет.

    Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может.

    Социально-экономическое планирование и управление, производство и транспорт, банки и биржи, средства массовой информации и издательства, оборонные системы, социальные и правоохранительные базы данных, сервис и здравоохранение, учебные процессы, офисы для переработки научной и деловой информации, наконец, Интернет - всюду ИТ. Информационная насыщенность не только изменила мир, но и создала новые проблемы, которые не были предусмотрены.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 1998.

    2. Информационные технологии управления: Учебн. пособие для вузов/ Под ред. проф. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

    3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

    4. Макарова Н. В., Матвеева Л. А., Бройдо В. Л. Информатика: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1997.

    5. Нейл Дж. Рубенкинг. Эффективный поиск в Интернете// PC Magazine. – 2001. – №6.

    6. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Школа-Пресс, 1994.

    7. Семенов М.И. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике // Финансы и статистика – 2000 - № 9.

    8. Талантов М. Поиск в Интернете: использование имён// Компьютер Пресс. – 2000. – №2.

    9. Тумалева Е.А. Использование информационных технологий в процессе обучения студентов // Сб. науч. тр.: Дистанционное образование: Проблемы и перспективы. СПб., 1996. С.62-69.

    10. ЦИЭС «Бизнес-Программы-Сервис»// Финансовая газета. – 2001. – № 27.

    11. Ядов Г.Б. Информация и общество// Вокруг света. – 2004. - № 2.

    12. Информационные системы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.islu.ru/k_inform/ infsystekst.html.

    13. Информационные технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kunegin.narod.ru/index. html.

    14. Использование современных информационных технологий в работе с населением. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://koi.www.expos.ru/it/it. shtml. 3. Роль информационных технологий в развитии личности
    студента 14
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    В числе отличительных свойств информационных технологий, целесообразным выделить следующие семь наиболее важных.

      Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени.

      Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания.

      Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто и информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, “интеллектуальные” функции этих технологий.

      Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы

      Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиа - технологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования.

      Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. При этом, на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.

      Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития информационных технологий заключается в том, что их использование может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации. Ведь именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную для общества.

    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    Килимова Людмила Викторовна. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06: Курск, 2003 147 c. РГБ ОД, 61:04-22/107-7

    Введение

    Глава 1. Саморазвитие личности в современном обществе 13

    1.1. 13

    1.2. Потребность в информации - неотъемлемая составляющая развития личности 32

    1.3. Саморазвитие как форма развития личности 54

    Глава 2. Роль информационных технологий в развитии личности 80

    2.1. Информационные технологии в системе социокультурных отношений 80

    2.2. Особенности влияния информационных технологий на самосовершенствование личности 104

    Заключение 131

    Список использованных источников 134

    Введение к работе

    Последние десятилетия XX века отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную реальность. Речь идет об активном вхождении в жизнь общества новейших информационных технологий, произошедшем в результате бурного развития электроники. Происходит изменение средств и характера труда, возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни. Это связано со вступлением человечества в новую эпоху своего развития - период построения информационного общества, что обусловило огромный интерес к проблемам информатизации, к новым информационным технологиям, вопросам влияния информатизации на социокультурные процессы, адаптацию и развитие личности в качественно новой среде.

    В условиях становления информационного общества важнейшим продуктом его жизнедеятельности является информация, ее производство, распространение, использование. Информация становится одним из главных факторов развития общества, а новые информационные технологии являются основой качественно новых механизмов развития в XXI веке.

    Современная кардинальная социотехнологическая трансформация, включает материальное производство, социальные отношения, культуру, коммуникации, автоматизацию интеллектуальной деятельности человека. Формируется качественно новая система ценностей личности, ее потребностей и целей, а, соответственно, возникают проблемы развития и саморазвития личности в новых социальных условиях. Эта трансформация осуществляется в форме информатизации всех сфер жизнедеятельности общества и личности. Информационные технологии настолько глубоко проникли в жизнь людей, стали атрибутом ее повседневности, что вычленить их из общего мировоззренческого и социокультурного контекста невозможно. Качественный скачок в информационной индустрии обусловил необходимость анализа новейших технологий сквозь призму мировоззренческих изменений. Переход к информационному обществу, в

    4 котором познавательные ценности являются одними из основных, определил потребность изменения личностного потенциала. Формирование новой познавательной системы ценностей личности, информационной культуры способствует выживанию, дальнейшему непрерывному развитию и саморазвитию личности в новой социокультурной среде.

    Как и всякое крупномасштабное социальное явление, информатизация несет в себе не только благо для человека и человечества, но и серьезную угрозу для их существования и развития в случае бесконтрольного или злонамеренного использования ее возможностей. Это обстоятельство ставит информационную безопасность личности, общества и государства в ряд актуальных и перспективных проблем государственной политики и научного познания.

    Особое место в изучении проблем информатизации общества принадлежит социологии, включающей в свою предметную область все сферы жизни общества на широкой междисциплинарной основе. Полагая в центре внимания личность и ее деятельность, рассматривая в системном и органичном единстве объективные и субъективные стороны жизнедеятельности человека, социология способствует более полному и глубокому раскрытию закономерностей и механизмов информационных процессов в обществе, предельно сближая предметные поля философии, психологии, культурологии и социологии.

    Глобализация информационных процессов, внедрение в жизнедеятельность человека новейших информационных технологий, развитие личности в современных условиях неизбежно влечет за собой потребность в переосмыслении проблем, возникающих в связи с этим.

    Именно необходимость социологического осмысления этого феномена определяет актуальность настоящего исследования.

    Степень научной разработанности проблемы. Информатизация общества рассматривается исследователями с различных позиций, не всегда согласующихся друг с другом. Далеко не во всех случаях к информатизации

    5 общества подходят как к чрезвычайно сложному социотехническому явлению, стержнем которого являются процессы интеллектуализации, развития духовной сферы общества, базирующиеся на принципиально новой научно-технической и технологической основе.

    Основными вопросами научных исследований современных
    информационных процессов выступает обеспечение адекватности,
    объективности, целостности, динамизма воспроизведения социального
    пространства в рамках идентичного ему информационного пространства. Это
    - создание адекватного информационного отражения жизнедеятельности
    общества и его структурных элементов как целостных систем,
    продуцирование диалектически взаимосвязанного социально-

    информационного пространства.

    Доктрина постиндустриального (информационного) общества, разработанная во второй половине XX столетия, стала одним из эффективных теоретических инструментов исследования тенденций и процессов социокультурной эволюции человеческого сообщества, вступившего в XXI век. Сегодня это важнейшая социокультурная метатеория в равной мере воспринята западной и отечественной социальнб-политической традицией. Суть ее заключена в анализе новой социальной системы, идущей на смену индустриализму, в понятиях прогресса научного знания и технологических достижений в области сбора, хранения, трансформации и распространения информации.

    В современных условиях развитие и применение информационных технологий - это крупномасштабный социальный процесс, который охватывает практически все сферы жизни и общественной деятельности людей. Не случайно в области информационных технологий ведут научно-исследовательскую работу философы, социологи, психологи, специалисты теоретической и прикладной информатики, социальной когнитологии, информографии и других областей знания.

    В мировом обществознании наиболее значимый вклад в разработку

    концепций информационного (постиндустриального) общества внесли Д.Белл , А.Гоулднер , М.Кастельс , И.Масуда , О.Тоффлер , А.Турен .

    В разработку проблемы социальной информации внесли вклад В.Г.Афанасьев , Б.А.Грушин , Г.Т.Журавлев , А.П.Суханов и другие. Вопросы взаимодействия в системе «человек-техника-среда» нашли отражение в работах Р.Ф.Абдеева , В.М.Глушкова , А.П.Ершова , Н.Н.Моисеева , А.И.Ракитова , А.Д.Урсула . Над вопросами влияния информационных технологий на глобальное развитие работали В.Б.Бритков , К.К.Колин , Н.П.Ващекин , В.Ф.Халипов и другие.

    Вопросы развития информационного общества и проблемы трансформации в социальных сферах исследуются в работах О.Н.Вершинской , Г.Г.Воробьева , В.А.Копылова , НЛ.Поляковой , Г.Л.Смоляна , Д.С.Черешкина , Ю.В.Яковца .

    Основу для разработки специальной методологии, методики и техники социологического анализа проблем, порождаемых информатизацией общества, создали отечественные социологи Г.С.Батыгин , А.Г.Здравомыслов , Г.В.Осипов , В.И.Патрушев , В.А.Ядов и другие.

    Среди весьма значительного числа научных исследований по проблемам информатизации немного работ, в которых бы это явление рассматривалось с позиций анализа его вклада в процесс интеллектуализации общества, влияния информационных технологий на саморазвитие личности.

    Проблема саморазвития личности, в той или иной мере, рассматриваются в работах исследователей: К. Роджерса , Дж. Келли , А.Маслоу , Г.Олпорта , Э.Фромма , В.И.Андреева , Л.И.Анцыферовой , О.В.Афанасьевой , Л.П.Гримака , П.Ф.Кравчук , Н.Б.Шмелевой и других.

    7 Вместе с тем, в социологии недостаточно внимания уделяется исследованию процесса саморазвития личности в условиях информатизации российского общества. Сегодня возникла необходимость всестороннего изучения социокультурных условий, характера, потребностей, особенностей, направлений использования информационных технологий в процессе саморазвития личности. Уровень исследования проблемы обусловил определение объекта и предмета исследования, его цели и задач.

    Объектом исследования данной диссертационной работы является процесс развития личности в условиях информационного общества.

    Предмет исследования - специфика влияния информационных технологий на саморазвитие личности.

    Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в выявлении особенностей влияния информационных технологий в образовательной и профессиональной деятельности на процесс саморазвития личности.

    Исходя из цели исследования, определяются следующие задачи:

    обосновать необходимость саморазвития личности в условиях информационного взаимодействия в социуме;

    определить место и роль информационной потребности в системе потребностей развивающейся личности;

    выявить специфику процесса развития личности; раскрыть взаимосвязь развития информационных технологий и трансформаций жизнедеятельности общества;

    исследовать характер влияния информационных технологий на самосовершенствование личности.

    Теоретические и методологические основания исследования.

    Методологической основой предлагаемой работы являются социально-философские положения о сущности и природе информационных процессов в обществе (работы В.Г.Афанасьева , В.М.Глушкова ,

    8 Г.Р.Громова , А.П.Ершова , А.И.Ракитова , А.Д.Урсула и других), принципы системного подхода, которые изложены в работах таких авторов как И.В.Блауберг , В.А.Картышев , В.Н.Садовский , Э.Г.Юдин и других. Использование данного подхода в исследовании процесса развития личности, ее системы ценностей нашло отражение в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Анцыферовой, П.Ф.Кравчук, А.П.Станкевича, В.А.Ядова и других. Исследования А.Н.Леонтьева, А.Маслоу, А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, применяемых деятельностный подход, позволили проанализировать проблему потребностей личности и ее структуру. Использованы методы диагностики и прогнозирования социальных отношений, что позволило раскрыть сущность саморазвития личности в условиях информатизации общества.

    Эмпирической базой диссертационного работы являются результаты социологического исследования, проведенного автором в 2003 году на территории города Курска методом анкетирования с объемом выборки 548 человек среди групп молодежи, имеющих различный образовательный уровень, являющихся учащимися колледжа (87 человек), студентами вузов (378 человек) и выпускниками вузов (83 человека). Выборка строилась по квотному принципу.

    В диссертации использовались также результаты социологических исследований проблем информатизации общества, полученные другими исследователями: Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2003 году, группой под руководством В.Кроля и В.Мордвинова в 1998-2000 годах среди студентов Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики; Ч.Пиллером в 1994 году, С.Лохром (S.Lohr) в 1995 году и Р.Маклеодом (R.McLeod) в 1996 году в США.

    9 Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем.

    Выявлены особенности развития личности в условиях необходимости качественного изменения уровня информационной культуры, повышения уровня нравственной ответственности и активности проявления творческого потенциала индивида.

    Определено место информационной потребности в структуре личностных потребностей как элемента, обеспечивающего открытость личности, стимулирующего развитие личностного потенциала.

    Уточнено понятие саморазвития личности как внутреннее, необходимое, качественное изменение личностного потенциала, определяемое противоречиями процесса самореализации человека в условиях информационного общества.

    Раскрыта структура самосовершенствования личности, как единства саморазвития, самообразования, самовоспитания.

    Показана социальная сущность информационных технологий, как фактора, обусловливающего процесс саморазвития личности.

    Основные положения, выносимые на защиту:

      Личность как субъект информационного взаимодействия с новыми телекоммуникационными технологиями характеризуется высоким уровнем интеллектуального потенциала, информационной культуры, нравственной ответственности, активностью проявления творческого потенциала.

      В условиях информатизации общества происходит постоянный отбор информации, в который включаются интересы, потребности, система ценностей личности. Информационная потребность, порождая активность личности, предваряет любую деятельность и удовлетворение всех других потребностей, производством и использованием информации для выбора цели, определения путей и способа действий личности, направленных на саморазвитие. В структуре человеческих потребностей она является

    10 элементом, обеспечивающим открытость личности, ее готовность к самореализации.

      Саморазвитие способностей осуществляется в рамках самосовершенствования личности и является центральным элементом его структуры. Оно неразрывно связано с самообразованием и самовоспитанием. Саморазвитие личности - это осознанное, целенаправленное развитие конкретных качеств и способностей личности, вызывающих ее неудовлетворенность. Оно опирается на информационную потребность, которая представляет собой синтез потребности в «информации-знании» и потребности в «информации-ценности», приобретает творческий характер действий, направленных на качественное совершенствование своих задатков и способностей, то есть самосовершенствование.

      Информационные технологии выступают как самостоятельный феномен, который, с одной стороны, обусловлен потребностями общества и подвластен определенным закономерностям, с другой - сам оказывает детерминирующее воздействие на социум.

    Практическая значимость диссертации состоит в следующем:

    Результаты и выводы диссертационного исследования могут быть
    использованы при дальнейшей разработке социальных и социокультурных
    проблем функционирования, развития информационных технологий и
    применения их в целях саморазвития личности;

    Положения диссертации могут быть применены в процессе
    совершенствования государственной информационной политики,
    направленной на саморазвитие личности, а также общей стратегии
    формирования информационного общества в России;

    Материалы диссертации использованы в комплексном исследовании
    кафедры, в преподавании учебных курсов гуманитарных дисциплин, а
    предложенная автором методика социологического исследования может

    использоваться в области диагностики уровня самосовершенствования личности.

    Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии образования и обучения в высшей школе: теоретические и методологические аспекты» (Курск, январь 2001г.), на Российской научно-технической конференции «Молодежь и наука XXI века» (Железногорск, апрель 2003 года), на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2003» (Москва, апрель 2003 года), на XXI вузовской научной конференции студентов и аспирантов в области научных исследований «Молодежь и XXI век» (Курск, май 2003 года), на Международной научной конференции «Инновационные процессы в системе образования» (Курск, октябрь 2003 года), на заседаниях кафедры философии Курского государственного технического университета, отражены в публикациях автора.

    Ряд выводов подтвержден методами прикладных социологических исследований.

    Основные положения диссертационной работы представлены в публикациях автора:

      Килимова Л.В. Информатизация общества и проблемы образования // Современные технологии образования и обучения в высшей школе: теоретические и методологические аспекты: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции / г. Курск. - М.: Изд. МГСУ «Союз», 2001. С. 156-159.

      Кравчук П.Ф. Килимова Л.В. Информатизация общества как условие самосовершенствования личности // Известия Курск, гос. техн. ун-та. №1(8). Курск. 2002. С.241-253.

      Килимова Л.В. Влияние информации на развитие личности // Молодежь и наука XXI века. Сб. материалов /г. Железногорск. - Н.Новгород: Талам. 2003. С. 34-36.

      Килимова Л.В. Роль информационных технологий в саморазвитии личности: Научное издание. - Курск: Курск, гос. техн. ун-т. 2003.-63с.

      Килимова Л.В. Значение информационных технологий в современных условиях // Молодежь и XXI век: Тезисы докладов XXXI вузовской научно-технической конференции: В Зч. Ч.З / Курск, гос. техн. ун-т. Курск, 2003. С.121-123.

    Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников.

    Личность как субъект информационного взаимодействия

    Современный момент цивилизационного развития характеризуется двумя социотехнологическими процессами: компьютеризацией человеческой деятельности и информатизацией общества. Под компьютеризацией понимается процесс создания и использования средств электронной вычислительной и микропроцессорной техники в различных сферах жизнедеятельности общества . Компьютеризация составляет ядро технического перевооружения, являясь катализатором научно-технического прогресса, она существенно изменяет условия труда, влияет на формирование мировоззрения, открывает новые возможности для всестороннего развития личности. Однако компьютеры, составляя техническую основу информатизации общества, не исчерпывают всю технику информатизации, включающую системы связи, традиционные средства хранения и тиражирования информации. Информатизация - более широкое понятие, чем компьютеризация, так как акцентирует внимание на проблеме освоения информации, а не средствах ее обработки.

    Информатизация общества является системно-деятельностным социотехнологическим процессом с характерными для него закономерностями и тенденциями. Одной из тенденций развития является приоритет информации по отношению к техническим и материальным ресурсам. В ходе дальнейшего развития общества мыслительная, интеллектуально-информационная деятельность будут преобладать. Информатизация общества является социально значимым процессом благодаря ускоряющемуся накоплению информации, достигшего с начала 90-х годов прошлого столетия темпа ежегодного удвоения. Поэтому в качестве второй закономерности информатизации выделяется постоянно увеличивающееся накопление информации в ускоренном темпе. В этих условиях потребители информации (отдельная личность или общество в целом) не в состоянии удовлетворить свои информационные потребности без качественно новых средств обработки, хранения и передачи информации. Одной из важнейших закономерностей информатизации является расширение и рост информационных потребностей личности и общества. Этот процесс происходит как по пути компьютерного накопления и поиска данных, так и по пути автоматизации научных исследований, генерирующих новое знание. Именно благодаря информатизации общества удается разрешить информационный кризис, выражающийся в противоречии между информационным «взрывом» и информационным «голодом» (неудовлетворенными нуждами потребителей информации).

    Понятие «информация» исследователи характеризуют с разных точек зрения, рассматривая как «товар», «ресурс», «элемент процесса познания», «явление культуры» и тому подобное. Сложность данного понятия показывает противостояние двух исследовательских концепций: атрибутивной и функциональной. Приверженцы атрибутивной концепции (А.Урсул , Б.Бирюков , и другие) квалифицируют информацию как свойство присущее всем материальным объектам, как атрибут материи.

    Сторонники функциональной концепции (И.Гришкин , Д.Дубровский и другие) связывают информацию с функционированием самоорганизующихся систем, с органической природой и обществом.

    Информацию делят на два вида: техническую и семантическую (смысловую). В связи с этим, в науке выделяются два направления: кибернетическое и социальное. В рамках данного диссертационного исследования наибольший интерес представляет социальная информация.

    Трактовки понятия информация и, в частности, социальной информации различны. Так А.Д.Урсул и Г.Т.Журавлев определяют его как отражение действительности, Б.А.Грушин - совокупность сообщений человека, В.Г. Афанасьев , А.П. Суханов - как знания, сообщения, сведения, циркулирующие в обществе. Таким образом, многие исследователи связывают информацию с человеком, с его трудовой, познавательной, научной, духовной и общественной деятельностью.

    В современных условиях информация приобретает значение неистощимого, возобновляемого и приоритетного ресурса человечества, выступает одной из главных ценностей общества. Превращение информации в фактор (ресурс), определяющий прогресс общества является существенной закономерностью . Производство информации становится «господствующим, а информационный ресурс - важнейшим национально-государственным ресурсом и стимулом развития» .

    Информационный ресурс становится одним из основных ресурсов человечества, главной ценностью современной цивилизации. По словам Г.Р.Громова , информация - это единственный вид ресурсов, который в ходе поступательного развития человечества не только не истощается, но и увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному, эффективному использованию, а в ряде случаев расширению и созданию новых знаний.

    Потребность в информации - неотъемлемая составляющая развития личности

    Информация играет одну из ведущих ролей в жизни человека, благодаря ей окружающий мир связан в единую информационную систему. Сложность феномена информации обусловливается многообразием ее проявлений в действительности. Проблема информации отражена в работах Э.Шапиро , А.А.Харкевича , А.М.Коршунова и В.В.Мантатова , А.И.Берга и других.

    Одной из работ, посвященной вопросу возникновения информации, является труд Г.Кастлера «Возникновение биологической организации», написанный в 1964 году. Согласно этому автору, информация - это запомненный выбор из набора возможных состояний. Данный подход к информации можно рассматривать как процесс организации, и что, соответственно, может происходить самоорганизация информации .

    По словам Ю.М.Каныгина и Г.И.Калитича информация может существовать в пассивной и активной формах. К пассивным относятся такие формы существования знаний, которые не связаны, либо слабо связаны, с конкретными предметными областями, возникающие в процессе целеполагания (книги, журнальные статьи и тому подобное). К активным формам существования информационного ресурса относятся: модель, программа, база знаний. Информационный ресурс делает человеческое знание коллективным, массовым и является фактором коллективного творчества. Личностные знания рождаются в основном в результате интеллектуальных коммуникаций человека, они рождаются из информации и являются субъективной категорией. Знание, превращенное в сообщение, ставшее информационным ресурсом является уже субъективно-объективной категорией, отражающей не пассивно-созерцательный, а деятельностный, активный подход к миру .

    Общественная ценность информации с каждым годом возрастает. Каждое явление общественной жизни, все процессы, протекающие в социальных группах, становление и развитие личности осуществляется благодаря движению информации. К критериям развивающихся систем Э.П.Семенюк относит «...объем информации, на базе которого осуществляется развитие (информационное содержание, информационное обогащение, повышение информационных возможностей...)» . Информационный критерий развития предполагает обнаружение постоянного и неуклонного обогащения и оптимизации информационного содержания, потенциала информационных возможностей. Только непрерывное совершенствование информационных возможностей может обусловить прогрессивное развитие.

    Личность как целостная система способна, с одной стороны, сохранять свою Самость, с другой - саморазвиваться. Приобретаемая ею информация способствует сохранению системы и выступает источником ее саморазвития, самореализации. Именно эти две интенции человеческой жизни (самосохранение и саморазвитие) порождают потребности личности.

    Потребность активизирует человека, стимулирует его поведение, направление поиска информационных, материальных или энергетических ресурсов, задавая активность личности по отношению к внешнему миру и, что более важно, по отношению к себе.

    Именно поэтому феномен потребности привлекает особое внимание и его уместно рассматривать в вопросах развития и саморазвития личности. А.Т.Шумилин отмечает, что внешние условия детерминируют потребности, которые осознаются и определяют цели и задачи. Удовлетворение потребностей в процессе потребления завершает цикл и, в то же время, создает новые условия для дальнейшего развития . Именно потребности личности толкают ее на преодоление различных препятствий.

    Анализируя понятие «потребность», мы пришли к выводу, что ряд определений связаны с термином «необходимость» (Д.Н.Узнадзе , Л.И.Божович , В.А.Ядов и другие), иные подходы связаны с термином «зависимость» (А.В.Петровский , П.В.Симонов и другие). Однако, практически все, авторы отмечают связь понятия потребности с понятиями «сохранение» и «развитие». В данной работе мы придерживаемся определения, данного П.В.Симоновым. «Потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире» .

    Наличие той или иной потребности означает нарушение равновесия между организмом и средой: организм как система испытывает неустойчивое состояние ввиду недостатка, отсутствия или избытка того, что необходимо для его нормального функционирования. Всякое состояние неустойчивости сопровождается напряжением системы. Если до реализации потребности оно существует как появляющееся и усиливающееся ощущение недостатка в чем-либо, то по мере реализации потребности возникшее напряжение ослабляется и угасает. Переживание потребности выражается в стремлении практически снять внутренний конфликт, разрядить появившееся напряжение, получить удовлетворение и относительное успокоение.

    Для целей нашего исследования важно, что потребность всегда включает в себя сравнение и оценку. Потребность существует только тогда, когда человек может сравнивать какое-то актуальное состояние отсутствия чего-либо с иным, потенциальным состоянием присутствия того же объекта, а так же произвести суждение о том, что второе, потенциальное состояние является предпочтительным. Например, потребность умения работы на компьютере в современных условиях не есть просто некая прихоть или желание человека.

    Информационные технологии в системе социокультурных отношений

    В процессе становления нового общества возникает индустрия информационных технологий, предназначенная удовлетворять потребности в информации ее членов. Понятие информационные технологии связано с длительным историко-культурным развитием техники и технологии передачи, хранения информации, насчитывающим более тысячи веков. Однако сегодня это понятие получило новое звучание. Его содержание и объем не определены окончательно и во многом дискуссионны.

    В узком смысле под технологией понимаются конкретные технологические приемы. В широком смысле технология есть способ освоения человеком мира посредством специально организуемой деятельности. М.Кастельс, Х.Брукс и Д.Белл под технологией понимали «использование научного знания для определения способов изготовления вещей в воспроизводимой манере» . Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность, использующуюся многократно, тиражируется для решения сходных задач, достижения заданных результатов.

    Таким образом, информационные технологии можно определить как программные и электронные средства для сбора, накопления, переработки, транспортировки и представления информации . В этом качестве они родились и развивались. Наиболее распространенным в отечественной и зарубежной литературе является определение, данное А.Макмиланом. Информационная технология - это «...получение, обработка, хранение и распространение звуковой, графической (изобразительной), текстовой и цифровой информации с помощью, основанной на микроэлектронике, комбинации вычислительной, телекоммуникационной и видеотехники» . Сюда относятся и широковещание и телекоммуникации, и обработка информации с помощью компьютера. .

    Принятое определение позволяет выделить техническую, обеспечивающую составляющую, однако функциональная, содержательная сторона дела остается недостаточно раскрытой. На наш взгляд, в структуре информационных технологий можно выделить две стороны. Первая - это техническая сторона, которая отражает уровень и возможности систем регистрации, хранения, обработки и передачи информации. Вторая сторона -социокультурная.

    Информационные технологии определяют уровень информационного воздействия в той или иной сфере жизнедеятельности общества, то есть объектом информационных технологий является процесс деятельности, взаимодействие в системе «человек-техника-среда». Именно это направление рассматривают в своих работах отечественные авторы В.Г.Афанасьев , Н.П.Ващекин , В.М.Глушков , В.С.Готт , А.П.Ершов , К.К.Колин , Н.Н.Моисеев , А.И.Ракитов , Э.П.Семенюк , А.Д.Урсул и другие. Большой вклад сделан зарубежными авторами К.Бродом , А.Мейером , Э.Роджерсом , К.Хессингом и другими. Именно этот социокультурный аспект информационных технологий представляет интерес для данного диссертационного исследования.

    В связи с этим возникает необходимость рассматривать информационные технологии как разновидность социальных технологий. В научной литературе обсуждается множество концепций социальной технологии, но единое определение пока не сложилось. Так, например, Н.Стефанов определяет социальную технологию как деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности.

    Несколько иной подход к определению социальных технологий предлагают В.Взятышев и Л.Романенков . Под социальными технологиями они понимают:

    1) способы рациональной и человекоориентированной организации коллективной и индивидуальной деятельности человека в технической области;

    2) технологии деятельности человека в интересах общества, которые предполагают и опираются на определяющую роль личности деятеля и всесторонний учет интересов других людей;

    3) учение, стремящееся распространить естественные и искусственные структуры и закономерности коллективной и индивидуальной деятельности человека на возможно большее количество социальных практик.

    Понятие социальной технологии органично связано с информационной проблематикой. Сама технология как система включает в себя одну из составляющих - информацию: здесь важно и знание как таковое, и возможность его трансляции, практического воплощения с помощью различных механизмов коммуникации и социальной памяти, а коммуникативная функция - неотъемлемый атрибут информации в обществе. Прямое следствие этого, начиная с самых ранних стадий развития общества, непрерывно стимулируемая деятельность людей по разработке и совершенствованию средств коммуникации и связи.

    Особенности влияния информационных технологий на самосовершенствование личности

    Появление новых информационных технологий привело к качественно новым условиям жизнедеятельности, в которых человеку предстоит развивать и совершенствовать свои способности, навыки, умения и другие социальные качества. Это обусловливает необходимость изучения особенностей влияния условий информатизации на развитие личности, ее самосовершенствование.

    На процесс формирования и развития личности в современном обществе наибольшее влияние оказывают следующие факторы: - интеллектуализация трудовой деятельности человека; - применение информационно-телекоммуникационных технологий; - проблема поиска и доступа к информации; - формирование утилитарно-сциентической системы ценностей. Вопрос о том, является ли человеческая деятельность, построенная на использовании новых информационных технологий, более содержательной, освобождающей от рутинной работы или, наоборот, становится рутиной, ограничивает творчество, развитие личности решается отнюдь не однозначно. Анализируя работы, посвященные исследованию информационного общества можно отметить опасения, связанные с использованием новых информационных технологий вообще, и компьютерных систем в частности. Многие авторы (К.Брод, С.Нора, А.Минк, И.Шнепель, КЛсперс) утверждают, что внедрение компьютеров может оставлять меньше простора для инициативы, разнообразия и творчества.

    К.Брод обращает внимание на непосредственное влияние техники на формирование характера мышления человека. Интенсивная работа с компьютером, по его мнению, делает людей техноцентрированными, утрачивающими интерес к чисто человеческим ценностям. Поведение таких людей все больше подчиняется машине. Они утрачивают гибкость мышления и способность к творческому решению задач .

    Все высказываемые опасения действительно могут стать реальностью. Здесь большое значение играет выбор применяемых технологий и систем, принципы, на основе которых они разрабатываются. Однако технические и технологические инновации воспринимаются каждым человеком по-разному, в зависимости от способностей, специализации, пристрастий и желаний индивида.

    Проведенное социологическое исследование направлено на выявление особенностей влияния информационных технологий на самосовершенствование личности, в том числе самообразование, самовоспитание, саморазвитие. Анализ результатов социологического исследования показал: респонденты, принявшие в нем участие, находятся на следующих уровнях самосовершенствования, разработанных автором в диссертации (рис.2.1).

    Большинство опрошенных находятся на высоком уровне самообразования, на среднем уровне самовоспитания и на низком уровне саморазвития. Это показывает, что информационные технологии оказывают различное влияние на самовоспитание, самообразование и саморазвитие. Самосовершенствование представляет собой результат нормирования суммарных значений каждой составляющей.

    Самосовершенствование, а также самовоспитание, самообразование и саморазвитие имеют определенную зависимость от таких показателей как пол, возраст, образование, успеваемость, место учебы и наличие работы.

    Для мужчин более характерен низкий уровень саморазвития (44,9%), то есть проявления творческих способностей только по мере необходимости, высокий уровень самообразования (43,1%). Для женщин в большей мере характерно проявление своих творческих способностей в условиях благоприятной атмосферы, свойственное среднему уровню саморазвития (39,5%) и низкий уровень самообразования (42,3%). Отметим, что мужчины достигают больших успехов в процессе самовоспитания. (34,3% против 22,4%). Таким образом, процесс самосовершенствования имеет тендерные отличия.

    На следующем рисунке представлено распределение респондентов по уровням самосовершенствования в зависимости от возраста (рис.2.3). Анализ данных исследования показывает определенную динамику: чем старше молодежная возрастная группа, тем на более высоком уровне самосовершенствования она находится. Пик этого процесса приходится на возрастную группу 26-29 лет и составляет 32,1%.



Рекомендуем почитать

Наверх