Выбор масла 5w30. Кинематическая, динамическая и hths. Какое моторное масло лучше: синтетика или полусинтетика

Авто 31.07.2018
Авто
Июнь 13, 2015

Моторное масло — такая же рабочая жидкость, как и топливо. С той разницей, что заливать его необходимо не так часто. Тем не менее, потребление моторных масел исчисляется миллионами литров. Производители бьются в конкурентной борьбе, выводя на рынок все новые продукты. Принципиально – все масла делятся на минеральные и синтетические. В рамках одной группы – у масел химически идентичная основа. В нее производители добавляют секретные, по их мнению, присадки и добавки, изменяя свойства масел. Автомобильные журналы, телепередачи, да и сами производители, регулярно проводят тесты, пытаясь определить какое же масло лучше. Отметим, что, прежде всего — любой тест проверяет соответствие моторных масел установленным допускам до заливки в мотор, и по истечении заданного времени испытания. Так же проводятся тесты, проверяющие рабочие свойства масел без двигателя, на специальных стендах. На аналогичном оборудовании производят сертификация масел, перед поступлением их в продажу.

Потому что он принципиально не отличается от подсолнечника или оливкового масла, которое собирается из подвала для хранения и выливается в кастрюлю: при холоде оно густо-жидкое, а при нагревании оно разбавляется. Это уже лежит в основе проблемы, поскольку любое сильное отклонение от идеальной рабочей температуры плохо для двигателя. Если термометр опускается намного ниже нуля градусов, эти масла нуждаются в длительном времени для распределения в двигателе. Может потребоваться больше минуты, чтобы все точки смазки были снабжены маслом.

Вторая цифра вызывает «вязкую жидкость», когда двигатель горячий. Теперь нужна стабильная смазочная пленка, чтобы предотвратить трение металла на металле. Нефть 40-х лет обладает достаточными запасами в таких ситуациях, но «более тонкие» масла 30 также распространены и доказаны сегодня. Тенденция к более тонкому маслу основана на экономии топлива на несколько процентов, поскольку движущиеся части двигателя менее устойчивы. Особенно тяжелые и жаропрочные масла должны двигаться в другом направлении.

Новые масла каждого производителя, разумеется, соответствуют допускам, поскольку подлежат сертификации. А вот насколько быстро их свойства выйдут за пределы допуска – показывает тест. Рассмотрим результаты теста 16 популярных синтетических масел распространенной вязкости 5W30, выпускаемых в 2014 году.

Выбрать «самое лучшее масло» тест не может, поскольку это определит покупатель, а вот продемонстрировать основные особенности – можно. Далее следует список в алфавитном порядке, с указанием страны производителя, без присвоения баллов:

Также выпуски позволяют классифицировать масла в разные классы. Зачастую производитель смазочного масла применяет сертификат от нескольких производителей автомобилей, в соответствии с которым некоторые масла можно безопасно использовать в некоторых двигателях. Выпуск также позволяет делать выводы, если транспортное средство соответствующего бренда не приводится. Специально для автомобилей с фильтрами частиц сажи дополнительно выпускаются 31 и 51, потому что из-за защиты фильтра требуется масло, которое горит особенно в виде низкой золы.

  • Castrol Edge with Titanium FST – Германия;
  • Castrol Magnatec А1 – Германия;
  • G-Energy F Synth EC – Российская федерация;
  • Lucas Synthetic – Великобритания;
  • Mannol Elite – Бельгия;
  • Mobil 1 Extended Performance – Бельгия;
  • Motul 8100 Eco-nergy – Франция;
  • Pennzoil Ultra – США;
  • Petro-Canada SUPREME Synthetic – Канада;
  • Red Line High Performance – США;
  • Royal Purple High Performance – США;
  • Shell Helix Ultra Extra – Финляндия;
  • ТНК — Magnum Professional – Российская федерация;
  • Total Quartz 9000 Future – Франция;
  • Valvoline SynPower – Голландия;
  • ZIC XQ LS – Корея.

Тест поводился методом лабораторных исследований, и практических моторных испытаний. Результаты тестирования всех моторных масел показали соответствие допускам и стандартам для масел вязкостью 5W30 синтетика. Тем не менее, есть нюансы, о которых мы вкратце расскажем.

В процедурах испытаний необходимо принимать различные барьеры с точки зрения защиты от износа, чистоты двигателя, утолщения сажи, долговременной стабильности и других свойств. Они обеспечивают расширенные интервалы обмена. Спецификации Европейской ассоциации автопроизводителей действуют на всех заводах-изготовителях. Хотя стандарты Американского института нефти украшают нефтяные бутылки здесь, они также адаптированы к американскому дорожному движению. Большое влияние на качество масла и достижимые выбросы также оказывает способ производства моторного масла.

Краткая информация по результатам тестирования

Castrol Edge with Titanium FST – Достоинство этого масла в повышенной прочности пленки. Это качество моторных масел увеличивает ресурс деталей двигателя. Высокие результаты показал тест на полимеризацию. Щелочной резерв в норме. Большая зависимость характеристик от разницы температуры окружающего воздуха. Стало быть, применять это масло в автомобиле лучше в умеренных широтах.

Еще более высокое качество - это полностью синтетические масла, которые становятся все реже из-за их производственных затрат и улучшенных синтетических масел. Каждый водитель знает, что нужно время от времени обновлять моторное масло или даже полностью его менять. Но что действительно нужно, большинство водителей автомобилей действительно не знают.

Смазка и охлаждение В то же время основной задачей моторного масла является основная задача перемещения и перемещения деталей, которые блокируются. Эта смазка значительно снижает износ, благодаря чему эти детали двигателя защищены постоянной смазочной пленкой. Это связано с тем, что части никогда не касаются друг друга напрямую. Трение через масло также называется жидким трением. Но не только защита деталей двигателя является важной задачей, которую выполняет моторное масло. Скорее, тепло генерируется постоянным трением, которое уже предотвращается только моторным маслом.

Castrol Magnatec А1 – Хорошие показатели в тесте на полимеризацию, сохранение заданной вязкости в любых режимах. Прочность пленки средняя по тесту. Отлично сопротивляется экстремально низкой температуре. Невысокий балл за тест на угар. Щелочной резерв ниже среднего, как следствие — высокая остаточная кислотность в конце ресурсных испытаний. Это масло рекомендуется менять чаще обычного.

Таким образом, детали поддерживают температуру, которая предотвращает перегрев. Для этой цели масло поглощает тепло и затем снова охлаждается в охлаждающем контейнере. Затем это тепло выделяется в окружающую среду или в некоторых случаях превращается в энергию.

Моторное масло также служит для защиты от ржавчины. Моторное масло дополнительно используется в качестве защиты от ржавчины, многие владельцы автомобилей должны быть менее осведомлены. Но это так, но только если достаточное количество моторного масла окружает детали. Это единственный способ защитить их от возможного проникающего воздуха, что, в свою очередь, предотвращает коррозию. Если эти детали постоянно окружены достаточным количеством моторного масла, исключается коррозия, что, в свою очередь, означает длительный срок службы автомобиля.

G-Energy F Synth EC – У образца очень прочная пленка, хорошо держит характеристики при разбросе температур. Высокий коэффициент экономии топлива по сравнению с показателями других масел. В новом масле низкая кислотность, уровень которой не сильно увеличился. Неплохой показатель потерь на угар, но все же иметь запас для долива не помешает.

Это так важно, поскольку никакие детали не могут быть изготовлены так точно, что пыль или воздух не могут проникнуть в промежутки. Но именно эти мелкие частицы пыли могут повредить детали в двигателе, а это означает, что прекрасная работа больше невозможна. Именно в эти зазоры моторное масло может проникать и предотвращать такие повреждения. Однако двигателю не только угрожают воздух и пыль, но также и процесс горения. Это может привести к образованию очень мелких частиц, которые могут быть иммобилизованы в двигателе без моторного масла.

Хуже того, такие частицы могут повредить всю передачу, и, таким образом, автомобиль больше не готов к запуску. Хорошее моторное масло поглощает эти частицы и тем самым очищает весь двигатель. Эта очистка происходит прежде всего в недоступных местах в двигателе, что в свою очередь очень практично и эффективно. По этой причине также важна регулярная смена масла, поскольку старое моторное масло более вредно, чем это все еще полезно.

Lucas Synthetic – Высокий уровень защиты от задира – прочность пленки на высоте. Низкий угар. Это масло практически не требует долива, и позволяет увеличить интервал замены. Показатель вязкости не меняется при температуре до -30. Тест показал малый щелочной резерв и слабые возможности очистки двигателя. Масло лучше не использовать в автомобилях с высокими нагрузками на мотор.

Регулярно меняйте моторное масло. Это характерно для каждого водителя, но до изменения многие уже перенапряжены. Потому что теперь это лучшее моторное масло, потому что есть некоторые отличия. Все масла состоят из базовых масел и добавок, и проводится различие между минеральными маслами и синтетическими маслами. Минеральное масло намного дешевле синтетического масла, которое также имеет свои веские причины. Здесь производство является важным компонентом, потому что минеральное масло намного проще.

С одной стороны, синтетическое масло обладает лучшими свойствами, а с другой стороны, производство является более сложным и, следовательно, более дорогостоящим. В нефти нефть просто очищается, а затем обрабатывается, а синтетические масла содержат только линейные молекулы. Они не встречаются в природной нефти, и в этом случае присутствуют также углеводородные соединения, которые уже присутствуют в масле. Поэтому синтетические масла гораздо лучше подходят для двигателя, особенно они могут выполнять свою работу дольше.


Mannol Elite – не склонно к угару. За счет прочной пленки обеспечивает хорошую защиту от износа двигателя. Высокая защита от окислительных процессов позволяет минимизировать коррозию. А вот при изменении температурных режимов двигателя – резко меняет вязкость. Конечно, в пределах допуска – но этот факт необходимо учитывать.

Как правило, они дороже покупать, но их долгая жизнь делает цену оправданной. Конечно, нормальные моторные масла выполняют свою работу превосходно, но здесь смена масла приходится делать чаще. Часто также достаточно просто пополнить масло, но это всегда занимает определенное время. Является ли это нормальным моторным маслом или синтетическим маслом, его необходимо полностью заменить. Уже цвет может указывать здесь на изменение, потому что это изменяется в цвете. Лучше не ждать здесь долго, а действовать одинаково.

Никто не хочет потерять свою машину плохим моторным маслом, так как обмен тогда намного дешевле. Любой, кто должен выбрать синтетическое моторное масло, возможно, должен настроить масляные фильтры на него. Как правило, это масло длится дольше, чего нет в фильтрах.


– Рекомендуется производителем для турбированных моторов, при этом прочность пленки достаточно низкая. Степень полимеризации высокая, этот тест провален. Показатели щелочного резерва в норме, защита от коррозии на высоте. Хорошая работа при холодном пуске. При изменении температуры, практически не меняет вязкость и химический состав. Расход на угар отсутствует.

Моторное масло, приключенческий автомобиль с жидким золотом

Моторное масло является сущностью каждого автомобиля. Но для чего вам действительно нужно моторное масло и который является лучшим продуктом? Отказ от ответственности: Это видео не от нас, но мы считаем это достаточно интересным, чтобы предложить его вам здесь.

В сегодняшнем мире большинству владельцев транспортных средств уже не может самостоятельно производить смену масла. Тем не менее, необходимо всегда иметь моторное масло под рукой. Уровень масла следует регулярно проверять. При необходимости моторное масло всегда должно быть доступно для заправки. Очень опасно ездить со слишком низким уровнем масла. В результате необходимая смазка движущихся частей двигателя больше не обеспечивается. Результатом является высокий износ или даже дорогостоящий ущерб двигателю.

Motul 8100 Eco-nergy – Уверенный середнячок теста. При изменении рабочих температур менялись и вязкостные характеристики, но далеко от предельных значений. Расход на угар небольшой, но долива между заменой потребует. Неплохое значение остаточной кислотности на момент окончания ресурсных испытаний. В целом тест не показал ничего выдающегося.

Вязкость определяет, насколько вязкое моторное масло. Поэтому никто не должен ждать, пока не загорится контрольная лампа. Если они загораются во время поездки, автомобиль должен быть припаркован немедленно. В магазинах бытовой техники есть бесчисленные моторные масла, а также в торговле аксессуарами для автомобилей. Для многих возникает вопрос о том, какое масло оно должно быть. Не рекомендуется покупать самое дешевое масло. Моторное масло должно соответствовать двигателю. Точная спецификация предоставляется владельцу транспортного средства в инструкциях по эксплуатации транспортного средства.

Pennzoil Ultra – Низкий показатель прочности пленки компенсируется хорошим результатом пуска двигателя при температуре -30 градусов. При высоких температурах потеря летучих фракций незначительна, угар будет небольшой. Щелочной резерв высокий, один из лучших показателей теста. Достаточно универсальное масло для любых двигателей.

Взгляд на этот документ стоит того. Вязкость показана на каждом топливном баке. Вязкость - это вязкость масла. Каждое моторное масло обладает способностью становиться более жидким при нагревании. Поэтому летом, из-за более высоких температур, необходимо использовать другое моторное масло, чем зимой. Классы вязкости колеблются от 0 до значения ниже, чем меньше масло.

Масло защищает сердце каждой машины - блок машины. Поэтому все масла с вязкостью от 0 до 15 являются зимними маслами. Все остальные масла - летние масла. В регионах с высокими температурами летом необходимо использовать моторное масло с классом вязкости 50. В основном это касается южно-европейских стран.


Petro-Canada SUPREME Synthetic – Прочность пленки средняя. Нормальная вязкость при зимней эксплуатации. Достаточно большой угар, масло требует долива уже при прохождении половины межсервисного интервала. Высокая степень полимеризации. После прохождения ресурсного испытания наполовину уменьшилось щелочное число. Все показатели ниже среднего в рамках теста.

Это единственный способ смазать двигатель. Масло с низкой вязкостью не подходит. В среднеевропейском регионе в летние месяцы используются моторные масла с вязкостью 30. В Скандинавском регионе достаточно масел с вязкостью 20. Поэтому всегда важно искать регион, в котором движется автомобиль. Это также следует учитывать при путешествии в отпуск.

Различают четыре типа моторного масла. Минеральные моторные масла основаны на нефти. На нефтеперерабатывающих заводах он обрабатывается таким образом, что его можно использовать в двигателе. Многие старые автомобили удобны с этим моторным маслом. Для более новых двигателей это не подходит.

Red Line High Performance – Высокая прочность масляной пленки, и очень хороший показатель щелочного резерва. При холодном пуске результат слабенький, высокую температуру держит лучше. Один из лучших результатов по степени угара. Показатели по полимеризации близки к границе допуска. Разброс результатов по разным критериям не позволяет рекомендовать это масло.

В современных двигателях необходимо использовать полусинтетическое или полностью синтетическое моторное масло. Преимуществом этих масел является низкое образование сажи. Современные двигатели, в частности, реагируют на отложения сажи со значительным снижением производительности. В то же время увеличивается расход топлива и выхлопных газов. Синтетические моторные масла также обладают улучшенными смазочными свойствами. Это преимущество чрезвычайно важно, особенно для высокопроизводительных двигателей.

Наиболее пригодны всесезонные масла

Это моторное масло является обязательным для всех автомобилей, которые имеют автоматический контроль. Если в таких двигателях используется другое моторное масло, инспекционное управление иногда перестает функционировать должным образом. Это не только улучшает смазку, но и предотвращает коррозию. Акцент здесь делается на чрезвычайной ситуации. В аварийной ситуации неподходящее моторное масло по-прежнему лучше, чем низкий уровень масла. Типичные одноразовые масла, как описано выше, редко используются сегодня.

Royal Purple High Performance – Тесты этого масла неоднородны. Высокая прочность масляной пленки. Хорошие показатели полимеризацию. Потери при нагреве так же невысокие. А вот показатели при замере остаточной кислотности, и плохой результат при низких температурах, выводят это масло в нижнюю часть списка.


Shell Helix Ultra – По показателям практически лидер теста. Самый низкий угар среди тестируемых образцов. Хороший показатель остаточной кислотности, защита от коррозии на высоте. Очень низкое содержание металла в слитом масле после ресурсного теста говорит о малом износе деталей двигателя. Разброс характеристик при изменении температуры небольшой.

THK Magnum Professional – В отношении цена/качество лучший показатель теста. Очень малый угар, практически не требует долива. Высокие показатели щелочного резерва. Прочность пленки одна из лучших в тесте, это подтвердил и низкий уровень содержания металла в отработке. Масло можно рекомендовать для любых двигателей.

Total Quartz 9000 Future – Хорошая стабильность характеристик при высокой температуре. Нейтрализация кислот тоже хорошая. Высокая прочность масляной пленки обеспечивает малый износ компонентов мотора. Тест показал, что масло не теряет своих свойств и при температуре до -30. Угар высоковат, при эксплуатации в теплое время года, надо будет регулярно доливать.


Valvoline SynPower – Эту смазку так же можно отнести к лидерам. Лучше всего проявило себя в таких тестах, как щелочной резерв, прочность масляной пленки, степень полимеризации. Хорошие чистящие свойства. Снижает расход бензина. Не теряет свойств при низких температурах, но имеет достаточно высокие потери массы при нагреве. Подходит для любых типов автомобилей.

ZIC XQ LS – показало лучший результат по сохранению вязкости при изменении температуры. Хороший показатель кислотности по окончанию ресурсного теста. Износ деталей двигателя высоковат, уровень металла в отработанном масле большой. По угару – средний показатель, не хуже остальных смазок.

Таким образом, ознакомившись с краткими результатами теста масел, выпускавшихся в 2014 году, автолюбитель сможет сделать самостоятельный и осознанный выбор при покупке моторного масла.

Атоэксперт: Андрей Перов

Пытку российским двигателем и российским топливом прошли четыре образца импортных масел вязкостью SAE 5W‑30 от ведущих производителей, занимающих львиную долю отечественного рынка. Исследуем, на какие приоритеты ориентируются производители моторных масел. А главное – как уживаются импортные моторные масла с отечественным бензином и как этот симбиоз сказывается на состоянии двигателя?

Мы взяли три полностью синтетических импортных моторных масла с вязкостью SAE 5W‑30 от ведущих производителей, занимающих львиную долю отечественного рынка, – ExxonMobil, Shell и Castrol. К этой троице присовокупили не столь распространенное, но не менее известное масло Motul.

Как испытывали? На каждом из масел специально подготовленный стендовый двигатель крутился в заданных режимах сто двадцать часов, при этом сравнивались его характеристики на различных стадиях испытаний. Мотор – отечественный восьмиклапанник ВАЗ‑21114 с впрыском, с измененной программой управления и системой масляного охлаждения поршней.

Почему двигатель не иномарочный? Условия испытаний не позволяют. Методика требует до начала испытаний и после них вскрывать мотор, обмерять, дефектовать, фотографировать и взвешивать детали. А современные ненашенские моторы разборке-сборке не подлежат – коленчатый вал там снять нельзя. Точнее, снять можно, а вот ставить обратно уже запрещено.


Через фиксированное время мы отбирали – три раза – пробы масла для оценки темпа его старения. Отслеживали изменение физико-химических показателей масла, а также содержание в нем продуктов износа. А вскрытие мотора уточняло представление об отложениях и износе.

Чтобы отсеять сомнения насчет возможных подделок, свежие пробы масел мы отдали в лабораторию для определения базовых физико-химических показателей и сравнили их с указанными производителями. Если совпадают – стало быть, масла настоящие, не поддельные. Удивило другое: начальные параметры всех четырех масел практически одинаковые. Уж не из одной ли они бочки? Из разных! Это выяснилось после измерений динамической вязкости во всем диапазоне температур. Но сначала вспомним, какие вообще бывают вязкости.



КИНЕМАТИЧЕСКАЯ, ДИНАМИЧЕСКАЯ И HTHS

Имеется прямая связь между вязкостью масла, потерями на трение и скоростью износа узла трения. В классической гидродинамике различают две характеристики вязкости – динамическую и кинематическую. Для мотора важна именно динамическая вязкость масла, поскольку она учитывает изменение плотности в зависимости от температуры. А кинематическая вязкость важна для масленщиков; она может быть точно определена капиллярным вискозиметром. Ранее параметры вязкости, предписанные классом SAE, ограничивали лишь возможный диапазон изменения кинематической вязкости масла при температуре 100 °C. Диапазон этот для масел SAE 30 составляет 9,3–12,6 сСт; для масел SAE 40 он шире12,6–16,3 сСт.

Сейчас классификация по SAE дополнена ограничениями по динамической вязкости при 150 °C. Это так называемая высокотемпературная вязкость HTHS (High-Temperature, High- Shear).

Прежде считалось, что для подбора масла достаточно классификации по SAE, а потом выяснилось, что ее мало. Масла из одной группы при рабочих температурах могут различаться по вязкости на десятки процентов, а это существенно для работы мотора. Потому и ввели дополнительное ограничение.


Динамика изменения кинематической вязкости в процессе испытаний отражает темп старения масла. Это один из основных браковочных параметров масла.


Производители современных масел ориентируются на противоположные приоритеты. Так, фирма Shell заявляет о малой вязкости масла Helix Ultra, которая предопределяет низкие потери на трение. А компания Motul специально разработала масло 8100 X‑сlean FE, у которого заявлено высокое значение HTHS. Кто же прав?

Для полноты картины пройдем по всем температурам – от зимнего холодного пуска до вполне рабочих режимов, как у полностью прогретого мотора. Наивысшие значения высокотемпературной вязкости HTHS при первой пробе – у масла Motul 8100 X‑сlean FE, как и было обещано производителем: 3,2 мПа·с против 2,7 мПа·с у Mobil. Разбег – почти под 20%! Значит, это масло снизит на 20% нагрузку на подшипник – либо позволит увеличить давление на подшипник на те же 20% без ухудшения условий его работы. Плата за это – самые высокие значения динамической вязкости при отрицательных температурах: 8330 мПа·с у масла Motul против 6220 мПа·с у масла Mobil. Значит, в арктиках и антарктиках запустить мотор с маслом Motul будет сложнее.



Впрочем, интереснее проследить динамику изменения этого параметра в течение всего срока проведения испытаний. Масла Mobil 1 ESP Formula и Motul 8100 X‑clean FE за 120 часов пытки российским двигателем и российским же (не самым лучшим, как все говорят) топливом изменили свои параметры несильно и вполне предсказуемо. В ходе испытаний динамическая вязкость во всем диапазоне температур увеличилась лишь на 3–5%.

А вот масла Castrol Edge FST и Shell Helix Ultra изменили свою вязкость на 21–28%! Причем рост вязкости у масла Castrol начался практически сразу – такая динамика нехарактерна для обычного поведения масла. А масло Shell до середины испытаний держалось молодцом, но сдалось во второй половине цикла. В итоге к концу испытаний то преимущество, которое было у этих масел перед маслом Motul по вязкости при отрицательных температурах, полностью растаяло. Тем, кто планирует использовать эти масла в суровых северных условиях, есть о чем задуматься.

Еще более выразительную картину, отражающую темпы старения масел, дает анализ динамики изменения кинематической вязкости при 100 °C.



И снова: у масла Motul вязкость практически не изменяется. У масла Mobil изменение вязкости более заметно, причем к концу срока испытаний она вышла на пороговое значение. А вот Castrol выдал очень существенное увеличение вязкости при 100 °C, далеко выскочив за допустимые пределы. Самое интересное, что вязкость при 40 °C к концу испытаний стала уменьшаться – это можно увидеть из данных в итоговой таблице. Индекс вязкости улетел аж за 210!

Индекс вязкости – это важный параметр моторного масла, который характеризует темп изменения вязкости при росте температуры. Чем он выше, тем меньше разница между вязкостями при высокой температуре и при низкой. Для полных синтетик он обычно лежит в диапазоне 160–180.

И еще одна странность масла Castrol. Обычно щелочное число постепенно снижается: срабатывается комплекс моющих присадок. А тут наоборот – рост!

Возможно, из отложений, формируемых в двигателе, в масло возвращается кальций или другой элемент, на который и реагирует прибор. Кстати, для остальных трех масел тот же метод дал ожидаемый результат.


Энергосбережение масел мы оценивали дважды, сопоставив расход топлива в режимах нашего цикла как со свежим маслом, так и с отработавшим 120 моточасов. Эти результаты также сведены в таблицах.

Здесь вновь уместно вернуться в разговору об HTHS. Масло с самым высоким значением HTHS – Motul 8100 X‑clean FE – и здесь показало лучший результат. Впрочем, все испытанные масла, судя по результатам, вполне могут быть отнесены к энергосберегающим. Но те, у которых темп роста вязкости ниже, в наименьшей степени изменили расход топлива и мощность мотора после цикла длительных испытаний. Наиболее наглядно влияние высокотемпературной вязкости проявилось при анализе защитных функций масла. Анализ содержания продуктов износа в пробах масел, отобранных на итоговой стадии испытаний, четко выявляет безоговорочное лидерство масла с высоким HTHS. Это Motul 8100 X‑clean FE. Вполне объяснимо: выше вязкость – больше толщина разделяющего слоя и меньше износ деталей двигателя.

Вскрытие мотора после циклов испытаний показало примерно одинаковый итоговый уровень высоко- и низкотемпературных отложений, при этом более стабильные масла дали чуть лучший результат. Но в целом все масла по этим параметрам показали высокий результат, характерный для высококачественных синтетик.


Высокотемпературные отложения на боковых поверхностях поршней, оставленные современными синтетическими маслами, не должны выходить за 1,5 балла шкалы ПЗВ. И не вышли. Шкала ПЗВ – это шкала экспертных оценок уровня отложений: абсолютно чистый поршень – 0 баллов, черный и грязный – 6 баллов.

НЕ ДЛЯ РОССИИ?

Почему масла по-разному проявили себя в ходе испытаний? Два из них – Motul 8100 X‑сlean FE и Mobil 1 ESP Formula – отработали без замечаний, а два других показали не столь оптимистичный результат. Сам характер старения масла, когда вязкость начинает гулять, а другие параметры в целом остаются в норме, чаще всего свидетельствует о том, что полимерные загустители масла, входящие в использованный пакет присадок, с чем-то конфликтуют.

Затевая эту экспертизу, мы хотели продолжить поднятую нами три года назад тему «масляной чумы» – непредсказуемого разложения масла, при котором образуется черный гудрон в каналах системы смазывания, масляном поддоне, клапанном механизме. Эта болезнь убила не одну сотню моторов. И масленщики в качестве одного из возможных виновников этой беды называли российский бензин. Тогда мы нашли и другие причины «чумы», причем подтвержденные экспериментом. Но надо было проверить и версию о влиянии плохого бензина.

Решение нашлось после нашей экспертизы дешевых 95‑х бензинов (ЗР, 2015, № 5), в ходе которой выяснилось, что большинство из них содержит запрещенный метанол. Именно такой бензин мы и использовали для наших испытаний


Испытанные синтетики дали сравнительно тонкие слои (в целом – близкой толщины) низкотемпературных отложений.

Таким образом, наши исследования подтвердили, что плохой бензин реально способен испортить масло, а вместе с ним и мотор. Да, но ведь масла Motul 8100 X‑сlean FE и Mobil 1 ESP Formula, работая на таком же бензине, никаких претензий к нему не высказали! Значит, пакет присадок можно скорректировать таким образом, чтобы и в наших условиях масло работало нормально. Другое дело, что не всем это удается.

А пока повторяем: широким кругом объезжайте непроверенные АЗС! Что касается выбора моторного масла, то мы советуем отдавать предпочтение продуктам с более высоким значением HTHS.

Целее будут мотор, нервы и кошелек!



Полученные нами результаты носят относительный характер, применимый только к сопоставлению четырех испытанных синтетик. При сравнении моторных характеристик двигателя в тест включали еще одно масло – относительно простую анонимную полусинтетику того же класса вязкости, взятую как базу для сравнения. Стендовые испытания полностью исключают неопределенность, неизбежную при проверке на реальном моторе в обычных условиях эксплуатации. В последнем случае многое зависит от режимов работы двигателя, его технического состояния, стиля вождения, качества топлива, погоды за бортом и ряда случайных факторов.

Примененная методика позволяет оценить сравнительное качество моторного масла по признакам, которые обычно учитываются при их допуске к применению различными автопроизводителями. Перечислим эти признаки.

Энергосбережение определяется по изменению среднего удельного расхода топлива при работе на испытывающемся масле по сопоставлению с базовым.

Защита от износа определяется по изменению массы контрольных деталей (вкладыши подшипников коленчатого вала и поршневые кольца), изменению размера деталей, содержанию продуктов износа в пробе моторного масла, отобранной после испытаний.


Склонность к образованию высокотемпературных отложений определяется визуальной оценкой уровня загрязненности боковых поверхностей поршней. Склонность к образованию низкотемпературных отложений определяется по изменению массы контрольных весовых элементов – деталей двигателя, устанавливаемых в клапанной крышке (сетка маслоотделителя) и в масляном поддоне (приемный грибок масляного фильтра).

Экологические показатели определяются по изменению токсичности отработавших газов при работе двигателя по стандартному циклу испытаний на испытывающемся масле по сравнению с базовым.

Кроме того, оценивали сравнительный темп старения моторного масла и его влияние на показатели двигателя. Ресурсные показатели масла характеризовались динамикой изменения его вязкости, щелочного и кислотного чисел, изменением диспергирующей способности.

В качестве браковочных параметров, на основании которых производилась оценка сохранения работоспособности масла, применяли границы вязкости, определяемые его классом по SAE. Для масла класса SAE 5W‑30: кинематическая вязкость, замеренная при температуре 100 °C, должна быть в диапазоне 9,3–12,6 сСт. Кроме того, масло выбраковывали в том случае, если на каком-то этапе испытаний его щелочное число падало более чем на 50% от начального значения.


В современных двигателях температура масла в рабочей зоне может доходить до 180–200 °C, особенно в паре трения поршневое кольцо – цилиндр двигателя. Вязкость масел даже одной группы по SAE при таких температурах может существенно различаться. Так, ранее проведенные нами экспертизы показали, что для масел группы «сороковок» при 150 °C кинематическая вяз‑ кость может меняться в диапазоне 5,4–6,8 сСт, то есть разбег достигает 25%! Для «тридцаток» относительная разница может быть еще больше.
Именно поэтому в редакциях правил SAE J300 начиная с 2001 года появилось понятие высокотемпературной вязкости HTHS. Это динамическая вязкость масла, определяемая на ротационном вискозиметре при фиксированных условиях – при скорости сдвига 106 1/с.

У производителей современных масел одинаковая цель – оптимизация работы двигателя, но для ее достижения они выбирают взаимоисключающие способы. Так, например, в описании масла Shell Helix Ultra говорится, что благодаря малой вязкости оно снижает потери на трение. А фирма Motul специально разработала масло 8100 X‑clean FE с высоким значением HTHS.

Кто же прав? Обратимся к теории. Любая пара трения в двигателе – это своеобразный подшипник: цилиндрический, если это подшипник коленчатого вала, или плоский (ползун), если это, допустим, пара трения поршневое кольцо – цилиндр. Так вот, одним из важнейших показателей качества работы подшипника является коэффициент нагруженности. Он определяется как отношение средней нагрузки на подшипник к рабочей вязкости масла, умноженной на скорость сдвига, и всё это умножается на квадрат отношения величины рабочего зазора к диаметру подшипника. Значение коэффициента нагруженности должно лежать в определенных пределах. Превышение влечет за собой резкое увеличение скорости износа и потерь на трение, но и слишком низкий коэффициент нагруженности приводит к росту потерь на трение.

Нагрузка и скорость в подшипнике – параметры режимные, их не трогаем. Если уменьшаем HTHS, то автоматически увеличиваем нагруженность подшипника. И компенсировать это можем только величиной рабочего зазора – его надо уменьшать. Но и тут есть свой лимит! Значит, для каждого мотора, с его особенностями конструкции и режимов работы, есть своя оптимальная высокотемпературная вязкость HTHS.

Более того, даже в случае одного мотора для каждого из режимов его работы будет своя оптимальная HTHS. И закон простой – чем выше нагрузка, тем выше должна быть вязкость.

А что говорят правила SAE J300? В них оговорена лишь зависимость от класса вязкости. Для «двадцаток» – не менее 2,6 мПа·с, для «тридцаток» и части «сороковок» – не менее 2,9 мПа·с, для остальных – не менее 3,7 мПа·с. Заметьте – не менее! А потому, в свете современных тенденций создания моторов, позиция бренда Motul нам все-таки ближе. Результаты проведенных испытаний укрепляют нас в этом мнении.

1 год



Рекомендуем почитать

Наверх